Непосредственно-образовательная деятельность на тему: "Ёжик"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Основная цель художественно-эстетического развития - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие способности воспринимать все эмоционально. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией и художественным ручным трудом - это отличное средство по получению желаемого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_1.docx | 715.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Корабельникова
Елена Алексеевна
воспитатель
МБОУ «ЦО №49
город Тула
Тема НОД: «Ёжик»
- Возраст детей: 5 лет
- Группа: старшая
- Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
- Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
- Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.
- Программное содержание:
Цель: расширить представления детей о диком животном (ёжике), обеспечить овладение навыками – пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: развивать познавательный интерес к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды; расширить познания детей о возможностях пластилина: мы им не только лепим, но и рисуем; закрепить навыки работы с пластилином.
Развивающие: развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь и воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к данной работе, аккуратность, любовь к живому окружающему нас.
- Планируемые результаты: развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности, расширение и активизация словарного запаса детей, умение действовать самостоятельно.
- Подготовительный этап: работа по теме: «Осень в лесу», чтение художественной литературы, знакомство пластилинографией, техникой рисования пластилином, экскурсия в осенний лес.
- Оборудование: демонстрационный материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Ёжик», мяч, доска с магнитами, подборка музыки.
Раздаточный материал: стеки, пластилин, листы зеленого картона формата А5 с нарисованным контуром ежа, влажные тряпочки, зубочистки.
Ход НОД:
- Мотивационный этап
Дети сидят на ковре полукругом, воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это….
Дети: ёжик.
В. Правильно.
2. Ориентировочный этап
В. Давайте вспомним, как выглядит ежик. Кто мне поможет?
Д. Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.
В. (уточняет ответы детей). Посмотрите ребята, (обращая их внимание на интерактивную доску, где изображен ёжик) действительно, мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. Черные как бусинки, глаза кажутся очень умными, но на самом деле ежик видит плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?
Д. Колючки!
В. Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны?
Д. Чтобы ежика не съели волк или лиса.
В. Правильно ребята. Как же ежу без иголок? Это защиты средство от врагов. Свернется ежик клубочком, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует? Для чего еще иголки нужны ежику?
Д. Он носит на них себе еду.
В. Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев. Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка – это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.
Вот таким образом ежик готовится к зимней спячке. А чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок и накопить подкожный жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?
Д. Да, знаем.
3. Исполнительский этап
В. Ну тогда, мы встанем в круг и поиграем с вами в игру «Что любит, есть еж?»
Я буду вам кидать мяч, а вы будете называть по одному словечку, чем же любит полакомиться еж. Договорились?
Д. Да
В. Поочередно кидает детям в руки мяч и те в свою очередь называют лакомство (грибы, яблоки, мышки, груши, молоко и т.д.) Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей.
Дети, как и у людей у ежа есть семья, давайте назовем семью ежа.
Д. Папа-еж, мама-ежиха, дети-ежата…, один ребенок- ежонок.
В. Правильно. Весной в гнезде ежа, появляются малыши. Они рождаются слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими. Мама-ежиха очень любит своих детей и кормит их молочком, и если чувствует опасность, перетаскивает их в более безопасное место. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) Хотите побывать в лесу, где живут ежики?
Д. Да
В. Тогда отправляемся, представим, что я ваша мама ежиха, а вы мои детишки-ежата. (Динамическая пауза)
Под огромною сосной, Дети бегают за воспитателем.
На полянке на лесной,
Куча листьев, где лежит,
Еж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим, Делают повороты головой в стороны.
На пенечках посидим. Приседают.
А потом все дружно спляшем, Дети кружатся.
Вот так ручками помашем. Машут руками.
Помахали, покружились
И домой заторопились. Убегают на свои места.
Сегодня я предлагаю вам изобразить ежика. Как можно изобразить ежика?
Д. Нарисовать, слепить, сделать аппликацию.
В. Верно, ну а мы сегодня воспользуемся знакомым приемом: мы будем рисовать ежика с помощью пластилина, а что-то придется из пластилина и слепить, чтобы дополнить вашу композицию. И еще, мы с вами будем использовать дополнительный материал – колючие палочки, зубочистки, которые нам и позволят отразить природные качества ежика – его колючесть.
У вас на столах лежит все необходимое (на зеленом картоне нарисованы силуэты ежика, доски, пластилин, стеки, влажные тряпочки, зубочистки). Кто напомнит мне, как мы будем рисовать пластилином? (воспитатель уточняет этот вопрос индивидуально), каким цветом ежик?
Д. Отщипываем либо отрезаем стекой кусочек пластилина, скатываем в шар кладем на силуэт и размазываем пальчиками, стараясь не выходить за контур…
В. Все правильно, затем делаем глазик из пластилина, делаем один глазик, потому как ежик стоит к нам боком, поэтому другой глазик не виден. Колючки сделаем из зубочисток, так, чтобы острый кончик был вверху. Ну и конечно, необходимо слепить нашим ежатам и угощение и нацепить их на колючки, а также можно украсить и полянку вокруг ежика (травинками, грибочками, червячком).
В. А теперь необходимо вспомнить правила безопасности:
Д. Арина напомни, пластилин нельзя пробовать на вкус, Саша: стека острый предмет, ее нельзя крутить возле лица, Паша: зубочистки острые и ими можно уколоться.
В. Ну что ж, разомнем наши пальчики и начнем (пальчиковая гимнастика)
Ежик
Ежик медвежонка ждет (скрещиваем пальцы обеих рук)
Вкусно яблочки грызет (соединяем ладони и пальцы обеих рук)
Догрызет до серединки (покачиваем соединенные ладони и кисти рук вправо-влево)
И оставит половинку (разводим ладошки в стороны, пальчики сжаты)
Далее дети приступают к выполнению практической части работы, воспитатель контролирует осанку детей, правильность выполнения, оказывает индивидуально помощь, если в таковой нуждаются детки, выражает похвалу и поощрения: Молодец, Умничка, Старайся, все обязательно получится… (во время лепки воспитатель включает музыкальное сопровождение песню «Маленький ежик»)
4. Рефлексивный этап
В. Посмотрите, какие у вас интересные и необычные ежики получились, у кого- то папа-еж, а у кого-то ежата (называет по имени детей). Вывешиваем работы на доску.
Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового. А также вы хорошо поработали: ежики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Я думаю, что с такими иголками вашим ежикам не страшен ни волк, ни лиса!
Ребята, вам понравилось наше занятие? Было ли интересно? А что понравилось больше всего? А в чем были трудности? Что вы узнали нового о еже?
5. Перспективный этап
В. Вам понравилось узнавать новое на занятии?
Д. Да.
В. Обязательно поделитесь впечатлениями с родителями, попробуйте дома смастерить похожие поделки и подарить родным. А может, кто-то захочет нарисовать ежика, или слепить из целого куска. Также можно прогуляться по парку, в лесу с родителями и увидеть настоящего ежа.
Ну а сегодня вы все старались и были молодцы! Давайте скажем, друг другу спасибо! (Затем педагог дает индивидуальные поручения по уборке рабочих мест).
Список используемой литературы
- Белоусова, Л. Удивительные истории. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2001
- Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
- «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Ткаченко, Т. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольника с нарушением речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."
Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"
Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Ёжику мы помогаем, свои глазки укрепляем» (образовательная область "Познавательное развитие")
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Ёжику мы помогаем, свои глазки укрепляем»Программное содержание: 1. Воспитывать: стремление заботиться о своем здоровье.2. Развива...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Ёжик»
Для детей подготовительной группы ( с использованием технологии: нетрадиционная техника рисования)...
Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: "Ёжик на полянке"
Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: "Ёжик на полянке"...
Занятие по конструктивно - модельной деятельности на тему: "Ёжик" (с использованием ТИКО конструктора "Фантазёр")
Конспект по конструктивно - модельной деятельности на тему: "Ёжик" (с использование ТИКО конструктора)...