Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Шубина Марина Андреевна

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и художественно - эстетическому развитию.

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volsh_plastil_novyy.docx199.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» № 6 г. ТОСНО

187000, Ленинградская обл.,  г. Тосно, ул. Чехова, д.1

Тел/факс 8813 61 32287, 8813 61 22857, 8813 61 29928

e-mail mdou6tosno@yandex.ru

Рабочая программа

кружка пластилинографии

«Волшебный пластилин»

для детей старшего дошкольного возраста

Возраст: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

  Воспитатель: Шубина М.А.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с АООП «Детского сада № 6», в соответствии с ФГОС ДО. Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и художественно - эстетическому развитию.

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Конвенцией о правах ребенка».

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены в образовательных областях «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми, на важнейшем научно - дидактическом положении JI.C. Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

 Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. 

Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Таким образом, у детей с нарушением речи происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.

Срок реализации Программы дополнительного образования два года, характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 5 до 7 лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей. Работа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Целью программы является развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Программа определяет содержание и организацию кружковой деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия;

 - Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

   -Совершенствование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

   -Формирование основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

   - Развивать устойчивый интерес к пластилинографии;

   - Развивать мелкую моторику, речь, координацию движения рук, глазомер.

    -Развивать интерес к процессу и результатам работы.

   - Воспитывать чувство взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

2.Содержательный раздел

Примерное комплексно – тематическое планирование 1 год

    п/п

Тема

Цель

Кол-во

часов

1.

Сентябрь

1 занятие

«Овощи на тарелке»

Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина.  Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

1

2.

Сентябрь

2 занятие

«В лес за грибами»

Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.

1

3.

Октябрь

1 занятие

«Астры»

Закреплять умение передавать  характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

1

4.

Октябрь

2 занятие

«Осенний лист»

Закреплять умение передавать  характерные особенности осенних листьев, их цветовую гамму Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца..

1

5.

Ноябрь

1 занятие

«Дымковская -  лошадка»

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта.  Воспитывать самостоятельность.

1

6.

Ноябрь

2 занятие

«Дымковская -лошадка»

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

1

7.

Декабрь

1 занятие

«Снежинка»

Совершенствовать умение передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

1

8.

Декабрь

1 занятие

«Ёлочка»

Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

1

9.

Январь

1 занятие

«Синица»

Расширять представления о способе  создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

1

10.

Январь

2 занятие

«Пингвины

на льдине»

Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

1

11.

Февраль

1 занятие

«Жираф»

Совершенствовать умение передавать образ жирафа. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии.

1

12.

Февраль

2 занятие

«Кораблик»

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии.

1

13.

Март

1 занятие

«Подснежники

 для мамы»

Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии.  Формировать композиционные навыки.

1

14.

Март

2 занятие

«Ваза с цветами»

Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

1

15.

Апрель

1 занятие

«Красивый коврик»

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.

1

16.

Апрель

2занятие

«Укрась тарелку»

Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

1

17.

Май

1занятие

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

1

18.

Май

2 занятие

«Бабочка- красавица»

Формировать умение изображать бабочку с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук.

1

Итого:                                                                                                                 18

 

Примерное комплексно – тематическое планирование 2 год

Тема

Цель

Кол-во

часов

1.

Сентябрь

1 занятие

«Мухомор»

Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение гриба, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску», развивать

мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре листа.

1

2.

2 занятие

«Цветные зонтики»

Продолжать  работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать совершенствовать прием размазывания. Предложить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию.

1

3.

4.

Октябрь

1 и 2 занятие

«Золотая осень»

Уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать осенние деревья, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить

создавать коллективную композицию, развивать творчество.

1

1

5.

Ноябрь

1 занятие

«Медуза»

Расширить представления о морском животном, его особенностях внешнего вида. Закреплять умение отщипывать пластилин, катать шарики, колбаски, учить выкладывать изображение по контуру, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику,

координацию движения рук, глазомер.

1

6.

2 занятие

«Осьминог»

Закреплять умение выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

1

7.

Декабрь

1 занятие

«Снегири на веточках»

Расширить представления детей о зимующих птицах,учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.

Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.

1

8.

2 занятие

«Мастерская деда Мороза»

Побуждать изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

1

9.

 Январь

1 занятие

«Снеговик»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года.

Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

1

10.

2 занятие

«Зимние фантазии»

Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику.

1

11.

 Февраль

1 занятие

«Самолет»

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

Дополнять изображение характерными деталями (окошками-

иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.

1

12.

  2 занятие

«Подарок папе»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику.

1

13.

14.

   Март

1 и 2 занятие

«Подарок маме»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

1

15.

 Апрель

1 занятие

«Пасхальное яйцо»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Побуждать самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.

1

16.

2 занятие

«Звездное небо»

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами, самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

17.

 Май

1 занятие

«Стрекоза»

Закреплять умение изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

1

18.

2 занятие

 «На лугу»

Закрепить умение продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать

навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику.

1

Итого:

18

3.Организациооный раздел.

Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) .

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ.

  1. Подготовительный
  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

  1. Основной
  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя 
  • 3. Итоговый — Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

 Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю по 25 минут, два раза в месяц.

 Материал:

-картон белый и цветной;

-пластилин;

-доска для лепки;

-влажные салфетки;

-стеки;

-бросовый материал.

 Планируемые результаты кружковой работы

  • положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  • повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
  • увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
  • дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Диагностическая карта результатов развития детей

(начало и конец года)

Фамилия, имя

ребенка

Технические

навыки

Проявление

творчества в декоре

Развитие мелкой

моторики

Проявление аккуратности и

трудолюбия

Раскат.

Сплющ.

Размаз.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Программное обеспечение.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. АООП «Детского сада № 6» в соответствии с ФГОС ДО

3. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 2008 г.

4. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.

5. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 2012 г.

6.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

7.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

8.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 2018 г.

9.Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

10.Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности  обучения». -М., Просвещение, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей старшего дошкольного возраста

развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии....