ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. «Познаем мир художественной литературы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
В последние годы мы все чаще убеждаемся, что времена ежедневного семейного времяпрепровождения, к сожалению, прошли. Стало понятно, что привычку читать, развивать творческие способности дошкольников, необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому было выбрано это направление, которое должно было оптимизировать интерес к чтению книги, обогатить язык образцами русской литературы, развить воображение и способность выражать свои мысли посредством словотворчества, изобразительной и театрализованной деятельности. Целью данного проекта является развитие творческой личности ребенка, оптимизация духовного взаимодействия родителей и детей в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt.docx | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
«Познаем мир художественной литературы»
Актуальность:
В последние годы мы все чаще убеждаемся, что времена ежедневного семейного времяпрепровождения, к сожалению прошли. Сидение у телевизора и компьютера потихоньку вытеснило общение родителей и детей. И стало понятно, что привычку читать, развивать творческие способности дошкольников, необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому было выбрано это направление, которое должно было оптимизировать интерес к чтению книги, обогатить язык образцами русской литературы, развить воображение и способность выражать свои мысли посредством словотворчества, изобразительной и театрализованной деятельности. И тем самым, увеличить степень участия родителей в жизнедеятельности группы. Анкетирование родителей показало наличие проблемы по затронутой теме.
- Формулировка проблемы:
Низкая степень участия родителей в формировании культурной жизни детей.
- Название проекта.
«Познаем мир художественной литературы»
- Тип проекта:
Информационно-творческий, групповой.
- Цель проекта:
Целью данного проекта является развитие творческой личности ребенка, оптимизация духовного взаимодействия родителей и детей в условиях семьи.
- Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
- Прививать любовь к их творчеству.
- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
- На произведениях писателей и поэтов показать, что добро побеждает зло.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
- Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развивать творческие способности дошкольников
- Увеличить степень участия родителей в дошкольной жизни ребенка.
- Конечный результат:
- Дети познакомятся с жизнью и творчеством писателей и поэтов
- У детей сформируется устойчивый интерес к чтению.
- Увеличится степень участия родителей в дошкольной жизни ребенка
- Развитие творческих способностей у дошкольников
- Продуктом проекта стали:
- Создание альбома детских работ.
- Рисование, поделки, маски.
- Стенгазета.
- Театрализованное представление.
- Время проекта: 1 год (подготовительная группа).
октябрь, ноябрь | декабрь, январь | февраль, март | апрель, май | |
Подготовительная группа | «Сказочный мир А.С.Пушкина (с родителями) | «Чародейка зима» (сказки, рассказы, стихи). | «Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть А. М. Волкова, Ершов «Конѐк- горбунок» | Сказы Бажова П.П. |
10. Планирование работы по реализации проекта.
Сказочный мир А.С. Пушкина
Название мероприятия | октябрь | ноябрь | Работа с родителями | ||
Чтение произведений А.С. Пушкина | «Сказка о царе Салтане» |
Балде». | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | «Сказка о золотом петушке» | Дома читать произведения А.С. Пушкина |
ИЗО- деятельность |
«Белочка»;
| Конструирова ние из бросового материала и бумаги «Рыбка» (диск+бумага) | Аппликация «Свет мой зеркальце скажи» | На вечер игр «Золотой петушок» | Нарисовать рисунок по люмому произведения (ноябрь) |
Конкурс чтецов | По стихам и отрывкам А.С. Пушкина | Выучить отрывок из любого произведенияил и стихотворение (ноябрь) | |||
Беседы | По прочитанным произведениям и разбор их | ||||
Игры и игровые упражнения |
| ||||
Вечер игр с родителями |
|
«Чародейка зима» (сказки, рассказы, стихи)
Названи е меропри ятия | I неделя декабря | II неделя декабря | III неделя декабря | IV неделя декабря | 1 неделя января | 2 неделя января | 3 неделя января | 4 неделя января | Рабо та с роди теля ми |
«Какая | «Зимняя | «Он | «Чебура | Про | «По | «Двенад | «Лисичк | Чтен | |
бывает | сказка» | один, а | шка | новый | щучьему | цать | а | ие | |
зима», | Козлов., | мы все | лыжник | год | веленью» | месяцев» | сестрич | дома | |
Чтение | «Ромаш | «Зимняя | вместе» | », | р.н.с., | , «Мороз | ка и | сказо | |
худ. | ки в | шуба» | Сутеев., | «Нового | «Зимовь | Иванови | серый | к и | |
литера | январе». | Муродян | «Ёлка», | дний | е зверей» | ч». | волк», | расск | |
туры | Пляцков | «Подаро | прадник | р.н.с. | «Снегурч | азов | |||
ский. | к», | в | ка». | на | |||||
Главы из | просток | Р.н.с. | зимн | ||||||
книги | вашино». | юю |
«Времен а года», «Про елки», про снегуроч ку, и снежинк у. Сутеев | Успенск ий | тему. | |||||||
Чтение и заучива ние стихов. | «Кто проснулс я раньше всех» (выучит ь) Кушан. Высотск ая: «Холодн о», «На санках», «Снежн ый кролик». Никитин : «Встреч а зимы». | Берг: «Зайка». Белоусов : «Первый снежок» Дрожж ин: «Улицей гуляет» (выучит ь). Фет: «Мама! Глянь-ка из окошка» | Суриков: «Зима», Орлов: «Вечерня я песенка» , Прокофь ев: «Снегир ь» (выучит ь) Рубцов: «Ворона », «Воробе й». | Ладонщи ков: «Бабушк а Мороз», Погорелс кий: «Взгрус тнулось дед.Мор озу», Александ ров: «Птичья ѐлка», Усачев: «Праздн ик чудесны й», Бересто в: «Нового днее происше ствие». | Блок: «Сочель ник в лесу», «Рождес тво», с.Чѐрны й: «Рождес твенска я», Бересто в: «Перед рождес твом», «Колыбе льная ѐлочке». | Р.н. потешки : «Зима пришла», «как на сочельни к», «Ты мороз», загадки и пословиц ы на зимнюю тему. | Маршак: «Декабр ь, январь, февраль ». Клокова: «Дед Мороз», Усачѐв:» Снежна я страниц а», Энтин «Эй! Зима». | Пушкин: «Зимнее утро», «Вот север тучи нагоняе т». Есенин: «Бабушк ины сказки «Порош и», Тютчев: «Чароде йкою зимою», Некрасо в: Мужичо к с ноготок », Фет: «Кот поѐт глаза прищури л». | Заучи вание стихо в. |
Загадки | Разгадывание зимних загадок | ||||||||
Музыка в жизни детей | Прослушивание песен на зимнюю тему | Утренни к «Новый год на носу» | Заучивание песен на музыкальных занятиях | Привл ечь роди телей к изгот овлен ию снеж ных фигур | |||||
Инсцени ровка | «Как на тоненьк ий ледок» | «Двенад цать месяцев» | |||||||
ИЗО- | Рисован | Вырезае | Изготов | Апплика | Лепка | Рисован | Оригами | Рисован | Рисов |
деятель ность | ие «Узоры на стекле» | м снежинк и | ление игрушек для ѐлки | ция «Нового дняя открыт ка», Рисован ие «Нового дняя ѐлка» | ие по сказке «По щучьему веленью» | ие по сказке «Лисичк а сестрич ка и серый волк» | ание или аппли кация (по выбор у) на новог одню ю или зимн юю тему. | ||
Игры, этюды | х/и «Снежи нки» | п/и «Дед Мороз» | х/и «Зимний хоровод» | х/и «На ѐлку» | Игра «Сугроб ы и снежинк и» | х/и «Вот наш снеговик » | «Вьюга» | «Снег, метель, вьюга». | |
Виктор ина | III неделя января |
«Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть А. М. Волкова,
Ершов «Конёк-горбунок»
Название мероприяти я | I неделя февраля | II неделя февраля | III неделя февраля | I неделя марта | II неделя марта | III неделя марта | IV неделя марта | Рабо та с роди теля ми |
Чтение | Волшебник изумрудного города | «Конѐк горбунок» | Рисун ок мой люби мый герой совме стно с роди теля ми, или подел ка | |||||
Беседа | По прочитанным произведениям | |||||||
Изо - деятельност ь | Рисован» ие: Нарисуй героя, который тебе понравил ся | Рельефна я лепка: Трусливы й лев | Лепка на каркасе: страшил о | Конструи рование из бросового материал а «Дровосе к», из строител ьного «Изумруд ный город» | Лепка «Конѐк- горбунок» , рисовани е «Мой любимый герой» | Лепка «Волк помощни к царевны» | Рисование «Жар- птицы» | |
Этюды | «Труслив ый лев», «Храбрый тотошка » | «Злая волшебни ца» | «Испуган ная Элли» | «Добрая фея» | «Жар – птица» | |||
Игры и игровые | Хитрая лиса | Удочка. | Медведи и пчелы. |
упражнения |
Сказы Бажова.
Название мероприятия | I неделя апреля | II неделя апреля | III неделя апреля | IV неделя апреля | I неделя мая | II неделя мая | III неделя мая | Работ а с родите лями |
Чтение сказов Бажова | «Огневуш ка- поскакуш ка» | «Серебря ное копытце » | «Голубая змейка», «Про великого Полоза» | «Синюшк ин колодец», «Хозяйка медной горы». | «Малахи това шкатулка » | «Каменн ый цветок» | «Горный мастер» | |
ИЗО- деятельност ь | Рисовани е | Аппликац ия «Серебря ное копытце » | Оригами «Голубая змейка» | Лепка «Хозяйка медной горы» | Рисовани е «Малахи това шкатулка » | Поделка из природно го материал а | Рисовани е «Горный мастер» | |
Беседы | По прочитанным произведениям | |||||||
Игры и игровые упражнения | Мы веселые ребята | Карусель. | Затейни ки | Караси и щука | ||||
Викторина по сказам Бажова | На последней неделе |
- Способы и средства достижения результата.
Чтение и беседы о прочитанных произведениях, театрализованное представление, презентация иллюстраций, выставка, викторина, вызвали большой интерес у участников проекта.
- Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы – оповещение, ознакомление участников с планом.
Организационные – определение круга участников, распределение обязанностей. Консультации по подготовке мероприятий.
Кадровые – количество участников по категориям. Мотивационные – игровая, соревновательная, творчества.
Научно-методическая – изучена литература, подобраны и разработаны сценарии, сюжеты мероприятий. Подобраны диагностические материалы: анкеты для родителей и детей.
Материально-технические – предметно-развивающая среда. Оборудование, музыкальное обеспечение.
Нормативно-правовые – проект разработан в соответствии с программой.
Реализация проекта.
Срок реализации 1 год. Приняли участие в проекте дошкольники подготовительной группы и их родители.
- Анализ результатов.
- У детей повысился уровень знаний по произведениям писателей и поэтов, повысился уровень участия родителей в культурной жизни ребенка.
- Произошло творческое взаимодействие детей, родителей, воспитателей.
- Дети объединились общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.
- Родители повысили педагогический потенциал семьи.
- Воспитатели смогли усовершенствовать содержание и методы воспитания и обучения дошкольников, т.е. повысить свой профессиональный уровень, а именно: что в развитии восприятия художественного текста выделяют три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения), понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление), влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
По мере развития ребенка меняется его восприятие и отношение к литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»
Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....
проект по художественной литературе
Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей...
Проект для дошкольников по ознакомлению с художественной литературой "Наш Великий Пушкин"
Пояснительная запискаОбразовательные области: художественное творчество, коммуникация (развитие речи) и ознакомление с художественной литературой.Цель проекта: познакомить детей с произведениями А.С. ...
Проект по художественной литературе.
Актуальный проект " Приобщение детей 4-5 лет к художественной литературе через чтение сказок"...
Проект по художественной литературе во II младшей группе на тему: "Русские народные сказки"
План проекта.1. Занятие по развитию речи "Путешествие в страну сказок"2. Аппликация на тему: "Колобок катится по дорожке"3. Занятие по лепке "В гостях у медведей"4. Занятие по рисованию "Помги маме-ку...
Образовательный проект "Приобщение к словесному творчеству посредством художественной литературы"
Познакомить детей с жанровыми особенностями литературных произведений: стихи,песенки, загадки, сказки.Развивать и закреплять навыки речевого общения, развивать связную речь в форме рассуждений, ...
Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему
Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....