Проект "Люди России- символы России" Для дошкольников 6-7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого человека, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному городу, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Как ни грустно, современное поколение мало интересуется историей родной страны и людьми, прославившими ее.
Данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
Русские художники, писатели и композиторы — это национальное богатство нашей страны. Главным источником вдохновения, для которых была, конечно же, Родина. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyudi_rossii_1.docx | 456.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Люди России. Символы России»
Подготовительная группа
Тема проекта: «Люди России- символы России»
Воспитатель: Величко Ольга Александровна
- Классификация проекта:
- по составу участников – коллективный проект (групповой)
- по целевой установке – формирование у детей духовно-нравственных качеств
- по тематике – познавательно- игровой, информационно- творческий
- по срокам реализации – долговременный проект
- Участники проекта: педагоги, дети, родители.
- Длительность проекта: 2 месяца.
Актуальность и значимость
Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого человека, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному городу, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Как ни грустно, современное поколение мало интересуется историей родной страны и людьми, прославившими ее.
Данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
Русские художники, писатели и композиторы — это национальное богатство нашей страны. Главным источником вдохновения, для которых была, конечно же, Родина. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель проекта: сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, литература), познакомить с творчеством русских писателей, художников и композиторов.
Задачи проекта:
Обучающие:
- дать сведения о различных видах искусства;
- познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
- рассказать детям о людях, прославивших Родину
Развивающие:
- формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России.
- Развивать воображение и ассоциативное мышление.
- Развивать духовные качества личности
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
- воспитывать любовь и уважение к представителям русского искусства;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество.
1 этап Подготовительный
- 1. Беседа в диалоговой форме с детьми о различных видах искусства
- 2. Беседа «Наша Родина- Россия», рассматривание иллюстраций.
- 3. Пробуждение интереса к теме великих людей России (дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).
- 4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.
- 5. Знакомство с проектом.
2 этап Продуктивный
- Организация практической работы над проектом.
- 1. Подборка нужной литературы Беседы: « Люди России. Символы России».
- 2. Дидактические игры: «Угадай сказку по иллюстрации», «Сказочные предметы », «Собери сказку», «Русские узоры», «Дорисуй героя».
Непосредственно- образовательная деятельность:
- 3. Художественная литература: чтение сказок, стихов, загадок, пословиц.
- 2.Рисование «Золотая рыбка», «Айболит», «У Лукоморья…», «Картины В.М. Васнецова», .
- 3. Лепка: « Самовар для Мухи-Цокотухи», «Дымковская барышня».
- 4. Аппликация: «Золотой петушок»,
3 этап Обобщающий
- Систематизация информации
- 1. Работа с информацией, дополнительной литературой;
- 2. Выполнение оформления проекта:
- * На занятиях по художественному творчеству рисуем по сказкам К.И. Чуковского, А.С. Пушкина, В.М. Васнецова, И.Е.Репин.
- * На занятиях по развитию речи и худ. литературе читаем произведения К.И. Чуковского, А.С. Пушкина, произведения из раздела “Устное народное творчество” .
- 4 этап Заключительный
- - итоговое интегрированное занятие «Люди России. Символы России».
- - фотовыставка: «Люди России».
- -презентация проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Познавательное развитие.
- Организационная образовательная деятельность: «Наша Родина-Россия», «Символы России».
- Рассказ воспитателя: «Народное единство», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости», «Сказочные образы В.М. Васнецова».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Д/и: «Символика России», «Костюмы народов России», «Подбери рифму», «Собери сказку», «Узнай сказку по иллюстрациям», «Подбери признаки»,
«Сказочные предметы», «В гостях у Айболита».
-Просмотр мультфильма «Россия».
2. Речевое развитие.
- Организационная образовательная деятельность: «В.М. Васнецов. В гостях у сказки».
- Беседы: «Ура! Идём в театр! », «Если бы я был писателем» «А.С. Пушкин – сказочник», «Если бы я был художником», «Лес глазами художника», «Природа в картинах художника».
- Речевая игра «Кто пришел к Мухе-Цокотухе в гости?»,
Составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»,
Игровая ситуация «Из какой сказки?», «Собери героев сказок Пушкина».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), К. Ушинский «Наше отечество», С.Баруздин «С чего начинается Родина».
К.И. Чуковского: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Бармалей», «Бибигон».
А.С.Пушкина: «Уж небо осенью дышало…», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»,
В.М. Васнецов: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван царевич и Серый Волк», «Три богатыря», «Снегурочка», «Царевна- лягушка».
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «Символы государства», «Герои сказок – какие они?», «Кто и как создает картинки в книжках», «Кого можно назвать «гордость страны?».
- Сюжетно-ролевые игры: «Богатыри- защитники», «Путешествие в Москву», «Мы путешествуем по России» , «Строители», «У куклы именины» и т.д.
Игра-драматизация «Доктор Айболит» , организовать пальчиковый театр «Сказка о золотой рыбке».
- Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Русские художники, писатели и композиторы — богатство нашей страны», «Памятники деятелям искусства», « Моя любимая картина Шишкина»
-«Уроки Мойдодыра», «Я Федоре помогу». КГН
- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания; аудиозапись с произведениями М. Глинки, С. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, игрушечное оружие, т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Коллекционирование магнитов, монет, марок с изображением великих людей России.
4. Художественно-эстетическое развитие
-Рисование: «Золотая рыбка», «Айболит», «У Лукоморья…», «Картины В.М. Васнецова», « Утро в сосновом бору», «Букет цветов», «Читающая девочка» .
-Лепка: « Нынче муха- Цокотуха именинница».
-Аппликация: «Золотой петушок».
-Конструирование: «Башня Кремля», «Терем из сказки А.С. Пушкина».
Музыкальная деятельность:
-Слушание музыки: Гимн России, произведений М. Глинки «Детская полька», С. Рахманинова «Итальянская полька», М.Глинки «Руслан и Людмила»; Струве Г. «Моя Россия», «Детский альбом» П.И. Чайковского, произведения Н.А. Римского-Корсакова.
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
- Рассматривание картин: В.М. Васнецова: «Аленушка», «Иван царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Аленушка» и т.д.
И.И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Сосна на Валааме», «Рожь», «Среди долины ровныя».
И.Е. Репина: «Бурлаки на Волге», «Лучший друг человека», «Читающая девочка», «Букет цветов».
5. Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Салки», «Золотые ворота», «Веночек», «Ручеек», «Гори, гори ясно»
- Игры с мячом: «Назови мебель для спальни», «Назови чайную посуду».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Мероприятия с родителями:
- Выставка творческих работ детей,
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Архитектура в сказках Пушкина».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Привлечь родителей к составлению рассказа с фотографиями «Дом, в котором я живу»
- Детские работы, выполненные совместно с родителями коллаж «По страницам Пушкина А.С», альбом « Путешествие по сказкам Чуковского».
Заключительный этап:
- Викторина « По сказкам К.И. Чуковского», по сказкам А.С. Пушкина « Там на неведомых дорожках..»
- фотовыставка: «Люди Россия».
-презентация проекта.
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая рыбка»
Цель:
Формировать умение детей изображать образы на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо».
Оборудование:
Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, акварельные краски, кисть, простой карандаш.
Предварительная работа:
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Ход занятия:
Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!
А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде, и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Сыграем в слово!
Д/и «Найди слова»
Найдите слова на небе. (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.) Найдите слова в море. (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)
В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна. У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.
Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Д/и «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку А. С. Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
А что же было дальше? (Ответы детей).
А сейчас поиграем. Выходите на ковер.
Динамическая пауза
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками
справа-налево, изображая волны)
Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).
А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
Рисование «Золотая рыбка»
Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка? Что есть у рыбки? Показ выполнения работы. Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую. А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться. Показ выполнения работы. Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.
Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?
Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка.
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «У Лукоморья…»
Цель: Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина; учить иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая сюжет в рисунке по образцу воспитателя; развивать умение создавать образ по описанию; упражнять в умении регулировать силу нажима простого карандаша, аккуратно закрашивать, развивать память, воображение, чувство цвета и композиции; воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа: чтение отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”, рассматривание иллюстраций к произведению.
Материал к занятию: лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход: Здравствуйте, ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (народные, авторские) Какие вы знаете и любите сказки? Я сегодня принесла вам книгу сказок А. С. Пушкина, он написал много произведений. Какие сказки Пушкина вы знаете? Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно слушайте и скажите из какого произведения, я его взяла.
Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» под тихую спокойную музыку.
« У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…»
Знакомо вам это произведение? Как оно называется? Правильно, «Руслан и Людмила». В этой книге, очень много иллюстраций. Что такое «иллюстрации»? Правильно, это рисунки отображающие текст произведения. Сегодня мы сделаем иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила». Показ педагога. Сначала делаем эскиз, а затем аккуратно закрашивает карандашами. Вот такое у меня получилось Лукоморье. (Лукоморье – это морской залив). Перед работой давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один.
-Можете приступать к работе…
Самостоятельная деятельность детей.
Логоритмика «Киска» (проводится в середине сам-ой работы)
То прогнёт, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперёд -
Это делает зарядку
Наш пушистый рыжий кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Котёнка всё в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
(делают движения по тексту)
Анализ детских работ: - Посмотрите, какое Лукоморье получилось у Саши Маши: дуб такой раскидистый и кот совсем как настоящий – пушистый- пушистый. Какие работы получились замечательные.
Конспект занятия по лепке «Нынче Муха-Цокотуха именинница»
Цель: учить в процессе лепке передавать характерные особенности насекомых, добиваться выразительности задуманного, самостоятельно выбирая необходимые приемы лепки. Развивать общую и мелкую моторику, воображение, через умение придавать индивидуальные черты своему создаваемому образу. Воспитывать любовь к насекомым, интерес к лепке.
Материал: пластилин, стек, самовар, стол, аудиозапись.
Предшествующая работа: чтения произведения К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха»,. Рассматривание картины П.А. Жиличкин «Насекомые». Беседа о насекомых.
Ход занятия:
В: Муха, Муха-Цокатуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы
Я вас чаем угощу!»
(стук в дверь, заходит муха, плачет).
В: Что случилось?
Муха: Пригласила я гостей, а злая волшебница заколдовала их.
Дети: Приходила к мухе бабушка- пчела, старичок-паучок, бабочка-красавица.
В: Крылья у бабочек действительно красивые и хрупкие, но они гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
Покрыты они особым веществом, предохраняющим от замерзания. Тело бабочки, как и других насекомых, состоит из трех основных отделов: головы, груди и брюшко (показать). К грудному отделу крепятся три пары ножек (показать). Зрение бабочки неплохое. Однако для нее гораздо важнее усики- антенны (показать). Они растут из передней части головы. Хоботок может проникнуть глубоко в основание цветка, где содержится нектар.
Многие бабочки становятся редкими из-за уничтожения среды, в которой они живут т.е. цветы, деревья, растения. Их заносят в красную книгу или сохраняют в специальных питомниках.
Муха: А что это за специальные питомники?
В: Правильно, здесь их разводят, ухаживают и не уничтожают.
Муха: Спасибо, что вы мне рассказали о бабочках. Я теперь буду тоже знать о них. Но как же мне быть с заколдованными гостями? От них остались в эти рисунки ( показывает схемы с изображением бабочки, осы, комара, кузнечика, мухи).
В: Как вы думаете, кто здесь изображен?
В: Не волнуйся, муха, мы тебе поможем.
В: Но почему мы грустим? Мы обязательно поможем Мухе-Цокотухе. Давайте вначале поднимем друг другу настроение.
Упражнение для развития мелкой моторике рук.
Музыканты прибежали указательный и средний пальцы
В барабаны застучали передвигаются по столу
Бом! Бом! Бом! Стучит указательным пальцем.
Пляшет муха с комаром соединить поочередно пальцы
А за ней Клоп, Клоп начиная с большого.
Сапожками топ, топ! Указательные пальцы.
Козявочки с червячками, средние пальцы.
Букашечки с мотыльками безымянные пальцы.
А жуки рогатые. мизинцы.
Мужики богатые, скрещивание больших пальцев
Шапочками машут образовываем крылья
С бабочками пляшут.
В: теперь я уже уверена, что вы сможете помочь Мухе-Цокотухе. Кто кого сможет расколдовать?. Молодцы, я вижу, что вы стали настоящими волшебниками и можете расколдовать гостей Мухи- Цокотухи, но для этого возьмите нужного цвета тесто.
Самостоятельная работа детей: в процессе работы помогаю правильно выбрать приемы лепки, соблюдать пропорции, последовательности выполнения.
Анализ детских работ: Давайте устроим Мухе-Цокотухе праздник. А чтобы у гостей было хорошее настроение, мы им будем говорить комплименты! Например, какая у нас красивая бабочка, у нее большие и замечательные крылья, глазки похоже на бусинки и т.д.
Конспект занятия по лепке «Дымковская барышня»
Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
Оборудование: пластилин, стеки, дощечки для лепки, заранее приготовленный образец , влажные салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах.
Ход :
Воспитатель загадывает загадку:
Веселая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня. (Дымковская игрушка.)
- Почему они так называются? (Ответы детей.)
- Давайте рассмотрим дымковскую барышню. (Показ слайдов.)
- Как одета эта барышня? (Ответы детей.)
– Красивая юбка, на голове шляпа. Это богатая барышня.
- А что можно сказать об этой игрушке? (Ответы детей.) – У нее в руках малыш, на голове шапочка. Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.
В кокошнике няня,
На руках Ваня,
И хорош,
И пригож.
Скоро, Ваня,
Подрастешь.
Э. Котляр
- Ребята, а это что за барышня? (Ответы детей.)
– Почему она называется водоноской? (Ответы детей.)
- Веселые эти игрушки или грустные? (Веселые.)
– Конечно, веселые. Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому они такие забавные. А вы хотите тоже научиться лепить такие же игрушки? (Ответы детей.)
(Предложить детям вылепить нарядную дымковскую барышню. Показ заранее приготовленный образец. Объяснение последовательности лепки.)
- Барышню будем лепить так. Разделим кусок пластилина на 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепешку и сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и шляпку. Далее лепим два одинаковых цилиндра – это руки. Все части аккуратно соединяем. Отдельно лепим воротник: слегка оттягиваем и прищипываем по краю. Так же украшаем юбку. Физкультминутка:
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место все уселись. (Дети садятся.)
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети самостоятельно лепят барышню из пластилина, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.
Чтение стихотворение: Э.Котляр
Конспект занятия по аппликации «Золотой петушок»
Цель: Развитие творческих способностей детей на материале творчества А. С. Пушкина – «Сказка о Золотом петушке».
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;
- формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу;
- научить работать с разным материалом;
Развивающие:
- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать интерес к аппликации;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к сказкам А. С. Пушкина;
- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;
- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;
- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
- воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством А. С Пушкина. Краткая биография, рассматривание портрета. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: лист для фона; заготовки цветной бумаги; клей-карандаш; ножницы; клеёнка; салфетка.
Ход занятия:
Ребята! Посмотрите! Что это лежит на полу?
На полу дети видят пушистое пёрышко.
Как вы думаете, что за сказочный персонаж мог обронить здесь это перо?
(ответы детей)
Это перо обронил Петушок.
А из какой сказки этот персонаж? (Сказка о Золотом петушке…)
А кто знает автора этой сказки? (Александр Сергеевич Пушкин).
Выставляется портрет А.С.Пушкина.
Ребята, а какие еще сказки написал А.С.Пушкин?
Ответы детей: Сказка о золотом петушке; Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях; Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о рыбаке и рыбке;
Молодцы!
Чтобы узнать, как хорошо вы знаете сказки великого русского поэта и сказочника, давайте поиграем в игру.
Д/И «Отгадай загадку»
Что за зверь в хустальном доме | В день, когда в своей столице |
Дочка царская живет | Сказка - ложь! Да в ней намек, |
Много лет старик рыбачил. | Золотую эту птицу |
Пару раз старик невод кинул, | А кому, скажи, дружок, |
Молодцы ребята!
Сказки Пушкина вдохновляли на творчество известных художников. Они отражали содержание сказок в своих картинах. В книгах мы можем увидеть множество красивых иллюстраций. Ребята, предлагаю вам тоже приобщиться к творчеству Пушкина, и сделать аппликацию по сказке «Золотой петушок».
Физкультминутка «Море волнуется…»
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
Возможно музыкальное сопровождение.
Посмотрите на материалы на вашем столе.
Дети перечисляют то что видят..
Послушайте порядок выполнения аппликации: из квадратов мы будем вызезать голову и туловище, путем обрезания уголков, из цветной бумаги нарежем разноцветные полосы для хвоста и крыльев.
Приступайте к работе.
А помогать нам создавать этот красивый сказочный сюжет будет волшебная сказочная музыка.
Вот мы и закончили нашу аппликацию.
Посмотрите как красиво у вас получилось.
Как вы думаете почему? (ответы детей: старались, внимательно слушали, делали аккуратно).Молодцы ребята!
Конспект занятия по ФЦКМ «Сказочные образы В.М. Васнецова»
Цель: Познакомить детей с творчеством В.М. Васнецова, былинно-сказочным жанром живописи. Развивать художественное и эстетическое восприятие картин. Способствовать формированию у детей связной речи. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к сказочным образам художника.
Материалы: Презентация к занятию с репродукциями картин В.М. Васнецова: «Автопортрет», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Баба-яга», «Аленушка», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Иван царевич на сером волке», «Спящая царевна». Игры-задания «Собери богатыря в дорогу», «Подбери картину к пословице», «Угадай картину».
Предварительная работа: Беседа о том, что такое былина. Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк». Знакомство с пословицами и поговорками.
Ход занятия.
В: Сегодня мы познакомимся с великим художником. Его зовут Виктор Михайлович Васнецов. И мы отправимся в мир русских былин и сказок. Вы все, конечно любите сказки? Какие? А что такое былина? (Ответы).
В: Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать», «рассказывать». В былинах больше фактов, а в сказке больше вымысла. И всегда торжествует добро. Виктор Васнецов считал, что он может выразить в картинах правду о добре и зле. Рисуя картины, Васнецов сам оказывался в сказке. И мы тоже сейчас окажемся в сказке.
В: Однажды на рассвете он выглянул в окно и не поверил своим глазам. Прямо перед ним в воздухе лежал, слегка вздрагивая, ковер-самолет.
Виктор Васнецов не раздумывая, ступил на ковер.
В тот же миг художник превратился в сказочного царевича, и ковер-самолет понес его над спящей землей. Картина «Ковер-самолет».
В: Кого мы видим на этой картине? Что он делает? Во что он одет? (В богатую одежду, с мечом за поясом. Взгляд его направлен вдаль, он ждет встречи со своим будущем.)
- Что в его руках? (Клетка с жар-птицей.)
- Как вы думаете, что хотел показать художник в этой картине? (Мечту людей летать.)
В: Долго летел ковер-самолет, пока не опустился на вершину холма.
Художник увидел витязя на распутье перед камнем с надписью:
«Налево пойдешь – богатство найдешь.
Направо пойдешь – суженую встретишь.
Прямо пойдешь – голову потеряешь».
Тронул витязь коня и поскакал прямо.
А вы знаете, кто такой витязь? Картина «Витязь на распутье».
В: Где стоит витязь? (На дороге.). Как вы думаете, почему он один? Что вы видите вокруг него на поле?
В: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не успел витязь далеко от камня отъехать, как небо покрылось черными тучами и засверкало кровавыми отблесками. Это трехглавый Змей Горыныч домой возвращался.
- Чую, духом человеческим пахнет. Уничтожу, сожгу! – зашипел Змей Горыныч и кинулся на богатыря. Три дня и три ночи длился бой.
Копье богатырское разломалось, конь, зашатавшись, на землю рухнул.
- Твоя смерть перед тобой, человек! – дохнул змей пламенем и ринулся на витязя.
- А твоя смерть сзади тебя стоит! – крикнул богатырь из последних сил.
Всего на секунду оглянулся Змей Горыныч, и богатырь срубил ему все три головы. Картина «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем».
В: Кто такой Добрыня Никитич? Как можно назвать богатыря, который сражается со змеем? А Змей Горыныч, какой? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
В: Вот так богатыри охраняли земли славянские от врагов и всякой нечисти.
Свернул свой ковер-самолет Виктор Васнецов и уснул на зеленой траве. И приснились ему богатыри. Картина «Богатыри».
В: Васнецов никогда не видел богатырей – они жили гораздо раньше его. О них он слышал сказки и былины. Над этой картиной художник трудился 18 лет.
В: Какой богатырь самый могучий? (В центре картины Илья Муромец. Художник изобразил его самым старшим..) Что в его руках? (В одной руке у него копье, в другой – тяжелая палица.)
- А кто из богатырей звания самого благородного, княжеского? (Это Добрыня Никитич, он слева. Васнецов изобразил его в гордой позе, готовому к ратным подвигам.)
- Кто из богатырей самый младший? (Конечно кудрявый, лукавый Алеша Попович. Он мастер и воевать, и сказки сказывать. Ведь у него за плечами не только колчан со стрелами, но и гусли-само гуды спрятались.)
- Как они одеты? (Кольчуги, шлемы, сапоги, плащи.) А может кто-то знает, как это все называется? (доспехи)
- Кто скажет, с кем сражались наши могучие богатыри? Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. (Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Тугарин Змей.)
- Что они делают? Куда каждый из них смотрит? (Вдаль, кто руку держит козырьком.)
В: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
В: Проснулся художник в дремучем лесу. В сказке так бывает, ребята, засыпаешь в одном месте, а просыпаешься совсем в другом.
А кого он увидел, узнаете, отгадав загадку.
В темном лесе есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка.
Бабушка одна живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят. (Баба-яга.)
В: Прилетела Баба-Яга в ступе. В руках она держала ребенка.
- Вот так удача, ребеночек мне на завтрак, а добрый молодец – на ужин, - захохотала Баба-Яга!
- Ты, баба Яга, ребеночка назад отнеси, не то расскажу о твоих проделках трем богатырям, - не испугался Виктор Васнецов.
- Отнесу, отнесу, добрый молодец! Только не говори богатырям, - испугалась Баба-Яга.
Картина «Баба-яга».
В: На чем летит баба-яга? Кого она держит в руках? Как вы думаете, где она его взяла? Как можно спасти ребеночка? Какие чувства испытываете, глядя на эту картину? (Жалость, злость, страх.)
Картина «Иван-царевич на сером волке».
В: И вдруг, видит Виктор Васнецов, мчится царевич в глухом лесу на сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную.
В: Какими их изобразил художник? (У Елены Прекрасной развивающиеся волосы, летящий на ветру тяжелый меч царевича, у волка уши прижаты, язык вытянут, хвост распушился.)
- Как вы думаете Елена Прекрасная царевна русская или заморская? (Она из восточного царства. На царевне ни сарафана, ни кокошника, в какие наряжались русские красавицы нет, а наряд на ней восточный, башмачки золотые, с загнутыми носками.)
- Какое у них настроение?
- В правом углу картины распустилась нежная, бело-розовая ветка яблони. Что означают распустившиеся цветы на ветке? (Победа добра над злом.)
В: «Неужели я нигде не найду свою прекрасную царевну?» – грустно подумал художник.
Ковер-самолет услышал грустные мысли художника и принес его на берег омута, где сидела, понурив головку Аленушка. Картина «Алёнушка».
Вопросы:
- Кого мы видим на этой картине? Что она делает? Почему Аленушка прибежала к пруду?(Выплакать обиду, нанесенную злыми людьми.)
- Опишите Алёнушку, какая она? (Волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, глаза заливают слезы, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени.)
- Кто печалится вместе с девочкой? (Сама природа. Это склоненные к воде ветки, очертания камня в пруду, изогнутые листья осоки.)
В: Художник подумал с грустью:
- Где же мне отыскать свою ненаглядную?
Только проговорил эти слова Виктор Васнецов, как оказался на своей родине.
В: Свой ковер-самолет хранил художник в тайной комнате. Он летал на этом ковре к гуслярам, чтобы послушать народные песни и сказки. Возвращался и рисовал все, что услышал, на своих картинах.
В: А теперь вспомните, какие бывают жанры и скажите, какой жанр у картин, с которыми мы познакомились? Проверь, дотронься волшебной палочкой. (Сказочно-былинный.)
В: Полюбуйтесь еще картинами Васнецова и выполните задание:
Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье. Люди всегда мечтали, чтобы добро торжествовало над злом. Поэтому в сказках, даже страшных и печальных, побеждает добро, правда, дружба и любовь.
Вот таким удивительным художником был Виктор Михайлович Васнецов.
Конспект занятия по ФЦКМ
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина, содержании его сказок;
Формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;
Развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество; Формировать умение играть сообща.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, 6 июня родился русский поэт и писатель А. С. Пушкин. Давайте вспомним какие сказки он написал.
Дети называют: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет войти в сказку волшебная Синяя птица. Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по группе.
Воспитатель:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей.
В гости к Пушкину придем,
Много сказок там найдем.
Дети попадают в первую сказку («Сказку о рыбаке и рыбке»).
Воспитатель загадывает загадку.
Жадность и гордыня
Бабку повели
И к корыту старому
Бабку привели.
Вопросы:
- Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).
- Что попросила бабка у золотой рыбке? (Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской).
Ответы детей.
Воспитатель предлагает сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину, потом – траву морскую, а в третий раз – золотую рыбку. Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку.
Воспитатель во время игры произносит слова:
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
После того, как дети «выловят» золотую рыбку, воспитатель предлагает показать ее.
Логоритмическая игра «Золотая рыбка».
Золотая рыбка чешуей сверкает: Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ах – ах – ах, Ах – ах – ах! Ритмично покачивают
Хвост, как из вуали, нежно распускает – руками за спиной,
Так – так – так, Так – так – так. изображая хвост.
Машет плавниками, еле шевелит. Вытягивают руки по бокам,
Не спит, не спит, не спит. ритмично ими шевеля.
В водорослях спрятаться поскорей спешит. Поднимают руки вверх,
Спешит, спешит, спешит. ритмично покачивают ими.
А сейчас отправимся в следующую сказку при помощи Синей птицы («Сказку о царе Салтане…»).
Воспитатель загадывает загадку.
Повстречался сын с отцом.
Выстроил для белки дом.
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.
Вопросы:
- Как звали трех девиц – вредителей, из – за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном? (Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)
- Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)
- Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)
Назовите любимую песню белочки.
Дети вместе с Синей птицей перемещаются в третью сказку - («Сказку о мертвой царевне»).
Воспитатель загадывает загадку.
Странное зеркальце
В сказке той было.
С царицей недоброй
Оно говорило.
Вопросы:
- Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей.)
- К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру.)
Воспитатель раздает детям по «волшебному зеркальцу». Дети изображают гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Воспитатель спрашивает: «Как злая царица расправилась с царевной?»
Ответы детей.
А сейчас мы будем королевичи, воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…
Дети вместе с Синей птицей перемещаются в четвертую сказку – «Сказку о золотом петушке».
Воспитатель загадывает загадку.
Петушок царю помог.
Слово царь сдержать не мог,
Вот поэтому и умер –
В темя клюнул петушок.
Вопросы:
Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)
Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)
Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царю об опасности.
-Кири – ку – ку.
Царствуй, лежа на боку!
Дети вместе с Синей птицей перемещаются в пятую сказку – «Сказку о попе и о работнике его Болде».
Воспитатель загадывает загадку.
В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Болда
С зайцем вместе спорит.
Вопросы:
Кого выдал бесенку Балда за меньшего брата? (Зайца.)
Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)
Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)
В заключение дети вспоминают, в каких сказках А. С. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.
Перемещаться из сказки в сказку дети могут на ковре – самолете, сапогах – скороходах, с помощью Джина.
Конспект занятия по ФЦКМ
«Виктор Михайлович Васнецов. В гостях у сказки»
Цель занятия: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.М. Васнецова.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о жизни В.М. Васнецова
- познакомить учащихся с творчеством художника
- при помощи мультимедийного оборудования познакомить ребят с картинами художника, представленными на экспозиции в Государственном Русском музее.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, эстетический вкус, эстетические нормы, дисциплинированность.
Развивающие:
- развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение.
- научить работать в команде, высказывать и отстаивать свою очку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран (мультимедийная доска), колонки.
Ход занятия:
Звучит тихая музыка
Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вашим экскурсоводом и поведу вас в мир сказок. А отправиться в сказку нам поможет волшебный клубочек. Мы с вами будем наматывать нить на большой палец, говорить свое имя и передавать клубочек дальше по кругу.
Я начну первая. Я Ольга Александровна.
(Педагог наматывает нить на палец и передает клубочек дальше)
(Каждый ребенок наматывает нить на палец, называет имя, передает клубок и образуется круг)
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Улыбнись, не грусти
Сказка будет впереди.
Ребята, обратите внимание, что наша волшебная нить не оборвалась. А это значит, что вы дружны, умеете помогать друг другу, и не бросите в беде. Эти качества нам с вами помогут в нашем путешествии.
Давайте снимем нашу волшебную нить с рук.
(Дети снимают нить с рук)
Чтобы нам отправится в сказку, и узнать на чем мы туда отправимся, нам надо отгадать загадку.
На полу он тихонько лежит
И тепло наших ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный…. (ковёр-самолёт)
Наш ковер превратился в волшебный ковер-самолет. И на нем мы полетим в страну сказок. Объявляю посадку на Ковер-самолет!
(Дети садятся на ковер)
Пристегнули ремни! Полетели!
(Слайд-небо, тихая музыка.)
Наш ковер набирает высоту, закройте глаза и наслаждайтесь полетом.
(Дети закрываю глаза, педагог читает текст)
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Не пугай наших ребят,
Хорошо они сидят.
В небо чистое глядят.
Вон волшебная страна…
Опускаться нам пора.
Наш ковер летит все тише,
Опускается все ниже.
Внимание! Идем на посадку!.. Откройте глаза! Вот и приземлились! Отстегнули ремни. Ребята, поднимайтесь с Ковра-самолета и, добро пожаловать в сказку.
Посмотрите, здесь проходит выставка картин. А кто рисует картины? (художник)
Вы хотите узнать какой художник их нарисовал? (Да)
Но для этого нам с вами надо собрать пазл портрета этого художника.
Получите конверт. Соберите пазл художника.
(Дети получают конверты и собирают пазл)
Молодцы! Посмотрите на экран, у меня на экране тот же портрет, который вы собирали. Может кто-то знает, как зовут этого художника? (В.М. Васнецов)
Это художника зовут Виктор Михайлович Васнецов.
Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге и в петербургской Академии художеств (1868–1875).
Виктор Михайлович Васнецов писал не только картины, но и рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами – особенно на темы русских былин и сказок.
(На слайде три картины Аленушка, Иван Царевич и серый волк, богатырь на распутье)
Ребята, кто знает по мотивам каких сказок В.М. Васнецов нарисовал свои картины? (Ответы детей)
Две из этик картин хранятся в Третьяковской галерее, которая находится в столице нашей родины в городе Москве. Давайте нейдем ее с помощью моей загадки:
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей! (Богатырь на распутье)
- Ребята рассмотрите картину, что на ней изображено? (Богатырь, конь, камень)
- Правильно. Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. А на камне что-то написано.
Давайте разгадаем, что там написано.
Каждый из вас получит карточку с цифрой. Вас нужно выстроится по порядку, и мы с вами узнаем, что там зашифровано.
(Дети выстраиваются по порядку и зачитывают надпись)
Налево ехати - богату быти,
Направо ехати - женату быти.
Как прямо ехати - живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Не сойти с этого места.
- Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...
Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Богатырь на распутье", он сам был похож на сказочного богатыря, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.
- Ребята вы готовы идти дальше? (Ответ ребят)
- Тогда идем за мной и повторяем движения.
Физминутка
Мы идем цветущими лугами (ходьба друг за другом)
И цветов букет мы соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (идем на носочках)
Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (прыжки)
Шаг за шагом, потихоньку, дружно в сказку попадем. (ходьба на месте)
( на экране картина «Баян)
- Вот мы и пришли. Ребята посмотрите, какая чудесная картина. А кто скажет что на ней изображено? (богатыри, мальчик, гусли, оружия, поле).
- Молодцы! Эта картина называется «Баян».
А вы знаете кто такой баян? (могут сказать что это музыкальный инструмент)
Правильно, но еще это слово имеет другое значение!
- Баян - исполнитель былин, который наперевес с гуслями ходил по деревням, селам, городам и приносил новости.
- Обратите внимания, на картине присутствует музыкальный инструмент. Что это за инструмент? А вы знаете как он звучит? (Ответы детей)
Попробуйте показать голосом.
А теперь давайте послушаем.
Музыка гусли
- Молодцы. Кто заполнил, как называется картина, которую мы только что озвучивали? ( Баян)
- Кто нарисовал эту картину? (художник, В.М. Васнецов)
Мастерская
- Ребята, а наша время пребывания в волшебной стране , подходит к концу, скорее все на ковер – самолет! (ребята садятся на ковер)
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Наш ковер летит все тише,
Опускается все ниже.
- Вам понравилось наше путешествие? Да
- На выставке какого художника? (В.М. Васнецова)
- Какие картины мы рассмотрели? (« Богатырь на распутье» и « Баян».)
Рефлексия
Если вы считаете, что вы хорошо сегодня поработали, то возьмите богатыря, который улыбается. Если вы считаете, что у вас сегодня что-то не получилось и вы могли работать лучше, возьмите задумчивого богатыря.
(Дети клеят на холмы богатырей)
Спасибо за работу. Занятие окончено.
Конспект «Викторина по сказкам К.И. Чуковского»
Стимульный материал (Приложение 1):
– объявление о викторине;
– медали с надписью «Знатоки сказок К. Чуковского», «Любители сказок
К.Чуковского» (по количеству участников);
– маршрут путешествия в мир сказок К.И.Чуковского
Материалы для деятельности детей:
– предметные картинки (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, ка-
лоша, термометр, самовар, метла, умывальник, перчатки, мочалка, шоколад, сито, монета, щетки, стакан, кренделек, чай) (Приложение 2);
– телеграммы со словами сказочных героев;
– картинки с изображением предметов посуды и быта из сказки «Федори-
но горе» (скалка, ушат, кадушка, таз, корыто, кочерга, метла, самовар, сито,
скалка);
– иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского;
– карточки с пословицами;
– карточки-лото к заданию «Героический поступок» (Приложение 3);
– кроссворд для заполнения отгаданных слов (2), карточки со словами
отгадками (Приложение 4);
– элементы костюмов для инсценировки сказок «Муха-цокотуха»,
«Федорино горе».
Дидактический материал:
– карточки с заданиями;
– пиктограмм правил работы в команде (Приложение 5).
Оборудование (техническое обеспечение):
– демонстрационная магнитная доска (2);
– магнитофон;
– мультимедийное оборудование;
– материал для подведения итогов викторины (табло, магнитные фишки).
1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
Задание 1. «Доскажи словечко»
Инструкция: Послушайте отрывки из произведений К.И.Чуковского и закончите фразы, назовите произведение, из которого взят этот отрывок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает …(воробей; «Тараканище»)
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой … (гребешок; «Мойдодыр»)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными …(грибами; «Путаница»)
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже … (брюки; «Мойдодыр»)
Задание 2. «Волшебный мешочек»
Инструкция: Ребята, вот в этом мешочке находятся картинки с изображе-
нием разных предметов, которые встречаются в сказках К.И.Чуковского. От
каждой команды по очереди выходят по одному игроку, достают карточку с
изображением какого-либо предмета. Обсудите со своей командой изображе-
ние на карточке и назовите сказку, в которой шла речь об этих предметах.
1. Телефон – «Телефон».
2. Воздушный шарик – «Тараканище».
3. Мыло – «Мойдодыр».
4. Блюдце – «Федорино горе».
5. Калоша – «Телефон».
6. Термометр – «Айболит».
7.Самовар – «Муха-цокотуха».
8.Метла – «Федорино горе».
9.Умывальник – «Мойдодыр».
10.Перчатки – «Телефон».
11.Мочалка – «Мойдодыр».
12.Шоколад – «Доктор Айболит».
13.Сито – «Федорино горе».
14.Монета – «Муха-цокотуха».
15.Щетки – «Мойдодыр».
16.Стакан – «Федорино горе».
17.Кренделек – «Муха-цокотуха».
18.Воробей – «Тараканище».
Задание 3. Конкурс капитанов «Блиц- опрос»
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы за две минуты. Капи-
тан, который даст больше правильных ответов, зарабатывает для своей команды две фишки. Капитан ответивший на меньшее количество вопросов приносит своей команде одну фишку.
1. На чѐм ехали медведи в сказке «Тараканище»? (на велосипеде)
2. Кто принѐс Айболиту телеграмму из Африки? (шакал на кобыле при
скакал)
3. Какое слово постоянно твердил Айболит? (Лимпопо)
4. Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце? (медведя)
5. Что случилось с мочалкой в аллее? (крокодил проглотил)
6. В какой сказке волки от испуга скушали друг друга? («Тараканище»)
7. Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)
8. Чем лечил Айболит больных зверят? (гоголем-моголем, шоколадом)
9. Кто помог Айболиту пересечь море? (кит)
10. Кто помог Тане и Ване освободится от Бармалея? (Доктор Айболит)
Задание 4. «Разгадайте кроссворд»
Инструкция: Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя. Прослушайте задания и подберите правильные ответы из предложенных вам слов. Поместите эти слова в кроссворд на магнитной доске. Кроссворд одинаковый у обеих команд. По окончании работы игроки проверяют друг у друга правильность заполнения кроссворда.
По горизонтали:
1.Имя акулы в сказках Чуковского.
2.Чудовище из сказки, пожирающее детѐнышей животных.
3.Имя мухи – именинницы.
4.Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
5.Умывальников начальник и мочалок командир.
6.Кто вернул краденое солнце?
7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали:
9.Первая сказка К.И. Чуковского.
Задание 5. «Объяснялки» или «Отгадай слово»
Инструкция: Вспомните сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». В ней
встречается много названий предметов старинной посуды, быта. Послушайте
описание и выберите правильную картинку. Выложите цепочку из картинок с правильными ответами. По окончании выполнения задания команды проводят взаимопроверку. Команда, выложившая всю цепочку правильных ответов получает фишку.
1.Небольшая деревянная емкость цилиндрической формы, обтянутая об-
ручами; используется в деревнях для хранения сыпучих продуктов и воды.
(Кадушка)
2.Железный прут с загнутым концом для перемешивания дров и угля в
печи. (Кочерга)
3.Большая продолговатая посудина для стирки белья. (Корыто)
4.Предмет для подметания, прикрепленный к палке пучок прутьев. (Мет-
ла)
5.Металлический сосуд с краном для кипячения воды. (Самовар)
6.Кухонный прибор в виде обруча с натянутой на него мелкой сеткой; ис-
пользуют для просеивания сыпучих продуктов. (Сито)
7.Длинный деревянный валик для раскатывания теста. (Скалка)
8.Кадка с ушами (выступающими боковыми частями для подвеши-
вания и подъема). Раньше в нем носили воду, теперь для этого используют ведро. (Ушат)
9. Широкий округленный сосуд, используемый в домашнем хозяйстве. (Таз)
Задание 6. «Подбери сказку к пословице»
Инструкция: Посмотрите на картинки и подберите к пословице подходя-
щую иллюстрацию из сказки.
Чистота – залог здоровья. («Мойдодыр»)
Верь не болезни, а хорошему врачу. («Айболит»)
Лень добра не делает. («Федорино горе»)
Сам погибай, а товарища выручай. («Муха-цокотуха», «Краденое солн-
це»)
Задание 7. «Героический поступок»
Инструкция: Соотнесите героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
Ребята, какие вы молодцы. Знаете все сказки Чуковского. На этом наша викторина подходит к концу. Победила команда «Цыплята» . Детям вручаются медали.
К | А | Р | А | К | У | Л | А |
Ц | О | К | О | Т | У | Х | А |
М | О | Й | Д | О | Д | Ы | Р |
Л | И | М | П | О | П | О | |
Т | Е | Л | Е | Ф | О | Н | |
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | |
К | О | К | О | Ш | А | ||
Т | А | Р | А | К | А | Н |
Зажгли море. | |
Проглотил солнце. | |
Помыла свою посуду. | |
Вернул солнце в небо. | |
Потушила море. | |
Спас Муху – Цокотуху. | |
Съел таракана. | |
Вылечил зверей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя Россия". блок 8. " Великие люди России".
Блок 8. « Великие люди России».Цель: Расширить кругозор детей о своей родине и способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны. Познакомить с великими людьми России.Задачи:...
Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...
Презентация "Символы России" для старших дошкольников
презентация "Символы России"...
Беседа о государственных символах России для старших дошкольников и младших школьников
Слова гимна — особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, ее просторами, народом, достижениями.В первом куплете гимна говорится о том, что Россия — л...
Проект «Люди России- символы России».
Проект «Люди России- символы России». ...
ПРОЕКТ «Русская Матрешка – символ России» (Воспитание патриотизма у дошкольников)
Воспитание интереса к русскому народному творчеству на примере русской национальной игрушки – матрешки....
Рассказ дошкольников "Знаменитые люди России"
Я расскажу про знаменитого поэта России. Представьте, мы с вами оказались в нашей стране много-много лет назад. Раньше страна называлась Российская империя и в ней правил император Павел I. Именн...