Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" | 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»
Рассмотрено на заседании м/с ГБОУ Школа№121 Председатель м/с Вдовенко С.П. Протокол № от «01» сентября 2020г. | Утверждаю Директор ГБОУ Школа №121 Сметлев В.С. ______________ Приказ № от «01» сентября 2020 г. |
Направленность программы: Педагогическая направленность
Дополнительная общеобразовательная программа
«Чудесный пластилин»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Лощинина Елена Борисовна
Москва 2020г.
Пояснительная записка
Детские руки - это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комочка можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.
Направленность программы.
В дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одним из видов продуктивной деятельности и народного художественного творчества является лепка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, а также, ознакомление дошкольников с национальными особенностями лепки, обучение их элементарных приемам лепки посуды, игрушек способствует патриотическому воспитанию малышей.
Реализация данной программы способствует развитию у дошкольников эмоционально – эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества, приобщению к богатствам национальной культуры. Для этого вся
образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения в изготовлении самостоятельного продукта. Этой цели служат все используемые техники и способы изготовления творческих работ в продуктивной деятельности.
Программа “Чудесный пластилин” – включает в себя занятия по лепке, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Актуальность данной программы состоит и в том, что она приобщает детей к искусству и формирует художественно - творческую активность через создание учебных работ на основе приемов и методов лепки.
Занятия по программе способствуют развитию у ребенка:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, цвета);
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение;
- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
ЦЕЛЬ: Развивать у детей художественный вкус, фантазию, воображение и творчество.
Задачи программы: Вызывать у детей интерес к лепке, познакомить с пластичными материалами – пластилин, тесто, осваивать их опытным путем.
Задачи обучения:
Обучающие:
- формировать знания, умения и навыки работы с пластилином;
- научить применять способы лепки из пластилина;
- знакомить с традициями народного искусства по лепке из пластилина;
- научить детей работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;
- формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать взаимопомощь.
- формировать умение составлять простые композиции.
Развивающие:
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- формировать произвольное внимание, восприятие, воображение;
- развивать образное мышление и воображение;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- создать условия к саморазвитию дошкольников;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной деятельностью;
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
- воспитывать наблюдательность и усидчивость;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» – средний дошкольный возраст 4 – 5 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» – 1 учебный год, 32 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю в течение календарного учебного года.
Формы и режим занятий. Выбор форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
Программа предполагает групповую форму занятий по 12 – 15 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, загадки, дидактические игры.
Условия реализации программы:
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с материалами, дать возможность ощутить их фактуру, свойства, сравнить возможности разных материалов.
В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.
Занятия можно проводить с небольшой группой. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.
Новизна:
Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.
В данной программе используется лепка из соленого теста и мягкого пластилина «Play Doh», очень мягкого и податливого в работе.
В основе программы лежит принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип естественной радости - радости эстетического восприятия, сохранение непосредственности, эмоциональной открытости. Программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие» - Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина) Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Знакомить с цветами спектра: красный, желтый, зеленый, синий. Формировать умение обследовать предметы разной формы.
«Речевое развитие»- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Совершенствовать диалогическую форму речи. Использование на занятиях художественного слова: потешек, песенок. Развивать связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие» - Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создание условий для творческого самовыражения. Знакомить с правилами поведения в организованной деятельности. Формирование сочувствия, отзывчивости.
«Физическое развитие» - Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения. Формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды.
Методы: в лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения, индивидуально-дифференцированный, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.
Используемые приемы лепки -
Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.
«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами.
Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы.
Надавливание — расположение предметов на основе и прикрепление их путем нажатия в произвольном порядке или в определенных, отмеченных кружочками местах (пластилиновые «заплатки»)
Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.
(Для вдавливания подбираются подходящие предметы: камешки, пуговицы, бусины, а также различные крупы (горох, фасоль, гречка)
Размазывание— надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.
Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.
Скатывание (2-й способ) — формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Раскатывание — формирование «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Разрезание — деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.
Соединение деталей — прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу (необходимо регулировать силу, чтобы детали не деформировались).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года должны знать:
- свойства глины, понимать, какие предметы можно из неё вылепить;
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
- правила общения
К концу года дети должны уметь:
- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные приемы лепки;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
-выполнять правила и приёмы обработки глины;
-правильно выполнять изученные технологические операции;
-самостоятельно изготавливать по образцу изделие.
Освоение дополнительной образовательной программы «Чудесный пластилин» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к рисованию в рамках нетрадиционных техник на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям художественного материала, понимание детьми всех техник рисования, активизация активного словарного запаса.
Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования, заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.
Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности в изображении. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная.
Принципы обучения.
Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:
- комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая, воспитывающая;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- дифференцированного и интегрированного обучения;
- осознанного владения нетрадиционными техниками рисования;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми навыками рисования на элементарном уровне, как средством изображения.
В процессе обучения детей рисованию в рамках нетрадиционных техник на раннем этапе согласно программе используются следующие методы: игровой, деятельный, коммуникативный, наглядный, метод цикличности.
Игровой метод – основной вид деятельности дошкольника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, театрализованные игры.
Деятельный метод, позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу.
Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий специфике нетрадиционного рисования как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями нетрадиционного рисования.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и изображения учебного материала в продуктивной деятельности детей.
.
Структура занятий.
- Объяснение задания: педагог сообщает детям чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.
- Процесс выполнения задания
- Совместный анализ выполненной работы
Первая и третья части наиболее короткие по времени 2-5 минут в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно при новой задаче.
Виды работы на занятиях с детьми. При обучении лепке и росписи в детском саду, используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:
1) работа над изображением и освоением различных техник рисования;
2) работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки;
3) работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
4) драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с использованием продуктов изображения;
5) физкультминутки;
6) спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
7) творческие и сюжетно-дидактические игры;
8) рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
9) работа с фланелеграфом;
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в процессе продуктивной деятельности педагога с детьми.
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
- Яркая предметная и изобразительная наглядность.
- Игровые ситуации.
- Новизна впечатлений.
- Эффекты неожиданностей.
- Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
- Поощрения в разных видах.
- Элементы соревнования.
- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
- Любопытство, познавательный интерес.
- Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.
Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более эффективной образовательной деятельности детей.
Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество занятий в год |
45 мин | 1 раз | 32 занятия |
Учебный план обучения
Месяц | Тема программы | Теория | Практика | всего | |||
октябрь | 1. «Гусеница» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
2. «Грибная полянка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3.«Дары осени» (фрукты) | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4. «Собираем овощи» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2 | 2 | 4 ч. | |||||
ноябрь | 1. «Корзина для овощей и фруктов» | 0,5 | 0.5 | 1 | |||
2. «Цыпленок» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3. «Ути- ути- уточки- беленькие грудочки» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4.«Ёжик - без головы, без ножек...» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2 | 2 | 4ч. | |||||
декабрь | 1. «Лесные жители» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
2. «Снежинка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3. «Ёлочка нарядная» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4.«Шарики-фонарики» 5. «Волшебные превращения снеговиков» | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 1 1 | ||||
2,5 | 2,5 | 5 ч. | |||||
январь | 1. «Волшебные превращения снеговиков» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
1. «Жар-птица» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2. «Домашние питомцы» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3. «Кудрявая овечка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
1,5 | 1,5 | 3 ч. | |||||
февраль | 1.«Рыбки в аквариуме» | 0.5 | 0,5 | 1 | |||
2.«Черепашка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3. «Самолет» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
1,5 | 1,5 | 3 ч. | |||||
март | 1.«Подставка для чайника» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
2.«Чашка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3.«Чашка» (лепка в технике из «жгута») | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4.«Матрешка» 5. «Улитка» | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 1 1 | ||||
2,5 | 2,5 | 5 ч. | |||||
апрель | 1.«Снесла курочка яичко» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
2.«Птица» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3.«Свинья» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4.«Уточка-крылатка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2 | 2 | 4 ч. | |||||
май | 1. «Собачка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
2.«Быстроногая лошадка» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
3.«Круторогий козлик» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
4.«Любимые зверушки» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
2 | 2 | 4 ч. | |||||
Итого | 16 | 16 | 32 ч. |
Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
Месяц | Вид деятель ности | Тематика занятий | Задачи | Используемый материал | ||
Октябрь | 1. Лепка | «Гусеница» | Познакомить со способом лепки гусеницы конструктивным способом, соединением деталей. Формировать умение соединять детали между собой, примазывая водой. | Иллюстрации с изображением гусеницы, пластилин, стеки. | ||
2. Лепка | «Грибная полянка» | Познакомить детей с разнообразием грибов нашего леса через загадки; вызвать желание слепить грибы, используя знакомые приемы: раскатывание бруска, сплющивание шарика; формировать умение соединять детали между собой, примазывая водой. | Иллюстрации с изображением грибов, пластилин, стеки, тряпочки. | |||
3. Лепка | «Дары осени» (фрукты) | Познакомить со способами лепки базовой формы «шар», лепки фруктов, Развивать мелкую моторику, координацию движений рук | Иллюстрации с изображением фруктов, муляжи, пластилин, стеки. | |||
4. Лепка | «Собираем овощи» | Познакомить со способами лепки овощей конструктивным способом: огурец, помидор, морковка, капуста. Предложить загадки об овощах. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Иллюстрации с изображением овощей, муляжи, пластилин, стеки. | |||
Ноябрь | 5. Лепка | «Корзина для овощей и фруктов» | Познакомить со способами лепки корзинки для фруктов и овощей, приёмом раскатывания жгутиков и соединение их, преобразуя в корзинку. Развивать умение создавать композицию на заданную тему. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Иллюстрации с изображением корзины, пластилин, клеенки, стеки, салфетки.
| ||
6. Лепка | «Цыпленок» | Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Закреплять умение формировать формы шара большого и малого, соединять их при помощи стеков. | Иллюстрации с изображением цыпленка, пластилин, стеки. | |||
7. Лепка | «Ути- ути-уточки-беленькие грудочки» | Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Создавать образ уточки, используя знакомые приёмы. Воспитывать аккуратность. | Иллюстрации с изображением уток, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
8. Лепка | «Ёжик - без головы, без ножек..» | Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Создавать образ ёжика по стихотворению «Хитрый ёж» ком-бинированным способом, используя знакомые приёмы. Развивать художественный вкус. | Иллюстрации с изображением ёжика, пластилин, стеки. | |||
Декабрь | 9. Лепка | «Лесные жители» | Формировать у детей умение лепить зайца конструктивным способом. Упражнять в умении создавать выразительный образ зайца, соединять детали стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность. | Иллюстрации с изображением зайцев, образцы работ, пластилин, стеки. | ||
10. Лепка | «Снежинки» | Познакомить с элементами геометрического орнамента. Формировать умение лепки сне-жинок в технике «жгута». Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать художественный вкус. | Иллюстрации с изображением снежинок, пластилин, стеки. | |||
11. Лепка | «Ёлочка нарядная» | Упражнять в умении лепки ёлочки конструктивным способом. Чтение стихов о новогодней ёлочке. Вызвать радость от предстоящих праздников. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Иллюстрации с изображением Новогодней ёлки, украшений для неё, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
12. Лепка | «Шарики-фонарики» | Упражнять в лепке украшений для ёлки, используя шаблоны. Чтение стихов о новогодней ёлочке. Вызвать радость от предстоящих праздников. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать художественный вкус. | Иллюстрации с изображением Новогодней ёлки, украшений для неё, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
13. Лепка | «Волшебные превращения снеговиков» | Развивать умения создавать образы сказочных героев, дополняя их мелкими деталями костюма и атрибутами. Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путем изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать их в различных знакомых сказочных персонажей. | Иллюстрации с изображением снеговиков, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
Январь |
| |||||
14. Лепка | «Жар-птица» | Формировать у детей умение лепить «Жар-птицу» по мотивам русских народных сказок, используя известные способы. Вызвать интерес к сказочному персонажу. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности. Развивать художественный вкус. | Иллюстрации сказочных персонажей, жар-птицы, пластилин, стеки. | |||
15. Лепка | «Домашние питомцы» | Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Упражнять в умении создавать выразительный образ котенка конструктивным способом, соединять детали стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность | Иллюстрации с изображением кошек, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
16. Лепка | «Кудрявая овечка» | Формировать умение лепить фигурку овечки по предложенной схеме. Закреплять умение нанесения декора стеками. Развивать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. Воспитывать самостоятельность. | Иллюстрации с изображением овечек, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
Февраль | 17. Лепка | «Рыбки в аквариуме» | Рассмотреть иллюстраций различных пород рыб (домашние аквариумные рыбки), аквариума и его обитателей. Формировать умение лепить понравившуюся рыбку из целого куска пластилина. Познакомить с техникой лепки водоросли и улитки из «жгута». Развивать умение создавать композицию. | Иллюстрации с изображением рыбок, аквариума, пластилин, стеки. | ||
18. Лепка
| «Черепашка» | Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Формировать у детей умение лепить черепашку по инструкции, выполнять декор налепным орнаментом, детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образцами. | Изображение черепашки или игрушка, образец, пластилин, стеки, инструкция лепки. | |||
19. Лепка | «Самолёт» | Вызвать желание лепить подарки: самолёт комбинированным способом из двух брусков и соединять их с помощью «замка» (сделать насечки и намочить водой). Упражнять в умении изготавливать несложные поделки. Развивать инициативу, творчество. Воспитывать самостоятельность, активность. | Изображение самолета или игрушка, образец, пластилин, стеки, инструкция лепки. | |||
март | 20. Лепка | «Подставка для чайника» | Заинтересовать детей лепкой простых, но полезных и нужных вещей. Предложить использовать для работы два приема лепки: путем сплющивания шарика и прищипывания краев или вдавливания, украшая его печаткой. Воспитывать самостоятельность в творчестве. | Иллюстрации с изображением посуды, образцы работ, пластилин, стеки. | ||
21. Лепка | «Чашка» (узор по краю) | Познакомить со способами лепки посуды. Упражнять в украшении поверхности чашки ритмичным нанесением узора путем вдавливания любых рельефных поверхностей. Воспитывать умению радоваться результатам труда. | Иллюстрации с изображением посуды, образцы работ, пластилин, стеки, печатки. | |||
22. Лепка | «Чашка» (лепка в технике из «жгута») | Познакомить детей со способом лепки чашки из глины в технике из «жгута» (состоящая из колец и диска). Закреплять умение прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность, пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев, цветовое восприятие. | Образцы работ, пластилин, стеки, трафареты или печатки. | |||
23. Лепка 24. | «Матрёшка» «Гусеница» | Формировать умение создавать образ матрёшки, лепить из целого куска, пластическим способом. Развивать умение задумывать содержание рисунка на поделке и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать чувство формы. Формировать у детей умение лепить животных разными способами. Формировать у детей умение лепить гусеницу по инструкции. | Матрешки, изображения матрешек, образец, пластилин, стеки. Изображение гусеницы или игрушка. Пластилин , стеки, инструкция лепки. | |||
Апрель | 25. Лепка | «Снесла курочка яичко» | Рассмотреть с детьми глиняные пасхальные яйца. Развивать умение определять элементы узора и основные цвета росписи. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие. | Глиняные пасхальные яйца, иллюстрации, образцы, пластилин, стеки. | ||
26. Лепка | «Птица» | Познакомить с приёмами лепки птиц. Закреплять умение плотно скреплять части с помощью воды. Дать представление об особенностях каргопольской росписи. Закреплять технику рисования тычком. Привлечь внимание детей к каргопольской игрушке, познакомить с фольклором севера. | Иллюстрации с изображением птиц, образцы работ, пластилин, стеки. | |||
27. Лепка | «Свинья» | Закреплять знание приёмов лепки каргопольских игрушек, представление об особенностях каргопольской росписи. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие, умение составлять узор самостоятельно. | Иллюстрации с изображением Каргопольских игрушек, образцы, пластилин, стеки. | |||
28. Лепка | «Уточка – крылатка» | Показать детям приёмы лепки дымковских игрушек конструктивным способом, соединяя из 2-3 частей и используя приёмы: раскатывание конуса и сгибание его дугой, приемы лепки мелких деталей и примазывания с помощью воды. Привлечь внимание детей к народной дымковской игрушке, познакомить с образами, характерными для глиняной дымковской игрушки | Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, образцы, пластилин, стеки. | |||
май | 29. Лепка
| «Собачка» | Развивать интерес к дымковской игрушке, осуществляя взаимосвязь образа глиняной игрушки с устным фольклором: сказки, потешки, стихи. Познакомить с элементами дымковской росписи | Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, образцы, пластилин, стеки. | ||
30. Лепка | «Быстроногая лошадка» | Развивать интерес к дымковской игрушке. Закреплять приёмы лепки дымковских игрушек: раскатывание конуса и сгибание его дугой и др. Развивать эстетический вкус. | Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, образцы, пластилин, стеки. | |||
31. Лепка | «Круторогий козлик» | Развивать интерес к дымковской игрушке. Закреплять приёмы лепки дымковских игрушек: раскатывание конуса и сгибание его дугой и др. | Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, образцы, пластилин, стеки. | |||
32. Лепка | «Любимые зверушки» | Закреплять известные приемы лепки, умение анализировать образец и выполнять поделку по аналогии. | Образцы работ, пластилин, стеки. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для материально-технического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный пластилин» имеется:
- комплект столов и стульев для дошкольников на 15 посадочных мест;
- стол для педагога;
- изобразительный материал (глина, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, банки, тряпочки, стеки)
- магнитофон с комплектом аудиозаписей;
- дидактические игры;
- наглядный материал;
- изделия народного промысла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
- Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
- С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г
- С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.
- Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
- А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Мо002гсква. Белый город.-2002
- Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
- Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
- И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» -СПб- Из-во Художник РСФСР 1975г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...
Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма
Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....
Итоговое мероприятия по результатам дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма
Итоговое мероприятие по совокупности результатов дополнительной образовательной деятельности в течении учебного года с детьми первой младшей группы....
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей 4-5 лет....
Рабочая программа воспитателя средней группы дополнительной образовательной услуги " Обучалочка"
Программа кружка по развитию речи в средней группе...
Рабочая программа воспитателя средней группы, дополнительной образовательной услуги " Веселая кисточка".
Программа кружка "Веселая кисточка"....
Программа дополнительной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми
Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осозновать поставленные перед ними цели.Изобра...