Новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала – «экопластика»
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)
Консультация для воспитателей, в которой раскрываются новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoplastika_v_detskom_sadu.docx | 56.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала – «экопластика»
ЭКОПЛАСТИКА - вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «ПЛАСТИКА» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «Экопластика» вводится в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей (ЛА. Парамонова).
«Флористика» — вид декоративно прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков цветов (на плоскости) и представляют собой картины или аранжировки для благоустройства интерьера.
«Дизайн» (от англ. Design – проектировать, конструировать) — это деятельность, связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайн-изделия воплощают в единстве принципы удобства, экономичности, эргономичности и красоты. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка (Г.М. Пантелеев). Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому её можно назвать дизайн-рукоделием (Л.В. Пантелеева). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же — в играх и в быту.
Термин «ЭКОПЛАСТИКА» не отрицает эти понятия и не заменяет их, но позволяет несколько расширить смысловое поле и приблизить его к специфике детского творчества.
ЭКОПЛАСТИКА — это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником — ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняет ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).
Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды — не столько декоративно-оформительской или дидактической, сколько игровой или сюжетной. Экопластика предоставляет детям старшего дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей.
ЭКОПЛАСТИКА, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, — одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке — получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином — входит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки-сувениры из самых разных материалов — шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами.
Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребёнка общение с природным материалом:
- Обогащает ребенка, очаровывает несказанно, наполняя реальными чувствами и представлениями. И все это — благодаря причудливому цвету осенних листьев, манящей спелости ягод таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек.
- Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность — то, что образно называют «глазом художника», Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.
- Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого.
- Поделки из природного материала — не просто забава и приятное развлечение на прогулке в лесу или парке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка.
- Самодельные игрушки — не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимый для глаз — развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение — ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.
- Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень, важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика).
- Настоящие инструменты — ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы, выжигатель — становятся незаменимыми помощниками ребенка.
Особенности развития детского восприятия и творчества из природного материала:
Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняешь или создаешь по своему желанию, как хочешь или как можешь. Но любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленьких мастеров. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и постепенно, шаг за шагом, находят в этом несомненные достоинства.
В конструировании из природного материала ребенок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником — природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.
Композиция — это составление различных частей или отдельных элементов в единое целое. Композиция может быть закрытой и открытой. Закрытая композиция замкнута, все детали находятся внутри определенной границы (фона, основы) и даже в воображении никуда не стремятся. В открытой же композиции детали выходят за пределы заданного пространства (реально или в воображении). В композиции всегда есть главные и второстепенные части. Главные обычно крупнее прочих, находятся на переднем плане или в центре, но необязательно. Композиция бывает статичной или динамичной. Статичная композиция объединяет составляющие элементы так, что при созерцании появляется чувство равновесия и покоя. Динамичная композиция так или иначе передает движение. Для этого отдельные элементы смещают в сторону от центра, оставляя перед «движущимся» объектом много свободного места, или же каким-то другим способом нарушают ритм и упорядоченность в размещении деталей композиции.
Покажите детям, что объемные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапках). Тот или иной ракурс в первую очередь определяет образ будущей поделки. Вот так шишка похожа на сердитую лохматую собачку, а если ее повернуть, она напоминает пушистую елку.
Обратите внимание детей на то, что даже отдельные части или детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу и присоединить непосредственно на туловище или же шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки, проволочки и пр. Шея, в свою очередь, может иметь разную длину — от очень короткой, почти незаметной, до непомерно длинной. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же человечку или животному. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же прикрепить под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.
Задачи художественно-творческого развития детей в экопластике:
- Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
- Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.
- Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
- Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
- Учить самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции (объединении).
- Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
- Организовать коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера.
- Приобщать детей к основам рукоделия - создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды (своей, кукольной)
- Поощрять стремление детей к дизайн деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского и взрослого).
Показатели художественного развития
К семи годам ребенок:
- воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
- эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну;
- самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной и дизайн деятельности;
- может передать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, многоплановую, линейную);
- в индивидуальной и коллективной работе интегрирует разные виды деятельности;
- владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;
- имеет опыт художественного рукоделия с разными материалами;
- проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн-деятельности; способен участвовать в коллективных художественно-декоративных работах.
Первые художественные игры с камешками (раковинами, палочками):
Ассоциации. Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или привезенные с дачи, и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает: облако, крону дерева, мороженое, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите детям один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так — на телефон, а если перевернуть вверх ногами — вылитая лягушка. Если говорить научным языком, в таких играх дети занимаются опредмечиванием — наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нем удалось увидеть, — облаком или котенком.
Образы. Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана. Предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки, неваляшки, человечки и пр. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования — составление целого из частей (это базовая интеллектуальная способность и основа воображения).
Узоры. Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможность поупражнять детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Для детей полутора-двух лет выкладывание нескольких камешков в ряд независимо от их формы, размера и окраски — это уже создание самого настоящего орнамента. Для более старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинаций (или принципов), по которым строится узор: чередование элементов по форме (камешек — раковина), по величине (большой — маленький), декору (одноцветный — с пятнышками). Постепенно усложняйте алгоритм. Пусть дети попробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях: два камешка — одна раковина или один маленький камешек — два больших. Если детям понравятся такие узорные игры, покажите, что орнамент бывает не только линейным. Дети попробуют выкладывать узоры на круге, квадрате, овале... Для начала нарисуйте эти исходные формы на песке или же предложите в качестве основы для орнамента бумажные салфетки, пластиковые тарелки. Дайте детям возможность поэкспериментировать, а если понадобится, подскажите, что в круге основной мотив идет по окружности, а в квадрате прежде всего выделятся уголки и центр.
Сотрудничество
Игры с природным материалом хороши еще и тем, что помогают детям осознать такое важное понятие, как сотрудничество. Организовать эти игры чрезвычайно просто. Вы, к примеру, рисуете на леске круг и просите одного из детей продолжить работу, Ребенок может нарисовать палочкой или выложить из камешков глаза, нос и улыбку. Когда палочка перейдет к третьему ребенку, он дорисует лучики или же туловище и т.д. Совместные художественные игры развивают у детей не только воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Портреты. Скорее всего, у детей появится желание рисовать портреты на песке или выкладывать их из камешков, шишек, палочек. Такие изображения хороши своей эскизностью: они быстро, без всякого труда возникают, и так же быстро исчезают, не оставляя огорчений по поводу расплывшегося акварельного глаза или кривого носа. На песке можно легко «набить руку», чтобы стать заядлыми портретистами и не бояться рисовать на бумаге кисточкой и красками.
Постарайтесь создать условия для многоаспектного детского экспериментирования. Изменяя положение некоторых частей и деталей, дети попробуют передать особый характер и настроение поделки. К примеру, Петя-петушок может горделиво поднять голову и кукарекать, открыв клюв, а может опустить голову и поникнуть, будто он подавился бобовым зернышком. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, посоветуйте детям продумать их взаимное размещение. Фигурки располагают так, чтобы стало ясно — разговаривают ли они, ссорятся или вместе выполняют какую-то работу. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру.
Подскажите, что основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины — что угодно, в зависимости от темы, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей.
В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на природный материал с целью его познания, освоения и преобразования в художественный образ. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъёмом (НМ. Поддьяков). Вот почему именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование творческих способностей.
Эти занятия помогут вам в художественном, нравственном и экологическом воспитании маленького человечка. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь листьев в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно для интерьера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»
Выступление на коор...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...
Конспект занятия по конструированию из природного материала (шестой год жизни, первый этап обучения, третье занятие, материал – древесные грибы и кора)
На этом занятии у детей формируется умение анализировать природный материал как основу будущей поделки; они обучаются трем основным приемам построения образа способом «опредмечивания» - умению «изменя...
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ Республики Татарстан
Сведения об УМК для родителей...
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...