Технологическая карта по изобразительной деятельности "Веселые игрушки" (по мотивам дымковской росписи)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Представляю занятие по изобразительной деятельности в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti_veselye_igrushki.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»)
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующей
О.В.Петрова__________
Технологическая карта занятия.
Тема: «Веселые игрушки (по мотивам дымковской росписи)».
Выполнил:
воспитатель Девятловская Н.А.,
первая квалификационная категория
ФИО педагога: Девятловская Наталья Анатольевна
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие».
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тема занятия: «Веселые игрушки (по мотивам дымковской росписи)».
Возрастная группа: старшая.
Цель занятия: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая нужный цвет при составлении узора.
Задачи занятия:
образовательные:
-продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);
-закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии);
-упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
воспитательные:
-воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству;
-вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
развивающие:
-формировать интерес к рисованию;
-развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, фантазию, моторику руки;
-умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Словарная работа: Дымково, дымковские, лошадь.
Детская цель: украсить силуэты игрушек (лошадей) элементами дымковской росписи, работая по образцу.
Планируемые результаты занятия:
-дети продолжат знакомство с историей создания и элементами орнамента дымковской игрушки;
-дети украсят силуэты игрушек элементами дымковской росписи.
Подготовительная работа: рассматривание картинок с изделиями декоративно-прикладного искусства «Дымковские игрушки»; беседа «Что вы знаете о дымковской игрушке?»; беседа об особенностях узора, композиции, цветосочетании; рисование отдельных элементов дымковской росписи.
Материалы и оборудование: картинки дымковских игрушек для демонстрации, картины село Дымково, альбомные листы с силуэтами лошадей, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап (2 мин) | Создание у детей положительного эмоционального настроя и направленного внимания на предстоящую деятельность. Мотивация деятельности. Выбор эффективного способа концентрации внимания. | 1.Ситуативный разговор: (психологический настрой) -Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. -Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. 2. Ситуативный разговор: -Сегодня я приглашаю вас на выставку дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных рисунков с игрушками. Давайте их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? -А теперь, ребята, садитесь на свои места, а я вам расскажу, почему же они так называются? | Словесный: рассказ, ситуативный разговор, ответы на вопросы. Демонстрация наглядных пособий: картинки «Дымковские игрушки». | Дети повторяют за воспитателем слова настроя, стоя в кругу, улыбаются друг другу. Слушают, отвечают на вопросы. Дети рассаживаются на свои места за рабочие столы. | Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки Проявят готовность слушать. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап знакомства с историей создания дымковской игрушки (5 мин) | 1.Рассказ воспитателя: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки | Наглядный: демонстрация картин Дымковской | Слушают рассказ воспитателя, рассматривают картинки. | Дети проявят интерес и готовность познакомиться с | |
| стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители в том селе были весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А делали (лепили) они их из красной глины, и высушивали в печке - чтобы глина быстрее сохла и была прочная (крепкая). А потом игрушки белили или красили белой краской, разводили мел в молоке, а потом принимались расписывать разноцветными красками. Это, ребята, самый интересный и увлекательный процесс, ведь во время росписи игрушка оживает и превращается в руках художника в настоящую. Я думаю, вы тоже проникнитесь этим волшебством. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать. Весёлые игрушки продавали в разных городах. и деревнях. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Воспитатель: Давайте ребята произнесем это слово вместе «Дымковские»
встречать. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. -Давайте вместе произнесем это слово «Дымковские». 44.Чтение художественной литературы: -Ребята, послушайте внимательно стихотворение: Лепили там из глины Игрушки непростые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки Кружочки, клеточки, полоски Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. -А какого цвета бывают дымковские игрушки? Правильно, всегда только белые. -А какие узоры на дымковских игрушках? Да, ребята, это прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка. Молодцы, вы все элементы назвали правильно. -Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию (прорисовываем в воздухе пальчиком). -Какие цвета использовали художники при раскрашивании игрушек? 5. Создание ситуации неожиданности - Ребята, а вы слышите, к нам в дверь группы кто-то постучал? Пойду посмотрю, кто это. -Смотрите, а нам кто-то письмо оставил под дверью. Давайте откроем и посмотрим, что в нем, прочитаем письмо. Воспитатель читает: -Дорогие, милые дети! Вам пишут мастера из села Дымково. Мы получили очень большой заказ расписать игрушки- лошадки в детский сад для маленьких детишек, но мы не успеваем это сделать в срок. Помогите нам это сделать. Направляем вам силуэты игрушек и благодарим за помощь. Всегда любящие вас мастера дымковской игрушки» -Ребята, поможем мастерам расписать дымковских лошадок? Воспитатель раздает белые альбомные листы с силуэтами лошадок. -Но прежде чем приступить к росписи, мы отдохнем и сделаем физкультминутку. Давайте встанем в круг. Повторяйте за мной. Воспитатель проводит динамическую паузу: Кони гуляют гурьбой на лугу (дети шагают на месте), Я всех коней перечислить могу (высоко поднимая колени) Черный как уголь, белый как снег, Рыжий как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой, Конь шоколадный, совсем молодой (загибают пальцы по очереди). -Садитесь, ребята, поудобнее. Итак, начинаем нашу работу. | слободы. Словесный: рассказ. Словесный: чтение. Рассматривание наглядных пособий и схемы. Словесный: ответы. Игровой: создание сюрпризного момента. Словесный: чтение, ответы на вопросы. Наглядный: показ Практический: выполнение упражнений. | Дети произносят все вместе за воспитателем слово «Дымковские». Слушают стихотворение. Дети рассматривают картинки и схему орнамента; отвечают на вопросы. Дети рисуют в воздухе элементы росписи. Дети называют основные цвета: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые. Дети слышат стук в дверь. Дети слушают чтение письма, отвечают на вопросы, соглашаются помочь мастерам. Выполняют динамические упражнения по показу. | историей села. Дети запомнят название игрушек. Дети проявят интерес к чтению художественного произведения. Дети проявят интерес к рассматриванию изделий декоративно- прикладного искусства. Дети запомнят, как рисовать элементы орнамента дымковской игрушки, какие цвета используют художники. Дети проявят интерес и внимательность к происходящему. Проявят уважение, сочувствие и желание помочь мастерам. Дети снимут мышечную усталость. | ||
2.2 2.3 | Этап подготовки к выполнению рисунков (5мин). Этап выполнения рисунков (10 мин) | А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. -Давайте ребята произнесем это слово вместе «Дымковские». 2. Рассматривание дымковских игрушек. -Ребята, внимательно посмотрите на нашу выставку и скажите, а какого цвета бывают дымковские игрушки? -Правильно, всегда только белые. -А какие узоры вы видите на дымковских игрушках? -Молодцы, правильно назвали все элементы. Это прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка. - Сейчас я предлагаю вам в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию. -Скажите, а какие цвета используют дымковские художники в своей работе? (Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые). 3. Чтение художественной литературы. -А сейчас внимательно послушайте стихотворение про дымковские игрушки: Лепили там из глины Игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки Кружочки, клеточки, полоски - Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. 4. Создание сюрпризного момента. -Ребята, а вы слышите, кто-то стучит в дверь нашей группы. Пойду, посмотрю кто это. Смотрите, а нам письмо оставили под дверью. Давайте его откроем и прочитаем. Читает: «Милые, дорогие ребята. У нас очень много работы и мы не успеваем в срок расписать игрушки для детей ясельной группы. Помогите нам , пожалуйста, расписать игрушки- лошадки. Спасибо большое за вашу помощь. Мастера села Дымково». -В письме, ребята, они нам силуэты лошадок прислали. -Поможем мастерам расписать дымковских лошадок? Слушает ответы детей, раздает белые альбомные листы с контурами лошадок. 5. Проводит динамическую паузу. -Но прежде чем приступить к росписи, мы отдохнем и сделаем физкультминутку. «Кони гуляют гурьбой на лугу (дети шагают на месте), Я всех коней перечислить могу (высоко поднимая колени) Черный как уголь, белый как снег (загибают пальцы по очереди) Рыжий как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой, Конь шоколадный, совсем молодой. -Ребята, а кто такие кони, что вы о них знаете? Слушает ответы детей, дополняет и обобщает. 1. Рассказ воспитателя: -Садитесь, ребята, поудобнее, начинаем работу. Мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. -Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. -Какой краской мы пользуемся? -Правильно, глаза рисуем чёрной краской, тонкой части кисти, используя приём "тычка". | Словесный: ответы на вопросы. Наглядный: рассматривание демонстрация картин с изображением игрушек. Наглядный: показ. Словесный: чтение. Игровой: сюрпризный момент. Словесный: чтение. Наглядный: показ Практический: выполнение упражнений. Словесный: рассказы детей. Словесный: рассказ, пояснение. Наглядный: показ. | Дети вместе с воспитателем произносят слово «дымковские». Рассматривают представленные на выставке, игрушки и отвечают на вопросы. Рисуют линии в воздухе указательным пальчиком по показу. Слушают рассказ. Дети активизируют свое внимание на сложившейся ситуации, слушают чтение письма. Выполняют динамические упражнения по показу. Рассказывают, что за животное кони. Дети смотрят, слушают. | Запомнят слово «дымковские». Дети проявят интерес и готовность продолжить знакомство с дымковской игрушкой. Запомнят орнамент дымковских игрушек, цвета орнамента. Дети проявят интерес к художественной литературе. Дети проявят интерес и заинтересованность в изучении темы. Дети снимут мышечную усталость, подготовят ручки для работы с кистью. Закрепят знание о домашнем животном, его строение, его образе жизни, питании, детенышах. Сконцентрируют внимание на работе. | |
-Что ещё мы нарисуем чёрной краской? -Правильно, ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву? - Да, можно использовать коричневую краску. - А чем вы украсите своего коня? - Молодцы, мы нарисуем разные колечки- синим цветом, кружочки- красным, точки- желтым. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощь. - Заканчивайте, ребята, свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим на ваших лошадок. | ||||||
3. | Заключительный этап (3 мин) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. Установка на последующую деятельность. | 1. Проводит ситуативный разговор: -Итак, подведем итог нашей работе. Посмотрите внимательно на выставленные перед вами работы. -Ребята, а давайте выберем самых нарядных лошадок? Почему вы сделали такой выбор? -Давайте повторим: 1. О чем мы с вами беседовали? 2. Из какого материала делают игрушки? 3. Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек? 4. Вам нравятся ваши игрушки? 5. Чему вы научились на сегодняшнем занятии, пригодятся ли вам эти знания? Как вы думаете? 2. Дает установку на последующую деятельность: в следующий раз: -Ребята, мы продолжим знакомство с дымковской игрушкой, у нас будут еще занятия по Дымке, на которых мы с вами закрепим выполнение орнамента на других игрушках. -Все молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено. Всем спасибо за работу. | Словесный: ответы на вопросы, рассуждения, обобщение. | Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности. | Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности, установят практическую значимость полученных знаний и опыта, закрепят полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности по декоративному рисованию. Нарядные игрушки (по мотивам дымковской росписи).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...
Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».
Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности. Рисование по мотивам дымковской росписи.
В занятии воспитатель старается развить у детей творческие способности, знакомит ребят с дымковской игрушкой, закрепляет навыки рисования основных элементов росписи....
НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Роспись тройки для Деда Мороза (по мотивам дымковской росписи)»
НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Роспись тройки для Деда Мороза (по мотивам дымковской росписи)»...
Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие». средняя группа Тема: «Музей дымковской игрушки» (по мотивам дымковских росписей).
Конспект занятия "Музей дымковской игрушки"....
Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " По мотивам дымковской росписи".
Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " По мотивам дымковской росписи" помогает воспитат...