Лепка в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)
Слайд №1 Теоретический семинар
«Лепка в образовательной деятельности детского сада»
Подготовила:
Комар К.Ю. , воспитатель
Слайд 2.Как говорил В.А.Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальце. Чем больше уверенности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»
Слайд 3.Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняют обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые представлены в основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Слайд 4.Анализируя программу, следует отметить что в старшем дошкольном возрасте виды лепки усложняются, тем самым усложняются задачи, так как к 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения.
В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.
Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев.
Слайд 5.Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Дети учатся передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.
Слайд 6.Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Очень важно на данном этапе обучения потребовать от детей уточнения формы и пропорций, научить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью.
В начале года дети вспоминают, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточняют приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Ребенок должен хорошо представлять изображаемый объект в определенном положении.
Слайд 7. Чтобы более точно передать образ, отдельные детали, форму, помогают приемы лепки, в старшем дошкольном возрасте они усложняются и совершенствуются.
Приемы лепки представлены на экране:
Раскатывание. Выполняется путем крепкого зажима куска пластилина в ладонях, затем производим попеременное движение ладонями вперед и назад.
Скатывание. Путем зажима куска пластилина в ладонях, затем выполняются круговые движения ладонями вперед и назад.
Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.
Оттягивание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Скручивание. Придание формы спираль.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
Слайд 8.По форме лепка бывает: 1.объемная и 2.рельефная.
Слайд 9.1.Способы объемной лепки:
Конструктивный и пластический (скульптурный) – используются в младшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте больше используется комбинированный способ –он объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным.
2.Рельефная лепка используется:
1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.
2) объемное лепное изображение на плоскости.
Слайд 10.Различают следующие виды рельефа:
- барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;
- горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
- контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее .
Всё выше представленное относится к традиционной лепке, но так же в детском саду имеет широкое использование техника нетрадиционной лепки.
Слайд 11.Одной из таких является пластилинография. Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости, эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":
Слайд 12.Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм.
Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным.
Слайд 13.Виды пластилинографии:
Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Под низ основы подкладывается изображение с хорошо выраженным контуром а затем его элементы заполняются пластилином. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.
Слайд 14.Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.
Слайд 15.Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.
Слайд 16.Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.
Слайд17.Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.
Слайд 18.Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения.
Слайд 19.Следующий вид Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких.
Слайд 20.Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. В процессе ее организации осуществляется постановка целей и задач, подготовка оборудования, подбор методов и приемов. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Для реализации поставленной цели, воспитатели в непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе детского сада используют различные методы.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении лепки ведущим методом станет упражнение, т. к. без этого нельзя научить детей лепить. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Слайд 21. Методы, которые используются на занятиях по лепке.
Практические:
- упражнение
- экспериментирование
-моделирование
Наглядные:
-демонстрация наглядных пособий
- наблюдение
-рассматривание
Слайд 22.Словесные:
-рассказ педагога
-беседа
-чтение художественной литературы
Игровые:
-дидактическая игра
-игровая ситуация
Слайд 23.Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
В основной части занятия перед тем как приступать к лепке, осуществляется показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.
Так же для наглядного представления необходимо использовать картины известных художников разных жанров. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.
Следующий прием, который активно используется на занятиях лепкой является показ педагогом способов лепки. Который относится к наглядно-действенным приёмам, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов. На протяжении всего занятия используется частичный показ отдельных приемов лепки. В процессе творческой деятельности используются и другие приёмы: указание, напоминание, поощрение, замечание, сотворчество.
Слайд 24.В заключительной части занятия осуществляется подведение итога, организация выставки детских работ и оценка работ самими детьми.
При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный.
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada.pdf | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
«Планирование образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в профессиональной деятельности воспитателя» Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
"Калининские птички" Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лепке
Данный конспект будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования с целью знакомства с тверскими глиняными игрушками....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...