Программа самообразования
материал (старшая группа)

Калмыкова Яна Юрьевна

Дополнительная образовательная программа для детей  с тяжелыми нарушениями речи группы  № 6 «Буквоешки» для детей  (5 – 7 лет) по теме:

«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalmykova_ya.yu_._programma_samoobrozovaniya.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Родничок»

__________________ О.В. Молоткова

«_____»___________________ 2019 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Дополнительная образовательная программа

для детей  с тяжелыми нарушениями речи

 группы  № 6 «Буквоешки»  

для детей  (5 – 7 лет) по теме:

«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

             Срок реализации дополнительной образовательной программы:

2019-2021 учебный год.

Автор программы:

      Калмыкова Яна Юрьевна

г. Советский

2019 год.

Пояснительная записка.

В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Все образовательные области дополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста ( 5-7лет).

Срок реализации программы - 2 года.

Итогом в реализации программы планируется следующее: выставки детских работ; составление альбома лучших работ.

Актуальность темы:Дошкольный возраст –яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.  

Современная психологияи педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей. Художественная  деятельность  детей  обеспечивает  их  сенсорное  развитие,  формирует мотивационно –потребностнуюсторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».

Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.Одним из универсальных средств является ручной труд.Изготовление поделки –это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать  задание, планировать ход его выполнения.

Содержание программы предполагает развитие творческих способностей, мелкой моторики рук детей, при работе с бумагой и использовании и  других материалов.Рассматриваются различные  методики  выполнения  изделий   с  использованием  самых  разных техник.В  процессе  реализации  программы  формируется  способность  детей  отбирать  нужные средства  для  выполнения  работы,  стремление  достигнуть  положительного  результата, свободное  оперирование  усвоенными  способами,  по-разному  комбинируя  и трансформируя их.  Занятия  направлены на всестороннее развитие детей.  

Помимо  развития  мелкой  моторики  у  детей  развивается пространственное  восприятие, воображение, художественный вкус и  аккуратность.  Ребёнок  учится  сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.

Занятия  интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может  подарить  маме,  друзьям,  использовать  в  игре.  Самореализация  и  чувство удовлетворения  от  полученного  результата  формирует  адекватную  самооценку  у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Цель:  Всестороннее  интеллектуальное  и  эстетическое  развитие  детей, развитие мелкой моторики рук   в  процессе овладения приёмами нетрадиционной аппликации.

Задачи:  

Воспитательные: Воспитывать у детей  интерес к работе с бумагой и другими материалами. Воспитывать у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.  

Развивающие: Развивать речь детей, умение выражать своё отношение к увиденному  или сделанному словами. Обогащать словарь детей специальными терминами.Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение. Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,   обобщение, абстрагирование).Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.

Обучающие: Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы. Обучать детей различным приёмам работы. Формировать у детей умение следовать устным инструкциям. Учить создавать композиции с изделиями  выполненными в различных техниках  работы. Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в  своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам  деятельности (своей и сверстников).

Принципы реализации программы:

Принцип  наглядности.  

Предполагает  широкое  представление  соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности.

Предполагает планирование изучаемого познавательного

материала последовательно ( от простого к сложному).

Принцип  занимательности.

Изучаемый  материал  должен  быть  интересным, увлекательным  для  детей.  Разнообразие  тематики,  разнообразие  художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к

достижению результата.

Принцип  личностно-ориентированного  общения.

В процессе    дети выступают как  активные  исследователи  окружающего  мира  вместе  с  педагогом,  а  не  просто перенимают  его  опыт.  Учёт  индивидуальных  особенностей  детей,  их  желаний  и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях. Уважение  к  творчеству  детей,  использование  детских  работ  в  оформлении  группы,

организация разнообразных выставок.

Методы и приёмы:

Наглядные методы:  

- показ способов действия с инструментами и материалами;

-  обследование  предметов,  образцов,  рассматривание  картин  и  иллюстраций,  несущих

информацию о предметах и явлениях;

- показ способов выполнения работы.

Словесные методы:

- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)

- совместный анализ выполненной работы;

- анализ детских работ самими детьми.

Практические методы:

- упражнение;

- обучение детей приёмам и способам выполнения работы;

- самостоятельное выполнение детьми работы.

Игровые методы:

- сюрпризные моменты;

- игровые ситуации;

- использование пальчиковых игр и упражнений;

- использование динамических упражнений;

- обыгрывание своих поделок.

Форма работы с детьми

Дата

Практические занятия

Количество часов

06.09.2019

Аппликация с обрывнымиэлементами«Грибочки».

1

20.09.2019

Аппликация коллективная из бросового материала  «Осенние цветы».

1

04.10.2019

Аппликация из осеннихлистьев «Осенние картинки».

1

18.10. 2019

Аппликация из раскрашенного пшена«Осенний лес».

1

01.11.2019

Аппликация из фольги «Платье для Золушки».

1

15.11.2019

Аппликация с обрывными элементами «Гроздья рябины».

1

29.11.2019

Аппликация из гофрированногокартона «Часы».

1

13.12.2019

Аппликация с элементами рисования «Домик ДедаМороза».

1

27.12.2019

Аппликация объемная «Елочки-красавицы».

1

10.01.2020

Аппликация ленточная «Веселые ребята».

1

24.01.2020

Аппликация  из природного материала на пластилиновой основе «Волшебный ковер»

1

07.02.2020

Аппликация из шариков из салфеток «Снегирь»

1

21.02.2020

Аппликация из бархатного картона «Дельфины».

1

06.03.2020

Аппликация из пшена «Ветка мимозы»

1

20.03.2020

Аппликация накладная «Солнышко, улыбнись!»

1

03.04.2020

Аппликация из шариков из салфеток «Цыплята».

1

17.04.2020

Аппликация из фольги «Звездочки танцуют».

1

30.04.2020

Аппликация из ткани «Рыбки».

1

15.05.2020

Аппликацию из семян «Лев».

1

29.05.2020

Аппликация из ткани и разных видов бумаги « Сказочная птица».

1

11.09.2020

Обрывочная аппликация «Березка».

1

25.09.2020

Аппликация из фасоли «Виноградная лоза».

1

09.10.2020

Аппликация из бумажных трубочек  «Сказочный домик».

1

23.10.2020

Аппликация из крупы-риса «Иней на деревьях».

1

06.11.2020

Аппликация из различных видов бумаги  « Морозный узор на окне»

1

20.11.2020

Аппликация  из природного материала на пластилиновой основе «Чайная посуда для кукол»

1

04.12.2020

Аппликация из шариков из салфеток, фольги «Дед Мороз».

1

18.12.2020

Коллективная аппликация «Елочка»Квиллинг.

1

08.01.2021

Коллективная аппликация «Зима» Квиллинг.

1

22.01.2021

Аппликация из бумажных трубочек  и салфеток «Зимний лес».

1

05.02.2021

Аппликация из бумажных спиралек « Снегирь на ветке

рябины».

1

19.02.2021

Аппликация «Подарок папе»Квиллинг.

1

05.03.2021

Объемная аппликация «Открытка маме»

1

19.03.2021

Аппликация из макаронных изделий «Рамка для семейного фото».

1

02.04.2021

Объёмная аппликация «Космос».

1

16.04.2021

Коллективная аппликация «Цветы на лужайке». Квиллинг.

1

14.05.2021

Обрывочная аппликация, аппликация из трубочек «Первые листочки на деревьях».

1

28.05.2021

Коллективная аппликация с использованием различных материалов и техник «Картина в подарок родителям»

1

Итого часов

38

Форма работы с педагогами

Дата

Практические занятия

Количество часов

27.09.2019

Подготовка консультации для педагогов.

1

21.10.2019

Мастер мастер-класс для педагогов по теме: «Хохлома».

1

29.11.2019

Консультация для педагогов:  «Возможности аппликации».

1

27.01.2020

Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте

1

18.02.2020

Папка- передвижка: «Нетрадиционные способы для развития мелкой моторики рук ».

1

25.03.2020

Консультация для педагогов:«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации».

1

29.05.2020

Совместное заседание с педагогами по итогам работы.

1

15.09.2020

Подготовка консультации для педагогов.

1

20.10.2020

Консультация для педагогов : «Влияние нетрадиционных

техник аппликациина развитие творческой выразительности детей».

1

17.11.2020

Папка – передвижка : «Методика обучения аппликации в возрастных группах  детского сада ».

1

22.12.2020

Консультация для  педагогов: «Художественное творчество» (аппликация).

1

 16.03.2021

Мастер – класс для педагогов «Пасхальная открытка».

1

19.04.2021

Консультация для педагогов : «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную аппликацию».

1

31.05.2021

Совместное заседание с педагогами по итогам работы.

1

Итого часов

14

Форма работы с родителями

Дата

Количество часов

19.09.2019

Консультация для родителей: «Пальчиками играем – ребенка развиваем».

1

21.10.2019

Оформление папки передвижки: «Ум ребенка на кончиках пальцев».

1

15.11.2019

Консультация для родителей:«Как развивать творческие способности дошкольников».

1

В течение года

Предоставление рекомендаций, индивидуальных

консультаций.

1

17.01.2020

Проведение родительского собрания.

1

03.02.2020

Участие в конкурсе открыток «Защитники родины».

1

02.03.2020

Консультация для родителей «Позвольте ребёнку творить!»

1

17.04.2020

Фотовыставка «Творим вместе с ребенком!»

1

15.05.2020

Выступление на родительском собрании с отчётом о

проделанной работе за учебный год.

1

20.05.2020

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики

через нетрадиционные техники аппликации».

1

25.09.2020

Фотовыставка «Дома мы без дела, не сидим! Режем, клеим и творим».

1

16.10.2020

Папка передвижка : « Аппликация бывает разной».

1

20.11.2020

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники аппликации, как средстворазвития дошкольников».

1

25.12.2020

Мастер класс для родителей «Аппликация в нетрадиционной технике».

1

В течение года

Предоставление рекомендаций, индивидуальных

консультаций.

1

Проведение родительского собрания.

1

14.01.2021

Участие в конкурсе открыток «Защитники родины»

1

08.02.2021

Консультация для родителей: «Нетрадиционная аппликация»

1

04.03.2021

Создание фотоальбома «Наши творения»

1

16.04.2021

Консультация для родителей «Аппликация в детском саду»

1

21.05.2021

Выступление на родительском собрании с отчётом о

проделанной работе за учебный год.

1

Итого часов

21

В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику с целью выявления знаний детей, в результате чего можно определить задачи на будущее, наметить план работы с детьми и в дальнейшем успешно его выполнять.

Формы оценки качества знаний могут быть различные: итоговое занятие, выставка, организация круглого стола с родителями и детьми и т.д.

Список литературы:

1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

2.Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М:. Мозаика – Синтез, 2010. – 304с.

3. Комарова Т.С.  « Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.

4. Комарова Т.С.  « Игра и изобразительное творчество» («Дошкольное педагогика »  № 4 -  2005г. )

5. Давыдова Г.Н. « Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)

6. Ханна Линд « Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)

7. Новикова И.В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду»    (Академия развития, 2011г.)

8. Данилина Т.А. « В мире детских эмоций»  2010г.

7. Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги»                             (М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)

9. Скоролупова О.А.  «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.

В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....

Программа самообразования воспитателя

Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...

Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....