Чудесный пластилин
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Обучение детей приемам пластилинографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesnyy_plastilin.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по пластилинографии
«Чудесный пластилин»
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Вид проекта: творчески-познавательный, информационный
По составу участников: фронтальный
Продолжительность: долгосрочный
Проект предназначен для детей с трех лет, педагогов, родителей
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям , преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей второй младшей группы.
Актуальность темы
Проект направлен на развитие сенсорных эталонов, творческих способностей детей. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Учитывая важность проблемы по сенсорному развитию детей, ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Чудесный пластилин”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети младшего учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание играет важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. С помощью пластилинографии складываются первые впечатления о цвете, форме и размере предметов. В процессе занятий у детей развивается чувство цвета, симметрии, на основе чего формируется художественный вкус.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Дети второй младшей группы еще маленькие, руки развиты слабо. Поэтому мы работали с мягким пластилином. Учились лепить шарики, жгутики, надавливать их, размазывать пластилин подушечками пальцев.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях по ознакомлению сенсорными эталонами. . Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Анализ проведенной мной работ показал, что систематическая работа по проблеме сенсорного воспитания через пластилинографию эффективно помогает развивать познавательную активность, ручную умелость и сенсорные эталоны.
Цель проекта:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи проекта:
-Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии,
-Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-Учить работать на заданном пространстве;
-Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
-Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах ;
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
-Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
-Развивать интерес к процессу и результатам работы;
-Развивать интерес к коллективной работе
Сроки реализации проекта: Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с детьми второй младшей группы 2 раза в месяц, продолжительность занятия 15 минут
Предполагаемый результат:
-у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
- мелкая моторика развита на достаточном уровне, развиты сенсорне эталоны;
-ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином,
- умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Продукт проектной деятельности: Пластилиновые картины
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
2 этап- практический
3 этап-заключительный
Структура проекта:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:
- Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
*-У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
- У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
- Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
- анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр
- изучение современных требовании к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОС
- подбор консультации и рекомендации для родителей
- создание развивающей среды и условий для успешного использования пластилинографии.
Практический этап:
Работа с детьми:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года)
Тема | Цель | |
Октябрь 1, 2 занятие | «Волшебный пластилин», «Поиграйка» | Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. Диагностика по изо - деятельности (лепка). |
Ноябрь 1 занятие | «Солнышко» | Закрепление знания желтого цвета. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
2 занятие | «Листочек» | Закрепление знания зеленого цвета. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру. |
Декабрь 1 занятие | «Тучка» | Закрепление знания синего цвета. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска. Развивать мелкую моторику пальцев. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
2 занятие | «Новогодняя ёлочка» коллективная работа | Развивать практические умения и навыки детей при создании коллективной работы посредством пластилинографии. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики |
Январь 1 занятие | «Цветок» | Закрепление знания красного цвета. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, |
2 занятие | «Зонтик» | Закрепление знания фиолетового цвета. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях). Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. |
Февраль 1 занятие | «Грибок» | Закрепление знания оранжевого и белогоцвета. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество. |
2 занятие | «Квадрат» | Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Закрепления знания геометрической формы. |
Март 1,2 занятие | «Букет мимоз» коллективная работа | Развивать практические умения и навыки детей при создании коллективной работы посредством пластилинографии. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
Апрель 1 занятие | «Круг» | Закрепление знания круглой формы. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура). |
2 занятие | «Треугольник» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданной фигуры посредством пластилинографии. Закрепление знания формы и величин: большой, маленький. |
Май 1 занятие | «Прямоугольник» | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев |
2 занятие | Свободная тема по желанию (выбору) детей. | Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка). |
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях. Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Организация и развитие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы, которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства.
Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
Работа с родителями:
1)Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей»
2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.
3)Наглядная информация: папки передвижка «Лепка для детей. Зачем нужна лепка?»
4)Проведение мастер-класса для родителей и детей «Рисуем пластилином»
Заключительный этап:
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование пластилинографии для развития сенсорных эталонов и ручной умелости.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к лепке.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, научились новым способам работ с пластилином детьми дома.
Литература:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М.: Астрель, 2006.
4.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.- М.:АСТ; СПб: Сова, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем занять ребенка дома - «Чудесный пластилин» (Советы для родителей).
Дети любят заниматься лепкой из пластилина, так как работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств - скульптура, графика и другие. Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с тре...
Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»
Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна Цель: Развивать осязание и ...
"Чудесный пластилин"
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....
Проект "Чудесный пластилин"
Проект поможет увлечь детей пластилинографией. Развивает творческие способности , мелку моторику рук ирасширяет кругозор детей....
«Чудесный пластилин» (художественно-эстетическое развитие)
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятел...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...