Методическая разработка Организация образовательной деятельности в старшей группе по ФГОС дошкольного образования по теме "Загадочный космос"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Продолжать расширять представления детей о многообразии космоса. Знакомить детей с интересными фактами и событиями, связанными с освоением космоса. Дать детям представление о том, что Вселенная - это множество звёзд. Солнце - это самая близкая к Земле звезда, Земля имеет форму шара. Уточнить представления о планетах и созвездиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_zadanie_kosmos.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ В СВЕТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
КПК: Обеспечение качества дошкольного образования в свете требований ФГОС дошкольного образования.
Выполнила: Пудова Надежда Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
Проектная деятельность с детьми старшей группы.
Тема: « Загадочный космос».
Актуальность выбора темы проекта: В апреле наша группа посетила Петербуржский планетарий. Тема занятия была: « Планеты солнечной системы». В конце встречи всем детям подарили на память значки с видами планет, и увидев, как у них загорелись глаза и засияли лица, мы решили продолжить космическую тему у себя в группе. Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Поэтому я определила в своей работе с воспитанниками своевременность и актуальность проектной деятельности по данной теме.
В связи с темой были определены задачи:
1) Продолжать расширять представления детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2) Дать детям представления о том, что Вселенная-это множество звёзд. Солнце-это самая близкая к Земле звезда, что Земля имеет форму шара. Уточнить представления о планетах и созвездиях.
3) Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: скафандр, метеорит, орбита, телескоп, созвездие.
Формирование интегративных качеств детей:
- Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- Формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность в ходе проекта;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в деятельности.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Внедрение проекта мы начали с развивающей среды:
В центре природы создали мини-музей космонавтики: модель звёздного неба с созвездиями, модель солнечной системы, повесили плакаты, портреты космонавтов, с помощью родителей приобрели настольно-печатные игры,
аудиодиски, энциклопедии по теме.
В центре конструктивной деятельности собрали бросовый материал для изготовления поделок, приобрели различные виды конструктора.
В центре искусства расположили иллюстрации, раскраски на космическую тему, различные штриховки, материалы для аппликации и лепки.
В центре книги сделали картотеку стихов и загадок о космосе, подобрали кроссворды и ребусы, пополнили уголок детской литературой по теме.
В центре математики приобрели дидактические игры и пособия.
В центре движения разработали упражнения для звёздной ритмической гимнастики, подвижные игры
В центре экспериментирования поместили мяч, фломастеры, фонарик, глобус.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомлённости в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития. А вопросов у детей возникло очень много:
-Как называется планета, на которой мы живём? ( Маша Ф)
-Почему днём Луна какая- то белая, а ночью она жёлтая? (Егор Л)
- Почему в космосе темно? Там же солнышко светит? (Кирилл)
-Откуда утром выходит Солнце? Где живёт Луна (Даша)
-А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит? (Ваня)
-Почему нельзя достать до неба? (Даниил)
И ещё много-много разнообразных вопросов:
-Почему Солнце горячее? (Матвей)
-Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа, то на блинчик, то на кусочек сыра? (Милана)
-Звёзды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днём нет? (Вера)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволили сделать ряд выводов:
-познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
-подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
-дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, будоражит детскую фантазию
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
-Кирилл предложил попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
-Маша Ф сказала, что о космосе можно прочитать в энциклопедии;
-Даниил решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
-Егор посоветовал детям посмотреть мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка».
Мне очень понравилось, что дети сами старались добывать информацию, они рассуждали, где можно узнать ещё о космосе (беседовали между собой). В ходе проекта с детьми и родителями была организована исследовательская и творческая деятельность в разных направлениях:
Познавательной. Вместе с детьми мы создали « Космическую лабораторию», где проводили разные опыты:
- Чтобы рассказать детям, почему солнце так ярко светит, я принесла обычный фонарик. При выключенном свете поднесла его близко к детям, чтобы они посмотрели, как ярко он горит. Потом медленно отошла в конец группы, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объяснила, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас, а чтобы их увидеть поближе, нам помогают телескопы (затем этот опыт дети сами повторяли 2-3 раза). Дети были очень рады!
- Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, я попросила родителей (маму Егора) принести тыкву и горошину. Предложила детям представить, что горошина – это наша Земля, тыква- Солнце. Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы. Эти интересные эксперименты позволяют детям представить реальные размеры нашей планеты и нас самих, по отношению к ней.
- Чтобы продемонстрировать, почему Луна иногда круглая, а иногда в форме полумесяца, я взяла обычную настольную лампу и мяч и посвятила, и дети поняли, что мы видим лишь освещенную часть шара.
- Чтобы дети поняли, что Земля не плоская, как блин, а что она круглая как шар, я раздала детям мячи и фломастеры. Предложила им представить, что они путешественники, и каждый из них стоит на верхушке шара и поставить туда кончик фломастера. Теперь путь пойдёт всё время вниз. Надо вести фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивать вслед за движением фломастера. Дети сами сделали вывод, что они оказались в той же точке, откуда начали свой путь, значит Земля – это шар, а окружает Землю космическое пространство, т.е .звёзды, планеты, а ближайшая к нам звезда – это Солнце.
- Дала детям понятие, что глобус – это модель Земли, только в уменьшенном виде.
Дети получили такое удовольствие от экспериментов, это было видно по их удивлённым лицам, улыбкам, смеху. Некоторые дети: Маша, Кирилл, Егор, Даша, Даниил, Вера, Матвей, Алиса, Ваня, Артём, захотели зарисовать опыты, а вечером эти рисунки они показали родителям и забрали их домой.
Для познавательного развития детей, проводились ежедневные беседы на темы: « Зачем нужно изучать космос?», « Юрий Гагарин - первый космонавт планеты», « Планеты и звёзды», « Звёзды и созвездия», « Солнце – источник жизни на Земле». Целью этих бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной. Беседы проводились в форме дискуссий, дети сами рассуждали, думали, задавали вопросы, вели диалоги. Это всё способствовало дружескому взаимопониманию.
На занятии по ф.э.м.п. мы с детьми отправились в космическое путешествие, где их встретил Звездочёт, который давал им разные задания на логику, внимание, память. Дети хорошо справлялись с обратным счётом в пределах 10, называли сколько месяцев в году, расставляли знаки между цифрами (больше, меньше, равно), выполняли графический диктант по клеточкам, решали задачки и в конце каждый собирал свою ракету для полёта из геометрических фигур, затем каждый вообразил себя космонавтом и отправился в полёт, где повстречали разные планеты:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Все дети прошли испытания и слетали в космос! А на память о полёте каждый ребёнок получил медаль со своей фотографией. Радости не было предела! Они с этой медалью ходили весь день, а вечером родителям рассказали, что они летали в космос.
В « Космокинозале» дети смотрели электронную презентацию на тему: « Как человек космос осваивал», где узнали для себя много нового: что учёный К.Э.Циолковский задумал сконструировать летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты, но к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить. И только через много лет , конструктор С.П.Королёв смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, а затем и ракету.
С удовольствуем дети смотрели мультфильм « Тайна третьей планеты» ( принёс Кирилл). Во время просмотра дети тихо общались между собой, что-то спрашивали друг у друга.
Игровой « Космическая игральдия»
Дети с удовольствием играли в течение всей недели в дидактические игры: «Подбери одежду для космонавта», «Звёздный путь», « Что ближе, что дальше?» ( дети учились определять расстояние между планетой и космическим кораблём с помощью условной мерки).
- Складывали созвездия из мозаики ( Кирилл, Маша, Ваня. Даня, Егор).
-Конструктивные игры: из разного конструктора «Космодром», «Космический корабль»( Матвей, Артём М., Артём И, Антон).
Чтение художественной литературы: « Читальный зал. Поэтическая гостиная».
На протяжении всей недели читали с детьми произведения о космосе:
-Чтение П.Клушанцева « О чём рассказал телескоп»,И.Холи « Я тоже к звёздам полечу», рассказы Е.П.Левитана « Твоя Вселенная», « Звёздные сказки», К.А.Порцевский « Моя первая книга о космосе», Л.Талимонова « Сказки о созвездиях», « Как звездочёт собирался к звёздам».
Поэтическая гостиная. Дети читали наизусть стихи о космосе, о Вселенной, о солнечной системе, которые они выучили дома с родителями.
Дети с большим интересом слушали все рассказы. По ходу чтения задавали вопросы, на которые дети сами находили ответы. Особенно внимательно слушали: Кирилл, Матвей, Алиса, Ваня, что потом выяснилось- дети хотят стать космонавтами.
Художественно-творческой - была создана « Космическая мастерская». Дети в свободное время подходили и брали пластилин и лепили ракету, инопланетян, луноходы; из бумаги складывали ракету, делали аппликацию из цветной бумаги и фольги на тему: « Звёзды и кометы». Детям очень нравилось рисовать космос, рисовали каждый день, объединяясь по 2-3 человека. Они сами выбирали себе материал для рисования: краски, мелки, фломастеры, карандаши. Дети в рисунках самовыражались, полёт фантазии у них был велик. Со стороны я наблюдала, как дети были вовлечены в свою деятельность: никто не отвлекался, были сосредоточены, даже у Егора и Алисы был слегка приоткрыт рот, отсюда получился великолепный результат. Все работы были вывешены в раздевалке на выставке. Родителями тоже был оценен результат. Предложила родителям дома совместно с ребёнком сделать поделку « Самый необычный космический корабль». Приняли участие только 11 семей, они были отмечены призами (медальками).
Физкультурно - оздоровительной « Космический спортзал». Инструктор по физическому воспитанию провела спортивный досуг на тему « Отряд юных космонавтов». Дети старались выполнять все команды, упражнения: поднимались высоко по лестнице ( как на ракету),прыгали на батуте (как в невесомости),прыгали через скакалку, потому что космонавт должен быть сильным, ловким, смелым. После досуга дети получили большой заряд бодрости, радости и хорошего настроения.
Музыкальной - « Космическая музыка». На музыкальном занятии дети разучивали песню « Наш звездолёт». Слушали: « Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутовой, « До старта 14 минут…», « Земля в иллюминаторе» В. Мигули. Дети с большим интересом слушали произведения.
В течении недели детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба ,иллюстрации, фотографии и. т. д.дети распределились по интересам: двойками, тройками, кому как было удобно. Стояла тишина, дети полностью погрузились в деятельность. Я не вмешивалась, стояла в стороне и наблюдала. В процессе деятельности дети сами учились моделировать, рассуждать, анализировать. В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле, как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Познакомились и узнали о значении новых слов: скафандр, спутник, созвездие, метеорит, орбита, телескоп.
Большую работу по реализации проекта оказывали родители. Они вместе с детьми нарисовали рисунки созвездий, под которым родился их ребёнок, участвовали в сборе наглядной информации для выставок( открыток, сувениров о космосе), изготовили атрибуты для сюжетно- ролевой игры « Космическое путешествие к звёздам».
Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребёнка, поэтому игра «Космическое путешествие к звёздам», проведённая ко Дню Космонавтики, для наших детей стала настоящим праздником - это было завершающим этапом проекта. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. Провели несложные опыты, из которых узнали, что Земля имеет форму шара, а луну никто не прогрыз, просто у неё такое освещение, а с родителями наблюдали созвездия и с восхищением делились, как с мамой и папой они смотрели на красоту ночного неба. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. А сказка « Как звездочёт собирался к звёздам» так увлекла детей, что они сконструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. Доброго им пути! Этот момент настал. В этот день у нас было космическое меню. Дети готовились к полёту в космос и проходили подготовку в « центре подготовки космонавтов», затем садились в «ракету» и отправились в путешествие. Особенно зрелищным был для детей «полёт в космос». При помощи презентации и видеоролика постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку. Встреча с инопланетянами тоже доставила кучу радостных и весёлых эмоций.
Дети с удовольствием приняли игру, а когда закрывали глаза, то никто не подглядывал, уж так им хотелось, чтобы всё было на самом деле. После слов: « Экипаж, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче её перенести»,- дети принимают положение полулёжа на стульях.- « Это вам удалось. Похоже, наши экипажи уже адаптировались в космическом доме!». Затем дети аккуратно спустились на родную Землю.
Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от игры большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь.
Мы с детьми с удовольствием и с большим желанием прожили тему «Загадочный космос», где дети узнали для себя много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Автор: Боброва Е.А., воспитатель Тема: "Путешествие в страну "Здоровья"
Методическая разработка по здоровьсбережению ....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов»
Цель: познакомить с обитателями водоемов нашей планеты.Задачи: расширить, углубить знания о обитателях водоемов, их внешнем виде, разнообразии;приспособленности к жизни в воде;развитие познавательного...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Витаминки» ДОУ №29 Красносельского района г.Санкт-Петербурга.Тема - «В гостях у сказки»
Методическая разработка образовательной деятельности, направленная на привитие детям дошкольного возраста интереса к устному творчеству, книгам, чтению....
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Гончарная мастерская»
Форма работы с детьми: творческая мастерскаяПрограммное содержание:Образовательные задачи: Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и спо...
Методическая разработка По образовательной деятельности для старшей группы
ГБДОУ №39 Московского районаг. Санкт-Петербург Методическая разработка По образовательной деятельности для старшей группы. Разработала:Хандожко Н.В. 2019г. Тема: «...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе c использованием ИКТ на тему: «Зимние виды спорта»
Предлагаю конспект НОД для детей старшей группы с использованием ИКТ на тему: "Зимние виды спорта"...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р
Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин), формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...