Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Украшение одежды марийским орнаментом».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа. | 16.95 КБ |
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Украшение одежды марийским орнаментом».
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка.
Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.
Задачи. Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.
. Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.
Ход НОД: Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные к нам приехали гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски.
Дети: Салам лийже.
Воспитатель:
Ребята, в выходные дни я ездила в гости и встретила там женщину. Она была чем – то расстроена. Мы с ней разговорились, и она мне сказала, что работает в музее. Что у нее должна состоятся выставка марийской национальной одежды. А у нее экспонатов мало. Я ей сказала, что работаю в детском саду и мои ребята помогут разрисовать одежду марийским орнаментом. А потом мы вышлем ей на выставку. Она сказала мне, что очень будет на нас надеяться Воспитатель: На какой земле вы проживаете? (Ответы детей.
Воспитатель: Марийский язык – очень красивый и мелодичный язык.. Марийский народ очень трудолюбивый и выносливый. Их корни уходят в далекое прошлое. В далеком прошлом все марийские женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали. Они сами шили платья и рубашки, полотенце, дорожки. А мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Долгими зимними вечерами мариечки собирались у кого-нибудь дома, и занималась рукоделием. Во время таких посиделок, незаметно летело время. Они не только занимались рукоделием, но одновременно веселились: пели разные песни, рассказывали истории, играли. Умел марийский народ коротать свое время. А если девушку собиралась выходить замуж, то она должна была приготовить себе приданое. Мариечки вначале ткали полотно, затем кроили и шили одежду ( швейных машин тогда не было). Работа выполнялась вся вручную. Они обшивали всю свою семью. Ценились мариечки трудолюбивые, работящие, аккуратные, чистоплотные. Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам -детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой. Давайте мы с вами рассмотрим одежду марийского народа. Платья красивые, нарядные. Они украшены национальным орнаментом, лентами, кружевами, бисером. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают одежду народа мари и объясняет им, где что находится и как называетя. Дети повторяют за воспитателем марийские слова).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего вышивали узор?
Дети: Марийский народ считал, что они оберегают человека.
Воспитатель: Да, поэтому их еще и называют оберегами. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры?
Дети: Узоры вышивали на вороте, подоле, рукавах, спине, груди.
Воспитатель: Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Ребята, а как вы думаете, что такое орнамент? (Выслушиваюся ответы детей). Да, они повторятся один за другим. Существует несколько видов орнамента. Один из таких орнаментов- это животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей).
А это растительный орнамент. Как вы считаете, что они нам напоминают?
Дети: Марийский орнамент похож на разные виды цветов, листочков.
Воспитатель: Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. А еще рукодельницы использовали геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется орнамент, который состоит из геометрических фигур? Дети: Геометрический орнамент. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок.
Дети: Красный, синий, черный, зеленый. Воспитатель: Правильно.
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья. Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь. Черным – землю, синим – небо, воду, облака. А вы, ребята, хотите научится выполнять такие же узоры? Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело.
Физкультминутка:
(Звучит марийская плясовая мелодия. Дети встают в круг и исполняют современный марийский танец .) Воспитатель: Ну а, теперь подойдите к столу и выберите ту одежду, которую пожелаете украсить. (Дети выбирают одежду и начинают украшать марийским орнаментом.) На одежде мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти платочки будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Если руки испачкаются, то не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы вам было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии и песни народа мари. (Под марийскую мелодию дети украшают одежду). Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол.(Подводится итог занятия, обсуждение.) Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре.
Воспитатель. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев. А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и поедим шоколадки.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Украшение одежды марийским орнаментом».
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка.
Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.
Задачи. Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.
. Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.
Ход НОД: Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные к нам приехали гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски.
Дети: Салам лийже.
Воспитатель:
Ребята, в выходные дни я ездила в гости и встретила там женщину. Она была чем – то расстроена. Мы с ней разговорились, и она мне сказала, что работает в музее. Что у нее должна состоятся выставка марийской национальной одежды. А у нее экспонатов мало. Я ей сказала, что работаю в детском саду и мои ребята помогут разрисовать одежду марийским орнаментом. А потом мы вышлем ей на выставку. Она сказала мне, что очень будет на нас надеяться Воспитатель: На какой земле вы проживаете? (Ответы детей.
Воспитатель: Марийский язык – очень красивый и мелодичный язык.. Марийский народ очень трудолюбивый и выносливый. Их корни уходят в далекое прошлое. В далеком прошлом все марийские женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали. Они сами шили платья и рубашки, полотенце, дорожки. А мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Долгими зимними вечерами мариечки собирались у кого-нибудь дома, и занималась рукоделием. Во время таких посиделок, незаметно летело время. Они не только занимались рукоделием, но одновременно веселились: пели разные песни, рассказывали истории, играли. Умел марийский народ коротать свое время. А если девушку собиралась выходить замуж, то она должна была приготовить себе приданое. Мариечки вначале ткали полотно, затем кроили и шили одежду ( швейных машин тогда не было). Работа выполнялась вся вручную. Они обшивали всю свою семью. Ценились мариечки трудолюбивые, работящие, аккуратные, чистоплотные. Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам -детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой. Давайте мы с вами рассмотрим одежду марийского народа. Платья красивые, нарядные. Они украшены национальным орнаментом, лентами, кружевами, бисером. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают одежду народа мари и объясняет им, где что находится и как называетя. Дети повторяют за воспитателем марийские слова).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего вышивали узор?
Дети: Марийский народ считал, что они оберегают человека.
Воспитатель: Да, поэтому их еще и называют оберегами. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры?
Дети: Узоры вышивали на вороте, подоле, рукавах, спине, груди.
Воспитатель: Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Ребята, а как вы думаете, что такое орнамент? (Выслушиваюся ответы детей). Да, они повторятся один за другим. Существует несколько видов орнамента. Один из таких орнаментов- это животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей).
А это растительный орнамент. Как вы считаете, что они нам напоминают?
Дети: Марийский орнамент похож на разные виды цветов, листочков.
Воспитатель: Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. А еще рукодельницы использовали геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется орнамент, который состоит из геометрических фигур? Дети: Геометрический орнамент. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок.
Дети: Красный, синий, черный, зеленый. Воспитатель: Правильно.
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья. Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь. Черным – землю, синим – небо, воду, облака. А вы, ребята, хотите научится выполнять такие же узоры? Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело.
Физкультминутка:
(Звучит марийская плясовая мелодия. Дети встают в круг и исполняют современный марийский танец .) Воспитатель: Ну а, теперь подойдите к столу и выберите ту одежду, которую пожелаете украсить. (Дети выбирают одежду и начинают украшать марийским орнаментом.) На одежде мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти платочки будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Если руки испачкаются, то не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы вам было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии и песни народа мари. (Под марийскую мелодию дети украшают одежду). Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол.(Подводится итог занятия, обсуждение.) Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре.
Воспитатель. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев. А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и поедим шоколадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Украшение одежды ненецким орнаментом"
Занятие по рисованию для детей подготовительной группы....
"Декоративно- прикладное искусство коренных народов Югры" Украшение одежды хантыйским орнаментом.
"Легенды-Югры"...
Конспект занятия по рисованию на тему : «Украшение одежды мордовским орнаментом»
Формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства....
Конспект занятия по аппликации "Украшение одежды татарским орнаментом"
Конспект комплексного занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема: "Украшение тюбетейки"...
Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие» Раздел «Рисование» Тема: Украшение скатерти башкирским орнаментом.
Цель: Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,Задачи:Образовательные: способствовать обучению украшать скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее получен...
Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)
Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)...
Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»
Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»...