«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством плетения из лыка традиционной и обрядовой куклы»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
1. Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,
изготовленных из лыка.
2. Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении
предметов, материалах, характерных признаках.
3. Обучать детей работе с лыком (скручивание, плетение, выравнивание,
обрезка)
4. Развивать у детей интерес к традиционной игрушке, умение узнавать
знакомые образы (солнышко, птица, конь, барышня, коза и др.), видеть
их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства
выразительности (элементы украшений).
5. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для
оформления детского сада, дома.
6. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа.
7. Развивать мелкую моторику (через завязывания узелков из различных
видов нитей, плетение из лыка, работу с ножницами).
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
9. Приобщать детей к истокам русской народной культуры через потешки,
сказки, поговорки, пословицы.
10. Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями:
рубаха, сарафан или понёва, фартук, душегрея, головной убор;
декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия
народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные
области, Центральная Россия), семейного положения.
11. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской
культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pletenie_iz_lyka-sistema_raboty.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Система работы по теме
«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры посредством плетения
из лыка традиционной и обрядовой куклы»
Воспитатель
Кислякова
Татьяна
Олеговна
Петергоф, 2019
Цель: Познакомить детей с историей страны на примере традиционной и
обрядовой игрушки из лыка, воспитывать интерес к народным промыслам.
Задачи:
1. Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,
изготовленных из лыка.
2. Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении
предметов, материалах, характерных признаках.
3. Обучать детей работе с лыком (скручивание, плетение, выравнивание,
обрезка)
4. Развивать у детей интерес к традиционной игрушке, умение узнавать
знакомые образы (солнышко, птица, конь, барышня, коза и др.), видеть
их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства
выразительности (элементы украшений).
5. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для
оформления детского сада, дома.
6. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа.
7. Развивать мелкую моторику (через завязывания узелков из различных
видов нитей, плетение из лыка, работу с ножницами).
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
9. Приобщать детей к истокам русской народной культуры через потешки,
сказки, поговорки, пословицы.
10. Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями:
рубаха, сарафан или понёва, фартук, душегрея, головной убор;
декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия
народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные
области, Центральная Россия), семейного положения.
11. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской
культуры.
Система работы представляет собой ежемесячное планирование разнообразных форм совместной образовательной деятельности с детьми старшего и подготовительного к школе возраста и организацию самостоятельной деятельности через активное наполнение развивающего образовательного пространства группы. Привлечение родителей воспитанников посредством интерактивных форм работы с использованием образовательного пространства сада (комната быта) и других социальных институтов ( музеи, библиотеки, русская деревня «Шуваловка»).
Приложением к системе работы являются:
- «Книга народной мудрости» - сборник потешек, пословиц, поговорок, сказок, скороговорок
- поэтапное описание работы по плетению из лыка традиционных и обрядовых кукол.
М. | Совместная образовательная деятельность (тема, цель) | Самостоятельная деятельность ( организация развивающей среды) | Работа с родителями |
Работа с кадрами |
10. | «Золотое лыко» Познакомить детей с лыком, его свойствами. | Картинки деревьев (с которых добывают лыко), фотографии, игрушки сделанные из лыка. | Анкетирование. Выявить знания родителей о лыке, о традициях русского быта. Где применяется в быту. | Анкетирование. Выявить знания педагогов о применении лыка, его свойствах. |
11. 12. 1. 2. 3. 4. 5. 10. 11. 12. 1-2 3-4 5. | «Волшебные узелки» Знакомство с различными видами ниток и ленточек изготовленных из разных материалов (шерсть, хлопок, шелк, лен) Развитие мелкой моторики через завязывание узелков, бантиков. «Веничек благополучия» Познакомить детей с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. 18 января – последние святочные гадания. Изготовление подарка для родителей «Веничек благополучия». «Солнышко-колоколнышко» Продолжать расширять представления детей об искусстве лыкоплетения, учить видеть красоту и разнообразие методов украшения сделанных изделий. Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус. «Здравствуй Масленица» Познакомить детей с последним зимним праздником Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен солнцу и завершает зимний период праздников. Коллективное изготовление куклы Масленица. Познакомить детей с русским женским костюмом. «Птичка-невеличка» Познакомить детей с первым весенним народным праздником «Сороки» (прилет птиц). Дать представление о весенних православных праздниках Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Приобщать детей к традиции изготовления «кукушечки» (плетение весенней птички). «Петушок-золотой гребешок и курочка-рябушечка» Приобщать детей к традиции изготовления «курочек». «Ивашка-красная рубашка» Познакомить детей с русским мужским костюмом. Учить различать костюм повседневный и праздничный. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской культуры. Изготовление из лыка куклы «Ивашка». «Неразлучники» Расширять представления детей об искусстве плетения из лыка. Продолжать расширять представления детей о народном костюме. Воспитывать дружеские, уважительные отношения друг к другу. «Коза-дереза всем ребяткам гроза» Продолжать расширять и закреплять знания детей о плетении лыковых кукол. Учить плести козочку по операционным картам. «Счастливого Рождества» (обрядовый веничек). Познакомить детей с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. 18 января – последние святочные гадания. Изготовление подарка для родителей «Веничек благополучия». «Солнечная лошадка» Закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения коня. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе. «Бычок-лыковый бочок» Продолжать закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения бычка. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе. «Козлик золотые рожки» Продолжать закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения козлика. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе. | Чтение сказки «Волшебный клубочек», иллюстрации к сказке, нитки разной структуры и цвета, парик для плетения косичек, ленточки для завязывания бантиков, дидактическая дощечка «Заплети косу» Народные песни: «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Во горнице» (плясовая), «Веники» (шуточная). Разучивание колядок. Рассматривание картин русских художников Н.Пимоненко «Святочное гадание»; К.Брюллов «Гадающая Светлана»;(илл. К повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»; И.Крамской «Святочное гадание». Посещение мини музея (рассматривание старинных веников). И.Левитан «Солнечный день»; иллюстрации с изображением солнышка; пооперационные карты в изо. уголке; чтение сказок из «Книги народной мудрости»: «У солнышка в гостях», «Даша и солнышко»; «От кого пряталось солнышко»; загадки про солнышко; заучивание потешек. Б.Кустодиев «Масленица»; Н.Леонова «Масленица»; А.Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу». Прослушивание музыкальных произведений Н.Римский-Корсаков «Проводы Масленицы»; «Пляска скоморохов»; У.Петрушин «Народные гулянья на Масленой». Разучивание весенних закличек к празднику «Масленица» из «Книги народной мудрости». Иллюстрации, куколки Масленички. Картинки и иллюстрации с изображением русских женских костюмов. Чтение В.Жуковский «Жаворонок». Беседа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»; иллюстрации и изображением птиц; фигурки птиц; наблюдения за птицами на прогулке. Чтение сказок их «книги народной мудрости»; заучивание потешек. В музыкальный уголок внести свистульки птички «Вот так птичка…» (с текстом) Чтение А.Пушкин «Великопостная молитва»; Я Ролонский «Пасхальные вести»; К.Случевский «Воскрес». Беседа по картине П.Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха». Картинки с изображением «писанок». Картинки, иллюстрации с изображением народных мужских костюмов. Внести в уголок театрализации (косоворотки, душегреи, кушачки, головные уборы). Русский костюм, представленный в «музее» детского сада. Картинки, иллюстрации с изображением народных мужских и женских костюмов. В игровой уголок внести иллюстрации с изображением и текстом потешек о дружбе, взаимопомощи: «Птицы сильны крыльями, а люди дружбой»; «Человек без дружбы- что дерево без корня»; «Маленькая дружба лучше большой ссоры». Картинки, иллюстрации с изображением козочки. Сказки про козу из «Книги народной мудрости». «Как коза избушку построила»; «Коза дереза»; «Где коза была?» Потешки: «Козонька рогатая…»; «Ходит по ночам коза…»; «Ходит козочка по лугу…». Внести в игровой уголок фигурки козочек. В изо уголок внести обводки, пооперационные карты. В спортивный уголок внести описание игр: «Два козленка»; «Как козел козу загонял». Народные песни: «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Во горнице» (плясовая), «Веники» (шуточная). Разучивание колядок. Рассматривание картин русских художников Н.Пимоненко «Святочное гадание»; К.Брюллов «Гадающая Светлана»;(илл. К повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»; И.Крамской «Святочное гадание». Посещение мини музея (рассматривание старинных веников). В игровой уголок внести различные фигурки лошадок. Иллюстрации, картинки с изображением лошадок. В книжный уголок сказки, загадки, потешки. «Глупая лошадь»; «Ехал Ваня на коне». В изо уголок внести пооперационные карты для самостоятельного изготовления игрушки; обводки, раскраски. В спортивный уголок внести уздечки для игры «Наездник и лошадь». Внести в игровой уголок различные фигурки бычков, коров. Иллюстрации, картинки с изображением коров и бычков. В книжный уголок сказки, загадки, потешки, скороговорки. В изо уголок обводки, пооперационные карты для самостоятельного изготовления игрушек. Картинки, иллюстрации с изображением козликов. Сказки про козлика из «Книги народной мудрости». «Волк и семеро козлят»; Внести в игровой уголок фигурки козликов. В изо уголок внести обводки, пооперационные карты. В спортивный уголок внести описание игр: «Два козленка»; «Как козел козу загонял». | Консультация: «Хоть и лыковый, да свой». Познакомить с особенностями и свойствами лыка. «Светлое Рождество» Мастер-класс по изготовлению Рождественского сувенира из лыка «Берегиня» Семейная экскурсия в Русскую деревню «Шуваловка». Познакомить с бытом и ремеслами крестьян на деревне. Предложить принять участие в мастер-классе по изготовлению куклы «Масленица». «Людей хулит, а сам лыком шит» Консультация «Малые формы фольклора в речевом развитии старших дошкольников» «Рад бы сердцем, да живот, что лыко. Оформление альбома-передвижки: «Пословицы и поговорки про лыко». «Лыком по парче не шьют» Совместное творчество детей и родителей по созданию книжек-самоделок о лыковых куклах и их нарядах. Пополнение групповой «Книги мудрости» пословицами , поговорками, загадками «Лыко с ремешком не вяжись, порвется» Изготовление игрушек из лыка к Новогоднему празднику. Познакомить родителей с содержанием зимних народных праздников, обрядами гадания, колядования (оформление интерьера, преподнесение детям рождественских подарков). Участие отцов в мастер-классе «Конь-огонь» посвященному «Дню Защитника Отечества». «И лыком шита, да мать, и шелком, да мачеха». Составление сказок и небылиц для книжек самоделок (совместное творчество родителей и детей). Совместная с педагогами и родителями воспитанников экскурсия в русскую деревню «Шуваловка». Посещение традиционной избы, ремесленных мастерских, мини зоопарка. | Консультация: «Не лыком шит» Познакомить с особенностями и свойствами лыка. «Рождественские посиделки» Мастер-класс по изготовлению «Веничек здоровья» «Веселая Масленица» мастер-класс по изготовлению куколок «Масленичек». «Ай, да Пасха» мастер-класс по изготовлению пасхальной игрушки «Курочка». «Я люблю свою лошадку» Мастер-класс по изготовлению лыковой лошадки по пооперационным картам. Совместная с педагогами и родителями воспитанников экскурсия в русскую деревню «Шуваловка». Посещение традиционной избы, ремесленных мастерских, мини зоопарка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе «Кукла оберег».
Изготовление народной тряпичной куклы «Пеленашка»...
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры» для детей группы комбинированной направленности (6-7лет)
laquo;Приобщение детей к истокам русской культуры»...