Программа кружковой деятельности "Тили-тили тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Юдина Ольга Владимировна

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Занятия по тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tili-tili_testo.docx65.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская школа № 30 имени Героя России Александра Галле» - структурное подразделение детский сад «Лесовичок»

Кружок

«Тили-тили тесто»

                                                           Разработали  воспитатели  средней группы:

                                                           Юдина Ольга Владимировна

                                                           Корнилова Елена Юрьевна

                                                           

2016г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Методы
  5. Сроки и участники реализации программы
  6. Тематическое планирование (средняя группа)
  7. Тематическое планирование (старшая группа)
  8. Тематическое планирование (подготовительная к школе группа)
  9. Ожидаемые результаты

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Пояснительная записка

   Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития моторики рук. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – “ Тили-тили тесто ”.

 Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

  Занятия по тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Задачи программы.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать координацию движения рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Образовательные:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– учить использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

–воспитывать желание у ребёнка найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями.

Методы:

1.Словесный метод:

-  беседа, рассказ;

-  объяснение, пояснение;

-  вопросы;

-  словесная инструкция;

2.Наглядный:

- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные

изделия);

- показ выполнения работы (частичный, полностью);

- работа по технологическим картам.

3.Практический

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц:

- по 20 минут в средней группе;

          - по 25 минут в старшей и подготовительной к школе группе.

 В реализации программы участвуют дети с 4-7 лет и родители группы.

Тематическое планирование (средняя группа)

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Король Соленое Тесто приглашает друзей

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Инструменты для тестопластики, иллюстрации работ из солёного теста, кусок теста на каждого ребёнка.

2

Вкусное печенье

Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Кусок теста на каждого ребёнка, доска, стека, пуговицы, салфетка, формочки.

Октябрь

1

Улитка, улитка, выпусти рога.

Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рога).

Подставки под готовые работы, сол.тесто, вода, стеки, салфетка для рук,досточки,

 опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка.

2

Улитка, улитка, выпусти рога.

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки,опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением улитки или улитка – игрушка

Ноябрь

1

Овощи и фрукты

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы,муляжи овощей и фруктов.

2

Овощи и фрукты

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки,иллюстрация и муляжи с изображением овощей и фруктов

Декабрь

1

Ёлочные украшения

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, нитки, тесёмки, печатки, штампы, новогодние игрушки.

2

Ёлочные украшения

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения; продолжать учить держать кисть выше железной окантовки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки,новогодние игрушки.

Январь

1

Город снеговиков (коллективная работа)

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.

Комок теста на каждого ребёнка(не цветной), маленькие кусочки теста: оранжевого (для морковки), синего(для пуговиц)цветов,досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, зубочистки, маленькие крышки.

2

Пирамидки для малышей.

Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде конуса или шара. Развивать чувство формы, величины.

Цветное солёное тесто,досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, зубочистки, Игрушка пирамидка.

Февраль

1

Картина для пап «Корабли плывут по морю»

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; развивать мелкую моторику рук.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки,картон, иллюстрация корабля.

2

Картина для пап «Корабли плывут по морю»

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА, картон.

Март

1

Букет в вазочке (подарок мамам)

Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Комки цветного теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

2

Декоративная тарелка

Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами.

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук.

Апрель

1

Декоративная тарелка

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения; продолжать учить держать кисть выше железной окантовки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки,

2

Лепка пасхальных яиц

Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц.

Комки цветного теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

Май

1

Черепаха

Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом, уметь применять имеющийся личный опыт. Воспитывать бережное отношение к живым существам

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук.

2

Черепаха

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

Тематическое планирование (старшая группа)

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Хлебушек душистый,

теплый, золотистый

Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Иллюстрации хлебобулочных изделий.

2

Овощи и фрукты

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Муляжи фруктов и овощей

Октябрь

1

Морская черепашка

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Иллюстрации морской черепахи.

2

Морская черепашка

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, иллюстрации морской черепахи.

Ноябрь

1

Праздничные торты

Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, иллюстрации тортов.

2

Праздничные торты

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки.

Декабрь

1

Снегурочка у новогодней ёлки

Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза и Снегурочки. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

2

Снегурочка у новогодней ёлки

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения; продолжать учить держать кисть выше железной окантовки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки.

Январь

1

Рождественский венок

Учить детей лепить плетеный венок: раскатывать две одинаковые по длине колбаски и перевивать их, осторожно перекладывая колбаски одну на другую. Учить соединять венок, срезав концы колбасок по косой, смочив концы водой и прижимая их друг к другу. Предложить детям украсить свои изделия с помощью подручных средств и природного материала.

Комок теста на каждого ребёнка(зелёный),досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

2

Карандашница

(в подарок папам)

Инициировать творческое проявление детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы.

Комок теста на каждого ребёнка, баночка на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, картон.

Февраль

1

Карандашница

(в подарок папам)

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

.Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

2

Декоративная решетка с цветами (подарок мамам)

Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Комки теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

Март

1

Декоративная решетка с цветами (подарок мамам)

Продолжить формировать технические умения и навыки раскрашивания изделий из соленого теста.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

2

Зайчик

Познакомить детей с несколькими приёмами лепки зайца. Вызвать желание отразить образы зайца в лепке. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного. Воспитывать любовь к животным.

Солёное тесто, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, зубочистки.

Апрель

1

Космические корабли

Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию.

Комок теста на каждого ребёнка, баночка на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, картон, иллюстрация космического корабля.

2

Космические корабли

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

Май

1

Бабочка и пчелка

Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа.

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук, пуговицы, бисер.

2

Бабочка и пчелка

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

Тематическое планирование (подготовительная к школе группа)

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

«Калачи из печи»

Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.;

Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Иллюстрации хлебобулочных изделий.

2

Фруктовый натюрморт

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности фруктов на картине.

Готовое солёное тесто, вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Муляжи фруктов, иллюстрации натюрмортов.

Октябрь

1

Фруктовый натюрморт

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, иллюстрации натюрмортов.

2

Корзинка с грибами

Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, корзина с грибами.

Ноябрь

1

Деревья (берёза, тополь, ель)

Учить детей лепить деревья (на выбор), передавая характерные особенности каждого. Тополь : ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковки Частичный показ способов выполнения, присоединения деталей. 

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, иллюстрации деревьев.

2

«Девочка в шубке»

Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

Декабрь

1

Дед Мороз

Закреплять умение раскатывать тесто по конусу. Слегка сужая конец для рук.

Показать способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки.

Комок теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

2

Дед Мороз

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения; продолжать учить держать кисть выше железной окантовки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки.

Январь

1

Пингвины на льдине

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

Комок теста на каждого ребёнка,досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы.

2

Пингвины на льдине

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения; продолжать учить держать кисть выше железной окантовки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки.

Февраль

1

Подарок папе

 (рамка для фотографии)

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Цветные комки теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, печатки, трубочки.

2

Шкатулка для мамы

Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки.

Комки теста на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, скалка.

Март

1

Шкатулка для мамы

Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Высушенные готовые изделия, стеки, трубочки, печати.

2

Украшения

( бусы, браслеты)

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.

Комок теста на каждого ребёнка, баночка на каждого ребёнка, досточки, салфетки, вода, стеки, картон, иллюстрация, палочки.

Апрель

1

Украшения

( бусы, браслеты)

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, нити.

2

Бабочка

Закрепить умение детей работать с шаблоном;совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки.

Цветное тесто, досточки, салфетки, вода, кисти, шаблоны, печати, трубочки, пуговицы.

Май

1

Лето в ладошке

Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе.

Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук, пуговицы, бисер.

2

Лето в ладошке

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, клей ПВА.

Ожидаемые результаты.

Должны знать и уметь:

Средняя группа:

1.        скатывание прямыми движениями;

2.        скатывание круговыми движениями;

3.        расплющивание;

4.        соединение в виде кольца;

5.        защипывание  края формы;

6.        лепка из нескольких частей;

7.        пропорции;

8.        оттягивание части от основной формы;

9.        сглаживание поверхности формы;

10.        присоединение  части;

11.        прижимание;

12.        примазывание;

13.        вдавливание для получения полой формы;

14.        использование стеки.

Старшая  группа:

1.        лепка с натуры;

2.        лепка по представлению;

3.        лепка из целого куска;

4.        сглаживание поверхности формы;

5.        устойчивость изделия;

6.        выразительность образа;

7.        динамика движения;

8.        лепка из нескольких частей;

9.        пропорции;

10.        роспись;

11.        налепы;

12.        углубленный рельеф;

13.        использование стеки.

Подготовительная группа:

1.        лепка с натуры;

2.        лепка по представлению;

3.        динамика движения;

4.        выразительность образа;

5.        лепка скульптуры из 2-3 предметов;

6.        поза;

7.        пропорции;

8.        разные способы лепки;

9.        сплющивание;

10.        защипывание, соединение краев теста;

11.        оттягивание;

12.        сглаживание;

13.        вдавливание;

14.        прижимание;

15.        примазывание;

16.        раскатывание;

17.        мелкие налепы;

18.        устойчивость;

19.        рельеф;

20.        роспись;

21.        использование стеки.

Список используемой         литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.

2. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.

4. Зимина Н.В., Шедевры из солёного теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 192с.

Приложение 1

Правила

1.        перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);

2.        соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;

3.        ни в коем случае не бери тесто в рот;

4.        соленое тесто есть нельзя;

5.        не облизывай пальцы;

6.        не три грязными руками глаза;

7.        аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;

8.        после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.  

Приложение 2

Рецепты соленого теста

•        2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г

•        2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера

•        2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 80 г воды

•        1 ½ стакана пшеничной муки,  ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 г воды

•        3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды

•        3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. Ложки растительного масла, 1 стакан воды

Приложение 3

Рекомендации

•        При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.

•        Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.

•        Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.

•        Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.

•        Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.

•        Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.

•        Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.

•        Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.

•        Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.

•        Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.

Приложение 4

Правила при работе с кистью

•        Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;

•        Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;

•        Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;

•        Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;

•        Не оставляй кисточку в воде;

•        После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;

•        Хранить кисточки в банке ворсом вверх.

Приложение 5

Лепка основных элементов

Шарик

Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, с верху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.

Яйцо

Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше можно получить конус.

Капля

Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.

Колбаска

Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край.  При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более можно заплести косичку.

Ленточка

Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например,  скрутить из нее улитку, спираль или собрать в рюшу.

Лепёшка

Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.

Весёлые фигурки

Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, если покачайте формочку из стороны в сторону.

Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контору.

Можно так же изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.

Оформление работы

Для того чтобы изменить общий вид работы можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чесноковыжималка  и сито.

Приложение 6

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

1.        Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;

2.        Салфетки - бумажные и тканевые;

3.        Различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

4.        Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;

5.        Печатки и штампы для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;

6.        Формочки для кексов, формочки для игр с песком;

7.        Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

8.        Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;

9.        Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);

10.        Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);

11.        Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;

12.        Клей ПВА;

13.        Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...

Программа кружковой работы «Тили-тили-тесто».

развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у детей через тестопластику....

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...