Конспект НОД по рисованию "Красота татарского национального костюма"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»
Предмет (направленность): познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_temu_krasota_tatarskogo_natsionalnogo_kostyuma.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»
Предмет (направленность): познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине.
Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, чак-чак.
Материал к занятию:
Куклы в национальных костюмах.
Аудиозаписи песен, музыки.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Предварительная работа:
Чтение народных сказок, былин, песенок.
Заучивание стихов, частушек, загадок.
Слушание песен, музыки.
Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
Сбор, рассматривание предметов быта.
Ход занятия:
Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».
- Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
- А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
- Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Мы живём в Татарстане.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты. Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
- Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде, познакомимся с основными элементами татарских народных костюмов, как мужских, так и женских.
- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и татарские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
- Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде).
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).
- Хотите посмотреть, как раньше одевался татарский народ? Я приглашаю вас, в видеозал. (Дети располагаются вокруг экрана).
Слайд №1. Женский праздничный татарский народный костюм.
- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
Слайд №2 Калфак
- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
Слайд № 3 Повседневная одежда татарской женщины.
- В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.
Слайд №4 Мужской праздничный татарский народный костюм.
- Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.
Слайд №5 Тюбетейка.
- Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
Слайд № 6 Повседневная мужская татарская одежда
- Также как и у женщин, у мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей и повседневная в которой они могли выполнять различную работу.
Слайд № 7 Ичиги.
- На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.
- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин. Раньше мы с вами познакомились с русским народным костюмом. Давайте сейчас посмотрим, сумеете ли вы узнать какой костюм татарский, а какой русский.
Слайд № 8 Русский и татарский женский костюм.
- Скажите чем отличается женский русский костюм от татарского? (дети перечисляют основные элементы костюмов)
Слайд № 9 Русский и татарский мужской костюм.
- Скажите чем отличается мужской русский костюм от татарского? (дети перечисляют основные элементы костюмов)
-Молодцы. А ещё русский и татарский костюм отличаются орнаментом, который их украшает.
Слайд № 10 Татарский орнамент
У татарского народа существует три вида орнамента:
1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.
Слайд № 11 Тюбетейка, калфак с разными орнаментами.
- Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.
Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом фартуки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.
А давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие они красивые и разные. Как они украшены, из чего состоят узоры? Как они расположены?
Дети: На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями.
Воспитатель: обратите внимание на красивое сочетание красных цветов с вписанными зелеными частями и листьями. Мы будем украшать силуэты фартука по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука.
(Дети украшают орнаментами свои фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).
Итоги работы
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).
Из красивых лоскутков
Фартук праздничный готов
И горят на ней цветы
Небывалой красоты.
- А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Займи место» (Буш урын).
Татарская национальная игра «Займи место» («Буш урын»).
Вы хорошо потрудились, весело поиграли, и я хочу угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чак.
(Чаепитие с угощением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе для русскоязычных детей "Татарский национальный костюм"
Проект в детском саду для русскоязычных детей 4-5 лет "Татарский национальный костюм"...
«Татарский национальный костюм». Краткосрочный проект
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению ег...
Дидактическая игра по закреплению знаний о татарском национальном костюме «Сложи узор»
Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу. Развивать художественный вкус...
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...
Конспект "Татарский национальный костюм"
Конспект по ИЗО...
Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"
КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ....
Конспект ОД на тему: «Татарский национальный костюм»
Предмет (направленность):художественно-эстетическое, познавательное развитие.Составила и провела: воспитатель МБДОУ № 19 г. НижнекамскСахибгареева Алия ТависовнаВозраст детей: подготовительная к школе...