Проект на тему: «Люди России – символы России»
проект (подготовительная группа)

Широкова Оксана Александровна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyudi_rossii.docx140.19 КБ

Предварительный просмотр:

https://static.tildacdn.com/tild6366-3234-4231-b831-623539356263/Logo-4.jpg

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ 

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 4

на тему: «Люди России – символы России»


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта:

1 месяц

Актуальность:

Родина...Отечество …Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К   сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной.

Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого человека, что быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.

В каждом уголке России, в каждом городе, селе есть специфические черты, истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному городу, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Современное поколение мало интересуется историей родного края, страны и люди, прославившими её.

Данная проблема актуальна в наши дни, так как правление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшие условие успешного развития России. Человек, знающий свои корни вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение её материальных и духовных богатств.

Цель проекта:

  • Расширять кругозор детей о профессии изобретатель;
  • Формировать представления детей о рукотворном, и природном мире,

что все в мире взаимосвязано.  

Задачи проекта:

  • Дать сведения о различных изобретателях;
  • Рассказать детям о людях, прославивших Родину;
  • Развивать познавательный интерес к истории родной страны – России;
  • Углубить знания детей об истории предметов, подвести к пониманию

того, что человек постоянно стремится улучшить свое изобретение.


Ожидаемые результаты:

  • Увеличится разнообразие методов и приемов, которые направлены на

расширение у детей знаний о родном городе, стране и ее символике;

  • Расширится предметно-развивающая среда и методическое обеспечение

по патриотическому воспитанию;

  • У дошкольников сформируются представления о родной стране,

желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит;

  • Обогащение словарного запаса детей;
  • Приобщение к совместной деятельности родителей.

Формы взаимодействия с детьми:

  • Образовательная деятельность;
  • Целевые прогулки;
  • Рассказы о великих людях России;
  • Чтение художественной литературы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Беседа в диалоговой форме с детьми о различных видах искусства.
  • Рассмотрение наглядно – дидактического материала.
  • Разработка методов и приемов работы по теме проекта.
  • Беседа: «Наша Родина Россия», рассмотрение иллюстраций.
  • Пробуждение интереса к теме великих людей России (Дети совместно с воспитателем знакомиться материалом проекта и отвечают на вопросы)

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП

  • Подборка нужной литературы. Беседы: «Люди Росси» «Символы России»
  • Дидактические игры «Угадай изобретение по иллюстрации», «Собери по схеме», «Дорисуй чертеж»

Тема 1: Беседа: «Моя малая родина».

Программное содержание: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Тема 2: Беседа: «Если бы я был изобретателем». «Михаил Ломоносов- русский изобретатель»

Программное содержание: Воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Тема 3: Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов Н. Кудряшова «Мост, который нужен всем» «Великие изобретатели» Рассматривание фото, репродукций изобретений.

Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

Тема 4: Изобразительная деятельность детей.

Творчество детей – рисование «Берёза – символ России»  

Тема 5: «Слушанье музыки: Гимн России, «Детский альбом» П.И Чайковского, произведения «Три чуда» Н.А Римского-Карского.

Тема 6: Игра – путешествие «Россия – наша Родина. Две столицы нашей Родины»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  • Фотовыставка: «Люди России»
  • Блиц турнир: «Великие люди нашей страны»


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Создание предметно- развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания: флаги, атрибутика военных разных времен (шлем, пилотка)
  • Разработка и изготовление дидактического и наглядного материала;
  • Коллекционирование магнитов, монет, марок с изображением великих людей России;
  • Подбор аудиозаписей.

2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

КОНСПЕКТ ООД

Беседа на тему: «Моя малая Родина».

Цель: Формирование любви к малой Родине.

Задачи:

- Воспитать интерес детей к истории малой родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан. развивать речевую активность детей.

- Научить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.

Ход занятия:

Дети встают в круг и читают хором стихотворение.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Воспитатель: Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Ребёнок читает стихотворение:

На широком просторе,

Пред рассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше,

Дорогие края…        

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья.

Воспитатель: О чём, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине).

У каждого на земле человека есть Родина.

Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия!

Воспитатель: У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна- потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.

Воспитатель: Ребята, вы знаете много пословиц. А какие пословицы о Родине вы знаете?

Ответы детей:

- На чужой стороне и весна не красна.

- Если, дружба велика, будет Родина крепка.

- Жить – Родине служить.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Родина мать, умей за неё постоять.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

- Родина любимая – что мать родимая.

Воспитатель: А кто хочет рассказать стихотворение о родном крае?

Ребёнок читает стихотворение:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

старый дом, в саду смородина,

толстый тополь у ворот.

у реки берёзка - скромница

и ромашковый бугор…

а другим, наверно, вспомнится

свой родной дьячковский двор.

или степь, от маков красная,

золотая целина…

родина бывает разная,

но у всех она одна!

Воспитатель: а мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, у каждого человека есть родина - место, где он родился и живет.

А как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: город Солнечногорск, деревня Тимоново

Воспитатель: а кто скажет, как называется прекрасный край, область, в котором мы с вами живем?

Дети: Московская область

Воспитатель: правильно, ребята Московская область, город Солнечногорск, микрорайон Тимоново - это и есть наша малая родина нашей великой родины – России.

С чего начинается родина?

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

А может она начинается с весенней запевки скворца,

И с этой дороги проселочной, которой не видно конца.

Воспитатель: давайте сейчас подойдем к карте нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наша Московская область (показываю), в которой мы с вами живем.

Самый главный город нашей области, как называется? кто скажет? конечно, город Солнечногорск (показываю). Здесь, на карте, он отмечен большим кружком, и здесь же, в   Московской области находится наша малая родина – деревня Тимоново (показываю), тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом

«Малая родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая родина малая моя».

Воспитатель: - Ребята, давайте поговорим сегодня с вами о месте, где мы живём, у каждого человека есть на земле место, где он родился и вырос, и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце.

Это место называется малой родиной. для нас малая родина – это наш микрорайон Тимоново. Много лет вы любите свою малую родину, давайте же вспомним и назовём, за что мы так любим наш город.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко».

Воспитатель: а почему говорят моя малая родина?

Дети: это место где мы родились и живём.

Воспитатель: а вы знаете, почему так называют?

Дети: моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Воспитатель: как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте? (земляки).

Беседа.

Воспитатель: правильно ребята много интересных версий об истории нашего города, много и стихов написано поэтами о родине, много песен сочинили композиторы о своей родной стране, городе, посёлке.

Послушайте, какие прекрасные стихи сочинили о нашей малой родине

поэты, которые живут в нашем селе.

Физминутка: Нет на свете Родины красивей (шагают на месте)

Боевой страны богатой         (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.  (шагают на месте и широко   разводят руки)

 

Воспитатель: а как можно красиво сказать о родине, какая она?

Дети: красивая, любимая, сильная, гордая и т. д.

Воспитатель: а как называют наших жителей?

Дети: Москвичи

Воспитатель: а хотите совершить экскурсию по нашей малой родине.

Дети: да.

Воспитатель: сначала мы с вами посетим, небольшую нашу фотовыставку.

а теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего города и назовите те места, которые вам знакомы.

Дети, мы сегодня с вами о много рассказали о нашем селе – нашей с вами – малой родине, и еще многое мы с вами могли бы рассказать, но время подошло для того, чтобы завершить на сегодня нашу беседу.

Воспитатель: а как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая

родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года.

Дети: любить своё село, заботиться о нём, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Воспитатель: Дорогие ребята! любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.


КОНСПЕКТ НОД

Беседа на тему: «Если бы я был изобретателем»

Михаил Ломоносов - русский изобретатель.

Цель: Обогащать знания детей о великих людях нашей страны ( М.В Ломоносов)
Задачи:
- Познакомить с великим ученым М.В. Ломоносовым:
- Дать знания о жизни и научной деятельности М. В. Ломоносова,
- Сформировать представление о многогранности таланта великого учёного
- Способствовать развитию познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности
- Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории нашей страны и родного края.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и к людям, прославившим его.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительное красивое звучное имя.

- Как называется страна, в которой мы живем? Посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. - Чем богата наша страна? (ответы детейРоссия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми.

- А кто такие знаменитые люди? Почему их назвали «великие люди России»? (ответы детей) 

- Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире.  Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, полководцы.

- Сегодня мы с вами познакомимся с такими великими людьми. Для этого я приглашаю вас в путешествие на машине времени, в прошлое нашей страны. (Дети встают в круг «машину времени»)
Воспитатель: Готовы? Закройте глаза, а я включаю машину времени (включается музыка) 

День за днём, за годом год
Время движется вперёд
мы часы перевернём, Время в прошлое вернём. 


Ломоносов- великий ученый

Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с великим ученым, который родился в Архангельской области.
Приглашаю вас в машину времени.

Мы отправляемся в область на много-много лет назад (звучит музыка)

День за днём, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём, Время в прошлое вернём.
Воспитатель: Мы с вами оказались недалеко от города Архангельска в деревне Денисовка, в которых жили крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля.

Здесь родился великий русский ученый М.В. Ломоносов
Сейчас в нашей стране все дети ходят в школу. А раньше школ было мало, и не все дети могли научиться читать и писать.

Маленького Михаила научил читать и писать местный дьячок.

Посмотрите на картинку и назовите любимое занятие маленького Михаила Ломоносова.

Первые книги, которые прочитал Михаил Ломоносов были «Арифметика» и «Грамматика».

Кроме того, он с десяти лет помогал отцу в море.
Очень хотелось Мише учиться! Он слышал, что в Москве есть школы, где наукам учат, да и книг там много. И он отправился в город Москву с рыбным обозом пешком.
Вы все пойдете в сентябре в школу в первый класс. Сколько вам будет лет, когда вы начнете учиться? (
ответы детей)

Воспитатель: А Михаил Ломоносов поступил в академию в первый класс, когда ему было 19 лет. Сначала над ним смеялись, а как начал Михаил отвечать на занятиях смеяться перестали.

Он очень старался учиться и на него стали смотреть как на чудо.
Ломоносов закончил академию очень быстро за 5 лет. Далее Ломоносов учился в академии наук в Санкт-Петербурге, в университете в Германии. После обучения М. В. Ломоносов был зачислен в состав Академии наук.
Михаил Васильевич изучал много наук и сделал много открытий.
А сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какие науки изучал

М.В. Ломоносов и какие открытия он сделал.

Михаил Васильевич изучал физику и сделал очень интересное открытие. Оказывается, все предметы вокруг нас состоят из атомов - очень маленьких частичек.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. (Дети выходят в круг).

Представьте, что вы атомы, маленькие частички. Посмотрите, что находится в стакане? Правильно, воздух. Воздух - это газ. В газах атомы-частички бегают очень далеко друг от друга.

Воспитатель: Покажите, как. (Дети показывают)

В этом стакане вода. Вода-это жидкость. В жидкости атомы двигаются уже ближе друг к другу.

Воспитатель: Покажите, как. (Дети показывают)

Воспитатель: Сейчас я взяла камень. Какой он? Он твердый. В твердых предметах атомы прижимаются близко друг к другу.

Воспитатель: Покажите, как (Дети показывают)

Вот такое открытие сделал Ломоносов, в разных состояниях атомы ведут себя по-разному.

Михаил Васильевич изучал физику.

На каком языке мы с вами говорим. А вы умеете читать на русском языке? А писать? А Ломоносов не только знал русский язык, но умел говорить,

писать и читать на 30 языках.

Михаил Васильевич очень любил свою Родину, свой край и писал про него стихи. Послушайте одно из таких стихотворение
Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Воспитатель: Раз он писал стихи, кем он был? Он был поэтом. 
Главной для себя наукой Ломоносов считал химию.  По его настоянию при академии была создана Химическая лаборатория, где он проводил опыты
Воспитатель: Давайте отправимся в лабораторию и проведем опыт.
                                 Проведение опыта «Вода-растворитель»

Михаил Васильевич из стёклышек разного цвета создавал картины. Вот одна из таких картин «Полтавская баталия»

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем собрать картинку из частей

Игра «Собери картинку» (телескоп).

Воспитатель: Что у вас на картинке, которую вы собрали?

Это «ночезрительная труба» для наблюдения за звёздным небом. Сейчас этот прибор называют телескопом. Ломоносов изучал астрономию - науку о звездах. 

Исследовательская деятельность.

Опыты с лупой, цветным стеклом, рассматривание биноклей.

А ещё Ломоносов добился больших успехов в математике или как раньше говорили, арифметике. 

Ломоносов занимался минерологией - наукой о камнях, изучал историю- науку о прошлом человечества. 

Воспитатель: Сосчитайте, сколько наук изучал Ломоносов. И везде он сделал открытия!

Воспитатель: А как вы думаете почему он стал великим ученым? (ответы детей) 

Прошло много лет, как Михаил Васильевич Ломоносов совершил свои научные открытия и достижения, которыми до сих пор восхищаются и гордятся русские люди.


Итог занятия

Воспитатель: Закончилось наше путешествие на машине времени! С какими великими людьми мы познакомились? Эти люди прославили нашу страну?

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов Н. Кудряшова «Мост, который нужен всем» «Великие изобретатели» Рассматривание фото, репродукций изобретений.

Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

 Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов Н. Кудряшова «Мост, который нужен всем» «Великие изобретатели» Рассматривание фото, репродукций изобретений.

Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.


Конспект занятия по художественному творчеству

на тему: «Береза – символ России»

Цель: Воспитывать чувство любви к родной стране.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с одним из видов рисования – граттаж.

Закрепить правила постраяния композиции, учить рисовать силуэт дерева – березы.

Развивающая: Развивать эстетические чувства, фантазию, глазомер, ощущение красоты родного края, детское творчество, расширять представление детей о березе, как о символе нашей Родины, развивать мелкую моторику рук, внимательность.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность в выполнении работы, воспитывать инициативу, самостоятельность, бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа: Рассматривание наглядного пособия и иллюстраций на тему «Деревья», наблюдение на территории детского сада за деревьями во время прогулок, чтение стихов о березе А. Прокофьева, подготовка с детьми с детьми основы для выполнения рисунка в виде граттажа.

Материалы и оборудование: Игровая мотивация, беседа – диалог, рассказывание сказки, демонстрация и объяснение приемов рисования (не традиционной технике рисования граттаж).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите какой сегодня замечательный день, солнышко улыбается нам, давайте все вместе покажем, как оно улыбается нам(класс) и мы поделимся со всем хорошим настроением.

-Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (ответы детей)

-А теперь давайте вместе приложим свои ладошки и передадим тепло друг другу.

-Вы очень дужные ребята, и только такие живут в нашем городе Детства.

Воспитатель: Хочу предложить вам послушать стихотворение:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

После чтения вопросы к детям: Что же мы Родиной зовем? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это все наша Родина! И березки, и дороги это все наша Родина.

-Ребята, а вы помните, что наша Родина символизируется с березкой.

Береза – символ России.

-Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру. Я вас всех превращаю в березки, ваши корни растут глубоко в земле. Внизу ствол широкий к верху сужается. Я хочу посмотреть на березовую рощу, где тут мои березки? Красивая роща.

Физминутка

Мы березку посадили (выпрямились)

Мы водой ее полили (Наклонились вперед)

И березка подросла (Встать на носочки и повернуться вокруг себя)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх)

А потом их наклоняло (Руки вниз, спина прямая)

И ребят поблагодарила (Поклоны головой)

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать березку. Как она выглядит мы уже с вами знаем и рассматривали, что у нее белый ствол, на котором видно черные полоски, большие ветки растут вверх, а маленькие свисают. Еще у березки маленькие листочки и их очень много, еще красивые серёжки. Мы же не можем нарисовать их все, поэтому мы нарисуем просто корону дерева.

Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предмета по бумаге, покрытый воском и залитых тушью. Полученные произведения отличаются контрастом белых линий и черного фона, еще они могут быть цветными.

Воспитатель: Мы с вами уже заранее приготовили основу, оборудовали свое место салфетками. А, кто мне скажет для чего они нужны? (что бы не вымазать стол) Приготовим основу, бумажные салфетки для работы и деревянные палочки. Работать деревянными палочками нужно очень аккуратно, они острые и вы можете ими серьезно поранится. Теперь возьмём деревянную палочку и приступим. С начало попробуем выполнить на не большом кусочке бумаги.

Возьмите палочки и проведите, что вы видите? У вас получаются разные палочки. Не забывайте, что процарапывать один раз, так вот, это не карандаш и вытереть его стирательной резинкой тоже не можем.

А теперь приступим к работе. Первым делом процарапаем ствол, он должен от земли быть широким, а к верху тоненьким, затем ветви, не забываем о кроне дерева, что мы должны процарапать на стволе? (ответы детей) Что березу березу отличает от других деревьев? (две полоски) И вот у нас получилась красивая цветная березка на черном фоне.

Воспитатель: Молодцы! Отлично выполненная работа. Давайте вывесим все ваши работы и насладимся красотой березовой рощи!

«Прослушивание музыки: Гимн России, «Детский альбом» П.И Чайковского,

произведения «Три чуда» Н.А Римского-Карского.

 


Конспект НОД

Игра - путешествие в старшей группе «Россия - наша Родина.

Две столицы нашей Родины»

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту' мира;

- продолжать знакомить детей с Санкт-Петербургом, второй столицей нашей Родины.

- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг, гимн);

- обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

- продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг), гимн России, русская народная музыка «Светит месяц», гербы России, Москвы и Санкт- Петербурга, гербы других стран, флаги других стран, портрет президента, рисунки детей по теме: “Герб моей семьи”, дидактический кубик, схемы слов.

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

- рассматривание иллюстраций по заданной теме;

- чтение художественной литературы о родной стране;

- заучивание стихотворений о родной Земле;

- рассматривание семейных фотографий;

- изготовление семейного герба (совместная работа детей и родителей);

- беседы по темам; “Моя Родина”, “Моя семья”, “Мой любимый город”, “Достопримечательности нашего города”, “Я русский Человек”;

- конкурс на лучший рисунок по теме “Моя семья".

- прослушивание Гимна России, русских народных мелодий.

Ход занятия:

Воспитатель - экскурсовод встречает детей;

Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя.

Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания Итак, вперед. А вот на чём мы с вами будем путешествовать угадайте сами!

Загадка о транспорте:

По дороге едет дом

Окна светлые кругом

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Правильно! Автобус.

Воспитатель: Мы с вами будем путешествовать на автобусе, и будем делать остановки на разных станциях. Прежде, чем отправится в путь, нам надо выбрать водителя.

Воспитатель: Давайте посчитаемся

Шёл барашек по тропинке

И нашёл он жёлудь свинке

1 2 3 4 5 начинаем мы играть.

Ехал Лунатик на тележке

Продавал он всем орешки

Кому два, кому три

Дирижёром будешь ты.

Станция “Наша Родина”

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)

(Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение (Наш дом»)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

 Свою страну, наш общий дом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с гобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём

Что мы Родиной зовём.

Всё, что в сердце бережём.

Далее дети находят территорию России на карте мира. И еще раз уточняют название страны. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наша страна очень большая, просит подобрать слова - синонимы к слову большая (огромная, необъятная). В России, очень много лесов, озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Евразия.

Воспитатель: ребята, а как называют людей, которые живут в России? (Россияне). А в Америке Американцы. А в Канаде Канадцы. А в Испании? Испанцы.

В каждой стране есть самый главный город - это столица.

Воспитатель: Скажите, как называется столица нашей Родины? Москва. Вот сейчас мы с вами и отправимся в Москву. Садитесь в автобус на свои места.

Дорога в Москву дальняя и пока мы поедем по нашему городу, вспомним, какие достопримечательности вы знаете.        

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:

Люблю по городу гулять.

Люблю смотреть, люблю считать:

Невский - раз, Зимний - два.

Три - красавица Нева.

А четыре - мост Дворцовый,

Пять - гуляю по Садовой.

Шесть - к Исааку схожу,

И на купол погляжу.

Семь - конечно. Летний сад.

Как красив его наряд

Восемь - крепость у Невы,

Были там, наверно, мы.

Девять - повстречался мне Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота

 Вижу - Нарвские ворота.

Пока мы с вами играли, незаметно и время пролетело.

И вот мы уже в Москве.

Станция №2 Две столицы.

Воспитатель: Мы говорили, что наша страна очень большая. А кто же управляет такой страной? (Президент). Как зовут нашего президента? Путин В.В. Но одному человеку очень трудно управлять такой огромной страной и, поэтому президенту помогает Государственная Дума. Там работает, очень много людей.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал в Москве. Это очень древний, большой и красивый город. В нём тоже есть много достопримечательностей. Давайте посмотрим на иллюстрации и вспомним самые интересные места в Москве. (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного). Мы посмотрели иллюстрации достопримечательностей Москвы - столицы нашей Родины. Сейчас мы с вами немножко поиграем.

Дидактическая игра: «Чем похожи»

Воспитатель: Я попрошу, вас отвернутся от доски, а теперь поворачивайтесь. Скажите, что общего между этими городами (Красная площадь и Дворцовая; Собор Василия Блаженного и Собор Спаса на Крови; Большой театр и Мариинский; оба города стоят на берегу рек (Каких?)

Воспитатель: а сейчас прочитаем стихи о Москве и Санкт-Петербурге.

Стихи:

Москва - эго Красная площадь.

Москва - это башни Кремля.

Москва _ это сердце России,

Которое любит тебя.

Он - царя Петра творенье,

Город славы, город - сад Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворце.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами познакомились с двумя столицами нашей Родины, проходите опять в автобус, мы продолжаем наше путешествие. Пока автобус едет, мы с вами сделаем

Гимнастику для глаз:

Раз - налево, два - направо. Три - наверх, четыре - вниз.

Л теперь по кругу смотрим.

Чтобы лучше видеть мир

Взгляд направим ближе, дальше.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше. Убедитесь вы сейчас!

Вот мы и приехали на станцию «Знаки и символы».

Станция №3 “Знаки и символы”

Воспитатель: Что за музыка звучит узнаёте правильно - это гимн нашей Родины - России.

У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Давайте их назовём.

(Это герб, флаг и гимн)

Гимн - главная юсу дарственная песня, в которой отражается народная любовь. Гимн исполняют и слушают стоя. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Обычно музыка гимна - торжественная, эмоционально приподнятая, а слова - величавые.

Автор слов гимна России - знаменитый писатель Сергей Михалков, а музыка А. Александрова. Обычно гимн исполняется при торжественном поднятии и спуске флага, а также в других торжественных случаях. Гимн - является одним из символов нашей Родины.

Следующий символ нашей Родины - герб.

Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках. Герб является отличительным знаком государства и объединяет людей, живущих в одной стране. На гербе всегда старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что изображено на нашем гербе: Орёл - это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Орел - это царь птица, большая сильная Золотой цвет - это символ солнца Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь. Скипетр и держава в лапах орла - царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Воспитатель: Давайте посмотрим на эту картинку, что здесь изображено? Правильно это гербы разных стран. Найдите герб нашей страны. Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Герб России”:

У России величавой на гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу смог Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что у городов тоже есть свои символы. И у Москвы, и у Санкт-Петербурга есть свой герб.

 Дидактическая игра «Сравнение двух гербов двух столиц» 

Дети рассматривают и сравнивают два герба.

Герб Москвы.

Герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва - столица России. Это тоже темно - красный щит с изображением на нем всадника - Героя Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея

Герб Санкт-Петербурга.

Все прославленные города неповторимы. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого-нибудь здания, памятника, чтобы сказать, в каком городе это находится.

С древних времён главный символ- это ГЕРБ. Посмотрите на герб нашего города. Герб-это щит, т е. «защита» города. Герб должен отражать особенность положения и роль города. А поскольку наш город расположен на реке и на море, то й на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый).

Воспитатель: Что ещё мы видим на гербе, в самом центре?

Воспитатель: Это называется СКИПЕТР. С давних времён царь должен был иметь отличительные символы царской власти. Это корона, держава и скипетр. Почему же символ царской власти на гербе нашего города. Да потому, что был при Петре1 и почти до нашего времени столицей Российского государства.

Щит красного цвета - он считается цветом власти и могущества. А скипетр- это символ императорской власти.

Так что же такое Герб? (ответы детей

Это отличительный знак, символ любого города или страны.

Воспитатель: И так мы знаем, что на гербе два якоря (морской и речной) - это значит, что город морской и речной порт; скипетр- значит, что город - столица.

 Стихотворение:

Петербуржский герб красивый.

Скипетр и якоря,

Красный щит и эти символы Обозначены не зря.

Люблю тебя Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье и береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей...

Воспитатель: Итак, мы познакомились с гербами, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен двуглавый орел, всадник с копьём, это святой Георгий Победоносец. Он скачет на белом коне, в синем плаще.

Что напоминают эти три цвета? Правильно - флаг России.

Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также, как и герб, отличает нас от других стран.

Это флаг. Как выглядит флаг нашей страны? Вверху - белая полоска, в середине - синяя, внизу - красная полоска. С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Флаг России”:

Белый цвет-березка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - Солнечный рассвет.

Дидактическая игра:

«Узнай наш флаг» Воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета, как на нашем флаге, например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия

Воспитатель: Ребята. А вы знаете, что у городов тоже есть свои символы. И у Москвы, и у Санкт-Петербурга есть свой герб. Дети рассматривают и сравнивают два герба.

Воспитатель: предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран.

Это русские - народные танцы. Все дружно вспоминаем русские - народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский - народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях). 

Воспитатель: Ну вот мы и вспомнили ещё одну отличительную особенность России. Я приглашаю вас опять занять места в экскурсионном автобусе. Мы проследуем на следующую станцию «Моя семья».

Станция №4“Моя семья”.

Воспитатель: - эта станция называется - семейная (обращает внимание детей на иллюстрации членов семьи: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).

Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на иллюстрациях (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в СПб? (петербуржцы).

Воспитатель: Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки - гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья - это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.

Воспитатель, вместе с детьми, рассматривают семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями. Дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе

Станция №5 “Финишная”

Воспитатель: Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2. Как называется наш город?

3. На какой улице ты живешь?

4. Что изображено на российском гербе

5. Как называет людей, которые живут в Санкт – Петербург? В Москве?

6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7. На каком материке мы живем?

8. Зачем стране нужен флаг?

9. Кто управляет нашей страной?

10. Назови столицу нашего государства

11. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона”, "Родная сторона мать, а чужая-мачеха”: -

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

В результате реализации проекта «Люди России – символы России» мы смогли собрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для патриотического воспитания детей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, планируется и дальше проводить систематическую, целенаправленную работу с дошкольниками, ведь так важно приобщать детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект на тему: «Русская береза – символ России»

Проект разработан в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....

Проект "Люди России- символы России" Для дошкольников 6-7 лет

Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение.  Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и ...

Проект «Люди России- символы России».

Проект «Люди России- символы России».                ...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...