ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. «Познаем мир художественной литературы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Нина Чекмаева

В последние годы мы все чаще убеждаемся, что времена ежедневного семейного времяпрепровождения, к сожалению, прошли. Стало понятно, что привычку читать, развивать творческие способности дошкольников, необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому было выбрано это направление, которое должно было  оптимизировать интерес к чтению книги, обогатить язык образцами русской литературы, развить воображение и способность выражать свои мысли посредством словотворчества, изобразительной и театрализованной деятельности. Целью данного проекта является развитие творческой личности ребенка, оптимизация духовного взаимодействия родителей и детей в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

«Познаем мир художественной литературы»

  1.  Актуальность:

В последние годы мы все чаще убеждаемся, что времена ежедневного семейного времяпрепровождения, к сожалению прошли. Сидение у телевизора и компьютера потихоньку вытеснило общение родителей и детей. И стало понятно, что привычку читать, развивать творческие способности дошкольников, необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому было выбрано это направление, которое должно  было  оптимизировать интерес к чтению книги, обогатить язык образцами русской литературы, развить воображение и способность выражать свои мысли посредством словотворчества, изобразительной и театрализованной деятельности. И тем самым, увеличить степень участия родителей в жизнедеятельности группы. Анкетирование родителей показало наличие проблемы по затронутой теме.

  1.  Формулировка проблемы:

Низкая степень участия родителей в формировании культурной жизни детей.

  1.  Название проекта.

«Познаем мир художественной литературы»

  1.  Тип проекта:

Информационно-творческий, групповой.

  1.  Цель проекта:

Целью данного проекта является развитие творческой личности ребенка, оптимизация духовного взаимодействия родителей и детей в условиях семьи.

  1. Задачи:
  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
  2. Прививать любовь к их творчеству.
  3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
  4. На произведениях писателей и поэтов показать, что добро побеждает зло.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
  2. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  3. Развивать творческие способности дошкольников
  4. Увеличить степень участия родителей в дошкольной жизни ребенка.

  1.  Конечный результат:

  • Дети познакомятся с жизнью и творчеством писателей и поэтов
  • У детей сформируется устойчивый интерес к чтению.
  • Увеличится степень участия родителей в дошкольной жизни ребенка
  • Развитие творческих  способностей у дошкольников

  1. Продуктом проекта стали:
  • Создание альбома детских работ.
  • Рисование, поделки, маски.
  • Стенгазета.
  • Театрализованное представление.

  1. Время проекта: 1 год (подготовительная группа).

октябрь,

ноябрь

декабрь,

январь

февраль, март

апрель, май

Подготовительная группа

«Сказочный мир

А.С.Пушкина (с родителями)

«Чародейка зима» (сказки, рассказы,

стихи).

«Волшебник Изумрудного города» —

сказочная повесть А. М. Волкова, Ершов

«Конѐк- горбунок»

Сказы Бажова П.П.

10.        Планирование работы по реализации проекта.

Сказочный мир А.С. Пушкина

Название

мероприятия

октябрь

ноябрь

Работа с

родителями

Чтение произведений А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

  • «Сказка о рыбаке        и рыбке».
  • «Сказка о работнике

Балде».

«Сказка                о мертвой царевне        и        о семи богатырях».

«Сказка        о золотом петушке»

Дома        читать произведения

А.С. Пушкина

ИЗО-

деятельность

  • Аппликация

«Белочка»;

  • Рисование и лепка «Лебедь»

Конструирова ние        из

бросового материала        и бумаги

«Рыбка» (диск+бумага)

Аппликация

«Свет        мой зеркальце

скажи»

На        вечер        игр

«Золотой петушок»

Нарисовать рисунок        по люмому произведения

(ноябрь)

Конкурс чтецов

По стихам и отрывкам А.С. Пушкина

Выучить отрывок        из любого произведенияил и стихотворение

(ноябрь)

Беседы

По прочитанным произведениям и разбор их

Игры и игровые

упражнения

  • Д\и «Угадай из какого произведения (по картинкам, отрывкам);
  • Продолжи стихотворение;
  • Викторина с детьми (ноябрь).

Вечер        игр        с родителями

  • Викторина по сказкам;
  • д\и, х\и «Васька кот».
  • Пантомима (родители показывают, дети узнают).
  • Совместное рисование «Петушок»

«Чародейка зима» (сказки, рассказы, стихи)

Названи е     меропри ятия

I

неделя декабря

II неделя декабря

III

неделя декабря

IV

неделя декабря

1 неделя января

2 неделя января

3 неделя января

4 неделя января

Рабо та с роди теля

ми

«Какая

«Зимняя

«Он

«Чебура

Про

«По

«Двенад

«Лисичк

Чтен

бывает

сказка»

один,        а

шка

новый

щучьему

цать

а

ие

зима»,

Козлов.,

мы        все

лыжник

год

веленью»

месяцев»

сестрич

дома

Чтение

«Ромаш

«Зимняя

вместе»

»,

р.н.с.,

, «Мороз

ка        и

сказо

худ.

ки        в

шуба»

Сутеев.,

«Нового

«Зимовь

Иванови

серый

к        и

литера

январе».

Муродян

«Ёлка»,

дний

е зверей»

ч».

волк»,

расск

туры

Пляцков

«Подаро

прадник

р.н.с.

«Снегурч

азов

ский.

к»,

в

ка».

на

Главы из

просток

Р.н.с.

зимн

книги

вашино».

юю

«Времен а года»,

«Про елки», про снегуроч

ку,        и

снежинк у.

Сутеев

Успенск ий

тему.

Чтение и    заучива ние стихов.

«Кто проснулс я раньше всех» (выучит ь) Кушан.

Высотск ая:

«Холодн о»,        «На санках»,

«Снежн ый

кролик». Никитин

:

«Встреч а зимы».

Берг:

«Зайка». Белоусов

:

«Первый снежок» Дрожж ин:

«Улицей гуляет» (выучит ь). Фет:

«Мама! Глянь-ка из окошка»

Суриков:

«Зима», Орлов:

«Вечерня я

песенка»

,

Прокофь ев:

«Снегир ь» (выучит ь)

Рубцов:

«Ворона

»,

«Воробе й».

Ладонщи ков:

«Бабушк а Мороз», Погорелс кий:

«Взгрус тнулось дед.Мор озу»,

Александ ров:

«Птичья ѐлка»,

Усачев:

«Праздн ик чудесны й»,

Бересто в:

«Нового днее происше ствие».

Блок:

«Сочель ник        в

лесу»,

«Рождес тво», с.Чѐрны й:

«Рождес твенска я»,

Бересто в:

«Перед рождес твом»,

«Колыбе льная ѐлочке».

Р.н.

потешки

:        «Зима пришла»,

«как                на сочельни к»,        «Ты мороз», загадки и пословиц ы                на

зимнюю тему.

Маршак:

«Декабр ь, январь, февраль

».

Клокова:

«Дед Мороз», Усачѐв:» Снежна я страниц а», Энтин

«Эй!

Зима».

Пушкин:

«Зимнее утро»,

«Вот север тучи нагоняе т».

Есенин:

«Бабушк ины

сказки

«Порош и», Тютчев:

«Чароде йкою зимою», Некрасо в: Мужичо к        с

ноготок

»,        Фет:

«Кот поѐт глаза прищури

л».

Заучи вание стихо в.

Загадки

Разгадывание зимних загадок

Музыка в жизни детей

Прослушивание        песен        на зимнюю тему

Утренни к

«Новый год        на носу»

Заучивание        песен        на        музыкальных занятиях

Привл ечь роди телей к изгот овлен ию снеж ных

фигур

Инсцени ровка

«Как на тоненьк ий ледок»

«Двенад цать месяцев»

ИЗО-

Рисован

Вырезае

Изготов

Апплика

Лепка

Рисован

Оригами

Рисован

Рисов

деятель ность

ие

«Узоры на

стекле»

м снежинк и

ление игрушек для ѐлки

ция

«Нового дняя открыт ка»,

Рисован ие

«Нового дняя

ѐлка»

ие        по

сказке

«По щучьему веленью»

ие        по

сказке

«Лисичк а сестрич ка        и

серый волк»

ание или аппли кация (по выбор у)        на новог одню ю или зимн

юю тему.

Игры, этюды

х/и

«Снежи нки»

п/и «Дед Мороз»

х/и

«Зимний хоровод»

х/и        «На ѐлку»

Игра

«Сугроб ы        и

снежинк и»

х/и «Вот наш снеговик

»

«Вьюга»

«Снег, метель, вьюга».

Виктор

ина

III неделя января

«Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть А. М. Волкова,

Ершов «Конёк-горбунок»

Название мероприяти я

I неделя февраля

II неделя февраля

III неделя февраля

I неделя марта

II неделя марта

III неделя марта

IV неделя марта

Рабо та с роди теля

ми

Чтение

Волшебник изумрудного города

«Конѐк горбунок»

Рисун ок мой люби мый герой совме стно с   роди теля ми, или подел ка

Беседа

По прочитанным произведениям

Изо        -

деятельност ь

Рисован» ие: Нарисуй героя,

который тебе понравил ся

Рельефна я        лепка: Трусливы й лев

Лепка на каркасе: страшил о

Конструи рование из бросового материал а

«Дровосе к»,        из

строител ьного

«Изумруд ный город»

Лепка

«Конѐк- горбунок»

,

рисовани е        «Мой любимый герой»

Лепка

«Волк помощни к царевны»

Рисование        «Жар- птицы»

Этюды

«Труслив ый        лев»,

«Храбрый тотошка

»

«Злая волшебни ца»

«Испуган ная Элли»

«Добрая фея»

«Жар        – птица»

Игры        и

игровые

Хитрая

лиса

Удочка.

Медведи

и пчелы.

упражнения

Сказы Бажова.

Название мероприятия

I неделя апреля

II неделя апреля

III неделя апреля

IV неделя апреля

I неделя мая

II неделя мая

III неделя мая

Работ а с родите

лями

Чтение сказов Бажова

«Огневуш ка-

поскакуш ка»

«Серебря ное

копытце

»

«Голубая змейка»,

«Про великого Полоза»

«Синюшк ин

колодец»,

«Хозяйка медной горы».

«Малахи това

шкатулка

»

«Каменн ый цветок»

«Горный мастер»

ИЗО-

деятельност ь

Рисовани е

Аппликац ия

«Серебря ное

копытце

»

Оригами

«Голубая змейка»

Лепка

«Хозяйка медной горы»

Рисовани е

«Малахи това

шкатулка

»

Поделка из природно го материал

а

Рисовани е

«Горный мастер»

Беседы

По прочитанным произведениям

Игры        и

игровые упражнения

Мы веселые

ребята

Карусель.

Затейни ки

Караси и щука

Викторина по        сказам

Бажова

На последней неделе

  1. Способы и средства достижения результата.

Чтение и беседы о прочитанных произведениях, театрализованное представление, презентация иллюстраций, выставка, викторина, вызвали большой интерес у участников проекта.

  1.  Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы – оповещение, ознакомление участников с планом.

Организационные        –        определение        круга        участников,        распределение обязанностей. Консультации по подготовке мероприятий.

Кадровые – количество участников по категориям. Мотивационные – игровая, соревновательная, творчества.

Научно-методическая – изучена литература, подобраны и разработаны сценарии, сюжеты мероприятий. Подобраны диагностические материалы: анкеты для родителей и детей.

Материально-технические – предметно-развивающая среда. Оборудование, музыкальное обеспечение.

Нормативно-правовые – проект разработан в соответствии с программой.

 Реализация проекта.

Срок реализации 1 год. Приняли участие в проекте дошкольники подготовительной группы и их родители.

  1.  Анализ результатов.
  1. У детей повысился уровень знаний по произведениям писателей и поэтов, повысился уровень участия родителей в культурной жизни ребенка.
  2. Произошло творческое взаимодействие детей, родителей, воспитателей.
  3. Дети объединились общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.
  4. Родители повысили педагогический потенциал семьи.
  5. Воспитатели смогли усовершенствовать содержание и методы воспитания и обучения дошкольников, т.е. повысить свой профессиональный уровень, а именно: что в развитии восприятия художественного текста выделяют три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения), понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление), влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

По        мере        развития  ребенка        меняется        его        восприятие  и        отношение        к литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»

Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....

проект по художественной литературе

Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей...

Проект для дошкольников по ознакомлению с художественной литературой "Наш Великий Пушкин"

Пояснительная запискаОбразовательные области: художественное творчество, коммуникация (развитие речи) и ознакомление с художественной литературой.Цель проекта: познакомить детей с произведениями А.С. ...

Проект по художественной литературе.

Актуальный проект " Приобщение детей 4-5 лет к художественной литературе через чтение сказок"...

Проект по художественной литературе во II младшей группе на тему: "Русские народные сказки"

План проекта.1. Занятие по развитию речи "Путешествие в страну сказок"2. Аппликация на тему: "Колобок катится по дорожке"3. Занятие по лепке "В гостях у медведей"4. Занятие по рисованию "Помги маме-ку...

Образовательный проект "Приобщение к словесному творчеству посредством художественной литературы"

Познакомить детей  с жанровыми особенностями литературных произведений: стихи,песенки, загадки, сказки.Развивать и закреплять навыки речевого общения, развивать связную речь в форме рассуждений, ...

Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему

Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....