Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Гончарная мастерская»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Форма работы с детьми: творческая мастерская
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем.
- Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях, свойствах и качествах. Обогатить знания детей о свойствах природного материала - глины, о значении этих свойств как функционально значимых для изготовления изделии.
- Обогатить знания детей о свойствах природного материала - глины, о значении этих свойств как функционально значимых для изготовления изделии.
Развивающие задачи:
- Формировать навыки работы с глиной.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать, совершенствовать умение лепить посуду путем вдавливания пальцами округлой формы для получения полой; отгибания краев расплющенной формы; присоединения частей, плотно прижимая и примазывая их.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.
- Воспитывать интерес к народным промыслам, культуре, традициям чувашского народа.
- Вызвать у детей желание создавать изделия из керамики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_goncharnaya_masterskaya.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Гончарная мастерская»
Форма работы с детьми: творческая мастерская
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем.
- Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях, свойствах и качествах. Обогатить знания детей о свойствах природного материала - глины, о значении этих свойств как функционально значимых для изготовления изделии.
- Обогатить знания детей о свойствах природного материала - глины, о значении этих свойств как функционально значимых для изготовления изделии.
Развивающие задачи:
- Формировать навыки работы с глиной.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать, совершенствовать умение лепить посуду путем вдавливания пальцами округлой формы для получения полой; отгибания краев расплющенной формы; присоединения частей, плотно прижимая и примазывая их.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.
- Воспитывать интерес к народным промыслам, культуре, традициям чувашского народа.
- Вызвать у детей желание создавать изделия из керамики.
Словарная работа: гончар, гончарный круг, керамика.
Интеграция задач образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа:
- Экскурсия в национальный музей.
- Экскурсия в мини-музей детского сада.
- Рассматривание фотоальбома «Чувашия».
- Рассказ об истории народного гончарного промысла Чувашии.
- Рассматривание глиняной посуды, игрушек.
- Игра «Хорошо – плохо», с определением свойств глиняной посуды.
Материалы и оборудование:
- Готовые изделия из глины: ваза, чашка, тарелка, горшочек;
- «печь» для сушки вылепленных изделий;
- глина сухая и готовая к применению;
- «гончарный круг»;
- дощечки, стеки, вода, салфетки.
Ход проведения:
В группу заходит девочка, одетая в чувашскую одежду. Она очень расстроена. Воспитатель с детьми спрашивают, как ее зовут, интересуются, что случилось.
Девочка: меня зовут Илемпи. Я случайно уронила и разбила любимый бабушкин горшочек. Она узнает об этом и очень расстроится. Я не знаю, что же теперь делать?
Воспитатель: Не переживай, Илемпи. У нас в детском саду есть «Волшебная мастерская». Там можно творить чудеса. Ребята, давайте все вместе отправимся в мастерскую и поможем Илемпи. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Пойдем с нами.
Воспитатель с детьми идут в мастерскую.
Воспитатель: Ребята, прежде чем зайти в гончарную мастерскую, нам надо отгадать загадки:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Посуды нет такой давно,
Всё металл или стекло,
А в старину у всех была
Посуда чаще …(глиняная)
3. В земле я родился,
В огне закалился. (Горшок)
4. Он «тесто» в кадке замесил,
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. (Гончар.)
Воспитатель: Вот мы и на месте. Людей, которые работают в таких мастерских, называют гончарами. С давних-давних времен люди научились использовать глину для изготовления посуды, игрушек, украшений.
Вещи, вылепленные из глины, называют «керамика». Керамические изделия очень хрупкие, они легко бьются. Посмотрите, какую красивую посуду можно изготовить из глины.
Дети рассматривают, называют предметы посуды.
Воспитатель: Гончарным искусством занимались люди самых разных
национальностей: русские, чуваши.
В Чувашии в основном лепили миски, горшочки, ковши. Прежде всего для работы гончару надо было приготовить глину.
Дети берут в руки и сравнивают сухую и готовую к употреблению глину. Отмечают ее свойства.
Воспитатель: Очень важно в работе гончара – приготовить хорошую глину.
Для того, чтобы глина стала мягкой, ее предварительно замачивают водой. Когда глина готова, гончар приступает к работе. Чем он пользуется во время работы?
Дети: Стекой, дощечкой, глиной, водой. Воспитатель: Да, для работы нужны специальные инструменты - стеки. Ими
убирают лишнюю глину, наносят узоры.
Но основным инструментом при лепке всегда оставались пальцы. Руками гончар придают нужную форму глине.
Вода необходима для смачивания рук, заглаживания поверхности изделий. Для изготовления более сложных сосудов гончары использовали гончарный круг. Глина ставится в центр круга, гончар поворачивает этот круг и придает изделию нужную форму. Когда изделие готово, его помещают в печь. Там его сушат, обжигают, чтобы оно стало прочным.
Воспитатель: Если мы оказались в гончарной мастерской, то нам надо поработать гончарами, ведь мы обещали помочь Илемпи.
Физкультминутка:
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чтобы глина не серчала,
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
Воспитатель: Одевайте фартучки и будем приступать к работе. Чтобы изделие было еще интересней, на него, еще влажное, стекой можно нанести элементы чувашской росписи.
Дети лепят из глины предметы посуды по своему усмотрению.
По окончании работы рассматривают изделия, затем ставят их в «печь».
Воспитатель (обращаясь к девочке): Илемпи, дети вылепили для тебя очень красивую посуду. Когда она хорошо просохнет, ты сможешь подарить ее своей бабушке. Мы думаем, она будет очень рада и не будет на тебя сердиться.
Илемби: Большое вам спасибо.
Анализ занятия
Воспитатель (вопросы детям):
Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?
Что вам больше всего понравилось?
Что узнали нового?
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело!
Список использованной литературы
- Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005. – 88 с., цв. илл.
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002. – 144 с.: цв.илл.
- Фотоальбом «Чувашия», составитель Валентина Андреевна Иванова, под редакцией Н.Б. Бутарева, Издательство «Планета», 1987г.
- Интернет-ресурсы: https://keepslide.com/no_category/223157
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/16/prezentatsiya-proekta
https://goncharnoedelo.ru/goncharnoe-remeslo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
учить правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других люд...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Городедская роспись». Подготовительная группа №3 ГДОУ №53 г.Санкт-Петербург.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с народным промыслом, где мастера создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы...
Авторская методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в рамках образовательных областей «Социализация» и «Безопасность» в старшей группе на тему: «Научим Нюшу правилам поведения на улицах Чере
Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах ...
Методическая разработка. Непрерывная образовательная деятельность (Старшая группа) “Морское путешествие”
Цель образовательной деятельности - развитие любознательности, познавательной мотивации, самостоятельности и освоение способов познания мира детьми в процессе игровой и познавательной деят...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...