Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы»
рабочая программа (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Палайчук

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palaichuk_muzeynaya_pedagogika.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

        

Авторская разработка.

Парциальная образовательная программа

патриотической направленности

для детей (6лет и до окончания образовательных отношений)

«Музей боевой славы».

В номинации «Музейная педагогика «Расскажите детям о войне»

Автор :Палайчук Ю.А.

                                                        Воспитатель

г. Нижневартовск,2020

№ п/п

Содержание

стр.

Паспорт Программы

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Цель и задачи Программы

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2.

Планируемые результаты освоения  программы

1.2.1.

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

1.2.2.

Целевые ориентиры  на этапе завершения дошкольного образования

II

Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО  

2.2.

Комплексно-тематическое планирование

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

IV

Заключительный раздел

4.1.

Список литературы

Паспорт Программы

Наименование программы

Парциальная образовательная программа патриотической направленностидля детей (6лет -7лет) «Музей боевой славы».Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г.

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

5."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Павлоградская С.В. воспитатель 1 квалификационной категории.

Исполнители программы

Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы

Цели программы

Способствовать формированию патриотизма у детей дошкольного возраста (6л.7л.).

Задачи программы

1.Развивать чувство ответственности и гордости за героическое прошлое и достижения своей страны.

2.Формировать познавательный интерес к истории, к героям ВОВ.

 3. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства и основы патриотического сознания.

Ожидаемые конечные результаты

К концу учебного года:

  1. У детей будет сформировано патриотическое сознание.
  2. Дети будут проявлять интерес к основным событиям периода В.О.В.
  3. Будут иметь знания о героях ВОВ и тружениках тыла.
  4. Дети будут толерантны, иметь чувство собственного достоинства, ответственность за будущее своей страны.

 Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Совет родителей

Срок реализации Программы

1 учебный год

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

  Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

                                                                                                                В. В. Путин

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач воспитания.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна вестись систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к своему историческому прошлому, кродной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

 Дети в возрасте 6-7 лет  очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни  является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
         Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 
Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: способствовать формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста (6л.7л.).

Задачи:

1. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к историческому прошлому страны.

2.     Расширение представлений о периоде Великой Отечественной войны и вкладе каждого гражданина в победу .

3.Воспитание уважительного отношения к историческому наследию своей страны.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

Принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

Принципединства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип возрастной адекватности,  предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип учета соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами.        

1.1.3.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 40 «Золотая рыбка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Мира 23 Б, тел. 41-37-35

Регистрационное свидетельство

Серия № НВ-11 регистрационный №92643

Телефон/факс

 (3466) 41-01-63

Е-mail

 60zoluchka@mail.ru 

Сайт

http://sad60.edusite.ru/

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

(6лет -7лет).

        Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

         Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

         Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

         Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

         В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

     Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

         Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

         У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

         В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

         Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

         Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5 – 7 летнего возраста.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования

в соответствии с ФГОС

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В результате освоения Программы дети:

знают и называют основные периоды В.О.В. знают советских генералов, некоторые направления военных действий;

  • понимают последствия и результат В.О.В;
  • знают устройство солдатского блиндажа; амуницию солдат периода В.О.В.
  • имеют представление о тяжёлых условиях жизни на войне.
  • проявляют интерес к истории страны;
  • знают героев В.О.В и их подвиги;
  • пополняют знания об истории;

с удовольствием помогают в обновлении экспозиции музея

1.2.2.Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- дети владеют информацией об периодах В.О.В, знают основные сражения и их генералов , могут самостоятельно оценить  разрушительные последствия решения конфликтов силовым путём.

-самостоятельно могут провести экскурсию и рассказать о некоторых экспозициях музея.

II. Содержательный отдел

2.1. Описание образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую  структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об истории В.О.В.

Программа состоит из трёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:

1. Дорогами войны.

Педагогические задачи:

  • развитие   познавательного   интереса   к   историческому прошлому своего народа;
  • использование проэктно-поисковой работы в воспитании любви к Родине;
  • развитие творческой деятельности воспитанников;

Ожидаемые конечные результаты:

-знать историю Великой Отечественной войны;

-знать содержание музейных экскурсий.

- уметь исполнять военные песни и танцы;

- уметь участвовать в проведении экскурсий и музейных мероприятий

- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.  

2. Истоки добра.

Педагогические задачи:

  • воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;;
  • воспитание  уважения  к  культурному  наследию,   к  людям  старшего поколения-ветеранам ,труженникамтыла,детям войны;
  • развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании.

Ожидаемые конечные результаты:

  - знать ветеранов Великой отечественной войны микрорайона.

  - знать проблемы ветеранов;

  -уметь оказать помощь  ветеранам и инвалидам войн, престарелым и одиноким людям,

3. Слава и доблесть.

Педагогические задачи:

  • воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
  • осознание  причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  • привлечение воспитанников к проектно-познавательной деятельности.
  • воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
  • воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.

Ожидаемые конечные результаты:

- знать военную и трудовую историю Отечества;

- знать символы,  людей, прославивших государство;

- знать священные обязанности защитника Отечества.

- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;

- уметь отстаивать честь и достоинство Родины.

2.2Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

 Вставай страна огромная!

22 июня. 1945 года Дом Павлова.

Презентация «Героическая оборона дома Павлова.

Рассказ педагога «Брестская крепость.» Прослушивание песни «Священная война»

Октябрь

900 героических дней.

Блокада Ленинграда.

Видео фильм «Дневник Тани Савичевой.» Рассказ педагога «Дорога жизни.».Чтение произведения

Э.Фонякова «Хлеб той зимы».

Ноябрь

Битва за Москву.

Виртуальная экскурсия по макету «Битва за Москву». Просмотр видео ролика «Парад в Москве».

Декабрь

В лесах и болотах, городах и сёлах.

Рассказ о партизанском движении .Экскурсия по блиндажу.

Январь

Сталинградская битва

Рассказ педагога по 3D макету о сталинградской битве. Виртуальная экскурсия в город герой Волгоград.

Февраль

Курская битва

Рассказ по макету о сражении, просмотр виртуальной модели курской битвы.

Рассматривание одежды солдат и рассказ о быте в окопах.

Март

Дети войны.

Чтение произведения Э.Веркин «Облачный полк» , презентация «Пионеры-герои». Видео ролики «Сын полка».Рассказ педагога о детях работавших в тылу.

Апрель

Освенцим,Саласпилс

Прослушивание рассказа Д.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме».

Просмотр видео ролика «Освобождение Освенцима».3D экскурсия в детский лагерь смерти Саласпилс.

Май

Победный май.

Просмотр видео ролика «Парад 1945 года» Рассказ педагога о последних боях за Берлин. Водружение флага над Рейстагом. Прослушивание песни «День Победы».Организация мини парада в ДОУ.

III. Организационный раздел

Программа реализуется в совместной деятельности педагога с детьми  один раз в месяц.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является рассказ, беседа, просмотр видеоматериала, интерактивные игры.

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности;

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

-оснащено учебно-методическим комплектом.

Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия в музее боевой славы.

VI. Заключительный раздел.

4.1Список литературы

1.Артамонова, Н. И. Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. И. Артамонова, О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 42-45. — URL:

2. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования. /Сб. науч. трудов Музея революции: Музей — культура - общество. - М.: 1992. С. 7-19.

3.  О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46)

4.Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. № 12. — 2005

5.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...