Технологическая карта и презентация к занятию "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Технологическая карта
«Дымковская игрушка»
Тема: «Дымковская игрушка».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр: музыкальный руководитель.
Учебно-методический комплект:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 51.87 КБ |
dymkovskaya_igrushka.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
- развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
- обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
- Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Обратить внимание на нерешительность Вики в выборе партнёра для совместной деятельности;
- Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и Ангелины;
- Предложить Маше и Алёне выбрать стихи для предварительного заучивания;
- Поручить Диме и Карине контроль за правильностью выводов при сравнении элементов росписи дымковской игрушки.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально - отзывчивый | чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ход деятельности:
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап Организационный -ситуативный разговор -загадка | Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам здоровья! В слове этом — мудрость, доброта, Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? Тогда выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили? Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? - Весёлая белая глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают Шкатулку Мастеров) | Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает и корректирует выбор детей Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность | Приветствуют друг друга и гостей Выбор удобного места для творчества Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку | Решают проблемную ситуацию. выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументировать | |
-презентация | Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. | Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают. | 1.Обогащает знаниевый опыт. 2.Проявляет интерес к народной игрушке. |
-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания | Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент | 1.Определяет музыкальные инструменты. 2.Знает названия русских народных музыкальных инструментов | |
-музыкальная игра | Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение | Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстрируют положительные эмоции | 1.Умение выбивать ритм. 2.Получение в процессе игры положительных эмоций. 3.Обеспечена потребность детей в движении. | |
- подвижная игра «Найди игрушку» (с музыкальным сопровождением) | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми | Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность | 1. Умение слушать, выполнять выбранные правила. 2. Умение ориентироваться в пространстве. 3. Реализована потребность детей в общении | |
-продуктивная деятельность | Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны –силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | 1. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; 2. Умение подбирать необходимые материалы для работы; 3. Умение делать логический вывод; 4. Умение следовать правилам | |
3 этап Итог творческой деятельности | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. *(Выставка, ярмарка, подарок-предложения детей) | 1. Умение оценивать результат своей деятельности; 2. Умение выражать чувства; 3. Умение делать выводы; 4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. | |
-чтение стихов о дымковских игрушках *(возможно на ярмарке, организованной детьми для родителей) | 1. Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. 2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. 3. Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива, Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. 4. Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень.
5. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. В Дымкове, за Вяткою рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал индюка- распушенные бока, У кого-то глина стала вдруг павлином. Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей. Мастера и мастерицы появились на селе. | Приглашает к чтению стихов | Слушают, читают стихи | Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям. |
-исполнение русской народной песни (социальный партнёр – музыкальный руководитель) | *возможно исполнение песни «Ярмарка», либо другая (по выбору детей) | Выбирают песню, партнёра (если необходимо), сочетают движение в с музыкой самостоятельно | 1. Имеют чувство ритма и мелодики музыки; 2. Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению 3.Обогащение тактильного опыта |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают , используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области , подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО
Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...
Технологическая карта. Тема: Знакомство с дымковской игрушкой.
Технологическая карта №организации совместной деятельности с детьмиФорма организации: подгрупповая.Тема:Знакомство с дымковской игрушкой.Цель:активизация речевой деятельности посредством развития мелк...
Технологическая карта занятие №2 по теме «Игрушки. Фразы»
Цели: 1. Закрепить словарь по теме. 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить строить фразу...
Технологическая карта по изобразительной деятельности "Веселые игрушки" (по мотивам дымковской росписи)
Представляю занятие по изобразительной деятельности в старшей группе....
Технологическая карта Направление: познавательное развитие. Тема: Игрушки.
Целевые ориентиры: стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знает названия окружающих предметов и игрушек, понимает речь взрослых, может обращат...
Технологическая карта занятия по развитию речи " игрушка, описательный рассказ с опорой на схему"
Технологическая карта занятия для старшей группы ...
Технологическая карта занятия по развитию речи " игрушка, описательный рассказ с опорой на схему"
Технологическая карта занятия для старшей группы ...