Статья "Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
статья
В статье речь идёт о системе работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях ДОУ, о совместной работе педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
Автор: Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 303
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, музыка, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (формы работы с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений.
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями ФГОС ДО и на основе комплексной образовательной программы "От рождения до школы" в сочетании с парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. Князева О.Л.), "Ладушки" (авт. Каплунова И.) "Цветные ладошки" (авт. Лыкова И.А.).
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой группе имеются театральные, игровые, музыкальные уголки, центры изобразительного искусства. В группах педагоги создают персональные выставки. Эффективно используются приёмные и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из различного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники,
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные недели,
- выставки,
- город мастеров,
Город мастеров. Новая форма работы педагогов ДОУ
Творческой группой был разработан перспективный план, который гармонично дополняет комплексно-тематический.
Для мотивации педагогов, целесообразно провести ряд мероприятий:
- мастер-класс по организации совместной продуктивной деятельности с детьми по подгруппам;
- анкетирование с целью выявления творческого направления педагогов (интересные техники изобразительного искусства и художественного труда);
- создать «творческую мастерскую» для педагогов, где они могут научиться у своих коллег разным техникам).
По плану мы организовываем встречи в музыкальном зале 2 раза в месяц во второй половине дня для детей подготовительных групп.
Педагоги, учитывая перспективный план, готовят материал и атрибуты.
Организуя данную форму работы, мы в основу заложили идею права выбора. Педагог вправе выбрать технику, с которой он хочет познакомить детей, материалы, оборудовать своё рабочее место в зале по собственному желанию, учитывая особенности тех детей, которые придут именно сегодня. Дети же вправе выбрать ту «творческую мастерскую», в которой ему больше всего понравилось во время знакомства с «мастером».
План проведения встречи.
- Мотивация (ведущий использует вводную беседу, проблемную ситуацию, сюрпризный момент).
- Знакомство с «мастерами» (педагоги должны заинтересовать детей, в течение 1 минуты они рассказывают о той или иной технике, поделке, игрушке и т.п.)
- Рефлексия (дети встают в круг, держась за руки, вспоминают в каких «творческих мастерских» они побывали, что им больше всего понравилось и принимают решение, к какому «мастеру» они пойдут).
- Продуктивная деятельность в творческих мастерских и игры-минутки.
- Обмен впечатлениями, фотосессия с «мастером» и выставка работ.
На этапе организации такой формы работы с детьми, у многих педагогов была тревога: «Дети побегут все к одному «мастеру»». Чтобы этого не случилось, необходимо использовать оригинальный, необычный материал для поделки, да и сама поделка должна быть интересной для детей. Конечно, было и такое, что у одного мастера шесть детей в «мастерской», у другого – трое. Это лишний повод для педагогов задуматься и проявить творчество в следующий раз.
Такая форма работы детям очень нравится, они с нетерпением ждут новых встреч с мастерами.
Дети дошкольного возраста с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, Так знакомство со сказками В. Шамова дало толчок для создания собственного мультфильма.
Сами придумывали и создавали героев, рисовали афишу. Мультфильм посмотрели дети старших и подготовительных групп.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей мы выстраиваем, используя клубную работу. Детско-родительские клубы работают в ДОУ у же 6 лет. Сначала эту деятельность вела только одна группа, теперь 7 групп.
Также родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие:
организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество");
привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Очень полюбился родителям Праздник выходного дня. Один раз в квартал в субботу родители вместе с детьми приходят на уличные гуляния, где педагоги организовывают конкурсы, викторины. Тематика встреч: встреча зимы, масленица, день семьи.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
ДОУ сотрудничает с вокальной студией мастер-класс под руководством С.М. Ранда, с музыкальной школой № 7, музеем октябрьского района, и с МБОУ СОШ № 2 (проводятся взаимопосещения концертов, выставок, дни открытых дверей).
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....
Педсовет: Организация и проведение работы с детьми по художественно – эстетическому развитию.
Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к работе с детьми по художественно – эстетическому развитию....
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Иннвационная работа при организации работы с детьми по художественно-эстетическому развитию
статья...
Работа с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Для успешного решения художественно – эстетического развития дошкольников важным условием является сотрудничество воспитателей и родителей. Мы помогаем родителям восполнить пробел в знаниях художеств...
ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДАПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В работе с детьми, имеющими р...