Рабочая программа для дополнительного занятия "Волшебная бумага"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Развитие художественно-эстетического разития, целостно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного) мира природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dop.zanyatiya.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
для дополнительного занятия
«Волшебная бумага»
Разработала: воспитатель
Речкина Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Программа актуальна, так как предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации.
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт развивая органы восприятия: зрение, обоняние, осязание, вкус.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, умение созерцать красоту окружающего мира, образных представлений, воображения,, способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения, совершенствования изобразительных навыков и умений, художественно- творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др., удовлетворять потребность детей в самовыражения.
• Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
• Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Задачи:
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок, и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
• Поощрять проявление активности и творчества.
Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.
Содержание программы:
Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) ; мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; фольклора. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной) . Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям.
Планируемые результаты работы:
Вырезать из бумаги одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения –из бумаги, сложенной пополам;
использовать в работе приёмами обрывной аппликации;
раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать тщательно смазав клеем;
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
• аккуратно использовать материалы.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.
• Альбомы, цветная бумага, клей, клеенка, пластилин, карандаши, гуашь, кисть, стаканчики, салфетки.
Дидактические принципы реализации программы:
Принцип культуро-сообразности: построение содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
Принцип сезонности: построения содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в данный момент времени;
Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»;
Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением;
Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип природо-сообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных способностей;
Принцип интереса: построение содержания программы с опорой на интересы отдельных детей и группы в целом.
Принципы содержания программы:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Общие принципы содержания и технологии программы:
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями использования теста, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагога, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Программа может быть использована как в системе дошкольного образования, так и в учреждениях дополнительного образования.
Аннотация на программу.
Предлагаемая программа по аппликации рассчитана на один год по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут. Численность детей в кружке -5-6человек, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6-7 лет.
Для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- занятия;
- выставки;
- совместное творчество детей и родителей.
Тематическое планирование.
Октябрь
«Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей. Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие. Листы картона, клей, кисть-щетина, точилка и цветные карандаши.
«Я поймал рыбку» Шарики из пластилина. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин.
«Листопад» Аппликация из осенних листьев. Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина.
«Зайчик-листопадничек» Аппликация ватой. Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему. Листы картона, вата, клей, щетина, кисть, гуашь
Ноябрь
«Кошечка Аппликация из ткани». Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.
«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти.
«Лучший друг человека» Аппликация из ткани. Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.
«Букет для мамы» Объёмная аппликация. Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.
Декабрь
«Зимний пейзаж Аппликация манкой» Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.
«Рыжая плутовка» Размазывание пластилином. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.
«Ёлочка - пушистая иголочка» Аппликация из шерстяной нити. Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин.
«Новогодняя открытка» Объёмная аппликация продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.
Январь
«Черепаха Аппликация из яичной скорлупы» Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти.
«Мишка на севере» Аппликация из шерстяной нити. Продолжать учить детей наклеивать шерстяную нить на картон; расширять знания детей об окружающем мире. Листы картона, клей, щетина, шерстяная нить.
«Мои игрушки» Аппликация из теста. Учить детей создавать аппликацию из теста; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и бережное отношение к своим игрушкам. Листы картона, клей, кисть-щетина, кисти, гуашь, солёное тесто.
Февраль
«Царь зверей Аппликация из скатанных салфеток» Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетка, трафарет льва.
«Петя-петушок» Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. Листы картона, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, щетина.
«Фрукты, которые я люблю» Аппликация из яичной скорлупы. Учить детей аппликации из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, кисти, гуашь.
«Полет к звездам» Создание композиции в технике квиллинг. Развитие мелкой моторики, формирование конструктивных навыков, развитие усидчивости.
Март
«8 марта Аппликация из скатанных салфеток. Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки, кисти, гуашь.
«Паук в паутине» Обрывание бумаги. Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.
«Цыплёнок» Шарики из пластилина. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете цыплёнка; развивать мелкую моторику. Листы картона, пластилин, трафарет цыплёнка.
«Мухомор - красавец» Аппликация из яичной скорлупы. Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.
Апрель
«Космос» Аппликация манкой. Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь.
«Встреча колобка с медведем» Аппликация из ткани. Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.
«Цветы в вазе» Аппликация из стружки от карандашей. Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, стружка от карандашей.
«Ёжик - ни головы, ни ножек» Размазывание пластилином и выкладывание сухих иголок от ели. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ ёжика с помощью еловых иголок; закреплять умение добавлять что-то своё в работу Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина, пластилин, еловые иголки.
Май
«Весёлая овечка» Аппликация из салфеток. Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки.
«Одуванчик» Аппликация манкой. Продолжать учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе Листы картона, цветная бумага, ножницы, манная крупа, клей, щетина, гуашь, кисти.
«Кот-трусишка» Создание композиции в технике квиллинг. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Методика диагностического этапа состоит из трех этапов.
Первый этап:
На первом этапе мы проводим наблюдение:
за методикой работы воспитателя на занятиях аппликацией,
за детьми в процессе занятия, для выявления уровня развития ручной умелости в аппликативной деятельности.
Первый этап включал 2 задания.
Задание 1. Тема: «Сделай аппликацию из цветной бумаги».
Цель: выявить;
-наличие интереса;
-умение детей задумывать образ;
-наличие самостоятельных навыков и умений в аппликации;
-качество производимых разрезов (ровно по задуманной линии, по прямой, амплитуда движений и т. д.)
Методика проведения:
Воспитатель говорит: «У вас на столе лежат знакомые вам инструменты. С их помощью нужно сделать аппликацию, какую захотите, все что желаете изобразить» Дети выполняют аппликацию.
Материалы и оборудование: для проведения диагностики предварительно на отдельном столе расположены инструменты для работы над аппликацией: листы цветной бумаги, ножницы, клеенка для наклеивания элементов аппликации, клей, кисть для клея, подставку для кисти, салфетку для промачивания изделия.
В конце занятия в индивидуальных условиях дети отвечают на вопросы воспитателя.
Что ты хотел (ла) сделать, а аппликации?
Получилось ли это сделать?
Легко или тяжело было выполнять работу?
Как ты думаешь, почему было легко (тяжело) выполнять аппликацию?
Чья работа тебе больше понравилась?
Цель вопросов выявить:
1. отношение детей к полученному продукту.
2. Оценка трудностей, которые испытывали дети при работе (в задумке образа, в процессе вырезания, в оценке качества продукта).
На следующем занятии проводим пробное экспериментальное занятие с подгруппой детей.
Задание 2. Тема: «Рисование ножницами»
Цель: апробировать с детьми их возможности самостоятельно:
вычленять силуэт;
определять последовательность вырезания формы;
оценивать их отношение к новому виду деятельности в аппликации;
оценивать качество ручных умений.
Методика проведения: перед выполнением работы дети обследовали готовую продукцию, им предлагалось вырезать такую же красивую вазу, затем мы задаем детям наводящие вопросы:
Посмотри на эту вазу, как ты будешь ее вырезать?
Что ты вырежешь сначала, а потом?
С какой стороны ты будешь вырезать?
Материалы и оборудования: лист цветной бумаги, ножницы.
Для определения показателей выполнения данной методики, нами были выделены следующие уровни:
Высокий уровень-правильное выполнение задания.
Средний уровень-испытывают небольшие затруднения.
Низкий уровень-неправильное выполнение задания.
Второй этап.
В основу второго этапа вошла проверка условий организации развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности детей.
Цель исследования данного этапа:
анализ предметно-развивающей среды
анализ условий для самостоятельной деятельности детей.
Третий этап.
На третьем этапе мы ставим перед собой одну задачу.
Задача 1. Провести анализ планов.
Цель: провести анализ календарных планов для выявления методики и формы работы с детьми (наличие или отсутствие показа, методы работы при затруднении детей, право ребенка свободно ходить и действовать и т. д.)
Литература к программе
Интернет-сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности»;
Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева Аппликация в детском саду. - Академия Развития, 2007;
Ю.Ю. Чудина «Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному». -2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...