Программа "Мелкая пластика"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
На сегодняшний день существует большое количество образовательных программ по лепке из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем. Логическая же последовательность, системность отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя отдельные блоки по работе с соленым тестом. В связи с этим разработанная образовательная программа “Мелкая пластика ” является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.
Программа «Мелкая пластика» относится к программам художественно-эстетической направленности. Созданию программы послужила невероятная популярность лепки из соленого теста. Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Таким образом, именно эти функциональные особенности определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе образования детей.
Целью программы является воспитание творческой личности, способной развиваться в любой области декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
– познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;
– развить образное мышление, конструктивное видение, умение средствами графики и цвета передавать объем, форму, фактуру, взаимосвязь предметов в пространстве;
– научить детей творчески подходить к собственной работе над изделием, соединяя форму и замысел, добиваться целостности произведения;
– сформировать базовые, твёрдые навыки технических приёмов и изготовления изделий декоративно-прикладного характера;
– максимально развить творческий потенциал обучающихся, их чувство художествзнного самовыражения.
ПрограммаȠрассчитана на детей в возрасте 5-7 лет
Срок обучения – 2 года: 1 курс – 5-6 лет, 2 курс – 6-7 лет).
Оптимальная численность учебной группы– 12-15чел.
Занятия могут носить как теоретический, так и практический характер, но последним отводится основное место.
Методы, используемые в процессе обучения:
Группы методов.
Методы и приемы.
Словесные
Объяснение, рассказ, беседа, устное инструктирование, работа с литературой.
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий, личный показ, самостоятельное наблюдение.
Практические
Упражнение, учебная работа под руководством педагога,
Методы проверки знаний, умений и навыков.
Текущее наблюдение, опрос, оценка практической работы.
В качестве текущего контроля за эффективностью занятий по предмету проводятся следующие мероприятия: конкурсно - игровые программы, выставки.
Общегодовая нагрузка по программе составляет:
1 год –1 час, 1 раз в неделю по 25 мин.
2 год – 1час, 1 раз в неделю по 30 мин.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения воспитанников:
–научатся простым способам выполнения изделий из соленого теста;
К концу второго года обучения воспитанников:
–овладеют основными приемами лепки из соленого теста;
Требования к уровню подготовки воспитанников первого года обучения:
Воспитанники должны:
1. Иметь представление
- о многообразии работ из соленого теста.
2. Знать:
- название и назначение инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
- последовательность выполнения лепки из соленого теста;
- элементарные сведения о цвете;
- правила оформления работы.
3. Уметь:
- использовать инструменты строго по назначению.
Соблюдать правила безопасности, пользования материалом и инструментами.
Знать название и назначение инструментов приспособлений, предусмотренных программой
- правила оформления работы.
3. уметь
- использовать инструменты строго по назначению.
- соблَюдать правила безопасности труда, и личной гигиены при
работе с инструментами.
- правильно выполнять последовательность лепки из соленого теста;
-изготовить работу по образцу.
Требования к уровню подготовки воспитанников первого года обучения:
Воспитанники должны:
1.Знать:
- инструменты и материалы, используемые при работе;
-способы соединения элементов из соленого теста.
-простые приемы выполнения элементов из соленого теста;
- правила оформления работы.
2. Уметь:
- использовать инструменты строго по назначению;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при
работе с инструментами и приспособлениями;
- правильно выполнять последовательность лепки из соленого
теста;
- самостоятельно изготовить работу по образцу;
- оформить работу.
Первый год обучения.
Содержание дополнительной образовательной программы первого года обучения:
Раздел 1. «Лепка из соленого теста»
Теория: Введение в предмет. Вводный инструктаж. История лепки. Знакомство с лепкой из соленого теста.
Практика: Лепка простых фигур из соленого теста по образцу. Подкрашивание изделий. Оформление работы в рамку.
Примерный перечень работ:
«Корзина с цветами», «Космос», «Аквариум» и др.
Раздел 2«Композиция»
Теория: Введение в предмет. Знакомство с композицией. Виды композиции. Законы композиции.
Практика: Составление эскизов для работы с соленым тестом. Составление простых композиций из соленого теста.
Второй год обучения.
Содержание дополнительной образовательной программы второго года обучения:
Раздел 1. «Лепка из соленого теста»
Теория: Знакомство с новыми приемами лепки.
Практика: Лепка из соленого теста по образцу.
Примерный перечень работ: «Морское дно», «Ах, лето…», «Зима в лесу» и др.
Раздел 2. «Композиция»
Теория: Изучение законов композиции.
Практика: Применение законов композиции в лепке из соленого теста.
Материально – техническое обеспечение:
Чтобы начать работу следует приготовить тесто заранее.
Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка. Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.
Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.
После изготовления фигур, высушить в духовом шкафу, при низких температурах. Раскрасить, украсить. Последний этап оформление работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematichekoe_planirovanie.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по предмету «мелкая пластика»
дошкольники 1 год обучения
№
Тема занятия в соответствии с дополнительной образовательной программой
Кол-во часов
Дата проведения занятия
1
Вводное занятие.
1
сентябрь
2
Лепка «Птица осень; яблоко»
1
сентябрь
3
Лепка «Грибы; белый гриб»
1
октябрь
4
Лепка «Грибы; сыроежка»
1
октябрь
5
Лепка «Домашние животные; курочка»
1
октябрь
6
Лепка «Домашние животные; петух»
1
октябрь
7
Лепка «Домашние животные; цыпленок»
1
ноябрь
8
Лепка «Домашние праздники Новый год; ёлочка»
1
ноябрь
9
Лепка «Новый год; символ года»
1
ноябрь
10
Лепка «Новый год; подарки, ёлочные игрушки»
1
ноябрь
11
Лепка «Новый год; снегурочка»
1
декабрь
12
Лепка «Новый год; Дед Мороз»
1
декабрь
13
Лепка «Снеговики; снежная баба»
1
декабрь
14
Лепка «Снеговики; снеговичок»
1
декабрь
15
Лепка «Домашние животные; котёнок»
1
январь
16
Лепка « Лесной домик»
1
январь
17
Лепка «Сердечки»
1
январь
18
Лепка «Транспорт; самолётик»
1
февраль
29
Лепка «Цветы; фиалки»
1
февраль
20
Лепка «Цветы; мимоза»
1
февраль
21
Лепка «Корзина с цветами; корзина»
1
февраль
22
Лепка «Корзина с цветами; цветы»
1
март
23
Лепка «Дерево»
1
март
24
Лепка «Космос; планеты»
1
март
25
Лепка «Космос; звёзды»
1
март
26
Лепка «Космос; ракета»
1
апрель
27
Лепка «Космос; луноход»
1
апрель
28
Лепка «Аквариум; камушки и водоросли»
1
апрель
29
Лепка «Аквариум; овальные рыбки с волнистым хвостом»
1
апрель
30
Лепка «Аквариум; круглые рыбки с волнистым хвостом»
1
май
31
tit[ЂQJQ
Лепка «Дикие животные; заяц»
1
май
32
Лепка «Дикие животные; лиса»
1
май
33
Лепка «Дикие животные; медведь»
1
май
Календарно – тематическое планирование по предмету «мелкая пластика»
дошкольники 2 год обучения
№
Тема занятия в соответствии с дополнительной образовательной программой
Кол-во часов
Дата проведения
1
Вводное занятие.
1
сентябрь
2
Лепка «Осень», ветка рябины.
1
сентябрь
3
Лепка «Ежик»
1
октябрь
4
Лепка «Белочка»
1
октябрь
5
Лепка «Мышка на сыре»
1
октябрь
6
Лепка «Тополь»
1
октябрь
7
Лепка «Береза»
1
ноябрь
8
Лепка «Натюрморт: «Шляпа с яблоками»
1
ноябрь
9
Лепка «Гномик»
1
ноябрь
10
Лепка «Фея сна»
1
ноябрь
11
Лепка «Снегирь»
1
декабрь
12
Лепка «Синица»
1
декабрь
13
Лепка «Сугробы»
1
декабрь
14
Лепка «Ель, дерево»
1
декабрь
15
Лепка «Олененок»
1
январь
16
Лепка «Корзина с мандаринами»
1
январь
17
Лепка «Тортик»
1
январь
18
Лепка «Каравай»
1
февраль
19
Лепка «Кулич»
1
февраль
20
Лепка «Цветы; тюльпаны»
1
февраль
21
Лепка «Цветы; мак»
1
февраль
22
Лепка «Цветы; подснежник»
1
март
23
Лепка «Ваза»
1
март
24
Лепка «Морское дно», камушки, водоросли.
1
март
25
Лепка «Морское дно», рыба- клоун.
1
март
26
Лепка «Морское дно», скалярия.
1
апрель
27
Лепка «Морское дно», морская звезда.
1
апрель
28
Лепка «Морское дно», осьминог.
1
апрель
29
Лепка «Бабочка»
1
апрель
30
Лепка «Бабочка» 2занятия
1
май
31
Лепка «Божья коровка» 2 занятия
1
май
32
Лепка «Трава, цветы (ромашки)»
1
май
33
Итоговое занятие (выставка работ)
1
май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация - техника бумажная пластика ( дети 2-3 лет), методические разработки
Аппликация (техника бумажная пластика)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования ...
Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Елочка"
Самый любимый праздник для всех - это Новый год, а главный атрибут этого праздника - елочка. Мы с малышами сделали свою новогоднюю елочку....
Мастер-класс по аппликации (техника бумажная пластика)
Аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, с которым ребенок знакомиться уже в раннем возрасте. Занятия аппликацией очень полезно для малышей. Общение с бумагой незаметно влияет на о...
Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Снеговик"
Я люблю заниматься с детьми аппликацией в технике бумажная пластика, дети тоже любят этот вид деятельности...
Лепка из солёного теста по мотивам народной пластики. Жаворонки.
Занятие по лепке из соленого теста....
Перспективно-тематическое планирование по теме: "Ритмическая пластика"
План работы кружка по ритмике...
"Искусственные материалы: пластик, полиэтилен, пластмасса".
Конспект НОД по познавательной деятельности. Подготовительная группа....