Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин" | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 922»
Регистрационный номер № 1037739286420 ИНН 7720261048 КПП 772001001
111555, город Москва, улица Молостовых дом 6-а тел. (495) 300-44-81: факс: (495)-300-44-81;
e-mail: 922@edu.mos.ru
_____________________________________________________________________________
Программа работы кружка дополнительного образования «Весёлый пластилин»
с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии
для детей 4-6 лет
на 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Федорова Г. Ю.
Москва
2019
Программа кружка "Веселый пластилин"
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы:
Воспитатель: Федорова Г.Ю.
Срок реализации программы - 1 год.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей 4-6лет. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут.
Занятия планируются по книгам Д.Н. Колдиной «Лепка с детьми 4-5 лет»; И.А. Лыковой «Наши игрушки» (лепка из пластилина) 4-6 лет; И.А. Лыковой «Букашки на лугу» (лепка из пластилина) 4-7 лет; И.А. Лыковой «Космос» (лепка из пластилина) 4-10 лет.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Методы, используемые на занятиях кружка:
Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.
Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.
Ожидаемый результат:
∙ Дети умеют отламывать от большого куска пластилина небольшие кусочки.
∙ Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики.
∙ Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски.
∙ Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху.
∙ Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону.
∙ Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки.
∙ Умеют прищипывать мелкие детали.
∙ Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями.
∙ Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей.
∙ Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне.
∙ Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.
∙ Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.
∙ Знакомы с использованием стеки.
∙ Способны украсить поделку узорами при помощи стеки.
∙ Умеют украшать изделие пластилиновым барельефом.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности
используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
Для работы использовать плотный картон.
Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
№ | Тема | Материалы и способ передачи замысла | Программное содержание |
Октябрь | |||
1 | Неваляшка | Лепка из пластилина | Вспомнить свойства пластилина. Учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Закреплять умение делить брусок пластилина на части с помощью стеки. Формировать умение планировать свою работу. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность |
2 | Матрешка | Лепка из пластилина | Продолжать учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Продолжать закреплять умения делить брусок пластилина на части с помощью стеки. Продолжать развивать чувство формы и пропорций |
3 | Гриб | Налеп из пластилина | Учить скатывать маленькие шарики из пластилина. Расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки |
4 | Солнце в тучах | Налеп из пластилина | Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина. Расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Содействовать пробуждению у детей положительной эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Продолжать развивать умение отгадывать загадки. |
ноябрь | |||
5 | Лицо клоуна | Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала | Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умения детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. |
6 | Корзина с брусникой | Лепка из пластилина | Учить детей лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений. |
7 | Утенок | Лепка из пластилина | Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Учить пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. |
8 | Воробей | Лепка из пластилина с использованием природного материала | Продолжать учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Учить использовать в работе природный материал (перья). Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. |
декабрь | |||
9 | Зайчик | Лепка из пластилина с использованием природного материала | Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений |
10 | Лыжник | Лепка из пластилина с использованием природного материала | Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды. |
11 | Снежинка | Налеп из пластилина | Учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. |
12 | Елочка зеленая | Лепка из пластилина | Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. Развивать умение переключать внимание. |
январь | |||
13 | Цыпленок | Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала | Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать побуждать детей изображать при помощи движений текст стихотворения. Развивать точность и координацию движений. |
14 | Поросенок | Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала | Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев. |
15 | Котенок | Нанесение пластилина на поверхность | Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений. |
февраль | |||
16 | Теремок | Налеп из пластилина | Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа(изображение выступает над плоскостью фона).Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
17 | Железная дорога | Лепка из пластилина (коллективная работа) | Продолжать учить раскатывать столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику пальцев. |
18 | Самолеты | Лепка из пластилина | Продолжать учить раскатывать столбики вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. |
19 | Удав | Лепка из пластилина | Закреплять умения раскатывать из пластилина длинную колбаску, зауженную книзу. Учить украшать изделие барельефом |
март | |||
20 | Аквариум с рыбками | Лепка из пластилина с использованием природного материала (коллективная работа) | Учить сочетать в поделке природный материал с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Развивать умение детей отгадывать загадки. Воспитывать чувство товарищества. |
21 | Цветик-семицветик | Нанесение пластилина | Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. |
22 | Девочка в платье | Лепка из пластилина с использованием природного материала | Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды. |
23 | Пирамида | Лепка из пластилина | Закреплять умения скатывать из пластилина шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части , прижимая их друг к другу. |
апрель | |||
24 | Солнце | Лепка из пластилина с использованием природного материала | Закреплять умение детей лепить шар. Учить создавать новый образ с помощью зубочисток. Упражнять в отгадывании загадок. |
25 | Звездное небо | Растягивание пластилина | Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок. |
26 | Праздничное украшение | Нанесение пластилина | Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки. |
27 | Цветные зонтики | Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала | Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом. Развивать мелкую моторику пальцев. |
май | |||
28 | Лодка с веслами | Лепка из пластилина | Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. |
29 | Салют | Растягивание пластилина | Продолжать учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его по картону. |
30 | Улитка | Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала | Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять детей в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать мелкую моторику пальцев. |
31 | Божья коровка | Лепка из пластилина | Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его между ладоней. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет
Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
программа кружка "Чудеса из пластилина" (пластилинография)
Я разработала свой кружок «Чудеса из пластилина» и хочу познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пласт...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...