Статья на тему: "Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии"
статья
Данная статья описывает какие здоровьесберегающие технологии можно использовать в изобразительной деятельности для сохранении здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_zdorovesberezheniya_v_hudozhestvenno.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранении здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Непрерывная образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз. Часть образовательной деятельности дети проводят стоя или сидя на ковре: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя за столами. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Чередование различных видов деятельности таких, как: самостоятельная деятельность с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, способствует поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами.
Чтобы ребята не уставали, создаем условия для здорового развития воспитанников. В обучении изобразительной деятельности всегда используем такие здоровьесберегающие технологии такие как:
- Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
- Гимнастика для глаз - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения, способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.
- Дыхательная гимнастика – У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Самомассаж – обладает расслабляющим действием и снижает перенапряжение.
- Физкультминутки – вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, понижает уровень их работоспособности. Физкультминутки позволяют снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье, вызывают положительные эмоции, то есть создают благоприятный эмоциональный настрой и способствуют здоровью детей.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие.
В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками:
- развитие тактильной чувствительности,
- Мелкой моторики
- Развитие сложных вращательных движений кисти рук
- Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев, рисование ватными палочками:
- Развивается мелкая моторика, сила нажима
- Зрительно-двигательное развитие
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой:
- Развитие мелкой моторики
- Развитие дыхательного аппарата, силы лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
В любом возрасте можно использовать работу с нитками, которая развивает моторику пальцев и координацию движений ребенка, тактильную чувствительность, снимает эмоциональное напряжение.
Аппликация из различных материалов: из комочков салфеток, крупы, природного материала, пластилина – развивает мелкую моторику, успокаивает нервную систему, формирует координацию движения пальцев рук, развивает тактильное восприятие.
Рисование песком - При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При этом нормализуется эмоциональное состояние ребенка. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована не только вся кисть руки: и ладонь, и пальцы, но и большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Литература, живопись и музыка - средства художественно-эстетического развития личности ребенка-дошкольника"
Статья о важности и необходимости интегрированного обучения....
Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».
Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....
Статья на тему: «Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ».
В данной статье дается подробное описание технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Статья "Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
В статье речь идёт о системе работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях ДОУ, о совместной работе педагогов и родителей....
Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»
Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»...
Айжанова Р.А. "Я поведу тебя в музей..." статья для родителей ( из опыта по художественно-эстетическому воспитанию)
Данная статья большей частью адресована родителям дошкольников старшего возраста и носит рекомендательный характер.Целью и задачами работы являются:...
Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".
quot;Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер...