Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».
рабочая программа (подготовительная группа)
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlogradskaya_muzeynaya_pedagogika.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
Авторская разработка.
Парциальная образовательная программа
патриотической направленности
для детей (6лет и до окончания образовательных отношений)
«Музей боевой славы».
В номинации «Музейная педагогика «Расскажите детям о войне»
Автор :Павлоградская С.В.
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Нижневартовск,2020
№ п/п | Содержание | стр. |
Паспорт Программы | ||
I | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Цель и задачи Программы | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | |
1.2.1. | Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО | |
1.2.2. | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования | |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО | |
2.2. | Комплексно-тематическое планирование | |
III | Организационный раздел | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | |
IV | Заключительный раздел | |
4.1. | Список литературы |
Паспорт Программы
Наименование программы | Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет -7лет) «Музей боевой славы». Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г. |
Основание для разработки программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. 2.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». 5."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Павлоградская С.В. воспитатель 1 квалификационной категории. |
Исполнители программы | Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы |
Цели программы | Способствовать формированию патриотизма у детей дошкольного возраста (6л.7л.). |
Задачи программы | 1.Развивать чувство ответственности и гордости за героическое прошлое и достижения своей страны. 2.Формировать познавательный интерес к истории, к героям ВОВ. 3. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства и основы патриотического сознания. |
Ожидаемые конечные результаты | К концу учебного года:
|
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Совет педагогов Совет родителей |
Срок реализации Программы | 1 учебный год |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
В. В. Путин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач воспитания. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна вестись систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к своему историческому прошлому, кродной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Дети в возрасте 6-7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.
- Цель и задачи Программы
Цель: способствовать формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста (6л.7л.).
Задачи:
1. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к историческому прошлому страны.
2. Расширение представлений о периоде Великой Отечественной войны и вкладе каждого гражданина в победу .
3.Воспитание уважительного отношения к историческому наследию своей страны.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип учета соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами.
1.1.3.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Характеристика образовательного учреждения
Учредитель | Департамент образования администрации города Нижневартовска |
Тип образовательного учреждения | Дошкольное образовательное учреждение |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 40 «Золотая рыбка» |
Вид | Детский сад |
Статус учреждения | Муниципальное |
Юридический адрес | Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Мира 23 Б, тел. 41-37-35 |
Регистрационное свидетельство | Серия № НВ-11 регистрационный №92643 |
Телефон/факс | (3466) 41-01-63 |
Е-mail | |
Сайт |
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
(6лет -7лет).
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5 – 7 летнего возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования
в соответствии с ФГОС
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В результате освоения Программы дети:
знают и называют основные периоды В.О.В. знают советских генералов, некоторые направления военных действий;
- понимают последствия и результат В.О.В;
- знают устройство солдатского блиндажа; амуницию солдат периода В.О.В.
- имеют представление о тяжёлых условиях жизни на войне.
- проявляют интерес к истории страны;
- знают героев В.О.В и их подвиги;
- пополняют знания об истории;
с удовольствием помогают в обновлении экспозиции музея
1.2.2.Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- дети владеют информацией об периодах В.О.В, знают основные сражения и их генералов , могут самостоятельно оценить разрушительные последствия решения конфликтов силовым путём.
-самостоятельно могут провести экскурсию и рассказать о некоторых экспозициях музея.
II. Содержательный отдел
2.1. Описание образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об истории В.О.В.
Программа состоит из трёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
1. Дорогами войны.
Педагогические задачи:
- развитие познавательного интереса к историческому прошлому своего народа;
- использование проэктно-поисковой работы в воспитании любви к Родине;
- развитие творческой деятельности воспитанников;
Ожидаемые конечные результаты:
-знать историю Великой Отечественной войны;
-знать содержание музейных экскурсий.
- уметь исполнять военные песни и танцы;
- уметь участвовать в проведении экскурсий и музейных мероприятий
- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
2. Истоки добра.
Педагогические задачи:
- воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;;
- воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения-ветеранам ,труженникам тыла,детям войны;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании.
Ожидаемые конечные результаты:
- знать ветеранов Великой отечественной войны микрорайона.
- знать проблемы ветеранов;
-уметь оказать помощь ветеранам и инвалидам войн, престарелым и одиноким людям,
3. Слава и доблесть.
Педагогические задачи:
- воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
- осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- привлечение воспитанников к проектно-познавательной деятельности.
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
- воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Ожидаемые конечные результаты:
- знать военную и трудовую историю Отечества;
- знать символы, людей, прославивших государство;
- знать священные обязанности защитника Отечества.
- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
- уметь отстаивать честь и достоинство Родины.
2.2 Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Вставай страна огромная! 22 июня. 1945 года Дом Павлова. | Презентация «Героическая оборона дома Павлова. Рассказ педагога «Брестская крепость.» Прослушивание песни «Священная война» |
Октябрь | 900 героических дней. Блокада Ленинграда. | Видео фильм «Дневник Тани Савичевой.» Рассказ педагога «Дорога жизни.».Чтение произведения Э.Фонякова «Хлеб той зимы». |
Ноябрь | Битва за Москву. | Виртуальная экскурсия по макету «Битва за Москву». Просмотр видео ролика «Парад в Москве». |
Декабрь | В лесах и болотах, городах и сёлах. | Рассказ о партизанском движении .Экскурсия по блиндажу. |
Январь | Сталинградская битва | Рассказ педагога по 3D макету о сталинградской битве. Виртуальная экскурсия в город герой Волгоград. |
Февраль | Курская битва | Рассказ по макету о сражении, просмотр виртуальной модели курской битвы. Рассматривание одежды солдат и рассказ о быте в окопах. |
Март | Дети войны. | Чтение произведения Э.Веркин «Облачный полк» , презентация «Пионеры-герои». Видео ролики «Сын полка».Рассказ педагога о детях работавших в тылу. |
Апрель | Освенцим, Саласпилс | Прослушивание рассказа Д.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». Просмотр видео ролика «Освобождение Освенцима».3D экскурсия в детский лагерь смерти Саласпилс. |
Май | Победный май. | Просмотр видео ролика «Парад 1945 года» Рассказ педагога о последних боях за Берлин. Водружение флага над Рейстагом. Прослушивание песни «День Победы».Организация мини парада в ДОУ. |
III. Организационный раздел
Программа реализуется в совместной деятельности педагога с детьми один раз в месяц.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является рассказ, беседа, просмотр видеоматериала, интерактивные игры.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:
-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-правилам пожарной безопасности;
-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
-оснащено учебно-методическим комплектом.
Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия в музее боевой славы.
VI. Заключительный раздел.
4.1Список литературы
1.Артамонова, Н. И. Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. И. Артамонова, О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 42-45. — URL:
2. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования. /Сб. науч. трудов Музея революции: Музей — культура - общество. - М.: 1992. С. 7-19.
3. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46)
4. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. № 12. — 2005
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове»
НОД по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы на тему "Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове"...
Экскурсия детей с родителями подготовительной группы «Калинка» по местам боевой славы станицы Кавказской «Мы наследники победы – славу Родины храним»
Цель:- Развивать представление о родной стране, о её прошлом, развивать интерес к истории страны.- Закрепить представление детей о родном крае, станицы, которые являются частью нашей большой страны, н...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2021-2022 уч. год
Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соо...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы»
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....