Конспект занятия на тему "Башкирский национальный костюм"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зиганшина Светлана Салиховна

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с социальным миром на тему "Башкирский национальный костюм " для детей старшего дошкольного возраств

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 с. Иглино»

Конспект

                       организованной образовательной деятельности

                   Образовательная область: «Познавательное  развитие»

                      Тема: «Башкирский национальный костюм»

                   

                                 Выполнил воспитатель

                                                                                Зиганшина С.С.

 

 

с. Иглино -2023 г.

Цель: Ознакомление детей с  башкирским национальным костюмом.

Задачи:

Образовательные: 

- расширить знания детей об особенностях башкирского национального костюма;

-  закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);

- познакомить с праздником «сабантуй»;

- закрепить лексическую тему «Мой город – Туймазы».

Развивающие:

- развивать и обогащать речь;

- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;

- воспитывать у детей  чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»,   «Речевое развитие».

Средства реализации: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись космической музыки; аудиозапись башкирской музыки;  слайды.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома О РБ, с.Иглино. знакомство с куклами в башкирских костюмах,

- беседы о башкирском народе, их традициях,

- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

- рисование  «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».

- экскурсия в краеведческий музей.

Активизация словаря:  джигит, егет, курай, кубыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулын , бисер, кукррэксэ, ыштан.

Методические приемы:

1) Звучание башкирских мелодий.

2) Беседа.

3) Вопросы к детям.

4) Дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

5) Рассматривание башкирского костюма.

6) Объяснение.

7) Сюрпризный момент.

8) Физминутка.

Ход ООД: Орг. момент. Поздороваться с гостями.

Игра-приветствие:

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Воспитатель:    Добрый день, иглинцы. А почему я вас так назвала?

Дети:              Мы живем в селе  Иглино.

Воспитатель:   А в какой республике мы живем?

Дети:                Мы живем в Башкортостане.

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись космической музыки.) 

Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. (показ слайдов, звучание башкирских мелодий)

   На востоке высятся Уральские горы – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? (Ответы детей.)

  Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Воспитатель приглашает детей станцевать под башкирскую мелодию элементы башкирских движений.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела.  Что же это такое? Как вы думаете?

Дети: Одежда, костюм.

Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмякповторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде  – серебряные монетки.  Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.  А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово ).

 Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэнУ женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын  платок - покрывало.

 А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбарна голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

Физминутка

Встало утром солнышко и гулять отправилось;

И на нашей улице все ему понравилось.

Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)        

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете башкирские праздники?

Дети: Сабантуй.

Воспитатель: Правильно - праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед.

На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте - на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18-метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы.

Анализ занятия.

 Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"

Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...

конспект ООД "Красота башкирского национального костюма"

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе на тему "Красота башкирского национального костюма"...

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе...

Конспект занятия по аппликации "Карнавальный костюм"

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе тема "Карнавальный костюм"...

Конспект открытого занятия Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент».

Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент»Задачи:1.Закреплять представления детей о народности мордва2.Закреплять представления о мордовском костюме.        ...

Конспект занятия ,,Кукла в национальном костюме,,

Познакомить детей с женским  и мужским русским национальным костюмом...