Конспект НОД для средней группы по образовательной области "Познавательное развитие".Ознакомление с окружающим миром "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности содержит в себе опыты на нахождение воздуха в окружающем,знакомство с циклом развития бабочки,знакомство детей с симметричной аппликацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области

«Познавательное развитие»

для средней группы

на  тему «Воздух-невидимка»

2020

Программное содержание:

-дать знания о воздухе, как о представителе неживой природы;

-формировать умение осуществлять поисковую деятельность для выявления,

обнаружения воздуха, используя опыты;

-развивать познавательный интерес;

-дать детям знания о циклах развития насекомого через моделирование;

-познакомить детей с понятием «симметричная аппликация».

Оборудование:

Игрушка-гусеница, модели цикла развития  бабочки,  заготовки крыльев, карточки для игры «Где прячется воздух?»

Для опытов:

Стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет, бумажная салфетка, воронка с резиновым шариком на узкой части,  кубики(шарики).

У детей:

Таз с водой, одноразовые стаканчики, полиэтиленовые пакеты, кубики(шарики),стаканы с водой, соломинка, свистульки, воздушные шары.

Методические приемы:

Демонстрация, объяснения воспитателя, фронтальные опыты детей, индивидуальная работа с детьми, подведение итогов занятия.

Ход занятия

1 часть (вводная)

В.: -Ребята. посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?

Д:Гусеница.

В.: -Правильно. Но не простая, а волшебная, ведь настоящие гусеницы еще спят.

-Кто мне может ответить, кем в будущем  станет гусеница?

Д.: -Бабочкой.

В.:-…,выйди пожалуйста ко мне и мы вместе с тобой назовем ЦИКЛ развития бабочки (яички- гусеница- куколка(кокон)- бабочка. А теперь еще раз все вместе повторим ЦИКЛ развития бабочки (повторяют все хором)

В.: -Кто мне может сказать, где обитают бабочки?

Д.:-В воздухе.

В.: -Нашей гусенице еще предстоит стать бабочкой и порхать в воздухе. Но к сожалению она ничего не знает о воздухе. Давайте ей поможем!  Пойдемте с вами на опытную станцию.

2 часть (основная)

ОПЫТ №1

Воспитатель показывает пустую банку и задет вопросы детям.

В.: -Ребята, скажите, в нашей банке есть что-нибудь?

Д.: -Пустая, воздух.

В.:-В банке что-то есть, но мы этого не увидели. А теперь возьмите пакеты и заполните их кубиками.

Дети заполняют пакеты кубиками.

В.: -Посмотрите на свои пакеты. Видите, когда в них что-то есть, то он – «выпуклый».   Еще раз все вместе скажем «выпуклый».

Дети повторяют.

В.: -Теперь мы с вами можем сделать вывод: выпуклость мешочка зависит от содержимого в нем, от количества содержимого вещества.

В.: -Выложите кубики из мешочков. Посмотрите внимательно, в них что-нибудь есть? Давайте проверим? Скрутите мешочки со стороны отверстия. Посмотрите, они вздуваются, становятся «выпуклыми». Но выпуклыми они становятся, когда в них что-то есть. Что раздуло мешочек?

Дети приходят к выводу, что в мешочке - воздух.

В.: -Значит в мешочке, в стакане, в банке есть воздух, который можно обнаружить и что-то о нем узнать.

ОПЫТ № 2

Воспитатель берет стакан, с приклеенным ко дну кусочком пластилина. Вводит салфетку и прикрепляет ко дну на пластилин. Переворачивает отверстием вниз и резко вводит в банку так, чтобы он был полностью погружен.Держа стакан в воде воспитатель просит сделать то же нескольких детей.

В.: -Скажите, вода в стакане есть?

Д.: Есть. Вода вошла в стакан.

В.:-А она намочила салфетку?

Дети вынимают стакан и проверяют салфетку.

Д.: -Салфетка сухая , значит воды вошло в стакан мало.

В.: -Воздух не дал воде войти в стакан.

ОПЫТ №3

В.:-А как вы думаете ,есть ли воздух в земле, губке, воде? Давайте проверим? Возьмем соломинку

и опустим в стакан. Другой конец соломинки в рот и осторожно подуем. Что происходит?

Д.:-В воде образуются пузырьки воздуха.

В.: -Значит, дети выдыхают  и он виден в виде пузырьков. Теперь мы можем сделать вывод: если в воде появляются пузырьки - в ней находится воздух.

В.: -Посмотрите в свои тазики с водой, по краям пузырьки воздуха.

А теперь мы посмотрим губку. Что мы в ней видим?

Д.: -Дырочки.

В.: -Правильно. Эти дырочки называются «отверстия».

Давайте проверим ,что в этих дырочках (отверстиях)?Опустим губку в воду.

Д.: -Появляются пузырьки - воздух.

В.:-А  теперь возьмем  небольшую горсть земли в руку и бросим в воду. Появились пузыри?

Д.: -Да. В земле есть воздух.

В.: -Итак, воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство, не занятое ничем ,заполняется воздухом. И мы, каждый раз делая вдох, заполняем легкие воздухом. Вот как выглядят наши легкие.

Воспитатель показывает модель легких.

В.: -Человек несколько дней может прожить без воды, еды, но не может жить без воздуха.

Как мы дышим? Когда мы делаем вдох, ребра приподнимаются - воздух заполняет легкие, а когда выдыхаем- ребра опускаются(опадают) и воздух выталкивается наружу.

Найдите, где у вас ребрышки. Положите на это место руку, вдохните и выдохните.

Давайте выполним еще несколько дыхательных упражнений:

-Выдох при зажатой правой и левой ноздре;

-Вдох через рот, толчкообразный выдох через нос.

А теперь мы с вами поиграем

ИГРА «Где спрятался воздух?»

Детям необходимо из предложенных карточек выбрать только те, на которых изображены предметы, в которых «спрятался» воздух.

ОПЫТ № 4

В.: -Воздух невидим, но мы его можем услышать, если дать ему движение.

Воспитатель дует в свисток.

Д.: -Раздается звук-свист.

Воспитатель дует в отверстие в бутылке

Д.: -Тоже раздается звук.

3 часть(обобщающая)

В.: -Итак, что мы с вами узнали о воздухе?

Д.: -Выпуклость зависит от количества содержимого вещества;

-Если в воде появляются пузырьки, в ней находится воздух;

-Воздух невидим, но его можно услышать.

В.Молодцы! Теперь наша гусеница знает так много о воздухе, что она поскорей хочет стать бабочкой. Давайте ей подарим крылышки?

Давайте сядем за столы, на которых у вас лежат крылышки. И украсим их. Но помним, что крылышки у бабочек имеют одинаковый рисунок!!!

Гусеница очень ждет, когда же ей подарят красивые крылья и она сможет летать.

Дети дарят крылья. Гусеница хвалит детей.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области

«Познавательное развитие»

для средней группы

на  тему «Воздух-невидимка»

2020

Программное содержание:

-дать знания о воздухе, как о представителе неживой природы;

-формировать умение осуществлять поисковую деятельность для выявления,

обнаружения воздуха, используя опыты;

-развивать познавательный интерес;

-дать детям знания о циклах развития насекомого через моделирование;

-познакомить детей с понятием «симметричная аппликация».

Оборудование:

Игрушка-гусеница, модели цикла развития  бабочки,  заготовки крыльев, карточки для игры «Где прячется воздух?»

Для опытов:

Стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет, бумажная салфетка, воронка с резиновым шариком на узкой части,  кубики(шарики).

У детей:

Таз с водой, одноразовые стаканчики, полиэтиленовые пакеты, кубики(шарики),стаканы с водой, соломинка, свистульки, воздушные шары.

Методические приемы:

Демонстрация, объяснения воспитателя, фронтальные опыты детей, индивидуальная работа с детьми, подведение итогов занятия.

Ход занятия

1 часть (вводная)

В.: -Ребята. посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?

Д:Гусеница.

В.: -Правильно. Но не простая, а волшебная, ведь настоящие гусеницы еще спят.

-Кто мне может ответить, кем в будущем  станет гусеница?

Д.: -Бабочкой.

В.:-…,выйди пожалуйста ко мне и мы вместе с тобой назовем ЦИКЛ развития бабочки (яички- гусеница- куколка(кокон)- бабочка. А теперь еще раз все вместе повторим ЦИКЛ развития бабочки (повторяют все хором)

В.: -Кто мне может сказать, где обитают бабочки?

Д.:-В воздухе.

В.: -Нашей гусенице еще предстоит стать бабочкой и порхать в воздухе. Но к сожалению она ничего не знает о воздухе. Давайте ей поможем!  Пойдемте с вами на опытную станцию.

2 часть (основная)

ОПЫТ №1

Воспитатель показывает пустую банку и задет вопросы детям.

В.: -Ребята, скажите, в нашей банке есть что-нибудь?

Д.: -Пустая, воздух.

В.:-В банке что-то есть, но мы этого не увидели. А теперь возьмите пакеты и заполните их кубиками.

Дети заполняют пакеты кубиками.

В.: -Посмотрите на свои пакеты. Видите, когда в них что-то есть, то он – «выпуклый».   Еще раз все вместе скажем «выпуклый».

Дети повторяют.

В.: -Теперь мы с вами можем сделать вывод: выпуклость мешочка зависит от содержимого в нем, от количества содержимого вещества.

В.: -Выложите кубики из мешочков. Посмотрите внимательно, в них что-нибудь есть? Давайте проверим? Скрутите мешочки со стороны отверстия. Посмотрите, они вздуваются, становятся «выпуклыми». Но выпуклыми они становятся, когда в них что-то есть. Что раздуло мешочек?

Дети приходят к выводу, что в мешочке - воздух.

В.: -Значит в мешочке, в стакане, в банке есть воздух, который можно обнаружить и что-то о нем узнать.

ОПЫТ № 2

Воспитатель берет стакан, с приклеенным ко дну кусочком пластилина. Вводит салфетку и прикрепляет ко дну на пластилин. Переворачивает отверстием вниз и резко вводит в банку так, чтобы он был полностью погружен.Держа стакан в воде воспитатель просит сделать то же нескольких детей.

В.: -Скажите, вода в стакане есть?

Д.: Есть. Вода вошла в стакан.

В.:-А она намочила салфетку?

Дети вынимают стакан и проверяют салфетку.

Д.: -Салфетка сухая , значит воды вошло в стакан мало.

В.: -Воздух не дал воде войти в стакан.

ОПЫТ №3

В.:-А как вы думаете ,есть ли воздух в земле, губке, воде? Давайте проверим? Возьмем соломинку

и опустим в стакан. Другой конец соломинки в рот и осторожно подуем. Что происходит?

Д.:-В воде образуются пузырьки воздуха.

В.: -Значит, дети выдыхают  и он виден в виде пузырьков. Теперь мы можем сделать вывод: если в воде появляются пузырьки - в ней находится воздух.

В.: -Посмотрите в свои тазики с водой, по краям пузырьки воздуха.

А теперь мы посмотрим губку. Что мы в ней видим?

Д.: -Дырочки.

В.: -Правильно. Эти дырочки называются «отверстия».

Давайте проверим ,что в этих дырочках (отверстиях)?Опустим губку в воду.

Д.: -Появляются пузырьки - воздух.

В.:-А  теперь возьмем  небольшую горсть земли в руку и бросим в воду. Появились пузыри?

Д.: -Да. В земле есть воздух.

В.: -Итак, воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство, не занятое ничем ,заполняется воздухом. И мы, каждый раз делая вдох, заполняем легкие воздухом. Вот как выглядят наши легкие.

Воспитатель показывает модель легких.

В.: -Человек несколько дней может прожить без воды, еды, но не может жить без воздуха.

Как мы дышим? Когда мы делаем вдох, ребра приподнимаются - воздух заполняет легкие, а когда выдыхаем- ребра опускаются(опадают) и воздух выталкивается наружу.

Найдите, где у вас ребрышки. Положите на это место руку, вдохните и выдохните.

Давайте выполним еще несколько дыхательных упражнений:

-Выдох при зажатой правой и левой ноздре;

-Вдох через рот, толчкообразный выдох через нос.

А теперь мы с вами поиграем

ИГРА «Где спрятался воздух?»

Детям необходимо из предложенных карточек выбрать только те, на которых изображены предметы, в которых «спрятался» воздух.

ОПЫТ № 4

В.: -Воздух невидим, но мы его можем услышать, если дать ему движение.

Воспитатель дует в свисток.

Д.: -Раздается звук-свист.

Воспитатель дует в отверстие в бутылке

Д.: -Тоже раздается звук.

3 часть(обобщающая)

В.: -Итак, что мы с вами узнали о воздухе?

Д.: -Выпуклость зависит от количества содержимого вещества;

-Если в воде появляются пузырьки, в ней находится воздух;

-Воздух невидим, но его можно услышать.

В.Молодцы! Теперь наша гусеница знает так много о воздухе, что она поскорей хочет стать бабочкой. Давайте ей подарим крылышки?

Давайте сядем за столы, на которых у вас лежат крылышки. И украсим их. Но помним, что крылышки у бабочек имеют одинаковый рисунок!!!

Гусеница очень ждет, когда же ей подарят красивые крылья и она сможет летать.

Дети дарят крылья. Гусеница хвалит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....

Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символы России» Ознакомление с окружающим (познавательное развитие)

Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символы России» Ознакомление с окружающим (познавательное развитие)...

Конспект интегрированного мероприятия с детьми средней группы по ручному труду и ознакомлению с окружающим миром

Конспект интегрированного мероприятия с детьми средней группы по ручному труду и ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в осенний лес"....

Конспект НОД в средней группе о/о «Познавательное развитие» раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «О чем «рассказывает» одежда?»

Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о разнообразии видов одежды; о назначении одежды; на  формирование умений детей различать и называть предметы одежды; на  закрепление у...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомлению с окружающим) на тему: «Мой город»

Данный материал направлен на уточнение, обобщение и расширение знаний детей о названии города, улицах родного города, на актуализацию знаний об основных достопримечательностях города Сызрань, на разви...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром О.А. Соломннникова № 14 стр.61. Тема: «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»

Программные задачи:Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде,   роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки)....