Конспект занятия по рисованию на тему : «Украшение одежды мордовским орнаментом»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Зеленеева Екатерина Алексеевна

Формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sdat_24.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36 комбинированного вида»

Конспект

НОД по рисованию на тему: «Украшение одежды мордовским орнаментом»

(с детьми старшей группы №10)

Разработала:

Зеленеева Екатерина Алексеевна

Саранск 2017


Тема:  «Украшение одежды мордовским орнаментом»

Цель: формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа;
  • формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления;
  • знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать  интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы,
  • обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии;
  • воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммунистическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Программное содержание:

Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора на изделиях. Уметь составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Совершенствовать навыки работы с акварелью, уметь рисовать концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение доводить работу до конца.

Материалы и оборудование:

1. Силуэты (рубахи, передников, косынок)

2. Гуашь (черная, красная, игрушки-матрешки, альбомы, предметы прикладного искусства.

3. Презентация на тему: «Мордовская одежда»

Методы и приемы:

Словесные:

  • беседа;
  • рассказ;
  • объяснения;
  • вопросы.

Наглядные:

  • рассматривание демонстрационного материала (фото, рисунки);
  • рассматривание схем и приемов рисования мордовского орнамента.

Практические:

  • рисование детьми орнамента на шаблоне

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание альбома с мордовским орнаментом, разучивание подвижных мордовских игр, прослушивание народной мордовской музыки, экскурсия в мини-музей д/с, заучивание стихов.

ХОД:

Воспитатель: (приветствует детей и объявляет тему НОД )

Мой край родной, мордовская земля

Люблю твои широкие поля,

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой, и обрядов простоту.

В: О каком крае говорится в этом стихотворении?

-В какой республике мы живем?

-В каком городе мы живем?  (Ответы детей: Родной край, Мордовия, Саранск)

У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву.И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).

В: Где и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент?

Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).

И сегодня к нам на занятие пришла гостья в национальном мордовском костюме, давайте ее встретим.

(Входит под музыку девушка в национальном мордовском костюме).

-Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости!

Мордовские девчата

Усталости не знают,

На посиделках они

Прядут и вышивают.

Мордовская вышивка славилась всегда,

    Гость: Посмотрите сюда!Это женская рубаха (показывает на себе), на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А это (показывает на себе,- передник, на мордовском языке он называется «руця». А это головной убор (показывает на себе,вышит и украшен блестками, его называют по-мордовски «панго».

Воспит: Какие элементы мордовского орнамента вы видите на моем костюме? (ответы детей). Какие цвета использовали мастерицы для вышивки мордовского узора? (ответы детей)

Мордовскую национальную одежду и изделия,вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.

Я принесла вам альбом. Здесь можно посмотреть какие красивые мордовские костюмы шьют на фабрике. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.

Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.

В начале художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.

И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.

Воспитатель: Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).

Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать мордовские узоры на рубахе и переднике.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»        

Дождь по лужам звонко скачет, (пальчики «здороваются», начиная с больших, потом указательные, средние, безымянные)

Целый день сегодня плачет, («здороваются» мизинцы, безымянные, средние, указательные)

Наклонил цветы и травы, (пальчики «здороваются», начиная с больших, потом указательные, средние, безымянные)

Стали полными канавы. («здороваются» мизинцы, безымянные, средние, указательные)

Намочил он всё подряд. (ритмичные хлопки ладонями по столу)

Ну-ка, дождь, полей ребят! (беспорядочные удары пальцами по столу)

В: Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения). А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).

В: По окончанию занятия предлагается детям пройти посмотреть свои работы и товарищей. Сделать анализ.

Вопросы:

- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие;

- Какие цвета используются при выполнении  мордовских орнаментов

Гостья: Ребята, а вы оказывается художники, все ваши изделия словно ожили.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

В: Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся друг другу и подарим наши улыбки всем гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по рисованию на тему: «Украшение жирафа». Соня -5 лет. Диагноз ДЦП .

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность.  Но самое главное, что овладение нетрадиционными техниками изображения доставляет  детям с ДЦП, радость, веры в свои силы и в...

Конспект НОД по рисованию на тему: "Украшенная веточка ели" в средней группе

Конспект НОД по рисованию на тему "Украшенная веточка ели" в средней группе...

Конспект НОД по рисованию на тему "Украшение фартука"

Конспект НОД по рисованию на тему "Украшение фартука"...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Украшение одежды марийским орнаментом».

Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, ...

Конспект занятия по рисованию на тему Украшение свитера (средняя группа)

Конспект занятия по рисованию на тему Украшение свитера (средняя группа)...

Занятие по рисованию в средней группе на тему:"Украшение тарелки мордовским орнаментом"

laquo;Художественное творчество» - рисование мордовского орнамента; «Коммуникация» - игра «Колечко», беседа, отгадывание загадок, употребление пословиц и поговорок...

Занятие по рисованию на тему: «Украшение свитера»

Цель: закрепление умения рисовать карандашом линии, штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельно...