Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклора, русских народных игр, драматизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_usnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства»
(Средний возраст)
Разработчик проекта: воспитатель: Зосим С. Л.
2018год
г. Усинск
СОДЕРЖАНИЕ
П/№ | Содержание | Страница |
1. | Актуальность проекта | 3 |
2. | Цель и задачи проекта | 4 |
3. | Ожидаемые результаты | 5 |
4. | План работы. | 6 - 7 |
5. | Список литературы. | 8 |
1. Актуальность проекта.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
2. Цель:
развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклора, русских народных игр, драматизации
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству и искусству.
3. Ожидаемые результаты.
Содержание | Пояснения |
Название проекта | «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре |
Масштаб | Короткосрочный |
Организатор Куратор проекта | Зосим С. Л.- воспитатель; Русакова Т. В. |
Участники проекта | Дети, родители |
Ожидаемые результаты | В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам, культуре и искусству, если для него свой родной язык и культура – чужды. В проекте примут участие 9 детей и 2 взрослых. Будет раскрыто знание детьми русских народных сказок, пословиц, колыбельных. Умение применить фольклорный материал в повседневной жизни. Умение играть в русские народные подвижные игры. |
4. План работы.
Направления работы | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
Работа с воспитанниками | 1. Использование в ОД русских народных подвижных игр, частушек, колыбельных, народных костюмов, хороводных игр. 2. Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа; 3. Знакомство и исполнение русских народных песенок: «Колыбельная», «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы, гуси». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: «Сорока-сорока» - русск.нар прибаутка; 5. Разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества: «Русские потешки», «Жихарка». 6. Проведение русских народных подвижных игр: «Муха», «Капуста», «Гуси-лебеди», «У дядюшки Трифона», «У медведя во бору». 7. Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обр. А. Толстого, «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр.М. Булатова. 8. Дидактические игры: «Узнай потешку», «Угадай из какой сказки герой», «Собери сказку» 9. Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов 10. Выставка детских книг по мотивам русского народного творчества.
| В течении недели. В течение недели. В течение недели В течение недели. В течение недели В течение недели. В течение недели. В течение недели. В течение недели. В течение недели. |
Сотрудничество с родителями | 1. Анкетирование «Что знает Ваш ребёнок об устном народном творчестве?» 2.Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций» 3. Мастер-класс по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. 4. Развличение с родителями и детьми на тему: «Русские посиделки». | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 |
Сотрудничество с педагогами | 1.Консультация «Использование фольклора в работе с детьми». 2. Беседы с педагогами (обращение к накопленному опыту по данной теме). | Приложение 4 |
Методическое сопровождение | 1.Составление картотеки считалок с элементами русского фольклора. 2. Подготовка практического материала для мероприятий. | Приложение 5 Приложение 6 |
4. Используемая литература интернет-ресурсы.
1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик». Петрозаводск, 2015г.
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,2016 3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 2015. №9.
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 2014№9.
5. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...
статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»
Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...
Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...
Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»
Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...
Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...