Проект "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник лепки»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
Проектная деятельность
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник лепки»
в средней группе №13
на 2019 – 2020 учебный год
Составители: воспитатель,
Ларикова Т. Е.
Барнаул 2019
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики рук очень важно для детей. В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, у детей дошкольного возраста, является занятие лепкой.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать.
Лепка имеет большое значение в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Это один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Цели:
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта через использование нетрадиционных техник лепки;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Учить основным приемам лепки (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник лепки;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками лепки;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Воспитать любовь к искусству, любознательность.
Методы и приемы, используемые при работе с детьми:
1.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картин, рисунков, альбомов);
- показ выполнения работы (частичный, полностью).
2. Словесный:
- беседа, рассказ, пояснения, словесная инструкция, использование художественного слова.
3.Практический
- самостоятельное выполнение детьми работы;
- использование различных инструментов и материалов для осуществления продуктивной деятельности).
Приемы:
- прием скатывания;
- прием раскатывания и доработка пальцами для получения более точной формы;
- прием сплющивания;
- прием присоединения и примазывания.
В работе используются следующие принципы:
-Принцип системности: регулярность, непрерывность образовательного процесса.
- Принцип осознанности- ребенок должен понять поставленную перед ним задачу и уметь выполнить ее.
-Принцип наглядности- непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подборка методической литературы по нетрадиционным техникам лепки, наглядно- дидактического материала, организация развивающей среды в группе.
- Разработка комплексно- тематического планирования по теме проекта.
- Подбор материалов и инструментов.
II.Основной этап:
Организованная образовательная деятельность.
III.Заключительный этап:
Выставка детских работ. Просмотр презентации на родительском собрании «Нетрадиционная техника лепки детей среднего дошкольного возраста».
Прогнозируемый результат:
1.Развита мелкая моторика рук, координация движения рук, глазомер.
2. Имеют представление о многообразии нетрадиционных техник лепки.
3. Сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками лепки.
4. Сформирован эстетический вкус, творчество, фантазия.
5. Развито ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
6.Умеют использовать основные приемы лепки (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
План работы
Тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет
Таблица 1
Месяц | № темы | Тема занятия | Программное содержание | Работа с родителями |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тема: «Желтая коса березки». | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием разрезания ниткой. | Консультация «Влияние лепки на развитие мелкой моторики». |
2 | «Чудеса леса» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием раскатывания конуса. | ||
3 | «Осенняя поляна» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием примазывания. | ||
4 | «Осень золотая» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративных деталей. | ||
Октябрь | 5 | «Бусины рябины» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием разрезания ниткой. | Папка- передвижка «Нетрадиционные техники рисования». |
6 | «Тихий лес» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием плоская спирать в технике. | ||
7 | «Золотая пора» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием вырезание пластилина тонким плоским предметом. | ||
8 | «Осенние дары» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративных деталей. | ||
Ноябрь | 9 | «Сказочный домик» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием заглаживания плоским предметом и дополнение изготовленной детали природным материалом (еловые ветки). | Консультация «Организация рабочего места дома». |
10 | «Серый волк» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием смешения цветов. | ||
11 | «Таинственный лес» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием плетения жгутов из раскатанного пластилина. | ||
12 | «Таинственный лес» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием плетения жгутов из раскатанного пластилина. | ||
13 | «Три поросенка» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративного песка. | ||
Декабрь | 14 | «Водили звери хоровод» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием разрезание ниткой. | Консультация «Идеи для лепки дома с детьми" |
15 | «Елочки тонкие иголочки» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием ритмичного сдавливания и прорезания линий стеками. | ||
16 | «Зимовье» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием плоская спирать в технике. | ||
17 | «Новогодняя сказка» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративного песка и бросового материала. | ||
Январь | 18 | «Трескучие морозы» | Знакомство детей с | |
нетрадиционными способами лепки, используя прием раскатывания конуса и прорезания линий стеками. | Консультация «Лепка из пластилина- как один из способов снятия эмоционального напряжения». | |||
19 | «Снежная пелена» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием скобление пластилина стекой. | ||
20 | «Деревья в серебре» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием рисование контура шприцом с пластилином. | ||
Февраль | 21 | «Два мороза» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративного песка и крупы. | Совместное изготовление штампов для лепки. Выставка детских работ. |
22 | «Золотая рыбка» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием вырезание пластилина тонким плоским предметом. | ||
23 | «Конек горбунок» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием скобление пластилина стекой. | ||
24 | «Лазурный замок» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием плетения жгутов из раскатанного пластилина. | ||
25 | «Подводное царство» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративных камней. | ||
Март | 26 | «Ландыш серебристый» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием рисование пластилином. | |
27 | «Уж тает снег, бегут ручьи» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием смешения цветов. | Консультация «Пластилинография, как один из видов нетрадиционных техник лепки». | |
28 | «Набухают на деревьях почки» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием ритмичное сдавливание предметами. | ||
29 | «Ранняя весна» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративных камней. | ||
Апрель | 30 | «Волшебная капель» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием заглаживания плоским предметом. | Выставка детских работ «Волшебная капель». |
31 | «Травка зеленеет» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием смешения цветов. | ||
32 | «Солнце в небе ярко светит» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием сплющивание предметов печатками . | ||
33 | «Весна нарядная пора» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения крупой. | ||
Май | 34 | «Дедушка дерево» | Сформировать у детей представление о лепке нетрадиционных способов, используя прием вырезание пластилина тонким плоским предметом. | Показ презентации на родительском собрании «Нетрадиционные техники лепки детей среднего дошкольного возраста». |
35 | «Теплая пора» | Знакомство детей с нетрадиционными способами лепки, используя прием скобление пластилина стекой. | ||
36 | Итоговое занятие: «В гостях у лета» | Закрепить с детьми навык лепки нетрадиционных способов при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, с помощью дополнения декоративными материалами. |
Список используемой литературы:
1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
3. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2006
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
8. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средний дошкольный возраст/Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991
10. Комарова Т. С. Филипс О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.
11.Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина/Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. - Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 2003 Асрель - АСТ - Ермак, 2004
12. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/02/26/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po, https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-netradicionogo-metoda-lepki-razmazyvanie-snegir.html....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...
План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
план по самообразованию...
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"
План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе
План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...