Программа "Мелкая пластика"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Соколова Надежда Юрьевна

На сегодняшний день существует большое количество образовательных программ по лепке из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем. Логическая же последовательность, системность отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя отдельные блоки по работе с соленым тестом. В связи с этим разработанная образовательная программа “Мелкая пластика ” является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.

Программа «Мелкая пластика» относится к программам художественно-эстетической направленности. Созданию программы послужила невероятная популярность лепки из соленого теста. Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

 

Таким образом, именно эти функциональные особенности определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе образования детей.

Целью программы является воспитание творческой личности, способной развиваться в любой области декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

– познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;

–  развить образное мышление, конструктивное видение, умение средствами графики и цвета передавать объем, форму, фактуру, взаимосвязь предметов в пространстве;

– научить детей творчески подходить к собственной работе над изделием, соединяя форму и замысел, добиваться целостности произведения;

–  сформировать базовые, твёрдые навыки технических приёмов и изготовления изделий декоративно-прикладного характера;

– максимально развить творческий потенциал обучающихся, их чувство художествзнного самовыражения.

 

ПрограммаȠрассчитана на детей в возрасте 5-7 лет

Срок обучения  – 2 года: 1 курс – 5-6 лет, 2 курс – 6-7 лет).

Оптимальная численность учебной группы– 12-15чел.

Занятия могут носить как теоретический, так и практический характер, но последним отводится основное место.

 

Методы, используемые в процессе обучения:

 

Группы методов.

Методы и приемы.

 

Словесные

Объяснение, рассказ, беседа, устное инструктирование, работа с литературой.

 

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, личный показ, самостоятельное наблюдение.

 

Практические

Упражнение, учебная работа под руководством педагога,

 

Методы проверки знаний, умений и навыков.

Текущее наблюдение, опрос, оценка практической работы.

 

 

В качестве текущего контроля за эффективностью занятий по предмету проводятся следующие мероприятия: конкурсно - игровые программы, выставки.

 

Общегодовая нагрузка по программе составляет:

1 год –1 час, 1  раз в неделю по 25 мин.

2 год – 1час, 1 раз в неделю по 30 мин.

 

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения воспитанников:

–научатся простым способам выполнения изделий из соленого теста;

К концу второго года обучения воспитанников: 

  –овладеют основными приемами лепки из соленого теста;

 

Требования к уровню подготовки воспитанников первого года обучения:

Воспитанники должны:

1. Иметь представление

    - о многообразии работ из соленого теста.

2. Знать:

    - название и назначение инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

    - правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;

    - последовательность выполнения лепки из соленого теста;

    - элементарные сведения о цвете;

    - правила оформления работы.

3. Уметь:

    - использовать инструменты строго по назначению.

Соблюдать правила безопасности, пользования материалом и инструментами.

   Знать название и назначение инструментов приспособлений, предусмотренных программой

    - правила оформления  работы.

3. уметь

    - использовать инструменты строго по назначению.

    - соблَюдать правила безопасности труда, и личной гигиены при

работе с инструментами.

    - правильно выполнять последовательность  лепки из соленого теста;

    -изготовить работу по образцу.

 

Требования к уровню подготовки воспитанников первого года обучения:

Воспитанники должны:

1.Знать:

  - инструменты и материалы, используемые при работе;

  -способы соединения элементов из соленого теста.

-простые  приемы выполнения элементов из соленого теста;

    - правила оформления работы.

2. Уметь:

    - использовать инструменты строго по назначению;

    - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при

 работе с инструментами и приспособлениями;

    - правильно выполнять последовательность лепки из соленого

 теста;

    - самостоятельно изготовить работу по образцу;

    - оформить работу.

 

 

Первый год обучения.

Содержание дополнительной образовательной программы первого года обучения:

Раздел 1. «Лепка из соленого теста»

Теория: Введение в предмет. Вводный инструктаж. История лепки. Знакомство с лепкой из соленого теста.

Практика: Лепка простых фигур из соленого теста по образцу. Подкрашивание изделий. Оформление работы в рамку.

Примерный перечень работ: 

«Корзина с цветами», «Космос», «Аквариум» и др.

Раздел 2«Композиция»

Теория:  Введение в предмет. Знакомство с композицией. Виды композиции. Законы композиции.

Практика:  Составление эскизов для работы с соленым тестом. Составление простых композиций из соленого теста.

 

Второй год обучения.

Содержание дополнительной образовательной программы второго года обучения:

Раздел 1. «Лепка из соленого теста»

Теория: Знакомство с новыми приемами лепки.

Практика: Лепка из соленого теста по образцу.

Примерный перечень работ: «Морское дно», «Ах, лето…», «Зима в лесу» и др.

Раздел 2. «Композиция»

Теория: Изучение законов композиции.

Практика: Применение законов композиции в лепке из соленого теста.

 

Материально – техническое обеспечение:

 

Чтобы начать работу следует приготовить тесто заранее.

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка. Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.                                              

После изготовления фигур, высушить в духовом шкафу, при низких температурах. Раскрасить, украсить. Последний этап оформление работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematichekoe_planirovanie.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по предмету «мелкая пластика»

дошкольники 1 год обучения

Тема занятия в соответствии с дополнительной образовательной программой

Кол-во часов

Дата проведения занятия

1

Вводное  занятие.

1

сентябрь

2

Лепка «Птица осень; яблоко»

1

сентябрь

3

Лепка «Грибы; белый гриб»

1

октябрь

4

Лепка «Грибы; сыроежка»

1

октябрь

5

Лепка «Домашние животные; курочка»

1

октябрь

6

Лепка «Домашние животные; петух»

1

октябрь

7

Лепка «Домашние животные; цыпленок»

1

ноябрь

8

Лепка «Домашние праздники Новый год; ёлочка»  

1

ноябрь

9

Лепка «Новый год; символ года»

1

ноябрь

10

Лепка «Новый год; подарки, ёлочные игрушки»

1

ноябрь

11

Лепка «Новый год; снегурочка»

1

декабрь

12

Лепка «Новый год; Дед Мороз»

1

декабрь

13

Лепка «Снеговики; снежная баба»

1

декабрь

14

Лепка «Снеговики; снеговичок»

1

декабрь

15

Лепка «Домашние животные; котёнок»

1

январь

16

Лепка « Лесной домик»

1

январь

17

Лепка «Сердечки»

1

январь

18

Лепка «Транспорт; самолётик»

1

февраль

29

Лепка «Цветы; фиалки»

1

февраль

20

Лепка «Цветы; мимоза»

1

февраль

21

Лепка «Корзина с цветами; корзина»

1

февраль

22

Лепка «Корзина с цветами; цветы»

1

март

23

Лепка «Дерево»

1

март

24

Лепка «Космос; планеты»

1

март

25

Лепка «Космос; звёзды»

1

март

26

Лепка «Космос; ракета»

1

апрель

27

Лепка «Космос; луноход»

1

апрель

28

Лепка «Аквариум; камушки и водоросли»

1

апрель

29

Лепка «Аквариум; овальные рыбки с волнистым хвостом»

1

апрель

30

Лепка «Аквариум; круглые рыбки с волнистым хвостом»

1

май

31

tit[ЂQJQ

Лепка «Дикие животные; заяц»

1

май

32

Лепка «Дикие животные; лиса»

1

май

33

Лепка «Дикие животные; медведь»

1

май

Календарно – тематическое планирование по предмету «мелкая пластика»

дошкольники 2 год обучения

Тема занятия в соответствии с дополнительной образовательной программой

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное  занятие.

1

сентябрь

2

Лепка «Осень», ветка рябины.

1

сентябрь

3

Лепка «Ежик»

1

октябрь

4

Лепка «Белочка»

1

октябрь

5

Лепка «Мышка на сыре»

1

октябрь

6

Лепка «Тополь»

1

октябрь

7

Лепка «Береза»

1

ноябрь

8

Лепка «Натюрморт: «Шляпа с яблоками»

1

ноябрь

9

Лепка «Гномик»

1

ноябрь

10

Лепка «Фея сна»

1

ноябрь

11

Лепка «Снегирь»

1

декабрь

12

Лепка «Синица»

1

декабрь

13

Лепка «Сугробы»

1

декабрь

14

Лепка «Ель, дерево»

1

декабрь

15

Лепка  «Олененок»

1

январь

16

Лепка «Корзина с мандаринами»

1

январь

17

Лепка «Тортик»

1

январь

18

Лепка «Каравай»

1

февраль

19

Лепка «Кулич»

1

февраль

20

Лепка «Цветы; тюльпаны»

1

февраль

21

Лепка «Цветы; мак»

1

февраль

22

Лепка «Цветы; подснежник»

1

март

23

Лепка «Ваза»

1

март

24

Лепка «Морское дно», камушки, водоросли.

1

март

25

Лепка «Морское дно», рыба- клоун.

1

март

26

Лепка «Морское дно», скалярия.

1

апрель

27

Лепка «Морское дно», морская звезда.

1

апрель

28

Лепка «Морское дно», осьминог.

1

апрель

29

Лепка «Бабочка»

1

апрель

30

Лепка «Бабочка» 2занятия

1

май

31

Лепка «Божья коровка» 2 занятия

1

май

32

Лепка «Трава, цветы (ромашки)»

1

май

33

Итоговое занятие (выставка работ)

1

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация - техника бумажная пластика ( дети 2-3 лет), методические разработки

Аппликация (техника бумажная пластика)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования ...

Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Елочка"

Самый любимый праздник для всех - это Новый год, а главный атрибут этого праздника - елочка. Мы с малышами сделали свою новогоднюю елочку....

Мастер-класс по аппликации (техника бумажная пластика)

Аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, с которым ребенок знакомиться уже в раннем возрасте. Занятия аппликацией очень полезно для малышей. Общение с бумагой незаметно влияет на о...

Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Снеговик"

Я люблю заниматься с детьми аппликацией в технике бумажная пластика, дети тоже любят этот вид деятельности...

"Искусственные материалы: пластик, полиэтилен, пластмасса".

Конспект НОД по познавательной деятельности. Подготовительная группа....