Проект «Воронежская глиняная игрушка» во второй младшей группе
материал по аппликации, лепке (младшая группа)
На основе изучения видов воронежской игрушки, традиций народных мастеров изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку.
Знаете ли вы, что к настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты! Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т. д. Воронежская игрушка так и не стала промыслом, ее изготовляли мастера гончарного дела одновременно со своей основной работой.
Игрушки делали разные: небольшие куколки, свистульки, животные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrushka.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Воронежская глиняная игрушка» во второй младшей группе
Игрушки из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождали человека. Из предмета культового назначения языческой религии они превратились в современном мире в предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования.
Изучение русской глиняной игрушки началось в конце 19 – начале 20 века. Первые известные игрушки появились примерно 4 тысячи лет назад. Сохранились, в основном, изделия 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др.
Меня интересует народное творчество Воронежского края, поэтому я решила рассказать о воронежской глиняной игрушке, о которой, я думаю, мало кто из ребят слышал, ведь о ней сохранилось не много сведений.
Цель работы:
На основе изучения видов воронежской игрушки, традиций народных мастеров изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку.
Знаете ли вы, что к настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты! Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т. д. Воронежская игрушка так и не стала промыслом, ее изготовляли мастера гончарного дела одновременно со своей основной работой.
Игрушки делали разные: небольшие куколки, свистульки, животные.
Очень интересные воронежские бабы-барыни начала XX в., которые хранятся в коллекции Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге. Они изготовлены из белой глины, имеют средние размеры, высота 15 см, лишены лепного декора и очень сдержанно расписаны штрихами и полосами в два цвета по естественному фону обожжённой глины. Образ этих игрушек олицетворяет кормилицу.
На голове капор с косицами. Так раньше женщины носили головной убор, спрятав щеки. Характерная особенность барыни в её руках: они в виде лапы, которые крепко обнимают детей в одеяльце. Роспись костюма повторяет узор на старинных игрушках.
Еще одна из игрушек - колокольчик «Вождение козы» - рассказывает историю о ряженных в фольклоре Воронежской области. К рогатине прибивали поперечную палку, вешали на неё "бороду", одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, колядовали и собирали подарки.
В настоящее время в Воронежской области мастером изготовления глиняной игрушки является Арефьева Галина Ивановна. В честь нее данный промысел назван Арефьевским потешным.
Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовлению глиняных игрушек. Галина Ивановна основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей.
Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, орнамент на игрушках – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение земли Воронежской области.
Воронежские аниматоры из студии «Телескоп» решили вернуть память о воронежской игрушке в массы, воспроизвести ее характерные особенности в пластилиновой анимации. После обработки пластилин выглядит как глина, из которой лепили традиционные народные игрушки. Таким образом, пластилиновые мультфильмы наполняются ожившей воронежской игрушкой.
Я так заинтересовалась данной темой, что решила самостоятельно изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку! В магазине я купила глину и, подготовив рабочее место, принялась за дело!
Сначала сделала основу в виде конуса, полого внутри. Потом изготовила капор.
Затем сделала ребеночка и приклеила его к телу барыни. Сделала руки, приклеила их к спине так, чтобы спереди они обнимали ребенка.
Палочкой сделала глаза, рот, пальцы рук, украшение на шею, после чего высушила игрушку и раскрасила её. При росписи использовала красный цвет, который является символом красоты, здоровья. Жёлтый цвет обозначает тепло. Узоры на платье символизируют солнце, линии на руках – символ земли.
Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших.
Мы должны помнить и бережно хранить традиции народных мастеров. Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Игры и игрушки" во второй младшей группе
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие с...
Проект " Игрушки" во второй младшей группе "Росинка"
Краткая аннотация :Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками...
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Детские игрушки Великой Отечественной Войны».
Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это резу...
Проект «Русская народная игрушка матрешка» (вторая младшая группа)
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Воронежская глиняная игрушка»
Игрушки из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождали человека. Из предмета культового назначения языческой религии они превратились в современном мире в предмет праздника...
Проект "Мои любимые игрушки" во второй младшей группе
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творче...
Проект «Народные игрушки» во второй младшей группе. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 05.02.24г.-09.02.2024г.
Проект «Народные игрушки» во второй младшей группе. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 05.02.24г.-09.02.2024г....