Программа самообразования
материал (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи группы № 6 «Буквоешки» для детей (5 – 7 лет) по теме:
«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalmykova_ya.yu_._programma_samoobrozovaniya.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ д/с «Родничок»
__________________ О.В. Молоткова
«_____»___________________ 2019 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Дополнительная образовательная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи
группы № 6 «Буквоешки»
для детей (5 – 7 лет) по теме:
«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
2019-2021 учебный год.
Автор программы:
Калмыкова Яна Юрьевна
г. Советский
2019 год.
Пояснительная записка.
В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Все образовательные области дополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста ( 5-7лет).
Срок реализации программы - 2 года.
Итогом в реализации программы планируется следующее: выставки детских работ; составление альбома лучших работ.
Актуальность темы:Дошкольный возраст –яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психологияи педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно –потребностнуюсторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.Одним из универсальных средств является ручной труд.Изготовление поделки –это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Содержание программы предполагает развитие творческих способностей, мелкой моторики рук детей, при работе с бумагой и использовании и других материалов.Рассматриваются различные методики выполнения изделий с использованием самых разных техник.В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их. Занятия направлены на всестороннее развитие детей.
Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.
Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.
Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, развитие мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной аппликации.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к работе с бумагой и другими материалами. Воспитывать у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Развивающие: Развивать речь детей, умение выражать своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать словарь детей специальными терминами.Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение. Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.
Обучающие: Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы. Обучать детей различным приёмам работы. Формировать у детей умение следовать устным инструкциям. Учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках работы. Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников).
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности.
Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемого познавательного
материала последовательно ( от простого к сложному).
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к
достижению результата.
Принцип личностно-ориентированного общения.
В процессе дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях. Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы,
организация разнообразных выставок.
Методы и приёмы:
Наглядные методы:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих
информацию о предметах и явлениях;
- показ способов выполнения работы.
Словесные методы:
- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)
- совместный анализ выполненной работы;
- анализ детских работ самими детьми.
Практические методы:
- упражнение;
- обучение детей приёмам и способам выполнения работы;
- самостоятельное выполнение детьми работы.
Игровые методы:
- сюрпризные моменты;
- игровые ситуации;
- использование пальчиковых игр и упражнений;
- использование динамических упражнений;
- обыгрывание своих поделок.
Форма работы с детьми
Дата | Практические занятия | Количество часов |
06.09.2019 | Аппликация с обрывнымиэлементами«Грибочки». | 1 |
20.09.2019 | Аппликация коллективная из бросового материала «Осенние цветы». | 1 |
04.10.2019 | Аппликация из осеннихлистьев «Осенние картинки». | 1 |
18.10. 2019 | Аппликация из раскрашенного пшена«Осенний лес». | 1 |
01.11.2019 | Аппликация из фольги «Платье для Золушки». | 1 |
15.11.2019 | Аппликация с обрывными элементами «Гроздья рябины». | 1 |
29.11.2019 | Аппликация из гофрированногокартона «Часы». | 1 |
13.12.2019 | Аппликация с элементами рисования «Домик ДедаМороза». | 1 |
27.12.2019 | Аппликация объемная «Елочки-красавицы». | 1 |
10.01.2020 | Аппликация ленточная «Веселые ребята». | 1 |
24.01.2020 | Аппликация из природного материала на пластилиновой основе «Волшебный ковер» | 1 |
07.02.2020 | Аппликация из шариков из салфеток «Снегирь» | 1 |
21.02.2020 | Аппликация из бархатного картона «Дельфины». | 1 |
06.03.2020 | Аппликация из пшена «Ветка мимозы» | 1 |
20.03.2020 | Аппликация накладная «Солнышко, улыбнись!» | 1 |
03.04.2020 | Аппликация из шариков из салфеток «Цыплята». | 1 |
17.04.2020 | Аппликация из фольги «Звездочки танцуют». | 1 |
30.04.2020 | Аппликация из ткани «Рыбки». | 1 |
15.05.2020 | Аппликацию из семян «Лев». | 1 |
29.05.2020 | Аппликация из ткани и разных видов бумаги « Сказочная птица». | 1 |
11.09.2020 | Обрывочная аппликация «Березка». | 1 |
25.09.2020 | Аппликация из фасоли «Виноградная лоза». | 1 |
09.10.2020 | Аппликация из бумажных трубочек «Сказочный домик». | 1 |
23.10.2020 | Аппликация из крупы-риса «Иней на деревьях». | 1 |
06.11.2020 | Аппликация из различных видов бумаги « Морозный узор на окне» | 1 |
20.11.2020 | Аппликация из природного материала на пластилиновой основе «Чайная посуда для кукол» | 1 |
04.12.2020 | Аппликация из шариков из салфеток, фольги «Дед Мороз». | 1 |
18.12.2020 | Коллективная аппликация «Елочка»Квиллинг. | 1 |
08.01.2021 | Коллективная аппликация «Зима» Квиллинг. | 1 |
22.01.2021 | Аппликация из бумажных трубочек и салфеток «Зимний лес». | 1 |
05.02.2021 | Аппликация из бумажных спиралек « Снегирь на ветке рябины». | 1 |
19.02.2021 | Аппликация «Подарок папе»Квиллинг. | 1 |
05.03.2021 | Объемная аппликация «Открытка маме» | 1 |
19.03.2021 | Аппликация из макаронных изделий «Рамка для семейного фото». | 1 |
02.04.2021 | Объёмная аппликация «Космос». | 1 |
16.04.2021 | Коллективная аппликация «Цветы на лужайке». Квиллинг. | 1 |
14.05.2021 | Обрывочная аппликация, аппликация из трубочек «Первые листочки на деревьях». | 1 |
28.05.2021 | Коллективная аппликация с использованием различных материалов и техник «Картина в подарок родителям» | 1 |
Итого часов | 38 |
Форма работы с педагогами
Дата | Практические занятия | Количество часов |
27.09.2019 | Подготовка консультации для педагогов. | 1 |
21.10.2019 | Мастер мастер-класс для педагогов по теме: «Хохлома». | 1 |
29.11.2019 | Консультация для педагогов: «Возможности аппликации». | 1 |
27.01.2020 | Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте | 1 |
18.02.2020 | Папка- передвижка: «Нетрадиционные способы для развития мелкой моторики рук ». | 1 |
25.03.2020 | Консультация для педагогов:«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации». | 1 |
29.05.2020 | Совместное заседание с педагогами по итогам работы. | 1 |
15.09.2020 | Подготовка консультации для педагогов. | 1 |
20.10.2020 | Консультация для педагогов : «Влияние нетрадиционных техник аппликациина развитие творческой выразительности детей». | 1 |
17.11.2020 | Папка – передвижка : «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада ». | 1 |
22.12.2020 | Консультация для педагогов: «Художественное творчество» (аппликация). | 1 |
16.03.2021 | Мастер – класс для педагогов «Пасхальная открытка». | 1 |
19.04.2021 | Консультация для педагогов : «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную аппликацию». | 1 |
31.05.2021 | Совместное заседание с педагогами по итогам работы. | 1 |
Итого часов | 14 |
Форма работы с родителями
Дата | Количество часов | |
19.09.2019 | Консультация для родителей: «Пальчиками играем – ребенка развиваем». | 1 |
21.10.2019 | Оформление папки передвижки: «Ум ребенка на кончиках пальцев». | 1 |
15.11.2019 | Консультация для родителей:«Как развивать творческие способности дошкольников». | 1 |
В течение года | Предоставление рекомендаций, индивидуальных консультаций. | 1 |
17.01.2020 | Проведение родительского собрания. | 1 |
03.02.2020 | Участие в конкурсе открыток «Защитники родины». | 1 |
02.03.2020 | Консультация для родителей «Позвольте ребёнку творить!» | 1 |
17.04.2020 | Фотовыставка «Творим вместе с ребенком!» | 1 |
15.05.2020 | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. | 1 |
20.05.2020 | Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации». | 1 |
25.09.2020 | Фотовыставка «Дома мы без дела, не сидим! Режем, клеим и творим». | 1 |
16.10.2020 | Папка передвижка : « Аппликация бывает разной». | 1 |
20.11.2020 | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники аппликации, как средстворазвития дошкольников». | 1 |
25.12.2020 | Мастер класс для родителей «Аппликация в нетрадиционной технике». | 1 |
В течение года | Предоставление рекомендаций, индивидуальных консультаций. | 1 |
Проведение родительского собрания. | 1 | |
14.01.2021 | Участие в конкурсе открыток «Защитники родины» | 1 |
08.02.2021 | Консультация для родителей: «Нетрадиционная аппликация» | 1 |
04.03.2021 | Создание фотоальбома «Наши творения» | 1 |
16.04.2021 | Консультация для родителей «Аппликация в детском саду» | 1 |
21.05.2021 | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. | 1 |
Итого часов | 21 |
В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику с целью выявления знаний детей, в результате чего можно определить задачи на будущее, наметить план работы с детьми и в дальнейшем успешно его выполнять.
Формы оценки качества знаний могут быть различные: итоговое занятие, выставка, организация круглого стола с родителями и детьми и т.д.
Список литературы:
1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
2.Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М:. Мозаика – Синтез, 2010. – 304с.
3. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.
4. Комарова Т.С. « Игра и изобразительное творчество» («Дошкольное педагогика » № 4 - 2005г. )
5. Давыдова Г.Н. « Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)
6. Ханна Линд « Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)
7. Новикова И.В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду» (Академия развития, 2011г.)
8. Данилина Т.А. « В мире детских эмоций» 2010г.
7. Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги» (М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)
9. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.
В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....
Программа самообразования воспитателя
Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....