«Чудесный пластилин» (художественно-эстетическое развитие)
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Воробьева Елена Сергеевна

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительно искусства – пластилиногрфии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнения замысла. Принцип данной технологии заключаетя в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал – пластилин, а  основным инструментом в пластилинографии рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

 

Актуальность.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Природа наделила человека зрением – бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

Работая с детьми, имеющими зрительные нарушения, мы заметили, что у них слабо развита зрительно-моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок  художественной направленности «Чудесный пластилин» основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии  «Чудесный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

 Задачи:

- учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)

- учить работать на заданном пространстве.

- учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

- развивать интерес к процессу и результатам работы.

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" развитие речи "Путешествие в страну Чудесных слов"

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" Развитие речи старшая группа  "Путешествие в страну Чудесных слов"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности

Принципы, лежащие в основе программы:  - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов...

Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...