Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»

Рассмотрено

на заседании м/с ГБОУ Школа№121

Председатель м/с

Вдовенко С.П.

Протокол №   от «01» сентября 2020г.

                     Утверждаю

                     Директор ГБОУ Школа №121

                     Сметлев В.С. ______________

                     Приказ №  от «01» сентября 2020 г.

Направленность программы: Педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная программа

«Чудесный пластилин»

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Лощинина Елена Борисовна

                                                 Москва 2020г.

Пояснительная записка

   Детские руки - это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комочка можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Направленность программы.   

В дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одним из видов продуктивной деятельности и народного художественного творчества является лепка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, а также, ознакомление дошкольников с национальными особенностями лепки, обучение их элементарных приемам лепки посуды, игрушек способствует патриотическому воспитанию малышей.

Реализация данной программы способствует развитию у дошкольников эмоционально – эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества, приобщению к богатствам национальной культуры. Для этого вся

образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения в изготовлении самостоятельного продукта. Этой цели служат все используемые техники и способы изготовления творческих работ в продуктивной деятельности.

Программа “Чудесный пластилин” – включает в себя занятия по лепке, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность данной программы состоит и в том, что она приобщает детей к искусству и формирует художественно - творческую активность через создание учебных работ на основе приемов и методов лепки.

Занятия по программе способствуют развитию у ребенка:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, цвета);

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение;

- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

- способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.


ЦЕЛЬ: Развивать у детей художественный вкус, фантазию, воображение и творчество.

Задачи программы: Вызывать у детей интерес к лепке, познакомить с пластичными материалами – пластилин, тесто, осваивать их опытным путем.

Задачи обучения:

Обучающие:

  • формировать знания, умения и навыки работы с пластилином;
  • научить применять способы лепки из пластилина;
  • знакомить с традициями народного искусства по лепке из пластилина;
  • научить детей работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;
  • формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать взаимопомощь.
  • формировать умение составлять простые композиции.

Развивающие:

  • развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
  • формировать произвольное внимание, восприятие, воображение;
  • развивать образное мышление и воображение;
  • развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
  • создать условия к саморазвитию дошкольников;
  • развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.


Воспитательные:

  • воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной деятельностью;
  • воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
  • воспитывать наблюдательность и усидчивость;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» – средний дошкольный возраст 4 – 5 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» – 1 учебный год, 32 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю в течение календарного учебного года.

Формы и режим занятий. Выбор форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

Программа предполагает групповую форму занятий по 12 – 15 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, загадки, дидактические игры.

Условия реализации программы:

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с материалами, дать возможность ощутить их фактуру, свойства, сравнить возможности разных материалов.

В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.

Занятия можно проводить с небольшой группой. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Новизна: 

Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.

В данной программе используется лепка из соленого теста и мягкого пластилина «Play Doh», очень мягкого и податливого в работе.

В основе программы лежит принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; 
принцип естественной радости - радости эстетического восприятия, сохранение непосредственности, эмоциональной открытости.
 Программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие» - Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина) Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Знакомить с цветами спектра: красный, желтый, зеленый, синий. Формировать умение обследовать предметы разной формы.

«Речевое развитие»- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Совершенствовать диалогическую форму речи. Использование на занятиях художественного слова: потешек, песенок. Развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие» - Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создание условий для творческого самовыражения. Знакомить с правилами поведения в организованной деятельности. Формирование сочувствия, отзывчивости.

«Физическое развитие» - Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения. Формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды.

Методы: в лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения, индивидуально-дифференцированный, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.

Используемые приемы лепки -

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами.

Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы.

Надавливание — расположение предметов на основе и прикрепление их путем нажатия в произвольном порядке или в определенных, отмеченных кружочками местах (пластилиновые «заплатки»)

Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

(Для вдавливания подбираются подходящие предметы: камешки, пуговицы, бусины, а также различные крупы (горох, фасоль, гречка)

Размазывание— надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.

Скатывание (1-й способ)  — формирование шариков из небольших кусочков путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.

Скатывание (2-й способ) — формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Раскатывание — формирование «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание — деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.

Соединение деталей — прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу (необходимо регулировать силу, чтобы детали не деформировались).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года должны знать:

- свойства глины, понимать, какие предметы можно из неё вылепить;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

- правила общения

К концу года дети должны уметь:

- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные приемы лепки;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

-выполнять правила и приёмы обработки глины;

-правильно выполнять изученные технологические операции;

-самостоятельно изготавливать по образцу изделие.

Освоение дополнительной образовательной программы «Чудесный пластилин» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Особенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к рисованию в рамках нетрадиционных техник на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям художественного материала, понимание детьми всех техник рисования, активизация активного словарного запаса.

Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования, заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.

Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности в изображении. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная.

Принципы обучения.

Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:

  • комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая, воспитывающая;
  • продуктивно-ориентированной направленности; 
  • дифференцированного и интегрированного обучения;
  • осознанного владения нетрадиционными техниками рисования;
  • активности;
  • наглядности.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми навыками рисования на элементарном уровне, как средством изображения.

В процессе обучения детей рисованию в рамках нетрадиционных техник на раннем этапе согласно программе используются следующие методы: игровой, деятельный, коммуникативный, наглядный, метод цикличности.

Игровой метод – основной вид деятельности дошкольника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, театрализованные игры.

Деятельный метод, позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями.

Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу.

Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий специфике нетрадиционного рисования как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями нетрадиционного рисования.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и изображения учебного материала в продуктивной деятельности детей.

.

Структура занятий.

  • Объяснение задания: педагог сообщает детям чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.
  • Процесс выполнения задания
  • Совместный анализ выполненной работы

Первая и третья части наиболее короткие по времени 2-5 минут в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно при новой задаче.

Виды работы на занятиях с детьми. При обучении лепке и росписи в детском саду, используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:

1) работа над изображением и освоением различных техник рисования;

2) работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки;

3) работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;

4) драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с использованием продуктов изображения;

5) физкультминутки;

6) спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;

7) творческие и сюжетно-дидактические игры;

8) рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.

9) работа с фланелеграфом;

На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в процессе продуктивной деятельности педагога с детьми.

Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.

На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:

  • Яркая предметная и изобразительная наглядность.
  • Игровые ситуации.
  • Новизна впечатлений.
  • Эффекты неожиданностей.
  • Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
  • Поощрения в разных видах.
  • Элементы соревнования.
  • Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
  • Любопытство, познавательный интерес.
  • Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
  • Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
  • Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.

     Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ

Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.

Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более эффективной образовательной деятельности детей.

Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.

-                                УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Количество занятий в год

45 мин

1 раз

32 занятия

Учебный план  обучения

Месяц

Тема программы

Теория

Практика

всего

октябрь

1. «Гусеница»

0,5

0,5

1

2. «Грибная полянка»

0,5

0,5

1

3.«Дары осени» (фрукты)

0,5

0,5

1

4. «Собираем овощи»

0,5

0,5

1

2

2

4 ч.

ноябрь

1. «Корзина для овощей и фруктов»

0,5

0.5

1

2. «Цыпленок»

0,5

      0,5

1

3. «Ути- ути- уточки- беленькие грудочки»

0,5

0,5

1

4.«Ёжик - без головы, без ножек...»

0,5

0,5

1

2

2

4ч.

декабрь

1. «Лесные жители»

0,5

0,5

1

2. «Снежинка»

0,5

0,5

1

3. «Ёлочка нарядная»

0,5

0,5

1

4.«Шарики-фонарики»

5. «Волшебные превращения снеговиков»

0,5

    0,5

0,5

0,5

1

1

2,5

2,5

5 ч.

январь

1. «Волшебные превращения снеговиков»

0,5

0,5

1

1. «Жар-птица»

0,5

0,5

1

2. «Домашние питомцы»

0,5

0,5

1

3. «Кудрявая овечка»

0,5

0,5

1

1,5

1,5

3 ч.

февраль

1.«Рыбки в аквариуме»

0.5

0,5

1

2.«Черепашка»

0,5

0,5

1

3. «Самолет»

0,5

0,5

1

1,5

1,5

3 ч.

март

1.«Подставка для чайника»

0,5

0,5

        1

2.«Чашка»

0,5

0,5

1

3.«Чашка» (лепка в технике из «жгута»)

0,5

0,5

1

4.«Матрешка»

5. «Улитка»

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

2,5

2,5

5 ч.

апрель

1.«Снесла курочка яичко»

0,5

0,5

1

2.«Птица»

0,5

0,5

1

3.«Свинья»

0,5

0,5

1

4.«Уточка-крылатка»

0,5

0,5

1

2

2

4 ч.

май

1. «Собачка»

0,5

0,5

1

2.«Быстроногая лошадка»

0,5

0,5

1

3.«Круторогий козлик»

0,5

0,5

1

4.«Любимые зверушки»

0,5

0,5

1

2

2

4 ч.

Итого

16

16

32 ч.

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

   Месяц

Вид деятель

ности

Тематика  занятий

             Задачи

Используемый материал

Октябрь

1. Лепка

«Гусеница»

Познакомить со способом лепки гусеницы конструктивным способом, соединением деталей. Формировать умение соединять детали между собой, примазывая водой.

Иллюстрации с изображением гусеницы, пластилин, стеки.

2. Лепка

«Грибная полянка»

Познакомить детей с разнообразием грибов нашего леса через загадки; вызвать желание слепить грибы, используя знакомые приемы: раскатывание бруска, сплющивание шарика; формировать умение соединять детали между собой, примазывая водой.

Иллюстрации с изображением грибов, пластилин, стеки, тряпочки.

3. Лепка

«Дары осени» (фрукты)

Познакомить со способами лепки базовой формы «шар», лепки фруктов, Развивать мелкую моторику, координацию движений рук

Иллюстрации с изображением фруктов, муляжи, пластилин, стеки.

4. Лепка

«Собираем овощи»

Познакомить со способами лепки овощей конструктивным способом: огурец, помидор, морковка, капуста. Предложить загадки об овощах. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Иллюстрации с изображением овощей, муляжи, пластилин, стеки.

Ноябрь

5. Лепка

«Корзина для овощей и фруктов»

Познакомить со способами лепки корзинки для фруктов и овощей, приёмом раскатывания жгутиков и соединение их, преобразуя в корзинку. Развивать умение создавать композицию на заданную тему. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Иллюстрации с изображением корзины,  пластилин, клеенки, стеки, салфетки.

 

6. Лепка

«Цыпленок»

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Закреплять умение формировать формы шара большого и малого, соединять их при помощи стеков.

Иллюстрации с изображением цыпленка, пластилин, стеки.

7. Лепка

«Ути- ути-уточки-беленькие грудочки»

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Создавать образ уточки, используя знакомые приёмы. Воспитывать аккуратность.

Иллюстрации с изображением уток, образцы работ, пластилин, стеки.

8. Лепка

«Ёжик - без головы, без ножек..»

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Создавать образ ёжика по стихотворению «Хитрый ёж» ком-бинированным способом, используя знакомые приёмы. Развивать художественный вкус.

Иллюстрации с изображением ёжика, пластилин, стеки.

Декабрь

9. Лепка

«Лесные жители»

Формировать у детей умение лепить зайца конструктивным способом. Упражнять в умении создавать выразительный образ зайца, соединять детали стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность.

Иллюстрации с изображением

зайцев, образцы работ,

пластилин, стеки.

10. Лепка

«Снежинки»

Познакомить с элементами геометрического орнамента. Формировать умение лепки сне-жинок в технике «жгута». Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать художественный вкус.

Иллюстрации с изображением

снежинок,

пластилин, стеки.

11. Лепка

«Ёлочка нарядная»

Упражнять в умении лепки ёлочки конструктивным способом. Чтение стихов о новогодней ёлочке. Вызвать радость от предстоящих праздников. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Иллюстрации с изображением

Новогодней ёлки, украшений для неё, образцы работ,

пластилин, стеки.

12. Лепка

«Шарики-фонарики»

Упражнять в лепке украшений для ёлки, используя шаблоны. Чтение стихов о новогодней ёлочке. Вызвать радость от предстоящих праздников. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать художественный вкус.

Иллюстрации с изображением

Новогодней ёлки, украшений для неё, образцы работ,

пластилин, стеки.

      13.

Лепка  

«Волшебные превращения снеговиков»  

Развивать умения создавать образы сказочных героев, дополняя их мелкими деталями костюма и атрибутами. Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путем изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать их в различных знакомых сказочных персонажей.

Иллюстрации с изображением снеговиков, образцы работ, пластилин, стеки.

Январь

 

14. Лепка

«Жар-птица»

Формировать у детей умение лепить «Жар-птицу» по мотивам русских народных сказок, используя известные способы. Вызвать интерес к сказочному персонажу. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности. Развивать художественный вкус.

Иллюстрации сказочных персонажей, жар-птицы, пластилин, стеки.

15. Лепка

«Домашние питомцы»

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Упражнять в умении создавать выразительный образ котенка конструктивным способом, соединять детали стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность

Иллюстрации с изображением кошек, образцы работ, пластилин, стеки.

16. Лепка

«Кудрявая овечка»

Формировать умение лепить фигурку овечки по предложенной схеме. Закреплять умение нанесения декора стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность.

Иллюстрации с изображением овечек, образцы работ, пластилин, стеки.

Февраль

17. Лепка

«Рыбки в аквариуме»

Рассмотреть иллюстраций различных пород рыб (домашние аквариумные рыбки), аквариума и его обитателей. Формировать умение лепить понравившуюся рыбку из целого куска пластилина. Познакомить с техникой лепки водоросли и улитки из «жгута».

Развивать умение создавать композицию.

Иллюстрации с изображением рыбок, аквариума, пластилин, стеки.

18. Лепка

 

«Черепашка»

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Формировать у детей умение лепить черепашку по инструкции, выполнять декор налепным орнаментом, детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами.

Изображение черепашки или

игрушка, образец, пластилин, стеки, инструкция лепки.

19. Лепка

«Самолёт»

Вызвать желание лепить подарки: самолёт комбинированным способом из двух брусков и соединять их с помощью «замка» (сделать насечки и намочить водой). Упражнять в умении изготавливать несложные поделки. Развивать инициативу, творчество. Воспитывать самостоятельность, активность.

Изображение самолета или

игрушка, образец, пластилин, стеки, инструкция лепки.

март

20. Лепка

«Подставка для чайника»

Заинтересовать детей лепкой простых, но полезных и нужных вещей. Предложить использовать для работы два приема лепки: путем сплющивания шарика и прищипывания краев или вдавливания, украшая его печаткой. Воспитывать самостоятельность в творчестве.

Иллюстрации с изображением

посуды, образцы работ,

пластилин, стеки.

21. Лепка

«Чашка» (узор по краю)

Познакомить со способами лепки посуды. Упражнять в украшении поверхности чашки ритмичным нанесением узора путем вдавливания любых рельефных поверхностей. Воспитывать умению радоваться результатам труда.

Иллюстрации с изображением

посуды, образцы работ,

пластилин, стеки, печатки.

22. Лепка

«Чашка» (лепка в технике из «жгута»)

Познакомить детей со способом лепки чашки из глины в технике из «жгута» (состоящая из колец и диска). Закреплять умение прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность, пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев, цветовое восприятие.

Образцы работ,

пластилин, стеки, трафареты или печатки.

23. Лепка

24.

«Матрёшка»

«Гусеница»

Формировать умение создавать образ матрёшки, лепить из целого куска, пластическим способом. Развивать умение задумывать содержание рисунка на поделке и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать чувство формы.

Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Формировать у детей умение лепить гусеницу по инструкции.

Матрешки, изображения матрешек, образец, пластилин, стеки.

Изображение гусеницы или игрушка. Пластилин , стеки, инструкция лепки.

Апрель

25. Лепка

«Снесла курочка яичко»

Рассмотреть с детьми глиняные пасхальные яйца. Развивать умение определять элементы узора и основные цвета росписи. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие.

Глиняные пасхальные яйца, иллюстрации, образцы, пластилин, стеки.

26. Лепка

«Птица»

Познакомить с приёмами лепки птиц. Закреплять умение плотно скреплять части с помощью воды. Дать представление об особенностях каргопольской росписи. Закреплять технику рисования тычком. Привлечь внимание детей к каргопольской игрушке, познакомить с фольклором севера.

Иллюстрации с изображением птиц, образцы работ,

пластилин, стеки.

27. Лепка

«Свинья»

Закреплять знание приёмов лепки каргопольских игрушек, представление об особенностях каргопольской росписи.  Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие, умение составлять узор самостоятельно.

Иллюстрации с изображением

Каргопольских игрушек, образцы,

пластилин, стеки.

28. Лепка

«Уточка – крылатка»

Показать детям приёмы лепки дымковских игрушек конструктивным способом, соединяя из 2-3 частей и используя приёмы: раскатывание конуса и сгибание его дугой, приемы лепки мелких деталей и примазывания с помощью воды. Привлечь внимание детей к народной дымковской игрушке, познакомить с образами, характерными для глиняной дымковской игрушки

Иллюстрации с изображением

дымковских игрушек, образцы,

пластилин, стеки.

май

29. Лепка

 

«Собачка»

Развивать интерес к дымковской игрушке, осуществляя взаимосвязь образа глиняной игрушки с устным фольклором: сказки, потешки, стихи. Познакомить с элементами дымковской росписи

Иллюстрации с изображением

дымковских игрушек, образцы,

пластилин, стеки.

30. Лепка

«Быстроногая лошадка»

Развивать интерес к дымковской игрушке. Закреплять приёмы лепки дымковских игрушек: раскатывание конуса и сгибание его дугой и др. Развивать эстетический вкус.

Иллюстрации с изображением

дымковских игрушек, образцы,

пластилин, стеки.

31. Лепка

«Круторогий козлик»

Развивать интерес к дымковской игрушке. Закреплять приёмы лепки дымковских игрушек: раскатывание конуса и сгибание его дугой и др.

Иллюстрации с изображением

дымковских игрушек, образцы,

пластилин, стеки.

32. Лепка

«Любимые зверушки»

Закреплять известные приемы лепки, умение анализировать образец и выполнять поделку по аналогии.
Воспитывать умение радоваться своему результату.

Образцы работ, пластилин, стеки.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для материально-технического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» имеется:

  • комплект столов и стульев для дошкольников на 15 посадочных мест;
  • стол для педагога;
  • изобразительный материал (глина, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, банки, тряпочки, стеки)
  • магнитофон с комплектом аудиозаписей;
  • дидактические игры;
  • наглядный материал;
  • изделия народного промысла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
  2. Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
  3. С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г
  4. С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.
  5. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
  6. А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Мо002гсква. Белый город.-2002
  7. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
  8. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
  9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
  10. И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» -СПб- Из-во Художник РСФСР 1975г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма

Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей  4-5 лет....

Программа дополнительной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми

Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осозновать поставленные перед ними цели.Изобра...