Конспект ОД на тему: «Татарский национальный костюм»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предмет (направленность):художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Составила и провела: воспитатель МБДОУ № 19 г. Нижнекамск
Сахибгареева Алия Тависовна
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский и народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак,тюбетейка; ичиги; платье с оборками).
Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.
Словарная работа: Республика Татарстан, калфак, камзул, тюбетейка
Материал к занятию:
Куклы в национальных костюмах.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Оборудование:
- Готовый фартук из альбомного листа;
- Цветная бумага;
- Клей;
- Ножницы;
- Салфетки;
- Карандаш простой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pod.gr_._tat.nats_kostyum.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД на тему: «Татарский национальный костюм»
Предмет (направленность):художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Составила и провела: воспитатель МБДОУ № 19 г. Нижнекамск
Сахибгареева Алия Тависовна
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский и народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак,тюбетейка; ичиги; платье с оборками).
Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.
Словарная работа: Республика Татарстан, калфак, камзул, тюбетейка
Материал к занятию:
Куклы в национальных костюмах.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Оборудование:
- Готовый фартук из альбомного листа;
- Цветная бумага;
- Клей;
- Ножницы;
- Салфетки;
- Карандаш простой.
Ход занятия:
Воспитатель:- Дети, мы с вами живем в большой, дружной стране
- А как называется наша страна?
Воспитатель: Да, правильно, Россия.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в России?
Дети: – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
Воспитатель: - Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей.
-А в какой республике мы живем?
Дети: в республике Татарстан
Воспитатель:Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты. Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Воспитатель:- Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде, познакомимся с основными элементами татарских народных костюмов, как мужских, так и женских.
- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и татарские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
- Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?
Дети:-Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде
Воспитатель: Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).
Воспитатель:- Хотите посмотреть, как раньше одевался татарский народ?
Рисунок №1. Женский праздничный татарский народный костюм.
- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
Рисунок №2 Калфак
Воспитатель:- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
Воспитатель:- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
Воспитатель:- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
Рисунок№ 3 Повседневная одежда татарской женщины.
Воспитатель:- В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.
Рисунок №4 Мужской праздничный татарский народный костюм.
Воспитатель:- Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.
Рисунок№5 Тюбетейка.
Воспитатель:- Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
Рисунок № 6 Повседневная мужская татарская одежда
Воспитатель:- Также как и у женщин, у мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей и повседневная в которой они могли выполнять различную работу.
Рисунок № 7 Ичиги(читек).
- На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.
Воспитатель:- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин.
Рисунок № 8 Татарский орнамент
У татарского народа существует три вида орнамента:
1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.
Воспитатель:- Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.
Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом фартуки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.
А давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие они красивые и разные. Как они украшены, из чего состоят узоры? Как они расположены?
Дети: На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями.
Воспитатель: обратите внимание на красивое сочетание красных цветов с вписанными зелеными частями и листьями. Мы будем украшать силуэты фартука по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука.
(Дети украшают орнаментами свои фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).
Итоги работы:
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).
-Вам понравилась ваша работа сегодня ?
Дети:...................
Воспитатель:-А что вы сегодня узнали на занятии?
Дети: .................................
Воспитатель:-Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети:..................................
Воспитатель:-Занятие окончено. До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе для русскоязычных детей "Татарский национальный костюм"
Проект в детском саду для русскоязычных детей 4-5 лет "Татарский национальный костюм"...
Конспект НОД по рисованию "Красота татарского национального костюма"
Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»Предмет (направленность): познавательное развитие.Возраст детей: подготовительная к школе группа.Место проведения: групповая комна...
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...
Конспект "Татарский национальный костюм"
Конспект по ИЗО...
Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"
КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ....
Конспект открытого занятия Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент».
Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент»Задачи:1.Закреплять представления детей о народности мордва2.Закреплять представления о мордовском костюме. ...
Конспект занятия на тему "Башкирский национальный костюм"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29391735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с социальным миром на ...