Парциальная образовательная программа "Лепим, творим, малюем"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами изобразительной деятельности.
Новизна
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы для развития творческих способностей детей используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности, а именно:
в рисовании - кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, рисование втулкой, рисование зубными щётками, рисование примакиванием, рисование жесткой кистью (тычок), рисование ватными палочками, рисование вилкой, рисование на воде;
в лепке – рисование пластилином, мозаика, тестопластика;
в аппликации – квиллинг, оригами, аппликация из ткани и ватных дисков, аппликация из салфеток, аппликация из крупы, макаронных изделий, аппликация из природного материала (листья деревьев, веточки, лепестки цветков, ракушки, песок, перья), обрывная аппликация, аппликация из трубочек.
Актуальность парциальной программы «Лепим, творим, малюем» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны.
Введение данной программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию у дошкольников целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
Педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Чем больше ребенок знает вариантов нетрадиционной техники изобразительной деятельности, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность парциальной программы «Лепим, творим, малюем».
Цель программы
Развитие художественно-творческих способностей младших дошкольников через использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками изодеятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Формировать творческое мышление младших дошкольников, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение младших дошкольников.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Основные отличительные особенности программы, следующие
Оригинальность парциальной программы «Лепим, творим, малюем» заключается в работе по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Календарно-тематический план парциальной программы разработан согласно темам недели рабочей программы образовательной деятельности общеразвивающей направленности. Занятия по изобразительной деятельности парциальной программы «Лепим, творим, малюем» можно интегрировать с сюжетно-ролевыми играми парциальной программы «Маленькие взрослые», которая так же проводится на нашей группе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Дети (4-5 лет) средней группы. Занятия по реализации данной программы проводятся один раз в неделю в вечернее время. Продолжительность занятия 20 минут.
Срок реализации программы: 1 год
Календарно-тематический план парциальной программы
Период | Тема занятия | Программное содержание | Материал |
Сентябрь первая неделя | «Шляпа для Незнайки» (рисование пластилином) | -Ознакомить детей с техникой пластилинография; -закрепить приемы лепки; прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой; -помочь детям запомнить название нашей группы «Незнайка»; -воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Заготовка шляпы из картона, кисточка для неё из ниток, рисунок персонажа Незнайка на каждого ребёнка, доска для лепки, пластилин. |
Сентябрь вторая неделя | «Фрукты на тарелочки» (обрывная аппликация) | - продолжать осваивать технику обрывной аппликации; - развивать интерес к художественному творчеству, мелкую моторику рук, воображение, внимание; -воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Одноразовые бумажные тарелочки, трафареты фруктов, клей-карандаш, салфетка, клеёнка, полоски цветной бумаги на каждого ребёнка. |
Сентябрь третья неделя | «Грибочки на пенёчке» (рисование ладошкой) | -учить детей рисовать отпечатком ладошки пенёк с опятами. -закрепить знания детей о грибах (съедобных и несъедобных); - развивать художественное воображение, творческие способности; - воспитывать любовь к природе. | Мягко волокнистая кисть (беличья) и кисть из жесткого волокна (щетинная, поролон, бумага, гуашь, банка с водой, тряпочка. |
Сентябрь четвёртая неделя | «Красавица Осень» (аппликация из листьев) | -Закрепить представления об осени; -учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осени, находить места для листочков на изображении дерева; -упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков; - воспитывать интерес к совместной аппликации. | ½ альбомного листа с изображением Осени (без волос), клей, салфетки, засушенные листья. |
Октябрь первая неделя | «Булочки» (из солёного теста) | -формировать представление о различных хлебобулочных изделиях (кренделёчки, пирожки, булочки, баранки); - закрепление освоенных способов лепки скатывание "колбаски"; - развитие мелкой моторики рук; - развитие самостоятельности детей; - воспитание желание радоваться результатам своего труда. | Готовая масса солёного подкрашенного теста, досточки для лепки, стеки. |
Октябрь вторая неделя | «Солнышко» (кляксография) | - знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, учить дорисовывать детали к изображению; - развивать дыхательную систему; - развивать воображение, фантазию, мышление. - воспитывать эстетический вкус. | Трубочки для коктейлей, альбомный лист А4, акварель на каждого ребёнка. |
Октябрь третья неделя | «Щенок» (оригами) | - Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях; -развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать усидчивость, аккуратность.
| 2 квадрата белого, коричневого, оранжевого или черного цвета 6х6 для головы и 7х7 для туловища; клей–карандаш, фломастеры, «глазки». |
Октябрь четвёртая неделя | «Дома моего района» (граттаж) | -знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (граттаж); -учить делать изображение с помощью стека или ручкой; -воспитывать желание радоваться результатам своего труда. | ½ альбомного листа с основой под граттаж, стеки, салфетки. |
Октябрь пятая неделя | «Северная ягода – морошка» (мозаика) | -знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки пластилином; -учить скатывать пластилин в мелкие шарики и выкладывать их в изображение; -развивать творческие способности детей; - воспитывать эстетический вкус. | Пластилин, крышка-основа с контуром ягоды, стеки, доска, салфетки, |
Ноябрь первая неделя | «Спасская башня» (монотипия) | -Познакомить детей с техникой монотипии; -развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. - развивать творческую индивидуальность, свое творческое “я” (свободное творчество). | гуашь для рисования; кисти (пони, №4); лист бумаги, согнутый пополам; салфетки на каждого ребенка. |
Ноябрь вторая неделя | «Кормушка для зимующих птиц» (аппликация из крупы) | - Провести с детьми эксперимент с крупой, познакомить их с нетрадиционной техникой аппликации с помощью крупы; - продолжать учить детей работать с клеем, картоном, -развивать творческое воображение, мышление, фантазию, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать интерес к изобразительному творчеству. | Пшеничная крупа, клей-карандаш, плоскостные заготовки кормушек из картона, салфетки. |
Ноябрь третья неделя | «Рыбы в аквариуме» (аппликация из природного материала) | -Учить детей выполнять стилизованное изображение рыбок из природного материала; - развивать воображение, мелкую моторику рук; -воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к труду. | Ракушки, перья, засушенные листья деревьев, клей ПВА, картон голубого цвета, кисточка клеевая, салфетки, клеёнка. |
Ноябрь четвёртая неделя | «Ёжик» (рисование жёсткой кистью) | -Учить детей рисовать животных методом тычка; -формировать умение создавать выразительный образ; -продолжать развивать изобразительные умения и навыки -систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках; -воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.
| 1\2 альбомного листа белой бумаги с контурным рисунком ежа, гуашь коричневого цвета, карандаш на каждого ребёнка, кисточки.
|
Декабрь первая неделя | «Красивое платье для куклы» (квиллинг) | - Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; - воспитывать эстетический вкус. | Бумага для квиллинга, заготовка платья из белой бумаги, клей, салфетки, клеёнка. |
Декабрь вторая неделя | «Зимний пейзаж» (набрызг) | - Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг»; - обобщить знания детей о зиме как времени года; - развивать у детей творческие способности; -развивать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы; -воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с краской. | Зубная щётка, стека, гуашь белого цвета; трафареты деревьев, сугроба, снежинок, синие или чёрные листы, салфетки - на каждого ребёнка. |
Декабрь третья неделя | «Снеговик –почтовик» (аппликация из ткани и ватных дисков) | -Учить детей располагать детали аппликации на листе бумаги, аккуратно намазывать клеем; - развивать активность и творческое воображение; - воспитывать усидчивость, внимательность. | Ватные диски, картонный лист формата А4, клей – карандаш, салфетки, клеёнка, «морковка», «ведро», «сумка» (заготовка из ткани), «глазки», фломастеры. |
Декабрь четвёртая неделя | «Ёлочка - краса» (пластилинография) | -продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией; -формировать умение детей работать с пластилином; -развивать умение детей работать в технике пластилинографии – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности, мелкую моторику рук; - воспитывать дружеские взаимоотношение в детском коллективе, эстетический вкус. | Картонные шаблоны, листы цветной бумаги, блёстки, снежинки, изготовленные дыроколом); клей-карандаш, пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки для рук.
|
Январь третья неделя | «Саночки» (из солёного теста») | - учить детей использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия; -развить гибкость пальцев рук, - формировать творческую фантазию детей в процессе лепки; - воспитывать усидчивость, внимательность. | Готовое соленое тесто, влажная салфетка, кисточки, старые диски, клей ПВА, гуашь, тарелочки под клей, стаканы с водой. |
Январь четвёртая неделя | «Белые медведи» (набрызг) | - Учить правильно, закрашивать рисунок, не заходя за линии; - формировать чувства цвета, формы композиционные умения; - развивать творческое мышление, воображение; - воспитывать аккуратность работы с материалом.
| 1\2 часть тонированной бумаги в голубой цвет с контуром медведя, зубные щётки, гуашь белого и черного цвета, салфетки, баночки с водой. |
Январь пятая неделя | «Цветущий кактус» (рисование ладошкой с элементами аппликации макаронными изделиями для украшения горшка) | -Учить передавать образ, строение и форму используя ладошки рук; - развивать творческие способности детей; -воспитывать аккуратность работы с материалом. | Лист бумаги, желтая, зеленая, синяя и красная, розовая пальчиковая гуашь, печати цветов, кисти, салфетки, клей, фигурные макароны, клей и цветная бумага. |
Февраль первая неделя | «Машина» (аппликация из макаронных изделий) | - Учить создавать выразительный образ машины, по возможности точно передовая форму и пропорциональное соотношение его частей; -развивать воображение, творчество и навыки, работать аккуратно; -воспитывать трудолюбие, дружеские отношения. | Шаблон автомобиля, макаронные изделия (разной формы); клей – карандаш; цветной картон; гуашь.
|
Февраль вторая неделя | «Самолётик» (оригами) | - Учить детей работать по образцу; - развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности; - воспитывать аккуратность при работе
| Альбомный лист, фломастеры. |
Февраль третья неделя | «Десантники» (аппликация из ткани с элементами рисования) |
- Продолжать учить аккуратно приклеивать готовую модель парашюта из ткани; показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (изменять положение фигурки в соответствии с характером движения: располагать вертикально, горизонтально или немного наклонно, руки приподнимать, ноги расставлять или сгибать); - развивать чувство формы и композиции; - воспитывать у детей желание гордиться мощью и силой нашей Армии.
| фломастеры, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, лоскутки ткани, ножницы, клей, нитки для строп, основа для композиции – картон голубого цвета. |
Февраль четвёртая неделя | «Стульчик для мишутки» (тестопластика) | - Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, скатывание); -развивать координацию движения рук, мелкую моторику, обучение приемам лепки мелких деталей, совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения, усидчивость, пространственное мышление, развивать зрительный само контроль. Развитие творческого мышления, совершенствования навыков работы с соленым тестом, привитие интереса занятиям по лепке.
| Солёное тесто, стеки по количеству детей, колпачки фломастеров, клеёнка на стол; салфетки по количеству детей. |
Март первая неделя | Поздравительная открытка для мам «Веточка мимозы» (коллективная работа, аппликация из салфеток) | -Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистой веточки мимозы. Учить скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки; развить у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук; -воспитывать художественный вкус. | Цветной картон с нарисованными ориентирами, желтые бумажные салфетки, разрезанные на квадраты, полоски цветной бумаги для изготовления листьев для мимозы с нарисованными ориентирами, ножницы, клей, салфетки сухие для рук. |
Март вторая неделя | «Красивая тарелочка» (декоративное рисование пластилином) | - Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинография; обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях; -развивать композиционные умения, мелкую моторику рук; -воспитывать желание помогать другим. | Бумажные одноразовые тарелочки на каждого ребёнка, пластилин, доска для лепки, салфетки, стеки. |
Март третья неделя
| «Подснежники» (оригами) | -Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником; -учить из квадрата бумаги складывать подснежники; -развивать художественный вкус; -воспитывать положительное отношение к цветам. | Картон оранжевого и фиолетового цветов, бумажные прямоугольники белого и черного цветов, квадраты белой или голубой бумаги (6x6, квадраты (8x8) и полоски шириной 1,5 см зеленой бумаги, ножницы, клей, клеенка, салфетки. |
Март четвёртая неделя | «Блины к чаю» (тестопластика) | -Учить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; - развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук; - воспитывать в детях трудолюбие и аккуратность. | Соль мелкая, мука, вода, тазик, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки из картона. |
Апрель первая неделя | «Бытовая техника» (рисование ватными палочками) | - Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению; - развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей, творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор; -воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от своих работ, нарисованных нетрадиционным способом. | Контуры бытовой техники на альбомных листах, гуашь, вода, салфетки, ватные палочки. |
Апрель вторая неделя | «Звёздное небо» (граттаж) | -Закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения, дать понятие о контрастных цветах; -продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение; -способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. | Бумага загрунтованная, заостренные палочки по количеству детей. |
Апрель третья неделя | «Деревце» (мозаика) | -Учить детей составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка; - совершенствовать изобразительную технику; -воспитывать эстетический вкус.
| Восковые мелки, пластилин, ½ альбомного листа. |
Апрель четвёртая неделя | «Лев» (рисование вилкой) | - Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой; - развивать творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. - воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой. | Листы бумаги А4, гуашь, фломастеры, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики – непроливайки.
|
Апрель пятая неделя | «Барашек» (аппликация из макарон) | - Учить создавать выразительный образ машины, по возможности точно передовая форму и пропорциональное соотношение его частей; -развивать воображение, творчество и навыки, работать аккуратно; -воспитывать трудолюбие, дружеские отношения. | Шаблон автомобиля, макаронные изделия (разной формы); клей – карандаш; цветной картон; гуашь. |
Май первая неделя | Праздничный салют (рисование втулкой) | -Учить передавать характерные признаки салюта при помощи штампа; - закрепить умение организовать своё рабочее место, соблюдать чистоту во время работы; - воспитывать умение радоваться своим рисунком, развивать творческое воображение. | Подставки, гуашь, альбомные листы А4 фиолетового цвета, втулка-зонтик, салфетки, кисточки. |
Май вторая неделя | «Кораблик» (примакивание) | - Познакомиться с нетрадиционной техникой рисования «примакивание губкой», учить рисовать кораблик в данной технике; - развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира; -воспитывать любознательность и интерес к природе. | Трафареты, ½ альбомного листа, подносы, гуашь, зубные щётки, губка, кисточки. |
Май третья неделя | «Светофор» (пластилинография, аппликация из трубочек) | - Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография; -закрепить приемы лепки; прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой; -воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Контуры светофора на альбомном листе формата ½ альбомного листа, пластилин, салфетки, доска для лепки, нарезанные колечками трубочки для коктейлей. |
Май четвёртая неделя | «Цветы» (рисование на воде) | - Познакомить детей с техникой рисования на воде; | Набор для творчества «Эбру», подносы, вода, одноразовые вилки. |
Ожидаемые результаты:
В результате реализации парциальной программы дети смогут:
- овладевать различными нетрадиционными техниками рисования, аппликации, лепки;
- проявлять устойчивый интерес к нетрадиционной технике изодеятельности, действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа;
- изображать предметы окружающей действительности и воображаемые образы;
- аккуратно выполнять работу по изобразительной деятельности, стремится доводить начатое до конца.
Основным методом педагогической диагностики детской игры является наблюдение за игровыми проявлениями ребенка (см. приложение 1)
Условия реализации программы
Реализуют программу воспитатели группы. Групповая комната оснащена магнитной доской и двумя мольбертами. Приобретены средства для нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки. Так же в групповой создан «Уголок творчества» для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.
Список использованной литературы:
1.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
4.Дубровская Н.В. «Аппликация из природных материалов», М.: 2011г.- 138с.
5.Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
6.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
7.Румянцева Е. «Простые поделки», М.: ,2011г. – 231с.
6.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
8.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
9.Федосова, Е.С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного возраста/ Е.С. Федосова, Г.С. Федосов. - СПб : Союз, 2002.
10.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко. - М.: ТИТУЛ, 2003.
11. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Образовательная область «Художественное творчество». И.А. Лыкова Издательский дом «Цветной мир»,2013.
Приложение 1
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. (выборочно)
Рисование
1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
3.Декор адекватно теме (замыслу).
4. Эстетические суждения и оценки.
5. Художественный образ.
6. Креативность.
Лепка
1. Средства выразительности:
а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
3. Эстетические суждения и оценки.
4. Художественный образ.
5. Креативность.
Аппликация
1. Средства выразительности:
а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
2. Практические умения:
а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;
б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
3. Эстетические суждения и оценки.
4. Художественный образ.
5. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
6. Креативность.
Показатели
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepim_tvorim_malyuem.docx | 158.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка» |
Рассмотрена и утверждена Педагогическим советом Протокол №____ от «___» ___________ 2019 г.
| Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №123 Болтовская Г. С.________________ «________» ______________ 2019 г. |
Парциальная образовательная программа
«Лепим, творим, малюем»
для детей средней группы (4-5 лет)
срок реализации 1 год
Авторы:
Балуева Ксения Алексеевна
воспитатель
Федькушова Надежда Вячеславовна
воспитатель
г. Архангельск 2019
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами изобразительной деятельности.
Новизна
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы для развития творческих способностей детей используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности, а именно:
в рисовании - кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, рисование втулкой, рисование зубными щётками, рисование примакиванием, рисование жесткой кистью (тычок), рисование ватными палочками, рисование вилкой, рисование на воде;
в лепке – рисование пластилином, мозаика, тестопластика;
в аппликации – квиллинг, оригами, аппликация из ткани и ватных дисков, аппликация из салфеток, аппликация из крупы, макаронных изделий, аппликация из природного материала (листья деревьев, веточки, лепестки цветков, ракушки, песок, перья), обрывная аппликация, аппликация из трубочек.
Актуальность парциальной программы «Лепим, творим, малюем» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны.
Введение данной программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию у дошкольников целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
Педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Чем больше ребенок знает вариантов нетрадиционной техники изобразительной деятельности, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность парциальной программы «Лепим, творим, малюем».
Цель программы
Развитие художественно-творческих способностей младших дошкольников через использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками изодеятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Формировать творческое мышление младших дошкольников, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение младших дошкольников.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Основные отличительные особенности программы, следующие
Оригинальность парциальной программы «Лепим, творим, малюем» заключается в работе по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Календарно-тематический план парциальной программы разработан согласно темам недели рабочей программы образовательной деятельности общеразвивающей направленности. Занятия по изобразительной деятельности парциальной программы «Лепим, творим, малюем» можно интегрировать с сюжетно-ролевыми играми парциальной программы «Маленькие взрослые», которая так же проводится на нашей группе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Дети (4-5 лет) средней группы. Занятия по реализации данной программы проводятся один раз в неделю в вечернее время. Продолжительность занятия 20 минут.
Срок реализации программы: 1 год
Календарно-тематический план парциальной программы
Период | Тема занятия | Программное содержание | Материал |
Сентябрь первая неделя | «Шляпа для Незнайки» (рисование пластилином) | -Ознакомить детей с техникой пластилинография; -закрепить приемы лепки; прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой; -помочь детям запомнить название нашей группы «Незнайка»; -воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Заготовка шляпы из картона, кисточка для неё из ниток, рисунок персонажа Незнайка на каждого ребёнка, доска для лепки, пластилин. |
Сентябрь вторая неделя | «Фрукты на тарелочки» (обрывная аппликация) | - продолжать осваивать технику обрывной аппликации; - развивать интерес к художественному творчеству, мелкую моторику рук, воображение, внимание; -воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Одноразовые бумажные тарелочки, трафареты фруктов, клей-карандаш, салфетка, клеёнка, полоски цветной бумаги на каждого ребёнка. |
Сентябрь третья неделя | «Грибочки на пенёчке» (рисование ладошкой) | -учить детей рисовать отпечатком ладошки пенёк с опятами. -закрепить знания детей о грибах (съедобных и несъедобных); - развивать художественное воображение, творческие способности; - воспитывать любовь к природе. | Мягко волокнистая кисть (беличья) и кисть из жесткого волокна (щетинная, поролон, бумага, гуашь, банка с водой, тряпочка. |
Сентябрь четвёртая неделя | «Красавица Осень» (аппликация из листьев) | -Закрепить представления об осени; -учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осени, находить места для листочков на изображении дерева; -упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков; - воспитывать интерес к совместной аппликации. | ½ альбомного листа с изображением Осени (без волос), клей, салфетки, засушенные листья. |
Октябрь первая неделя | «Булочки» (из солёного теста) | -формировать представление о различных хлебобулочных изделиях (кренделёчки, пирожки, булочки, баранки); - закрепление освоенных способов лепки скатывание "колбаски"; - развитие мелкой моторики рук; - развитие самостоятельности детей; - воспитание желание радоваться результатам своего труда. | Готовая масса солёного подкрашенного теста, досточки для лепки, стеки. |
Октябрь вторая неделя | «Солнышко» (кляксография) | - знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, учить дорисовывать детали к изображению; - развивать дыхательную систему; - развивать воображение, фантазию, мышление. - воспитывать эстетический вкус. | Трубочки для коктейлей, альбомный лист А4, акварель на каждого ребёнка. |
Октябрь третья неделя | «Щенок» (оригами) | - Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях; -развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать усидчивость, аккуратность. | 2 квадрата белого, коричневого, оранжевого или черного цвета 6х6 для головы и 7х7 для туловища; клей–карандаш, фломастеры, «глазки». |
Октябрь четвёртая неделя | «Дома моего района» (граттаж) | -знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (граттаж); -учить делать изображение с помощью стека или ручкой; -воспитывать желание радоваться результатам своего труда. | ½ альбомного листа с основой под граттаж, стеки, салфетки. |
Октябрь пятая неделя | «Северная ягода – морошка» (мозаика) | -знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки пластилином; -учить скатывать пластилин в мелкие шарики и выкладывать их в изображение; -развивать творческие способности детей; - воспитывать эстетический вкус. | Пластилин, крышка-основа с контуром ягоды, стеки, доска, салфетки, |
Ноябрь первая неделя | «Спасская башня» (монотипия) | -Познакомить детей с техникой монотипии; -развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. - развивать творческую индивидуальность, свое творческое “я” (свободное творчество). | гуашь для рисования; кисти (пони, №4); лист бумаги, согнутый пополам; салфетки на каждого ребенка. |
Ноябрь вторая неделя | «Кормушка для зимующих птиц» (аппликация из крупы) | - Провести с детьми эксперимент с крупой, познакомить их с нетрадиционной техникой аппликации с помощью крупы; - продолжать учить детей работать с клеем, картоном, -развивать творческое воображение, мышление, фантазию, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать интерес к изобразительному творчеству. | Пшеничная крупа, клей-карандаш, плоскостные заготовки кормушек из картона, салфетки. |
Ноябрь третья неделя | «Рыбы в аквариуме» (аппликация из природного материала) | -Учить детей выполнять стилизованное изображение рыбок из природного материала; - развивать воображение, мелкую моторику рук; -воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к труду. | Ракушки, перья, засушенные листья деревьев, клей ПВА, картон голубого цвета, кисточка клеевая, салфетки, клеёнка. |
Ноябрь четвёртая неделя | «Ёжик» (рисование жёсткой кистью) | -Учить детей рисовать животных методом тычка; -формировать умение создавать выразительный образ; -продолжать развивать изобразительные умения и навыки -систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках; -воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе. | 1\2 альбомного листа белой бумаги с контурным рисунком ежа, гуашь коричневого цвета, карандаш на каждого ребёнка, кисточки. |
Декабрь первая неделя | «Красивое платье для куклы» (квиллинг) | - Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; - воспитывать эстетический вкус. | Бумага для квиллинга, заготовка платья из белой бумаги, клей, салфетки, клеёнка. |
Декабрь вторая неделя | «Зимний пейзаж» (набрызг) | - Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг»; - обобщить знания детей о зиме как времени года; - развивать у детей творческие способности; -развивать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы; -воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с краской. | Зубная щётка, стека, гуашь белого цвета; трафареты деревьев, сугроба, снежинок, синие или чёрные листы, салфетки - на каждого ребёнка. |
Декабрь третья неделя | «Снеговик –почтовик» (аппликация из ткани и ватных дисков) | -Учить детей располагать детали аппликации на листе бумаги, аккуратно намазывать клеем; - развивать активность и творческое воображение; - воспитывать усидчивость, внимательность. | Ватные диски, картонный лист формата А4, клей – карандаш, салфетки, клеёнка, «морковка», «ведро», «сумка» (заготовка из ткани), «глазки», фломастеры. |
Декабрь четвёртая неделя | «Ёлочка - краса» (пластилинография) | -продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией; -формировать умение детей работать с пластилином; -развивать умение детей работать в технике пластилинографии – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности, мелкую моторику рук; - воспитывать дружеские взаимоотношение в детском коллективе, эстетический вкус. | Картонные шаблоны, листы цветной бумаги, блёстки, снежинки, изготовленные дыроколом); клей-карандаш, пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки для рук. |
Январь третья неделя | «Саночки» (из солёного теста») | - учить детей использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия; -развить гибкость пальцев рук, - формировать творческую фантазию детей в процессе лепки; - воспитывать усидчивость, внимательность. | Готовое соленое тесто, влажная салфетка, кисточки, старые диски, клей ПВА, гуашь, тарелочки под клей, стаканы с водой. |
Январь четвёртая неделя | «Белые медведи» (набрызг) | - Учить правильно, закрашивать рисунок, не заходя за линии; - формировать чувства цвета, формы композиционные умения; - развивать творческое мышление, воображение; - воспитывать аккуратность работы с материалом. | 1\2 часть тонированной бумаги в голубой цвет с контуром медведя, зубные щётки, гуашь белого и черного цвета, салфетки, баночки с водой. |
Январь пятая неделя | «Цветущий кактус» (рисование ладошкой с элементами аппликации макаронными изделиями для украшения горшка) | -Учить передавать образ, строение и форму используя ладошки рук; - развивать творческие способности детей; -воспитывать аккуратность работы с материалом. | Лист бумаги, желтая, зеленая, синяя и красная, розовая пальчиковая гуашь, печати цветов, кисти, салфетки, клей, фигурные макароны, клей и цветная бумага. |
Февраль первая неделя | «Машина» (аппликация из макаронных изделий) | - Учить создавать выразительный образ машины, по возможности точно передовая форму и пропорциональное соотношение его частей; -развивать воображение, творчество и навыки, работать аккуратно; -воспитывать трудолюбие, дружеские отношения. | Шаблон автомобиля, макаронные изделия (разной формы); клей – карандаш; цветной картон; гуашь. |
Февраль вторая неделя | «Самолётик» (оригами) | - Учить детей работать по образцу; - развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности; - воспитывать аккуратность при работе | Альбомный лист, фломастеры. |
Февраль третья неделя | «Десантники» (аппликация из ткани с элементами рисования) | - Продолжать учить аккуратно приклеивать готовую модель парашюта из ткани; показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (изменять положение фигурки в соответствии с характером движения: располагать вертикально, горизонтально или немного наклонно, руки приподнимать, ноги расставлять или сгибать); - развивать чувство формы и композиции; - воспитывать у детей желание гордиться мощью и силой нашей Армии. | фломастеры, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, лоскутки ткани, ножницы, клей, нитки для строп, основа для композиции – картон голубого цвета. |
Февраль четвёртая неделя | «Стульчик для мишутки» (тестопластика) | - Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, скатывание); -развивать координацию движения рук, мелкую моторику, обучение приемам лепки мелких деталей, совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения, усидчивость, пространственное мышление, развивать зрительный само контроль. Развитие творческого мышления, совершенствования навыков работы с соленым тестом, привитие интереса занятиям по лепке. | Солёное тесто, стеки по количеству детей, колпачки фломастеров, клеёнка на стол; салфетки по количеству детей. |
Март первая неделя | Поздравительная открытка для мам «Веточка мимозы» (коллективная работа, аппликация из салфеток) | -Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистой веточки мимозы. Учить скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки; развить у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук; -воспитывать художественный вкус. | Цветной картон с нарисованными ориентирами, желтые бумажные салфетки, разрезанные на квадраты, полоски цветной бумаги для изготовления листьев для мимозы с нарисованными ориентирами, ножницы, клей, салфетки сухие для рук. |
Март вторая неделя | «Красивая тарелочка» (декоративное рисование пластилином) | - Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинография; обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях; -развивать композиционные умения, мелкую моторику рук; -воспитывать желание помогать другим. | Бумажные одноразовые тарелочки на каждого ребёнка, пластилин, доска для лепки, салфетки, стеки. |
Март третья неделя | «Подснежники» (оригами) | -Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником; -учить из квадрата бумаги складывать подснежники; -развивать художественный вкус; -воспитывать положительное отношение к цветам. | Картон оранжевого и фиолетового цветов, бумажные прямоугольники белого и черного цветов, квадраты белой или голубой бумаги (6x6, квадраты (8x8) и полоски шириной 1,5 см зеленой бумаги, ножницы, клей, клеенка, салфетки. |
Март четвёртая неделя | «Блины к чаю» (тестопластика) | -Учить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; - развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук; - воспитывать в детях трудолюбие и аккуратность. | Соль мелкая, мука, вода, тазик, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки из картона. |
Апрель первая неделя | «Бытовая техника» (рисование ватными палочками) | - Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению; - развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей, творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор; -воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от своих работ, нарисованных нетрадиционным способом. | Контуры бытовой техники на альбомных листах, гуашь, вода, салфетки, ватные палочки. |
Апрель вторая неделя | «Звёздное небо» (граттаж) | -Закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения, дать понятие о контрастных цветах; -продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение; -способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. | Бумага загрунтованная, заостренные палочки по количеству детей. |
Апрель третья неделя | «Деревце» (мозаика) | -Учить детей составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка; - совершенствовать изобразительную технику; -воспитывать эстетический вкус. | Восковые мелки, пластилин, ½ альбомного листа. |
Апрель четвёртая неделя | «Лев» (рисование вилкой) | - Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой; - развивать творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. - воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой. | Листы бумаги А4, гуашь, фломастеры, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики – непроливайки. |
Апрель пятая неделя | «Барашек» (аппликация из макарон) | - Учить создавать выразительный образ машины, по возможности точно передовая форму и пропорциональное соотношение его частей; -развивать воображение, творчество и навыки, работать аккуратно; -воспитывать трудолюбие, дружеские отношения. | Шаблон автомобиля, макаронные изделия (разной формы); клей – карандаш; цветной картон; гуашь. |
Май первая неделя | Праздничный салют (рисование втулкой) | -Учить передавать характерные признаки салюта при помощи штампа; - закрепить умение организовать своё рабочее место, соблюдать чистоту во время работы; - воспитывать умение радоваться своим рисунком, развивать творческое воображение. | Подставки, гуашь, альбомные листы А4 фиолетового цвета, втулка-зонтик, салфетки, кисточки. |
Май вторая неделя | «Кораблик» (примакивание) | - Познакомиться с нетрадиционной техникой рисования «примакивание губкой», учить рисовать кораблик в данной технике; - развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира; -воспитывать любознательность и интерес к природе. | Трафареты, ½ альбомного листа, подносы, гуашь, зубные щётки, губка, кисточки. |
Май третья неделя | «Светофор» (пластилинография, аппликация из трубочек) | - Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография; -закрепить приемы лепки; прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой; -воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Контуры светофора на альбомном листе формата ½ альбомного листа, пластилин, салфетки, доска для лепки, нарезанные колечками трубочки для коктейлей. |
Май четвёртая неделя | «Цветы» (рисование на воде) | - Познакомить детей с техникой рисования на воде; | Набор для творчества «Эбру», подносы, вода, одноразовые вилки. |
Ожидаемые результаты:
В результате реализации парциальной программы дети смогут:
- овладевать различными нетрадиционными техниками рисования, аппликации, лепки;
- проявлять устойчивый интерес к нетрадиционной технике изодеятельности, действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа;
- изображать предметы окружающей действительности и воображаемые образы;
- аккуратно выполнять работу по изобразительной деятельности, стремится доводить начатое до конца.
Основным методом педагогической диагностики детской игры является наблюдение за игровыми проявлениями ребенка (см. приложение 1)
Условия реализации программы
Реализуют программу воспитатели группы. Групповая комната оснащена магнитной доской и двумя мольбертами. Приобретены средства для нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки. Так же в групповой создан «Уголок творчества» для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.
Список использованной литературы:
1.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
4.Дубровская Н.В. «Аппликация из природных материалов», М.: 2011г.- 138с.
5.Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
6.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
7.Румянцева Е. «Простые поделки», М.: ,2011г. – 231с.
6.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
8.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
9.Федосова, Е.С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного возраста/ Е.С. Федосова, Г.С. Федосов. - СПб : Союз, 2002.
10.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко. - М.: ТИТУЛ, 2003.
11. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Образовательная область «Художественное творчество». И.А. Лыкова Издательский дом «Цветной мир»,2013.
Приложение 1
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. (выборочно)
Рисование
1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
3.Декор адекватно теме (замыслу).
4. Эстетические суждения и оценки.
5. Художественный образ.
6. Креативность.
Лепка
1. Средства выразительности:
а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
3. Эстетические суждения и оценки.
4. Художественный образ.
5. Креативность.
Аппликация
1. Средства выразительности:
а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
2. Практические умения:
а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;
б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
3. Эстетические суждения и оценки.
4. Художественный образ.
5. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
6. Креативность.
Показатели
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы»
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....