Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
статья
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это немаловажно для построения преемственности на всех этапах обучения от дошкольного до профессионального образования. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adusheva_n.a.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Адушева Н.А., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №2 «Сказка» поселка Троицкий
Губкинского района Белгородской области Россия natali.adu@yandex.ru
Аннотация
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это немаловажно для построения преемственности на всех этапах обучения от дошкольного до профессионального образования. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: проектирование, «Дары Фрёбеля», набор «Полидрон»
Введение
В настоящее время тема профориентации детей охватывает все ветви образования, начиная с дошкольников и заканчивая студентами. Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому нашей первостепенной задачей является: формирование и развитие у дошкольников технического мышления, аналитического ума, заниматься подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества, которые помогут ребенку стать успешным в профессиональной деятельности. Хорошая память, аналитические способности, умение взаимодействовать и работать в команде, лидерские черты характера, аккуратность, ответственность, инициативность, усидчивость, стремление к творчеству. Это как раз и есть те качества, о которых говорится в ФГОС, как о целевых ориентирах дошкольного образования. Как воспитать будущего инженера? Этот вопрос часто «встает ребром» перед родителями гораздо позже чем действительно стоило бы «встать». Но современная программа образования позволяет избежать таких проблем в будущем т.к. предусматривает изучение интересного и распространенного в настоящее время а, преимущественно, инженерного материала, решающего эти вопросы, точнее пресекающие их «на корню». Подтолкнуть детей к изучению технических наук помогут конструкторы и робототехника. Современные дошкольники непременно заинтересуются возможностью самостоятельно создавать технические объекты. Ведь это так интересно!
Материал
Для начала мы решили познакомиться с содержанием парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», также узнали о технологии организации образовательной деятельности педагогов с детьми использовали данную программу в своей работе. Программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» – единственный методический продукт по развитию технического творчества в дошкольном образовании.
Один из авторов программы, высказала следующее мнение: «Даже если ребенок не станет инженером (мы прекрасно это понимаем, что не все прошедшие обучение выберут техническую профессию, да и не это главное). Основная цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях».
Свобода выбора профессии, возможность узнать огромное количество полезной и интересной информации, представленной в соответствии с возрастом детей, дает этой программе шанс на небезосновательно обретенную популярность.
По плану внедрения парциальной программы первой задачей стало создание материально-технического наполнения предметной игровой среды. Были приобретены новые конструкторы: набор «Дары Фрёбеля», набор «Полидрон. Проектирование», электронный конструктор Знаток «Первые шаги в электронике», базовый набор LEGO EducationWeDo, набор «Простые механизмы», ресурсный набор LEGO Education, набор «Первый механизмы».
На следующем этапе: разработан план работы на год с детьми, педагогами и родителями.
На третьей ступени реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», были включены наборы «Дары Фребеля», частично в образовательную деятельность и культурную практику. В течение года по образовательной деятельности проводились: «Первые шаги в страну Роботов»; «Гуси-лебеди», с включением фрагментов работы с наборами; «Забавные зверушки»; «Очевидное-невероятное». Используя наборы Фрёбеля, дошкольники развивали свои умения: классифицировать, сравнивать, составлять логические цепочки, выполнять задание по образцу, мысленно представлять порядок выполнения действий и воплощать их. А педагог направлял и облегчал процесс познания, планировал и создавал позитивную атмосферу в группе, способствующую усвоению новой информации. Для детей многофункциональность конструктора имеет огромное значение. Ребенок будет долго изучать подобное пособие, самостоятельно находя ему новые применение и не терять интерес.
На следующем этапе усложнения работы с дошкольниками внедрили набор Полидрон «Проектирование». Вначале дети испытывали затруднения в выполнении заданий, затем дошкольники с огромным интересом были вовлечены в процесс проектирования, не только по образцам, но и сами придумывали новейшие механизмы.
Во время индивидуальной работы и культурной практики дети самостоятельно, с помощью конструктора Полидрона «Гигант», имели возможность возводить огромные конструкции: сооружать замки, башни, ракеты, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти, создавать самим атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Моделирование новой предметной среды создавало условия для взаимодействия, сотрудничества детей. Одновременно осваивали понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, а также обучались работе в команде, претворяя идеи в реальность. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогли создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяли им получить успешный результат.
На последнем этапе по внедрению программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», дошкольникам был предложен базовый набор LEGO Education WeDo, набор «Простые механизмы», ресурсный набор LEGO Education. Только старшие дошкольники могли принимать участие в работе с этими конструкторами, так как они являются предшественниками робототехники. Для дошкольников же курс робототехники идет с большим упрощением и огромным количеством интересных сравнений. «Робототехника» - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. В общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования.
С родителями, для ознакомления с новыми конструкторами, были проведены мастер-классы на платформе ZOOM: «Посмотри и повтори», «Игрушки будущего», «LEGO Education с нами». Они были очень благодарны воспитателям группы, за возможность открыть для себя что-то новое и современное.
Заключение
Мы надеемся, что программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», поможет нашим современным детям в выборе профессий, использовать технологии, о которых мы можем лишь догадываться. Поэтому, образование должно соответствовать целям развития опережающего мышления. Для этого, должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и новых технологий, которые пригодятся нам в будущем.
Список литературы.
1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
2. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 727-728.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития инт...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Обыгрывание моделей посредством сюжетно- ролевой игры в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Обыгрывание моделей посредством сюжетно- ролевой игры в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеро...
Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5- 7 лет «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5- 7 лет «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»...
Конспект образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему «Роботы будущего» в подготовительной группе
Цель:Формировать навык видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части...
- Мне нравится (1)