Статья "Литература, живопись и музыка - средства художественно-эстетического развития личности ребенка-дошкольника"
статья по теме
Статья о важности и необходимости интегрированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад №544
Г.Москва
Статья на тему:
«Литература, живопись и музыка – средства художественно – эстетического развития личности ребенка – дошкольника»
Автор: Семенова С.Ю.
2012
Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но, если взрослый человек с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
Музыка нужна ребенку для его личностного развития и роста. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Но музыка является не единственным видом искусства, способствующим развитию личности ребенка. Музыка, театр, живопись существуют с глубокой древности. Задача педагога – помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры. Следует приобщать детей – дошкольников к миру прекрасного, формировать его вкус.
Д.Б.Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть» музыку и «слышать» живопись.
Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающие общие возможности для развития художественной культуры ребенка. Выбор именно этих видов искусства не является случайным. Эти три искусства являются основой для создания всего многообразия спектра искусств.
В практике детского сада эти задачи решаются с помощью комплексных занятий, интегрированных занятий.
Смысл таких занятий в том, что определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.
На занятиях дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации, то есть сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.
Ведущая роль в становлении творческой личности ребенка принадлежит классической музыке.
На протяжении многих веков складывались эталоны красоты, имеющие свой круг образов, тем и интонаций.
Несомненное влияние на развитие ребенка оказывают комплексные занятия с использованием классического репертуара. Важно только правильно подобрать произведения для сравнения. Чаще всего я использую чтение стихов и показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Но, если надо сопоставить стихотворение с музыкой, то лучше прочесть его после уяснения детьми ее характера.
Показ репродукций и иллюстраций картин целесообразнее использовать после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей сложилось определенное представление о музыкальном образе.
Когда дети овладеют определенным запасом музыкальных впечатлений, научатся определять средства музыкальной выразительности, овладеют музыкальным словарем, задания усложняются. Для этого используются несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую настроению музыки, или из двух музыкальных произведений выбрать одно, близкое по настроению картины. Можно соотнести и два музыкальных произведения со стихотворением.
На других занятиях я предлагаю детям выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению в музыке; темные тона соответствуют тревожному, таинственному; яркие и сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.
Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство детей рисуют темными красками, а добрую Золушку – яркими, светлыми. Я стараюсь развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждаю вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.
Также огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, попевки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную на занятии игровую ситуацию.
Особенно нравятся детям комплексные занятия, полностью построенные на фольклорном материале. Одно из них – «Ярмарка». Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, стучат ложки, развлекают народ скоморохи, бойко предлагают товар купцы?
Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.
Проведение комплексных занятий требует серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае ребенок эмоционально воспринимает окружающий мир и искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...
Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"
Представлен план проведения Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...
Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...
План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»
Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...
Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника.
В этом материале рассмотрим на что влияет конструирование из бумаги - аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами на ребенка дошкольного возраста....
Комментарии
Статья о необходимости
Статья о необходимости взаимодействия педагогов в ДОУ.