Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Федорова Галина Юрьевна

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 922»

Регистрационный номер № 1037739286420 ИНН 7720261048 КПП 772001001

111555, город  Москва, улица Молостовых дом 6-а  тел. (495) 300-44-81: факс: (495)-300-44-81;

e-mail: 922@edu.mos.ru

_____________________________________________________________________________

 Программа работы кружка дополнительного образования «Весёлый пластилин»

с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии

для детей 4-6 лет

на 2019-2020 учебный год

                                                                                 Воспитатель: Федорова Г. Ю.

Москва

2019

Программа кружка "Веселый пластилин"

Пояснительная записка

     Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. 
      Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

      Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

      Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.        

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Разработчик программы:

Воспитатель: Федорова Г.Ю.

Срок реализации программы - 1 год.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,

совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают  навыками и умениями работы с инструментами.

ЦельРазвивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Учить работать на заданном пространстве.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.

Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.

Особенности возрастной группы детей:

Возраст детей 4-6лет. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Форма проведения занятий:

Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут.

  Занятия планируются по книгам Д.Н. Колдиной «Лепка с детьми 4-5 лет»; И.А. Лыковой «Наши игрушки» (лепка из пластилина) 4-6 лет; И.А. Лыковой «Букашки на лугу» (лепка из пластилина) 4-7 лет; И.А. Лыковой «Космос» (лепка из пластилина) 4-10 лет.

    Содержание:

    Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

    Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.).        Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

 Методы, используемые на занятиях кружка:

 Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.

 Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.

 Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.

Ожидаемый результат:

  Дети умеют отламывать от большого куска пластилина небольшие кусочки.

  Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики.

  Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски.

  Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху.

  Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону.

  Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки.

  Умеют прищипывать мелкие детали.

  Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями.

 Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей.

  Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне.

  Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.

  Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.

  Знакомы с использованием стеки.

 Способны украсить поделку узорами при помощи стеки.

  Умеют украшать изделие пластилиновым барельефом.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности        

используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим

рекомендациям:

Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не

заливать кипятком).

Для работы использовать плотный картон.

Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.

На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой

салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и

физкультурные минутки.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Календарно-тематический план кружка дополнительного образования

Тема

Материалы и способ передачи замысла

Программное содержание

                    Октябрь

1

Неваляшка

Лепка из пластилина

Вспомнить свойства пластилина. Учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера.

Закреплять умение делить брусок пластилина на части с

помощью стеки. Формировать умение планировать свою работу.

Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать

любознательность, самостоятельность

2

Матрешка

Лепка из пластилина

Продолжать учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Продолжать закреплять умения делить брусок пластилина на части с помощью стеки.

Продолжать развивать чувство формы и пропорций

3

Гриб

Налеп из пластилина

Учить скатывать маленькие шарики из пластилина.

Расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки

4

Солнце в тучах

Налеп из пластилина

Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина.

Расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Содействовать пробуждению у детей положительной эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Продолжать развивать умение отгадывать загадки.

              ноябрь

5

Лицо клоуна

Лепка из пластилина с

использованием

дополнительного материала

Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умения детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

6

Корзина с брусникой

Лепка из пластилина

Учить детей лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.

7

Утенок

Лепка из пластилина

Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая

расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Учить пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

8

Воробей

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала

Продолжать учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Учить использовать в работе природный материал (перья). Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

                  декабрь

9

Зайчик

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала

Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина.

Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений

10

Лыжник

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала

Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

11

Снежинка

Налеп из пластилина

Учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

12

Елочка зеленая

Лепка из пластилина

Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности.

Упражнять в использовании стеки. Развивать умение

переключать внимание.

                 январь

13

Цыпленок

Лепка из пластилина с

использованием

дополнительного материала

Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать побуждать детей изображать при помощи движений текст стихотворения. Развивать точность и

координацию движений.

14

Поросенок

Лепка из пластилина с

использованием

дополнительного материала

Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их

друг к другу. Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев.

15

Котенок

Нанесение пластилина на

поверхность

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию

движений.

                   февраль

16

Теремок

Налеп из пластилина

Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное

изображение в виде барельефа(изображение выступает над

плоскостью фона).Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.

17

Железная дорога

Лепка из пластилина (коллективная работа)

Продолжать учить раскатывать столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику пальцев.

18

Самолеты

Лепка из пластилина

Продолжать учить раскатывать столбики вперед-назад и

соединять их. Упражнять в использовании стеки. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица.

19

Удав

Лепка из пластилина

Закреплять умения раскатывать из пластилина длинную

колбаску, зауженную книзу. Учить украшать изделие

барельефом

                     март

20

Аквариум с рыбками

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала (коллективная

работа)

Учить сочетать в поделке природный материал с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Развивать умение детей отгадывать загадки. Воспитывать чувство товарищества.

21

Цветик-семицветик

Нанесение пластилина

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем.

Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.

22

Девочка в платье

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала

Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

23

Пирамида

Лепка из пластилина

Закреплять умения скатывать из пластилина шары разных

размеров и расплющивать их между ладоней, располагать

полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части , прижимая их друг к другу.

                апрель

24

Солнце

Лепка из пластилина с

использованием природного

материала

Закреплять умение детей лепить шар. Учить создавать новый образ с помощью зубочисток. Упражнять в отгадывании загадок.

25

Звездное небо

Растягивание пластилина

Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону.

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.

26

Праздничное украшение

Нанесение пластилина

Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи.

Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки.

27

Цветные зонтики

Лепка из пластилина с

использованием

дополнительного материала

Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом. Развивать мелкую моторику пальцев.

                     май

28

Лодка с веслами

Лепка из пластилина

Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края.

Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

29

Салют

Растягивание пластилина

Продолжать учить детей слегка надавливать пальцем на

маленький шарик пластилина и размазывать его по картону.

30

Улитка

Лепка из пластилина с

использованием

дополнительного материала

Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять детей в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать мелкую моторику пальцев.

31

Божья коровка

Лепка из пластилина

Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его между ладоней. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

программа кружка "Чудеса из пластилина" (пластилинография)

Я разработала свой  кружок «Чудеса из пластилина» и  хочу познакомить  детей старшей группы  с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пласт...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...