Перспективный план по художественно - эстетическому развитию (рисование - лепка)
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке

Сыроватская Наталия Владимировна

Перспективный план работы по художественно-эстетическому развитию детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_sentyabr-28.08.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по художественно-творческой деятельности

 в средней группе

Рисование

Сентябрь

  1. «Ромашки в траве или красивые цветы» (по замыслу) Комарова Т.С. «Занятия по изодеятельности в детском саду» М. 91 г., с. 48.

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предметы для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, промывать ее и осушивать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие.

Материал. Гуашь, альбомный лист. Иллюстрации цветов.

  1. «Осеннее дерево» с желтыми листьями» (по замыслу) Швайко Г. С.( стар.гр.); Комарова Т. С. с. 50

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образ осеннего дерева, строение дерева - соотношение частей по величине; учить закрашивать карандашами; развивать творческие способности.

Материал. ½ альбомного листа, цвет.карандаши.

  1. «Украшение фартука» (декорат.) Комарова

Программное содержание. Учить детей на полоске бумаги составлять простой узор из элементов народного орнамента; закреплять умение рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях; развивать внимание, интерес к народным промыслам.

Материал. Гуашь, силуэты фартуков, иллюстрации русских нар. костюмов.

  1. «Радостная осень» (по замыслу) Казанова Т.Г. «Развивайте у детей творчество» М.
    1985 г., с. 69.

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы, самостоятельно располагать изображение на листе.

Материал. Иллюстрации (две), бумага альбомного формата (голубая, серая), краски, кисти.

Октябрь

  1. «Птичий дом, птичий двор» (сюжетное) Казакова; Нетрадиционные техники…с.87

Программное содержание. Учить рисовать круглые и овальные формы. Закреплять у детей знания об окружающем, учить передавать в рисунке несложный сюжет. Развивать чувство цвета.

Материал. Четыре листа, краски гуашь, кисти двух размеров (тонкие и толстые).

  1. «Грустная осень» (сюжетное) Казакова

Программное содержание. При изображении поздней осени учить детей понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски.

Материал. Рисунки «Золотая осень». Серая бумага альбомного формата, краски (черная, темно-зеленая, коричневая, синяя), кисти.

  1. «Украсим сарафан» (декорат.) Комарова

Программное содержание. Закреплять умение украшать полоску бумаги народным орнаментом, используя линии, мазки, точки, круги и другими знакомыми элементами; учить подбору красок в соответствии с цветом сарафана; развивать эстетическое восприятие.

Материал. Гуашь, кисти, силуэты сарафанов, альбомный лист.

  1. «Овощи на зиму» (предметное) Доронова Т., Якобсон С. «Обучение детей 2-4 лет
    рисованию, лепке, аппликации в игре» 1985 г.

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей  на зиму; продолжать учить рисовать предметы круглой и овальной формы; распределять предметы по всей поверхности листа.

Материал. Гуашь, кисти, альбомный лист в форме банки.

Ноябрь

  1. «Кто живет в осеннем лесу» (по замыслу) Казакова.

Программное содержание. Развивать у детей замысел, заканчивать рисунок изображением зверей (по желанию), развивать способность сравнивать рисунки, находить в них новые детали, использовать полученные навыки, умения в рисовании краской.

Материал. Рисунки детей с изображением поздней осени, краски, кисти.

  1. «Зачем в книжках нужны картинки?» (беседа) Курочкина н. «Детям о книжной грамоте» Спб., 1996 г. с. 36

Программное содержание. Развивать интерес к книге, познакомить с ее устройством (обложка, иллюстрации, текст, заглавная буква), ее созданием, познакомить с художником иллюстратором; подвести детей к пониманию того, что иллюстрации неразрывно связаны с текстом произведения; формировать радость общения с книгой.

Материал.  Несколько книг без иллюстраций, книги иллюстрированные художниками В. Сутеевым, Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным …

11. Добрый сказочник Ю. Васнецов» (беседа) Курочкина Н.

 Программное содержание.  Познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова, рассказать о том, что он иллюстрировал (русский фольклор: стихи, потешки, прибаутки, сказки) и как. Обратить внимание на особенность его рисунков — нарядность, сказочность, декоративность: образы рисунков напоминают дымковские игрушки; юмор, доброе отношение к изображенным героям. Почитать некоторые произведения и соотнести их с рисунками. Вызвать у детей интерес к творчеству художника, эмоциональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.

Материал. Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». Рис. .Ю. Васнецова. М., 1984.

12.  «Знакомство   с  трудом   художника»   (беседа)   Курочкина  Н.   «Знакомство   с натюрмортом» СПб. 1996. с.29

Программное содержание. познакомить  детей с профессией - художник, дать представление о том, что это люди которые пишут картины,  рисуют иллюстрации к книгам, делают красивыми предметы окружающие нас, учить понимать и ценить их труд, продемонстрировать  их произведения.

Материал. Портреты художников, их репродукции.

Декабрь

13. «Девочка пляшет» (сюжет.) Комарова

Программное содержание. Учить рисовать фигуру человека, передавая простейшие отношения по величине: голова маленькая, туловище большое. Учить изображать простые движения, например, поднятая рука, закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении). Побуждать детей к образной оценке изображений

Материал. Гуашь, альбомный лист, иллюстрация с изображением танцующей девочки.

14.«Елка» (по замыслу) Компанцева А.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М. 1985 г., с.34 и с. 68

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие поэзии о природе; побуждать детей к придумыванию рисунка в соответствии с текстом стихотворения ; учить рисовать заснеженную елку,  подбирать нужные цвета; закреплять умение работать красками.

Материал. Иллюстрация  зимнего леса, тонированный голубым цветом альбомный лист, гуашь.

15.Рыбки плавают в аквариуме» (предметное) Комарова.

Программное содержание. Учить изображать рыбок, плавающих в аквариуме в разных направлениях, правильно передавать их форму, хвост, плавники; закреплять умение рисовать кистью и красками, используя разные приемы; воспитывать самостоятельность; развивать творчество.

Материал. . Гуашь, кисти, альбомный лист в форме аквариума, тонированного голубым цветом.

16.«Маски и короны для игрушек» (декор.) Доронова.

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к новогодним праздникам, эстетическое восприятие, интерес к изобразительному искусству; учить украшать пове6рхность масок народным орнаментом; закреплять способы рисования кистью точек , мазков. Колец, прямых линий.

Материал. Силуэты масок, образцы, кисти, гуашь

Январь

  1. «Наша нарядная елка» (предмет.) Комарова

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образ нарядной елки; формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями; учить пользоваться разными красками, аккуратно накладывая одну на другую только по высыханию; подводить к эмоциональной оценке работ.

Материал. Гуашь, кисти, альбомный лист

  1. «Украсим узором салфетки для чашек» (декор, дымка) Казакова.

Программное содержание. Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором салфетку, используя элементы дымковской росписи (пересекающиеся линии, мазки).

Материал. Работы по аппликации (чашки с блюдцами), квадраты белой бумаги (20X20 см), краски, кисти.

  1. «Красивая птичка» (декор.) Комарова; Нетрадиционные техники…с.88

Программное содержание. Воспитывать эстетическое отношение к птицам через изображение  нетрадиционным методом(рисование пальчиками); упражнять в комбинировании различных художественных техник; развивать чувство цвета.

Материал. Тонированный лист бумаги (1/2), гуашь, кисти.

20.«Снегопад» (по замыслу» Казакова.

Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, замечать красоту ритмично падающих снежинок, изображать снег всей кистью и концом, учить видеть  выразительность  рисунка,  выполненного  одним   цветом.

Материал. Бумага (голубая, серая, синяя), краски (можно разложить  по  столам  розовато-белую,  бледно-голубую),  кисти.

Февраль

21.«Летят самолеты сквозь облака» (сюжет.) Казакова. 1985 г.; КомароваТ.С с.78

Программное содержание. Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш; развивать образное восприятие, самостоятельность, творчество.

Материал. Цвет. Карандаши, ½ альб.листы

22.«Как художник Ю. Васнецов волшебные цветы и деревья рисовал» (беседа) Курочкина «Детям о книжной графике» с.41.

Программное содержание. Обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает необычный, сказочный образ растений, цветов, деревьев. Кроме того, взрослый помогает детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по-своему, наглядно «рассказывает» нам потешку, сказку.

Материал. Портрет художника Ю. Васнецова, его иллюстрации в книге «Радуга» (М., 1989). Рисунки цветов, деревьев, кустов, мольберты с принадлежностями для рисования гуашевыми красками.

23.«О том, как Ю. Васнецов животных рисовал» (беседа) Курочкина с. 45.

Программное содержание. Продолжить знакомство детей с творчеством Ю. Васнецова, формировать интерес к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразительности художника, сказочности и декоративности, нарисованных образов животных, их сходству с дымковской игрушкой.

Материал. Иллюстрации Ю.Васнецова в кн. «Радуга» (М., 1989): «Волк и семеро козлят»; «Свинушка»; «Как на тоненький ледок»; «Петушок»; «Коза»; «Конь»; «Иванушка»; «Ходит кот по лавочке»; «Пошел котик на Торжок»; «Котинька-коток»; портрет художника Ю. Васнецова; глина или пластилин.

24.«Сказочные избушки» (беседа) Курочкина, с. 51

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А. Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

Материал. Иллюстрации разнообразных домов, нарисованных художником Ю. Васнецовым в книге «Радуга» (М., 1989, с. 18, 34, 48). Бумага, кисти, гуашевые краски для каждого ребенка.

Март        

  1. «Беседа о натюрморте» (беседа) Курочкина, с. 32

Программное содержание. Познакомить детей с жанром живописи — натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрмортов является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их форма, цвет, колорит, манера исполнения).

Материал.

Несколько репродукций натюрмортов с разным содержанием, среди них картины, на которых изображены плоды.

  1. «Придумаем натюрморт» (по замыслу) Курочкина, с. 31

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к натюрморту, как жанру живописи; учить составлять натюрморт из нескольких предметов, красиво располагать предметы по величине, цвету, учить подбирать цветовой фон; работать карандашами.

Материал. Цветные карандаши, муляжи.

  1. «Знакомство с живописным натюрмортом смешанного вида» Курочкина «Знакомство с натюрмортом» с. 32

Программное содержание. Познакомить со смешанным видом  натюрморта, с новыми картинами, авторами; вызвать интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, их расстановкой.

  1. Рассматривание картины Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» Курочкина
    «Знакомство с натюрмортом». Уч. пособие с. 5

Программное содержание. Продолжать знакомство с натюрмортом; учить внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию, спелость и сочность плодов; обратить внимание на цвет, композицию; постараться вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, удовлетворение от  восприятия картины.

Материал. Репродукция картины «Яблоки на красном фоне» К. С. Петров-Водкин.загадки о фруктах, муляжи.

Апрель

  1. «Рассматривание картины Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе»,  

И.Репина «Яблоки» Курочкина. Уч. пособие, с. 7

Программное содержание. Продолжать знакомство с натюрмортом; познакомить с новым художником; учить внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию, спелость и сочность плодов; сравнивать картины, видеть разную технику исполнения; побуждать к составлению своих натюрмортов.

Материал. Репродукция картины, карандаши, лист бумаги, муляжи

  1. «Я ракету нарисую» (сюжет) Казаков

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним, самостоятельно изобразить ракету.

Материал. Бумага темно-синяя, краски, кисти.

  1.  «Роспись птицы» (декор, дымка) Казакова

Программное содержание. Вызывать у детей интерес к сказочным образам, стремление украсить фигурку элементами узора (точками, мазкамл, полосками), аккуратно пользоваться кистью.

Материал. Рисунки с изображением золотой осени, сказочного сада, фигурки птиц (побеленные), краски, кисти.

 

32.«Дом, в котором ты живешь» (сюжет.) Комарова с. 75

Программное содержание. Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон; развивать умение дополнять изображение не основе впечатлений от окружающей жизни.

Материал. Бумага светло серая, гуашь мягких оттенков, кисти.

Май

  1. «Роспись козленочка» (декорат., дымка) Казакова

Программное содержание. Продолжить знакомство с дымковской игрушкой; закреплять знание основных цветов и элементов росписи, умение распределять узор по всему шаблону, умение работать концом кисти; воспитывать аккуратность.

Материал. Шаблоны дымковских козликов, гуашь, кисти

  1. «Нарисуй картину про весну» (сюжет.) Комарова с.78

Программное содержание. Учить передавать в рисунке  впечатления от весны; развивать умение правильно располагать изображение на рисунке; упражнять в рисовании красками.

Материал. Краски, альбомный лист.

  1. «Сказочный сад» (по замыслу) Комарова

Программное содержание. Вызывать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение, передавать образ графическим и декоративно-силуэтным способом, использовать полученные навыки и умения.

Материал. Два мольберта, два листа бумаги (60X80 см), цветная бумага, краски, кисти.

  1. «Желтые одуванчики растут на лужайке» (тематич.) Казакова, с. 94; Швайко Г. С. с.142

Программное содержание. Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворении поэтов; закреплять навыки рисования красками , умение смешивать краски, подбирая необходимый тон; воспитывать эстетическое восприятие.

Материал. Краски, альбомный лист.

Перспективный план по художественно-творческой деятельности

в средних группах

Лепка

Сентябрь        

 «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат» (предметная, фронт.) Доронова с.108

Программное содержание. Воспитывать  у детей отзывчивость, доброту, вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им; продолжать формировать умение лепить известные им фрукты округлой формы; учить использовать стеку для передачи выразительности.

Материал. Пластилин, стеки, муляжи фруктов, лист бумаги - телеграмма

«Овощи для магазина» (предмет., подгрупп.) Доронова

   Программное содержание. Вызывать интерес к лепке овощей; продолжать учить делить пластилин на несколько частей, скатывать комки между ладонями круговыми и поступательными движениями, использовать стеку для передачи выразительности.

Материал. Пластилин, стеки, муляжи фруктов.

Октябрь

 «Курица с цыплятами» (по замыслу, фронт.) Доронова

Программное содержание. Продолжать учить делить пластилин на несколько частей; учить лепить птичку, акцентируя их внимание на том, что при соединение головы и туловища надо плотно прижимать одну часть к другой и кончиками пальцев оттягивать к основной форме; познакомить с приемами «прищипывание», «оттягивание» для придания выразительности образа.

Материал. Пластилин, стеки, иллюстрация «птичий двор»

«Веселые матрешки» (предмет., фронт.) Халезова

 Программное содержание. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить матрешку; продолжать учить соединять голову и туловище плотно прижимать одну часть к другой и кончиками пальцев оттягивать к основной форме; использовать стеку для украшения.

Материал. Сарафанчики, платочки из цветной бумаги, пластилин, дощечки.

Ноябрь

«Подарки ко дню рождения» (по замыслу, фронт.) Доронова Т. Н. с. 90

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке, самостоятельность при выборе объекта лепки, воображение; закреплять ране полученные навыки и умения.

Материал. Пластилин, стеки.

 «Котенок»

Программное содержание. Вызвать у детей желание лепить знакомого им зверька; учить лепить животного комбинированным способом, используя разные приемы – раскатывание, надрезание стекой, оттягивание мелких деталей, соединение деталей,  путем прижимания и сглаживания.

Материал. Пластилин, дощечки, стеки, игрушка.

Декабрь

«Мы гуляем на участке» Казакова

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, умение различать изображение на картинке и в скульптуре, лепить фигурку человека в зимней одежде, передавать некоторые особенности (наклон туловища, головы, положение ходьбы и т. п.).

Материал. Картина с изображением детей, скульптура, пластилин, дощечки.

 «Покорми птичек» (предм.,фронт.) Казакова с. 70

Программное содержание. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, передавать образы птиц в лепке, самостоятельно использовать навыки, умения (соединять части, сглаживать места соединения).

Материал.  Пластилин, скульптура, кормушка.

Январь

«Хоровод» (предмет., фронт) Комарова с.65

Программное содержание. Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей человека; учить объединять свои работы с работами других детей; развивать образное восприятие, творческие способности, интерес к лепке; закреплять ранее полученные навыки.

Материал. Пластилин, стеки, печати или колпачки от фломастеров.

«Чашки для кукол» (предмет., фронт.) Казакова с.82

Программное содержание. Учить детей лепить посуду приемами раскатывания, вдавливания и уравнивание пальцами края формы; упражнять в соединение частей приемом прижимания  и сглаживания мест скрепления; развивать старательность, аккуратность.

Материал. .  Пластилин, колпачки от фломастеров.

Февраль

«Кто живет в лесу?» Казакова; И. А. Лыкова с.52 и с. 186

Программное содержание. Учить создавать образы животных на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обоих сторон стекой); закреплять известные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей) для создания выразительного образа; развивать творческие способности.

Материал. Пластилин, стеки

«Вертолет» (предм., фронт.) Комарова с.65

 Программное содержание. Воспитывать чувство гордости за родную армию; продолжать развивать интерес к лепке; закреплять ранее полученные навыки.

Материал. Пластилин, стеки

Март

«Красивые цветы» (по замыслу, фронт.) Казакова

Программное содержание. Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на глиняной пластине.

Материал. Пластилин, дощечки.

 «Два жадных медвежонка» (сюжет, подгр.) Халезова с.88

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к сюжетной лепке; познакомить с комбинированным способом лепки; закреплять умение видеть пропорции, правильно соотносить части, использовать мелкие детали для придания образу выразительности.

Материал. Пластилин, стеки, иллюстрации сказки, фигурки животных.

Апрель

«Лодочка с веслами» (предмет., под гр.)

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке; закрепить приемы вдавливания, выравнивание краев, скрепление деталей, учить использовать стеку для прорисовки мелких деталей

Материал. . Пластилин, стеки, иллюстрации различных лодок.

 «Козленок» (декор., фронт.) Комарова

Программное содержание. Учить детей лепить четвероногое животное; закреплять приемы лепки; продолжать знакомство с дымковскими игрушками; развивать инициативу, творчество.

Материал. Пластилин, стеки, колпачки от фломастеров.

Май

«Заяц и еж» (сюжет., фронт.) Халезова

Программное содержание. Продолжить закреплять приемы лепки животных из целого куска и комбинированным способом; побуждать детей к добавлению мелких деталей для создания более выразительного образа; развивать творческие способности.

Материал.   Пластилин, стеки, фигурки животных. 

«Забавные звери» (по замыслу, подгр.)

Программное содержание. учить детей самостоятельно выбирать содержание своей работы, закреплять различные приемы лепки; развивать воображение.

Материал. Пластилин, стеки, колпачки от фломастеров.

Перспективный план по художественно-творческой деятельности

в старших группах

РИСОВАНИЕ

Сентябрь

По замыслу «Что такое лето?» .Казакова «Развиваете у детей творчество» с. 100

 Программное содержание. Вызвать у детей воспоминания о лете, развивать замысел, передавать свои впечатления, использовать различные приемы рисования кистью (всей кистью, концом,   примакиванием, закрашиванием в одном направлении).

Материал. Бумага альбомного формата, краски разных цветов.

Тематическое «Краски радуги» Курочкина «Знакомство с натюрмортом» с.21

Программное содержание.  Учить детей эмоционально – образно воспринимать цвет, познакомить их составными и основными цвета спектра; познакомить с художественными материалами: акварель, палитра; показать взаимосвязь двух искусств – поэзии и живописи.

Материал. Конверт с письмом, акварельные краски, палитра, бумага, кисти, баночки с водой.

      Беседа «Осенний натюрморт» Курочкина «Знакомство с натюрмортом»

Программное содержание. Расширять и закреплять представление о натюрморте, о средствах выразительности, о разных по характеру изображения натюрморта, узновать знакомые названия и имена художников; закрепить умение составлять натюрморт, умение работать карандашами.

Беседа «Как Карлсон открыл новое искусство» Курочкина «Детям о книжной графике» с. 65

    Программное содержание. Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творческой работе.

Материал. Набор образцов графики различных видов: книжная графика (детские иллюстрированные книги); рисунки карандашом, фломастером, углем, сангиной, пастелью, пером; газетно-журнальная графика, плакаты (о детях, о войне и мире, об охране природы, безопасности движения); эстампы об игрушках, природе; промышленная графика (марки, открытки, упаковки продуктов и т. д.). Набор инструментов и изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, ручки с перьями, угольные и пастельные мелки, сангина. Две-три живописные картины. Игрушка Карлсон (или взрослый, одетый Карлсоном).

Октябрь

  Сюжетное «Осенний лес» Швайко Г.С.

    Программное содержание. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка — располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

 Материал. У воспитателя несколько картин (репродукции) с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день, три-четыре картонные фигурки мальчиков и девочек. У детей голубые листы бумаги с заранее нарисованной широкой полосой земли, травы; краски гуашь.

Декоративное «Роспись козла»

    Программное содержание.

Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

Материал.

У воспитателя одна-две фигурки дымковских коней и три образца с вариантами узоров. Силуэт коня из плотной белой бумаги для частичного показа способов изображения. У детей силуэты коней, вырезанные из плотной белой бумаги, краски гуашь и мягкие кисточки. (Для рисования точек можно использовать фломастеры.)

Швайко Г.С.

     «Гроздья рябины» Нетрадиционные техники…с. 92

Программное содержание. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; закреплять умение рисовать пальчиками, прием примакивания; развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Материал. Ветка рябины, гуашь, альб.лист.

Беседа «Кто и как создает рисунки в книжках» Курочкина «Детям о книжной
графике» с.70

Программное содержание. Закрепить у детей представление о графике и таком виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, в процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатели, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать худ- ожественное видение, зрительную память детей.

Материал. Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чару шина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Н. Тырсы, Н. Кочергина, A. Па хомова, В.Хлебниковой и других художников. Книжки разного типа: книжка-игрушка, книжка-сцена, раскладушка,  , книжка-альбом и др.


Ноябрь

    Декоративное «Дымковские фантазии» ДВ 95 г., № 11 с. 15; Швайко Г. С.

Программное содержание. Формировать умения различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь, замечать различия в одежде, в характерных деталях; познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др. Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полги или клеток в сочетаний с разнообразными мелкими элементами точками, кружками, овалами, штрихами; учить ритмично par полагать полосы и клетки на листе бумаги, использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти. держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти овалы выполнять приемом бокового мазка.

Материал. У воспитателя куклы в юбках с полосатыми и клетчатыми узорами и их изображения; картонная книжка-ширма с изображением четырех-пяти дымковских кукол с прорезанными силуэтами юбок и подклеенными карманами за прорезями для помещения в них детских рисунков; квадратный лист бумаги для показа ритмичного расположения полос и клеток. У детей квадратные листы белой бумаги, краски гуашь, мягкие кисточки.

Беседа «О чем и как говорит живопись» Курочкина с. 58

Программное содержание. Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный  отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Тематическое «Деревья тоже могут грустить» ДВ 96 г. № 8 с.68

 Программное содержание Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Материал.

У воспитателя две репродукции или книжные иллюстрации с изображением ясного и хмурого дня; два-три детских рисунка с занятия 7. У детей серые листы бумаги с широкой полосой земли; краски гуашь, мягкие кисти.

Художник-иллюстратор Е.И.Чарушин  «Детям о книжной графике» Курочкина Н.А. стр.55; Нетрадиционные техники… стр.133

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Е.И.Чарушиным. Формировать у детей умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактуру шерсти, выражение глаз), рассказывать о них. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической техникой; развивать чувство фактурности и объёмности.

Материалы: портрет Е.И.Чарушина, иллюстрации и книги о животных  Е.И.Чарушина, силуэты лисы; краски, скомканная бумага, жесткие и мягкие кисти, ½ альбомного листа.

Декабрь

Декоративное «Снежинка» Комарова с. 104

Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розетты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.

Материал.

Белая гуашь. Темный лист бумаги в форме розеты.

Предметное «Елочка» ДВ 87 г. № 1; Доронова Т. Н. 94; КомароваТ. С.105

Программное содержание. Продолжить воспитывать в детях доброту, отзывчивость; создавать в рисунке образ новогодней елки. Учить смешивать краски на палитре  для получения разных оттенков, развивать эстетическое чувство ритма.

Материал.

Гуашь альбомный лист

Тематическое. «Зимний лес» Казакова с. 113

 Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, самостоятельно придумывать тему для рисования зимнего леса, цвет снега (зимний день, вечер), изображать разные деревья (старые, молодые, стройные, изогнутые и т. п.).

Материал. Бумага, тонированная пастельными цветами красок, альбомного формата, краски, кисти разного размера.

Беседа «Сложный натюрморт» Курочкина с. 63

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к сложному натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями; учить видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине); формировать эстетическое суждение и оценки, учить использовать искусствоведческие термины.

Январь

Рассматривание репродукций картин Шишкина «Зима», Бродского «Зимнее утро».
Казакова с. 112

 Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к родной природе, понимать, как художник передает красоту зимы. Воспринимать оттенки белого цвета в зависимости оттого, что художник изображает.

Материал. Репродукции картин И. Шишкина «Зима», Л. Бродской «Зимнее утро».

По замыслу «Снегопад» ДВ 95 г. № 11 с. 18

    Предметное «Дворец для Снегурочки» Швайко Г. С; Комарова Т. С. с.161

Программное содержание. Учить создавать сказочный образ; закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали; учить делать наброски простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения; совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.

Материал. Листы бумаги, цветные карандаши

  Беседа «Искусство гжельских мастеров»  , «Гжельский узор на полосе» ДВ 94 г., № 4

 Программное содержание. Воспитывать любовь, уважение к труду народных мастеров, Учить детей передавать своеобразие цветового колорита Гжели (сочетание белого и синего)

Материал. краски, кисти.

По замыслу «Певучая контурная линия» Курочкина «Детям о книжной графике» с.74

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка — контурной линии. Показать возможности ее использования художником в зависимости от характера образа, жанра литературного произведения, творческой манеры художника.

Материал. Книги, иллюстрированные художницей Т. Юфа. Для рисования детьми на бумаге  разнообразные сухие материалы: карандаши, уголь, сангина, фломастеры, мелки, пастель.

Февраль

Беседа «О какой тайне рассказывает нам натюрморт» Курочкина «Знакомство с натюрмортом» с. 67

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов; учить видеть единство средств выразительности рисунка, колорита и композиции в передаче отношения художника красоте окружающего мира; формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения, переживания.

Беседа «Городецкая роспись» Узор на полосе Казакова с. 121

Швайко Г. С. 117с.

 Программное содержание. Формировать у детей представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе традиции, передающихся из поколения в поколения; познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементами, композициями, цветосочетания); учить детей составлять узор из двух элементов (бутонов и листьев) в твиде симметричной  гирлянды, в указанной последовательности, сочетать в окрасе бутонов два близких цвета (розовый-красный; голубой-синий) упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

Материал. Изделия городецкой росписи, элементы росписи (бутоны, купавки, розаны) полоски бумаги, гуашь (краска густая, чтобы при наложении различных тонов она не  растекалась) ткисти

Тематическое «Наша армия родная» Казакова., с. 123; Комарова Т. С.115

Программное содержание. Воспитывать чувство патриотизма; учить детей изображать фигуру человека, передавая характерные особенности военного (одежда,  поза) располагать изображение на листе бумаги; закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (восковыми мелками).

Материал. Альбомный лист, цветные карандаши или восковые мелки, простой графитный карандаш, иллюстрации, фотографии военных.

Тематическое «Заколдованное дерево» ДВ 95 г.  № 11, с. 16

 Программное содержание. Продолжать развивать интерес к рисованию восковым мелками; закреплять умение рисовать дерево, прорисовывая мелкие веточки, умение тонировать лист ; развивать эстетическое восприятие мира.

Материал. Иллюстрация зимней березы, восковые карандаши, аьлб.лист

Март

Тематическое «Портрет мамы» рисование по фотографии Казакова с. 180; Швайко Г. С. с.90; Лыкова И. А. с.142

Программное содержание. Познакомить с новым жанром изобразительного искусства- портрет. Учить рисовать женский портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека ( мамы, бабушки, сестры). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно, индивидуально. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее концом.

Материал. Белая и тонированная бумага, гуашевые краски, кисти, семейные фотографии

 «Самые красивые цветы – маме». Нетрадиционные техники… с.82

Программное содержание. Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов, различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Материал. Тонированная бумага, восковые мелки, гуашевые краски, ватные палочки,  нитка.

Сюжетное «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить». Швайко  Г. С. (подг. гр.) с.93

Программное содержание. Учить детей по архитектуре здания отличать жилые дома от зданий другого назначения: школ, театров, магазинов; уточнить  изакрепить название элементов архитектуры: этаж, окна, балконы, вход, подъезд; учить самостоятельно придумывать и рисовать жилой дом; упражнять в закрашивании рисунка с разным нажимом  карандаша, получении интересного, яркого цвета при закрашивании, рисовании мелких деталей.

Материал. Иллюстрации зданий, ½ альбомного листа,  коробки с цветными карандашами, небольшие листочки для пробы нажима карандаша

Беседа «Мир ликующих линий и красою» Курочкина «Детям о книжной графике» с.78

Программное содержание. Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, свободное ощущение света, пространства и ритма, связь ее рисунков с народным русским творчеством, традиционными мотивами северных росписей (городецких, полхов-майданских) на подносах, прялочных донцах и сундуках; вызвать у детей интерес и желание внимательно рассматривать рисунки художницы, радоваться ее удивительным находкам, развивать зрительное внимание, навыки восприятия образного языка книжной графики, умение видеть общее в технике росписей народных мастеров и художницы.

Материал. Книги, иллюстрированные Т. Мавриной: «Марья  Моревна», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, «Иван-царевич и серый волк», кисти, гуашь, фломастеры .

Апрель

Сюжетное «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» Казакова

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, замечать ее изменения и передавать их в рисунке, уметь сравнивать с тем, что было нарисовано ранее.

Материал, бумага альбомного формата, краски, восковые мелки (по желанию детей).

Сюжетное «Пришельцы с другой планеты»

Программное содержание. Развивать интерес к космосу; развивать воображение, творчество; закреплять умении самостоятельно придумывать сюжет рисунка, занимая весь лист бумаги, умение смешивать цвета для получения нужного оттенка.

Материал.  Восковые карандаши, акварель, альбомный лист

Сюжетное «Все работы хороши, выбирай на вкус» Нетрадиционные техники…с.96

Программное содержание. формировать нравственно-эстетическое отношение и интерес к профессиям взрослых; учить отображать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий; побуждать к самостоятельному придумыванию сюжета рисунка; закреплять умение сочетать восковые мелки и акварелть.

 Материал. Атрибуты разных профессий, фотографии, иллюстрации, восковые мелки, акварель,альбомный лист.

Беседа «Изящные рисунки» Ю. Васнецова в книге «Шутки-прибаутки» Курочкина
«Детям о книжной графике» с. 82

Программное содержание. Показать детям связь выразительных средств книжной графики с жанром литературного произведения. Обратить их внимание на особенности изобразительной манеры художника,  оформление им книги «Шутки. Прибаутки.» . Вызвать  у детей интерес  и удовлетворенность от встречи с шутками, с их наглядным изображением, радость от встречи с творчеством художника Ю. Васнецовым. Формировать у детей наблюдательность, художественное видение, желание высказать свои впечатления.

Материал. Книга «Шутки. Прибаутки.»

Май

        

Предметное «Какие животные живут в жарких странах» Казакова, с. 105

Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к животным, стремление нарисовать их, выбрать персонаж для изображения, использовать различные графические материалы, карандаши, акварель, цветные мелки, гуашь.        t

Материал. Бумага в половину альбомного листа, цветные карандаши, мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, вода, палитры.

Сюжетное «Цветущая весна» Казакова

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту, учить изображать цветущие деревья (яблони, вишни и др.), передавать строение дерева, располагая его на всем листе.

Материал. Бумага альбомного формата, краски (гуашь, акварель) , кисти, вода.

Беседа «Цвет - помощник художника» Курочкина

Программное содержание. Продолжить знакомство со средствами выразительности натюрморта, дать представление о том, что цвет помогает передать настроение картины; продолжать формировать умение высказывать свои мнения, используя исскуствоведческие термины .

Тематическое «Как радуга себе наряд искала» ДВ 96 г., № 12; Лыкова И. А. с.202

Программное содержание. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. вызвать интерес к изображению радуги: развивать чувство цвета; закреплять умение работать акварелью; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Материал .Лист белой или голубой бумаги, акварельные краски, кисти

Перспективный план по художественно-творческой деятельности

в старших группах

Лепка

Сентябрь

По замыслу «У медведя во бору грибы-ягоды беру» Казакова

Программное содержание. Развивать у детей замысел, воображение, лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды.

Материал. Картинки грибов, глина, дощечки, корзинки.

Предметная с натуры «Дары нашего огорода» Швайко с. 8,9.

Программное содержание. Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.

Материал. У воспитателя овощи: морковь и свекла — натуральные или муляжи; кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.

Октябрь

Беседа «Знакомство со скульптурой малых форм», лепка «Козел» (по каргопольской игрушке). ДВ 84 г., № 6, с.46; ДВ 87 г., № 9, с. 17

Программное содержание. Продолжить знакомство с народным творчеством, с игрушками каргопольских мастеров, обратить внимание на форму, основные цвета, узор; закрепить приемы комбинированной лепки, учить тщательно сглаживать места соединения деталей .

Материал. Пластилин, стеки, каргопольские игрушки

Предметная по представлению «Царевна-лягушка»  Лыкова И.А. с. 52; Комарова Т.С. с. 168  

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать несложный эпизод из сказки; вызвать интерес к созданию выразительного образа; учить передавать фигуру человека, продолжать освоение скульптурного (лепки из целого куска) путем  вытягивания и моделирования  частей; предлагать  на выбор приемы декорирования образа (рельефные  налепы, прорезывание стекой)

Материал.  Иллюстрации к сказке, пластилин, стеки.

Ноябрь

Декоративная «Дымковская кукла» Халезова, с. 62; Швайко Г. С. с.76 (под.гр.)

Программное содержание. Продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями и  росписи  кукол; формировать умение передавать различия в нарядах водоноски, няни, барышни; сделать фигуры кукол выразительными за счет их осанки и деталей одежды; использовать ленточный способ лепки юбки, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Материал. Дымковские куклы, пластилин, стеки

Декоративная «Сказочная рыбка» Халезова, с. 65

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке, воображение, творчество, закреплять умение лепить округлые формы, предлагать  на выбор приемы декорирования образа (рельефные  налепы, прорезывание стекой).

Материал. Пластилин, стеки

Декабрь

Предметная «Отгадай и вылепи» (Снегурочка). Комарова

Программное содержание. Учить передавать в лепке образ Снегурочки; закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину  частей; упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание; воспитывать стремление доводить начатое до конца.

Материал. Пластилин, стека.

По замыслу «Какие звери живут в зимнем лесу?» Казакова, с. 113

Программное содержание. Обогащать знания детей о животных, лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т.д.).

Материал. Рисунки зимнего леса, глина, дощечки

Январь

По замыслу «Кто больше всех тебе понравился на празднике елки?»

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание лепки; закреплять у детей умение передавать фигурки в движении (поворот туловища, наклон головы, поднятые лапы), вызывать интерес к образу, использовать разнообразные приемы лепки.

Материал, Пластилин, дощечки.

Предметное «Чайный сервиз для кукол» (гжель). Казакова

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды из комка глины, лепить полые формы, с помощью стеки делать рельефный узор на поверхности  предмета   (если  посуда  не  будет  расписываться).

Материал. Посуда, глина, стеки, дощечки (поворотный круг)

Февраль

Сюжетная «Собачки весело играют» Казакова, с. 127

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес и заботливое отношение к животным, передавать в лепке движение фигурок (прыгает, лежит, стоит), несложный сюжет.

Материал.  Глина, скульптура малых форм, дощечки, стеки

Предметная «Белочка» Казакова

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к обитателям леса, лепить фигурку из целого куска и частей, передавать выразительность образа (белочка прыгает с ветки на ветку), использовать стеку.

Материал.   Глина,   дощечки,   игрушка   белочка   (картинка).

Март

Декоративная пластина «Цветок» Халезова; Казакова Т. С.

Программное содержание. Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на пластине.

Материал. Пластилин, дощечки.

 «Предмет, который мог бы украсить игровую комнату» Халезова

Программное содержание. Учить детей умению дополнять игровую комнату новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).

Материал. Рисунки, аппликация, пластилин, дощечки.

Апрель

 Предметная «Ваза для весенних цветов» Халезова

Программное содержание. Учить лепить сосуд цилиндрической формы, путем составления ее из колец; заготавливать столбики  нужной длины; плотно соединять детали; наносить узор.

Материал. Пластилин, дощечки, стеки.

Сюжетная «Дети весело танцуют» Казакова

Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать фигурки в движении (поворот туловища, наклон головы, поднятые лапы), вызывать интерес к образу, использовать разнообразные приемы лепки.

Материал.  Пластилин, дощечки.

Май

Сюжетная «Дядя Степа в зоопарке» Комарова

Программное содержание. Учить детей определять содержание свой работы; закреплять умение лепить животных, передавая характерные особенности,  форму, пропорции тела и частей. 

Материал. Пластилин, дощечки, иллюстрации или игрушки.

Предметная «Олень» (по каргопольской игрушке)

Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам каргопольской  игрушки, лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к  народному декоративному творчеству.

Материал. Пластилин, дощечки.

Перспективный план по художественно-творческой деятельности

 в подготовительной группе

Рисование

Сентябрь

  1. «Как я провел лето» Комарова Т. С. С. 137

Программное содержание. Учить отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагать изображение на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше); закреплять приемы работы красками, умение составлять нужные оттенки; учить рассказывать о своей работе.

Материал. Акварель, простой карандаш, альб.лист.

  1. «Игры с кляксами» ДВ 95 г. № 11, стр. 17; Лыкова И.А. с. 80

Программное содержание. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами ( художественными и бытовыми); показать способы получения клякс; вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм; развивать творческое воображение.

Материал. Краски, трубочки для коктелей (соломинки), губки, кисти.

  1. О чем расскажет пейзаж «Золотая осень» Левитана. Швайко Г.С. с.28

Программное содержание. Формировать у детей представления о пейзажной живописи; учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения, использовании выразительных средств, в содержании; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки; закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображенное на картине; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость.

 

  1. «Золотая осень» (продолжение) Комарова Т. С. С.140

Программное содержание. Учить детей в рисунке отражать впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разные деревья, передавая их характерные особенности (цвет и строение ствола) и  разные приемы работы с кистью, всем ворсом и концом; учить располагать изображение по всему листу.

Материал. Акварель, кисти, альб.лист.

Октябрь

  1. «Ветка рябины» Швайко Г.С. с.23; Комарова Т. С. С.142

Программное содержание. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок — вносить в натюрморт изображение каких-либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди); учить новому техническому приему — двухцветному боковому мазку.

 Материал. Ваза с веткой рябины, гуашь, кисти.

  1. Рассматривание русского народного костюма. Украшение заготовки кокошника.; Доронова Т.Н. с.55

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие; учить видеть и передавать красоту национального костюма, показать, что красота узора зависит от повторе6ния одних и тех же элементов узора на поверхности кокошника.

Материал. Силуэты кокошника, краски, кисти, иллюстрации народного костюма.

  1. «Улицы города» (городской пейзаж) Комарова Т.С. с.145

Программное содержание. Учить детей передавать картину вечернего города, его цветной колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят огоньки; закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе; развивать эстетические чувства; учить оценивать выразительное решение темы.

Материал. Бумага темная, краски, кисти

  1. «Лес, точно терем расписной» (по стихотворению Бунина «Листопад»)

Программное содержание.  Развивать у детей способность  видеть и чувствовать состояние осенней природы, ощущение взаимосвязи поэзии и живописи по настроению, содержанию; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, передавая их характерные особенности ( строение ствола, форму листьев); учить рисовать природное явление – листопад, передавать осенние краски; развивать воображение, творческие способности.

 Материал.  Акварель, кисти, репродукции картин.

Ноябрь

  1. «Дымковские игрушки» (роспись силуэтов)

Программное содержание. Учить детей расписывать ярким узором фигурки животных, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

Материал. У воспитателя одна-две фигурки дымковских игрушек и три образца с вариантами узоров. Силуэты животных из плотной белой бумаги, краски гуашь и мягкие кисточки. (Для рисования точек можно использовать ватные палочки)

  1. «Глаза совы» (графика) Швайко Г.С.

Программное содержание. Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

Материал. У воспитателя два-три реалистических изображения совы, таблица со штрихам разного характера (см. занятие 1), штриховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы слаботонированной бумаги овальной или прямоугольной формы (примерно 12x16 см), цветные карандаши, простой карандаш

  1. «Хмурая осень» (осень может быть разной «Знакомство с пейзажной живописью» с.17)

Программное содержание. Развивать интерес к пейзажной живописи, сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им; развивать умение видеть единство содержания и средств выразительности (цветосочетание, композиция); учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких красок), использовать в работе разные художественные материалы; формировать представление  о нейтральных цветах ( черный, белый, серый), использовать эти цвета при создании картины.

Материал. Простой карандаш, восковые мелки, краски, кисти.

  1. «Если бы я был волшебником» Нетрадиционные техники… с.109

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования: кляксография, обведение кисти руки; развивать фантазию, при опредмечивание и «оживлении» необычных форм.

Материал.  Краски, трубочки для коктелей (соломинки), губки, кисти.

Декабрь

  1. «Искусство гжели» ДВ 94 г. № 4, стр. 26

Программное содержание. Продолжать знакомство с декоративным народным творчеством, учить выделять характерные особенности Гжели (узор, цвет, изделия); познакомить с элементами гжелевой росписи;  учить получать голубой и фиолетовый тон, располагать элементы на полосе.

 Материал. Листы бумаги, краски, таблица с элементами, изделия нар.-декр. твор.

  1. «Новогодний натюрморт» (натюрморт как жанр живописи)

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к виду живописи – натюрморт; развивать желание самостоятельно придумывать содержание работы, красиво составлять композицию, внося новогоднее настроение; закреплять умение работать карандашами, искать интересные цветовые решения.

 Материал. Цветные карандаши.

  1. «Рисуем музыку» (ТРИЗ)

Программное содержание. Показать детям взаимосвязь музыки и живописи; развивать умение слышать в музыке настроение природы, развивать воображение, фантазию; закреплять умение смешивать краски, подбирать необходимые цвета для передачи настроения музыки.

Материал. Диск – «Времена года»  П.Чайковского, акварель, кисти, альбомные листы.

  1. «Расписала зима свои белоснежные узоры». Казакова

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, уметь передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра.

Материал. Листы бумаги , краски (гуашь, акварель), кисти, вода, цветные восковые мелки.

Январь

  1. «Как весело было на празднике» Комарова Т.С. с. 157

Программное содержание. Закреплять умение передавать в рисунке  празднечные впечатления; упражнять в рисовании фигур детей в движении; учить располагать изображение на листе бумаги; совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков, выбирать наиболее интересные рисунки и обосновывать свой выбор.

Материал. Акварель, простой карандаш, белила.

  1. «Двенадцать месяцев» (рисование по сказке). Швайко Г.С.

Программное содержание. Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток: утро, день, вечер; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности старинной крестьянской одежды; закрепить навыки рисования.

Материал. У воспитателя иллюстрации к сказке; краски гуашь, мягкие и жесткие кисти.

  1. «Зимний пейзаж» (1 занятие) Комарова Т.С. с.156

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образ зимней природы, самостоятельно определять содержание работы; закреплять приемы работы с краской, умение красиво располагать изображение на листе; развивать воображение.

Материал. Краски, простой карандаш, палитра.

  1. «Лыжная прогулка» (2 занятие)

Программное содержание. Учить рисовать человека в движении, передавая пропорции частей тела, прорисовывать мелкие детали; развивать интерес к рисованию.

Материал. Краски, простой карандаш, палитра, рисунок с прошлого занятия.

Февраль

  1. «Пингвины в Антарктиде» Нетрадиционные техники… с. 63

Программное содержание. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц; развивать умение отображать несложный сюжет; изображать снег, лед и полярную ночь, используя различные краски и смешивая их прямо на бумаге; упражнять в закрашивании всей поверхности листа.

Материал. Краски, кисти, иллюстрации, игрушка пингвина.

  1. «Рисуем музыку» (ТРИЗ)

Программное содержание. Продолжить показывать взаимосвязь музыки и живописи; развивать умение слышать в музыке настроение природы, развивать воображение, фантазию; закреплять умение смешивать краски, подбирать необходимые цвета для передачи настроения музыки.

Материал. Диск с музыкальным произведением, акварель, кисти, альбомные листы.

  1. «Любимое занятие моей семьи» Комарова Т.С. с.144

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого; учить располагать предметы на листе в соответствии с содержанием; упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Материал. Цветные карандаши.

  1. Знакомство с портретом «Портрет мамы»

Программное содержание. Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все работает на раскрытие образа человека.

Материал. Репродукции портретов: «Стрекоза» И.Репина, «Мика Морозов» В.Серова, «Портрет скульптора Мухиной»

Март

  1. «Портрет мамы» (2 занятие)

Программное содержание. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

Материал. У воспитателя женский погрудный портрет, мел для рисования схемы лица. У детей большие листы бумаги прямоугольной формы, краски гуашь, среди которых светло-розовая или светло-оранжевая для рисования лица, толстые и тонкие кисточки.

  1. «Путешествие в жаркие страны» Казакова

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности животных жарких стран, создавать небольшой сюжет.

Материал. Бумага альбомного формата, цветные мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, вода.

  1. «Царевна есть, что не можно глаз отвесть» Знакомство с иллюстрациями Коношевича В. Швайко Г. С. с.107

Программное содержание. Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Н.Кочергина, В.Конашевича, Т.Мавриной; учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; замечать различия в творческой манере двух художников по иллюстрациям к одному и тому же произведению.

Материал. Несколько книг сказок о животных с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачева; сказки «Сивка-бурка», «По щучьему велению» с иллюстрациями Н.Кочергина; ска'зка «По щучьему велению» с иллюстрациями Т. Мавриной; «Сказка о царе Салтане…» с иллюстрациями В.Конашевича.

  1. «Ранняя весна». Казакова

Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги.

Материал. Репродукции картин И. Левитана «Март», И. Грабаря «Февральская лазурь», бумага, краски (акварель), цветные восковые мелки.

Апрель

  1. «Город на реке» (монотипия) Нетрадиционные техники…

Программное содержание. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия; закреплять умение рисовать городской пейзаж, работать с красками и кистями   (всей поверхностью или концом), умение располагать изображение на полосе бумаги, составляя интересную композицию; развивать интерес к рисованию.

Материал. Акварель, кисти, кусочек паралона, ванночка с водой.

  1. «В космосе»

Программное содержание. Закреплять знание о празднике «День космонавтики»; расширять знания о космосе, планетах; развивать воображение, фантазию; самостоятельно придумывать содержание работы; закреплять умение сочетать в работе восковые мелки и акварель, умение смешивать краски для получения новых оттенков.

Материал. Иллюстрации на космическую тему, акварель, восковые мелки.

  1. Знакомство с хохломой (элементы на полосе). Швайко Г.С. с. 147

Программное содержание. Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника

познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием;  учить рисовать на полосе узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды); закреплять технические умения – умело пользоваться кистью; воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материал. Альбом «Золотая хохлома», предметы с росписью, акварель, кисти, полоска бумаги.

  1. Роспись силуэтов хохломой. Швайко Г.С. с. 156

Программное содержание. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).

Материал. У воспитателя миска с хохломским узором или образец ее, нарисованная мелом на доске миска с изогнутой веткой, мел. У детей миски черного цвета, вырезанные из бумаги; краски, гуашь, мягкие кисточки.

Май

  1. «Цветущая весна» Швайко Г.С. с.169

Программное содержание. Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

Материал. У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображен конец весны. У детей заранее тонированные листы бумаги (трава, небо) акварельными красками: небо окрашено голубой краской (дневное) и розово-желтой (утреннее), мягкие кисточки и краски гуашь

среди которых два-три оттенка зеленого цвета.

  1. «Кем я стану» Комарова Т. С. с.170

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие мира, умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки; оценивать работы. 

Материал. Цветные карандаши.

  1. «Моя группа» Лыкова И. А. с.126

Программное содержание. Создавать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизне детей в своей группе; закреплять умение рисовать несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей; развивать чувство композиции; воспитывать дружелюбие.

Материал. Цветные карандаши.

  1. «Поможем Бабушке-Загадушке вспомнить сказки» Комарова Т. С. с.172

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образы сказок и характерные черты полюбившегося героя; закреплять умение рисовать акварельными красками; развивать воображение.

Материал. Иллюстрации сказок, акварель, альбомный лист.

Перспективный план работы по лепке в подготовительной группе

Сентябрь

  1. Лукошко с ягодами и грибами. Комарова Т. С. с.142

Программное содержание. Учить детей лепить корзину, используя прием кругового налепа; закреплять  умение сглаживать места соединения деталей, дополнять образ мелкими деталями.

Материал. Пластилин, доски, стеки, образец.

  1. Чудо-дерево (барельеф). Комарова Т. С. с.169

Программное содержание. Закреплять умение лепить наносить пластилин ровным слоем, разглаживать , стекой наносить узор, накладывать пластилин в соответствии с рисунком; развивать воображение, фантазию.

Материал. Пластилин, доски, стеки.

Октябрь

  1. Дымковская кукла «Птичница» Швайко Г.С.

Программное содержание. Продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол; формировать умения передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни; сделать фигуры кукол выразительными за счет их осанки и деталей одежды; использовать в лепке юбки ленточный способ, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Материал. У воспитателя фигурки разных дымковских кукол — мужские и женские — и их изображения; исходные формы для лепки куклы — три цилиндра разной величины. У детей пластилин, стеки, печатки,

  1. Грибная композиция Комарова Т. С. с.138

Программное содержание. Учить передавать в лепке форму разных грибов, используя прием лепки из целого куска и комбинированным способом; развивать умение составлять композицию,  поддерживать интерес к лепке.

Материал. Пластилин, доски, стеки, образец.

Ноябрь

  1. Утка (по мотивам дымковской росписи) Халезова Н.В. М-86., с.109

Программное содержание. Учить детей изображать предметы  путем вытягивания частей из целого куска; передавать характерную форму туловища – сплющенный овоид; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей; закреплять умение красиво располагать фигуру на подставке, распределять узор.

Материал. Дымковская игрушка, пластилин, стека.

  1. Ветка рябины (барельеф) Комарова Т.С. с.169

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке, воображение, творчество, закреплять умение лепить, наносить пластилин ровным слоем, разглаживать , стекой наносить узор, предлагать  на выбор приемы декорирования образа (рельефные  налепы, прорезывание стекой).

Материал. Пластилин, стеки

Декабрь

  1. Гжельская птица. Швайко Г.С. с.43

Программное содержание. Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы — овоида.

Материал. У воспитателя несколько калининских птиц и их изображения, дымковские птицы (2—3); исходная форма — овоид и два тонких цилиндра разного цвета из пластилина, стека. У детей пластилин, стеки.

  1. Дед Мороз и Снегурочка

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (лепить из целого куска, украшать детали одежды).

Материал. Пластилин, стеки, дощечки.

Январь

  1. Зверушки на новогоднем празднике. Комарова Т.С. с. 108

Программное содержание. Учить детей передавать впечатления от праздника; закрепить умение лепить разнообразных животных; упражнять в использовании разных приемах лепки; развивать память, воображение.

Материал. Пластилин, стеки, дощечки.

  1. Лыжник. Халезова Н.В., Косменская  с. 75

 Программное содержание. Учить детей изображать фигуру человека в движении, отмечая это определенным движением рук, ног; проявлять самостоятельность в изображении общей формы, пропорций, отдельных деталей.

Материал. Пластилин, стеки, дощечки.

Февраль

  1. Пингвиний пляж.

Программное содержание. Формировать умения передавать образ пингвинов в их форме, позе; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы — овоида; стекой прорисовывать или налепом добавлять мелкие детали, для приданию образу выразительности.

Материал. Пластилин, стеки, дощечки.

  1. Мы любим зимние виды спорта. Лыкова И.А. с.114; Комарова

Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к спорту, передавать в лепке любимый вид зимнего спорта (конькобежцы, лыжники, хоккеисты, фигуристы), выделяя характерные особенности каждой фигурки в зависимости от вида спорта.

Материал.  Пластилин, стека.

Март

  1. Животные жарких стран. Комарова Т.С. с.173; Лыкова И.А. с.186; Халезова Н.В., Косменская  с. 70

Программное содержание. Учит детей самостоятельно определять содержание своей работы; закреплять умении лепить животных жарких стран, передавая характерные особенности, форму, пропорции тела и частей.

Материал.  Пластилин, стека.

  1. Сказочная птица. Комарова с. 153

Программное содержание. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки (объемной формы или ее рельефного изображения), сравнивать два способа, находить сходство и различие между ними.

Материал. Глина, стеки, дощечки (поворотный круг).

Апрель

  1. Космическая техника. Казакова

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним, самостоятельно придумывать образ будущего космического корабля; упражнять в применении известных приемов лепки; развивать воображение, фантазию.

Материал. Бумага темно-синяя, краски, кисти.

  1. Декоративная птица (Дымковский индюк) Швайко Г.С.

Программное содержание. Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали — гребень, бородку — лепить налепами; учить для декоративного украшения индюка использовать стеку и печатки

Материал. У воспитателя несколько дымковских птиц — индюк, петух, утка, гусь — и их изображения, картинка с изображением таких же реальных домашних птиц; пластилин; стеки и печатки.

Май

  1. Бабочка (барельеф) Комарова Т.С. с.169

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке, воображение, творчество, закреплять умение лепить, наносить пластилин ровным слоем, разглаживать , стекой наносить узор, предлагать  на выбор приемы декорирования образа (рельефные  налепы, прорезывание стекой).

Материал. Пластилин, стеки.

  1. Лиса и журавль (по сказке). Халезова Н.В. М-86., с.130

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к лепке, учить передавать в лепке образ сказочных персонажей, правильно отображая форму и соотношение частей; закреплять умение самостоятельно выбирать приемы лепки, умение работать стекой.

     Материал. Пластилин, стеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по «Художественно-эстетическому развитию» (Рисование) (старшая)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Авторы: 1. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».2. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 л...

Перспективное лексико-тематическое планирование Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность) в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

Перспективноелексико-тематическоепланированиеХудожественно – эстетическое развитие(рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность)в старшей группе компенсирующей направленнос...

Перспективный план работы (Художественно эстетическое развитие) «Рисование » Вторая группа раннего возраста (2-3 г.) Молодых О.А. Балашов 2018-2019 УЧ. ГОД

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Рисование (Художественно эстетическое развитие).  ДатаТемаПрограммное содержание:Материалы, оборудованиеЛитература...

Перспективный план по художественно - эстетическому развитию (Рисование, Лепка, Аппликация).

Перспективный план по художественно - эстетическому развитию(Рисование, Лепка, Аппликация)....

Перспективное планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка, конструирование) в 1 младшей группе.

Перспективное планирование по изобразительной деятельности в первой  младшей группе по изобразительной деятельности на весь год,по месяцам по рисованию, лепке, конструированию....

Перспективное планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка) (нетрадиционные формы) с 1 -2 лет.

Перспективное плнирование по изобразительной деяттельности художественно - эстетического развития рисование и лепка нетрадиционными методами с 1 -2 лет на весь год и по месяцам....