Самообразование
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
"Тестопластика - это полезное и увлекательное занятие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-samoobrazovanie.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………...2
2. Структура программы
- Целевая группа……………………………………………………………. 3
2.2 Сроки реализации программы…………………………………………… .3
- Цель и задачи……………………………………………………………… 3
- План мероприятий на 2019-2023гг…………………………………….. 4-5
- Этапы работы над темой…………………………………………………. .6
- Технологии, методы, формы работы……………………………………...6
- Материалы и инструменты………….……………………………………. 7
2.9 Прогнозируемые результаты………………………………………………7
3. Список литературы………………………………………………………... 8
Пояснительная записка
Самообразование – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Технологии современного мира непрерывно меняются, усовершенствуются, поэтому система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Как утверждал К.Д. Ушинский - учитель живет до тех пор, пока учится. В настоящее время имеется большой спектр источников самообразования – это специальная научно-популярная литература, интернетресурсы, МО, семинары.
Повысить свое самообразование я предпочла в области – тестопластика. Актуальность выбора темы связана с тем, что у большинства воспитанников приюта наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук. Учеными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка, является развитие рук, ручных умений. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга.
Тестопластика является одним из нетрадиционных видов художественного творчества и мощным способом развития у детей умственной активности, учит ребенка терпеливому достижению цели, спокойное сосредоточенное занятие способствует усидчивости, снижению возбуждения, хорошему сну и многим другим качествам, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Создавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи, подготовки руки к письму.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, где продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям.
В процессе работы с тестом можно использовать разнообразные виды материалов: бусинки, семена, пуговицы, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, кончики пальцев становятся более чувствительными.
Работа с соленым тестом имеет ряд преимуществ: экономично, безопасно, не липнет к рукам, не оставляет следов, легко отмывается, можно окрашивать пищевыми красителями.
Система мероприятий по программе самообразования предназначена для
детей 5-6лет.
Целевая группа:
Основным звеном программы являются воспитанники, имеющие слабо развитую мелкую моторику рук, в возрасте от пяти до семи лет, педагог - руководящий реализацией программы, родители.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение пяти лет – 2018-2022гг.
Цель: Повысить уровень педагогического мастерства, профессиональной
компетенции в направлении – тестопластика и внедрить в работу с
детьми.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
- Разработать программу по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук, посредством тестопластики у детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовить перспективный план работы на 2019-23гг.
- Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
- Создать условия для активной самостоятельной деятельности детей,
для работы с соленым тестом.
- Подготовить и провести комплекс занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
- Провести консультацию для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей и привлечь их к совместной деятельности с детьми.
- Подготовить и распространить материал по обмену положительным опытом по теме самообразования.
- Выявить результативность проведенной работы по итогам реализации программы.
Перспективный план работы
Срок | Форма работы | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | самообразование | |
Сентябрь – ноябрь 2018 | - Знакомство с материалом «соленое тесто» - Технология изготовления теста для лепки -Техника безопасности | Консультация «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики у детей дошкольного возраста» | « Работа с литературой- С Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В. | |
Декабрь –февраль 2018 | Изучить виды лепки (предметная, декоративная, сюжетная) | Доклад на педагогическом совете «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики» | Составить перспективный план работы на 2019-2022гг. | |
Март-май 2018 | Развлекательное занятие: «Бал короля –соленое тесто | Консультация «Технология соленого теста» | Провести диагностику детей в начале работы по программе | |
Июнь-август 2018 | Развлекательное занятие: «Бал короля –соленое тесто | -Изучить опыт работы по теме, через использование Интернет-ресурсов | ||
Сентябрь-ноябрь 2019 | Лепка героев по сказке «Три поросенка» | Консультация «Секреты соленого теста» | Работа с литературой Лыкова И.А. "Азбука лепки». | |
Декабрь-февраль 2019 | Лепка героев по сказке «Волк и семеро козлят» | Консультация из опыта работы «Путешествие в мир тестопластики» | Разработать технологические карты | |
Март-май 2019 | Участие в конкурсе детских работ | Выставка детских работ | М.Новацкая «Секреты - Как за 30 минут слепить сказку» | |
Июнь-август 2019 | Лепка героев по сказке «Три медведя» | -Разработать технологические карты по работе с соленым тестом | ||
Сентябрь-ноябрь 2020 | Мастер-класс «Оберег» в стиле народных традиций | Выставка детских работ | Мастер-класс с участием родителей «Оберег» в стиле народных традиций | Создать мини-библиотеку литературы и альбомов по тестопластике |
Декабрь-февраль 2020 | Лепка героев по сказке «Колобок» Выставка детских работ | Посетить мастер-класс коллег по теме «тестопластика» | ||
Март-май 2020 | Лепка поделок «Зимние фантазии» | Консультация «Как просушить изделия из соленого теста» | «Солёное тесто Шаг за шагом» - В. А. Хоменко, Харьков: «Клуб Семейного Досуга | |
Июнь- август 2020 | Лепка поделок «Любимое животное» | |||
Сентябрь-ноябрь 2021 | Лепка героев по сказке «Лиса и журавль» | Выставка детских работ | Мастер-класс «Роспись изделий из соленого теста» | Участие на выствках |
Декабрь-февраль 2021 | Лепка героев по сказке «Гуси –лебеди | Оформление фотоальбома «Чудо – тесто» | ||
Март-май 2021 | Лепка героев по сказе «Теремок» | Посещение мастер-класса коллег | ||
Июнь-август 2021 | Лепка по замыслу (свободная тема) | Выставка детских работ | Работа с литературой Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 6-7 лет | |
Сентябрь-ноябрь 2022 | Лепка по сказке «Репка» | Видеопрезентация «Путешествие в мир сказки из соленого теста» | Работа с литературой «Чудеса из солёного теста» - А. Фирсова | |
Декабрь-февраль 2022 | Лепка по сказке «Маша и медведь» | Мастер-класс «Символ нового года» | «Путешествие в мир искусств» - Кожохина С. К. | |
Март-май 2022 | Мастер-класс «Золотая рыбка» | Анализ приобретенных навыков у детей | ||
Июнь-август 2022 | Посещение выставки детских, творческих работ | Выставка детских работ | Анализ приобретенного опыта педагога |
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический
- Постановка проблем
- Изучение материала, имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы
- Анализ затруднений
Прогностический
- Определение цели и задач работы над темой
- Разработка системы мероприятий, направленных на решение задач
- Прогнозирование результатов
Практический
- Посещение семинаров, методических объединений для педагогов
- Проведение открытых занятий, выступлений, практикумов для детей, родителей и педагогов
Внедренческий
- Использование современной литературы, интернетресурсов, опыта коллег.
Обобщающий:
- Анализ работы
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
- Личностно — ориентированный подход
Методы:
- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы работы:
Совместная работа с детьми и родителями
- Консультация для родителей о пользе тестопластики
- Изготовление подарочных изделий
- Организация выставки
Самостоятельная деятельность детей
- Приготовление соленого теста по рецепту
- Работа с технологическими картами
- Создание поделок, композиций по сказкам с применением иллюстративного материала
Материалы и инструменты:
- Специальная литература
- Соленое тесто
- Стеки
- Доски
- Кисти
- Краски
- Шаблоны
- Дополнительные материалы
Прогнозируемы результаты реализации программы:
Педагог - повысит свою профессиональную компетенцию,
уровень педагогического мастерства
Воспитанники освоят следующие знания и навыки:
- У детей появится устойчивый интерес к занятиям тестопластикой
- Освоят конструктивный, скульптурный - методы лепки предмета
- Освоят метод лепка на форме – использование формы под основу
- Научатся пользоваться технологическими картами, формами, шаблонами
- Научатся декорировать работу дополнительным материалом
- Научатся самостоятельно контролировать качество готовности изделия
- Научатся объединять предметы в коллективную композицию
Родители – У родителей сформируется положительное отношение к занятиям тестопластикой с детьми.
Формами подведения итогов, приобретенных детьми навыков являются-
Результативное участие в конкурсах, выставках, самостоятельная работа детей, анализ творческих работ, презентация педагога по теме самообразования.
Список литературы:
1. Лыкова И.А. "Азбука лепки». Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 6-7 лет», Мозаика-Синтез, 2009
3. Марья Новацкая « Секреты тестопластики. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2010.
4. «Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В.
5. «Путешествие в мир искусств» - Кожохина С. К.
6. «Солёное тесто Шаг за шагом» - В. А. Хоменко, Харьков: «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
7. «Чудеса из солёного теста» - А. Фирсова, АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.
8. «Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...