Методическая разработка открытого занятия «СОРОКИ. ЛЕПКА ЖАВОРОНКА»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
ознакомление со старинным обычаем встречи весны на Сороки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soroki_vstrechaem_ptitsdokument_microsoft_word_3.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:- ознакомление со старинным обычаем встречи весны на Сороки.
Задачи: -познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок;
-развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало;
- воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры.
Материал/оборудование: дощечки для лепки, солёное тесто, стеки, бусинки для глаз, образец жаворонка из соленого теста, булочки –жаворонки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема сегодняшнего занятия «Сороки. Лепка жаворонка» .Мы познакомимся еще с одним старинным обычаем встречи весны , слепим жаворонка из соленого теста.
3.Повторение пройденного материала.
- Какое время года наступило?
Весна –это самое красивое время года.Оживает природа: распускаются на деревьях листочки,появляются первые цветы,с юга возвращаются перелетные птицы.
-Скажите, почему говорят-весна-красна.
Весна красна ,значит красивая и все ей рады.
-Когда еще на занятиях мы использовали это слово?( красная горка, красный угол)
-А какой первый месяц весны? Как его в старину называли?(март-протальник)
-Как в старину встречали весну? Каких кукол изготавливали?
- Какие перелетные птицы к нам возвращаются весной? (ласточка, кукушка, грач, жаворонок)
-Какая первая птица к нам прилетает?(жаворонок)
На прошлом занятии мы говорили о перелетных птицах, слушали их голоса давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу»
- Ребята, как вы думаете, о чём поют птицы?
- Правильно, птицы поют о Весне!
4.Объяснение нового материала.
22 марта - день весеннего равноденствия. А на Руси в давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». Считалось, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Праздник в народе получил название «Сороки». Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "жаворонками".(демонстрация булочек-жаворонков)
В день весеннего равноденствия пекли по нескольку десятков "жаворонков". Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись "жаворонки", не подгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье. Печеных птах посылали родным и близким.
Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!" Взрослые кликали весну на пригорках, пели песенки-веснянки.
Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с "жаворонками", печеных птичек съедали, а головки их отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".
Давайте ребята и мы слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала давайте подготовим наши пальчики:
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика
«Ладушки»
Разотру ладошку сильно, (трём ладонь о ладонь)
Каждый пальчик покручу, (тянем левой рукой за каждый пальчик правой руки)
Затем руки я помою (трём ладонь о ладонь)
Пальчик в пальчик я вложу, (замок)
На замочек их закрою,
И тепло поберегу!
А потом….
Выпущу я пальчики! (шевелим пальцами)
Пусть бегают как зайчики.
5. Практическая работа.
-А теперь пора спешить, будем жаворонка мы лепить.
Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила, которые помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а поделка получится аккуратной и красивой.
- Ребята, давайте вспомним какие правила нужно соблюдать при работе со стекой.
1. Клади инструмент в безопасное место.
2. Работай со стекой только на подкладной доске.
3. Будь внимателен! Не порань руку
Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступайте к лепке
Молодцы, ребята, правила мы повторили тесто у нас готово, а теперь в пору жаворонков лепить!
1. Делим тесто на 2 равные части.
2. Из 1 куска катаем толстый валик.
3. Из 2 куска катаем колбаску немного тоньше.
4. Закручиваем колбаску вокруг валика (делаем колечко)
5. С одной стороны валика формируем круглую голову, вытягиваем клюв, из бусинок делаем глаза.
6. С другой стороны валик немного расплющиваем и надрезаем стеком (делаем бахрому)- это хвост.
7. Выкладываем жаворонков на блюдца с русско-народной росписью
- Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны.
6. Итог урока. Рефлексия
- Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?
- С каким народным праздником познакомились?
- Довольны ли вы уроком? Понравилось ли вам занятие? Было ли вам легко?(смайлик с улыбкой)
-Если нет смайлик грустный.
С помощью смайликов выразите свое настроение.
Ну а теперь мне хотелось вас угостить булочками-жаворонками, они не простые в них есть сюрприз-монетка. Кому достанется жаворонок булочка с монетой, того ждет год прожить в достатке. Угощение детей.
Методическая разработка открытого занятия
«СОРОКИ. ЛЕПКА ЖАВОРОНКА»
Подготовила педагог
Купина Анна Юрьевна
с.Купино-2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:конспект НОД по лепке "Курочка Ряба".
Занятие по сказке "Курочка Ряба" в 1-ой младшей группе....
Методическая разработка конспект занятия по лепке " Колобок"
занятие по лепке для 2 младшей группы...
Методическая разработка по изобразительной деятельности (лепка) "Грибочки для ёжика"
Методическая разработка по изобразительной...
Методическая разработка (подготовительная группа) по лепке "Совушка-сова"
Совушка-сова –большая головаЦель занятия:1.Расширять представление детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, использу...
Конспект открытого занятия по лепке «Жаворонки - веснянки» старшая группа
Цель:1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну«жаворонками».2. Учить лепить из теста жаворонка.3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.4. Воспитать любовь ...
Методическая разработка открытого занятия по лепке в 1 младшей группе "Гусеничка"
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: лепка "Гусеничка"...
Методическая разработка открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (Лепка) в младшей группе на тему: "Ромашки"
Методическая разработка коллективного занятия "Ромашки" из пластилина и ватных палочек в младшей группе....