Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Пластилиновое чудо» (пластилинография)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Пластилинография - это сравнительно недавно появившийся вид изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1_god_obucheniya.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 159
Программа по дополнительному образованию
по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет
«Пластилиновое чудо»
(пластилинография)
Составила: Юлия Валерьевна Шумихина
воспитатель МБДОУ «Детский сад №159»
2016-2017 учебный год.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, я решила организовать кружок по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновое чудо» – основной идей которого является рисование картин – пластилином, пластилинография.
Пластилинография – это сравнительно недавно появившийся новый жанр (вид) изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе;
- дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца;
- развитию мелкой моторики рук.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
1 младшая группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 10 минут.
2 младшая группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 15 минут.
Средняя группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 20 минут.
Количество детей: 8 человек.
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- разговор;
- рассматривание готовых образцов;
- лепка под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Рабочие материалы:
- пластилин восковой мягкий различных цветов;
- пластиковые дощечки;
- картон;
- стеки пластмассовые;
- салфетки влажные;
- бросовый материал.
Предполагаемый результат обучения:
- дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира;
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников; сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:
– выставки творческих работ для родителей;
– открытые занятия;
– результаты диагностики.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
этап | задачи |
1. Подготовительный | - Освоить прием надавливания. - Освоить прием вдавливания. - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. - Освоить правильную постановку пальца. - Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. - Научиться работать на ограниченном пространстве |
2. Основной | - Научиться не выходить за контур рисунка - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.) - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. - Научиться доводить дело до конца - Научиться аккуратно, выполнять свои работы - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми - Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий - Научиться действовать по образцу воспитателя - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя |
3. Итоговый | - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности |
План работы на год (первый год обучения).
Месяц | Тема | Задачи | Дата |
Сентябрь | Мониторинг | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года | |
«Комочек» | Знакомство с пластилином. | ||
Октябрь | «Ягодки рябинки» | Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики | |
«Мухомор», «Арбузик» | Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. | ||
«Кукле нашей платье сшили, а про пуговки забыли» | Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. | ||
«Дождик» | Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. | ||
Ноябрь | «Светофор» | Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый) | |
«Осеннее дерево» (разноцветные листочки» | Продолжать учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. | ||
«Осень» | Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. Познакомить детей с приемом изображения двух ярких явлений природы (листопад и дождь) на общем сюжете. | ||
«Колючий ёжик» | Учить приему – размазывания сверху вниз. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. | ||
Декабрь | «Аленький цветочек» | Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. | |
«Пятнышки для жирафа» | Учить размазывать пластилин на ограниченном пространстве. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. | ||
«Ёлочка» | Учить приему – размазывания сверху вниз из столбика. | ||
«Снегопад» | Учить детей размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу). | ||
Январь | «Ёлочка нарядная | Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. | |
«Снеговик» | Учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве. | ||
«Котик» | Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения «усов» у кот | ||
Февраль | «Колёса для машины» | Учить приему – вдавливания. | |
«Воздушные шары»» | Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания. | ||
«Самолёт для папочки» | Продолжать учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания. | ||
Март | «Бусы для мамочки» | Учить располагать пластилиновые шарики по схеме .Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на «веревочку» конкретного цвета. | |
«Салют» | Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета. | ||
«Цветы в вазе» | Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт. | ||
«Гусеничка на листочке» | Учить детей прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом).Закреплять умение детей расплющивать диск на основу. | ||
«Солнышко» | Показать детям как использовать в своей работе два приема: сплющивание шарика и палочек на горизонтальной поверхности. | ||
Апрель | «Бабочка» | Продолжать учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении. | |
«Божья коровка» | Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок. | ||
«Подружки для золотой рыбки» | Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная). Показать детям как приемом размазывания закрашивать рыбку. | ||
«Калачи для мамочки» | Учить детей создавать коллективную работу, используя знакомые приёмы. | ||
Май | «Петушок – золотой гребешок» | Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую. | |
«Радуга» | Продолжать учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую. | ||
«Улитка» | Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблема развития...
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»
Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка» с детьми дошкольного возраста (4 -6 лет)
тематический план, краткое описание деятельности в мастерской...
Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «Пластилиновое чудо», 2 год обучения
Пластилинография - это рисование картин пластилином. Работы получаются объёмными и красивыми....
Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет «Пластилиновое чудо» - 3 год обучения
quot;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". И. П. Павлов.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процесс...
Адаптивная рабочая образовательная программа педагога дополнительного образования ( Художественно-эстетическое развитие)
Рабочая программа по изобразительной деятельности....
«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные на...