Дополнительная образовательная деятельность
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа)
Данный материал содержит план мероприятий по организации дополнительной образовательной деятельности с детьми с использованием технологии экопластики с учётом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через экопластику». | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная деятельность
«Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста
через экопластику».
Введение
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский)
Экопластика– вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом широком смысле). Термин «Экопластика» вводится авторами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика», и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей (Л.А.Парамонова).
«Флористика» - вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости) и представляют собой картины или аранжировки для благоустройства интерьера.
«Дизайн» (от английского Design – проектировать, конструировать) – это деятельность, связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайн – изделия воплощают в единстве принципы удобства, экономичности, эргономичности красоты. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка (Г.Н.Пантелеев). Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн -рукоделием (Л.В.Пантелеева). Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Актуальность:
Экопластика – это сотворчество с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура) Понятие « экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе ( культура поведения и отношения к природному окружению).
В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Из природного материала могут быть выполнены как аппликационные работы, так и объемные работы.
Задачи художественно - творческого развития детей в экопластике:
- Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
- Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.
- Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
- Учить детей создавать многофигурные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
- Учить самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.
- Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
- Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера.
- Приобщать детей к основам рукоделий.
- учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения одежды (своей, кукольной) и комнат.
- Поощрять стремление детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского и взрослого).
Этапы работы:
1. «Развитие творческого воображения и сенсомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения искусством тестопластики.» (для детей младшего возраста). Кружок «Радость в ладошке».
2. «Аранжировки из природного материала с использованием различных техник» (для детей среднего и старшего возраста)
Кружок «Листопад в ладошке».
3. «Дизайн-рукоделие» (Для детей старшей и подготовительной групп).
В перспективе.
Развитие творческого воображения и сенсомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения искусством тестопластики.
Кружок «Радость в ладошке»
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Форма проведения занятий: групповые и индивидуальные. Индивидуальная работа проводится с целью закрепления приемов выполнения той или иной операции, а так же с учетом индивидуальных особенностей детей.
Пояснительная записка
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которое используется как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, рельеф, который вам интересен.
Тесто – это материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больше интереса, чем пластилин. Поделки из теста – древняя традиция, но им находится место и в современном мире, т.к. сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, не случайно тестопластику называют биокерамикой.
Актуальность.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Цель: Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей младшего дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.
Задачи:
- развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик);
- формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук;
- развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук;
- воспитывать у детей усидчивость.
Тема | Ноябрь | Виды занятий | Литература |
Знакомство с тестом. Лепим любимые фрукты.
«Колобок» «Чудо-тесто» | Познакомить детей со свойствами материала (тесто мягкое, от него можно оторвать кусочек). Научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Научить детей скатывать кругообразными движениями шар. Видеть в нем задуманный образ. Закрепить умение скатывать кругообразными движениями шар. Научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук. Формировать интерес к работе с тестом. Познакомить детей с другими свойствами теста (от него можно оторвать кусочек, прилепить, отщипнуть, катать «колобки» пальчиком, плющить их в лепешку пальчиками, слеплять кусочки, катать «колбаски» ладошкой, плющить в лепешку и т.п.) Учить придумывать образ, развивая творческое воображение. | Игровое упражнение: «Радость в ладошке». Тыкаем пальчиком, хлопаем ладошкой, катаем «колобки» ладошками, мнем. Нюхаем, пробуем на вкус. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Игровое упражнение: «Радость в ладошке». | Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Вторая младшая группа. Голицина Н.С. 2007г. «Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Декабрь | |||
«Прянички»
«Мы печем оладушки» «Блинчики» «Крям-нямнички» | Учить детей видоизменять форму шара - сплющивать шар ладонями для получения диска-пряника; воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Закреплять умение детей видоизменять форму шара - сплющивать шар ладонями для получения диска- оладышка; воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Закреплять формообразующие движения – сплющивание шара; воспитывать творческое начало, аккуратность.
Продолжать закреплять интерес к тестопластике; поддерживать желание изображать предметы по замыслу; закреплять формообразующие движения; воспитывать творческое воображение. | Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. |
«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Январь | |||
«Веселые палочки» «Сушечки» «Пирамидки» «Крендель»
| Научить детей формообразующему движению – раскатыванию цилиндра; воспитывать творческое воображение. Закреплять формообразующее движение – раскатывание цилиндра; научить видоизменять форму цилиндра – сделать колечко (соединить концы палочки) Учить детей обследованию предмета, умению видеть его части; передавать форму этих частей; закрепить умение лепить колечки; развивать творческое воображение. Закреплять формообразующее движение – раскатывание цилиндра; научить видоизменять форму цилиндра – сделать крендель (соединить концы палочки в середине) | Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. |
«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Февраль | |||
«Витая палочка» «Подкова на счастье» (подарок для пап) «Витой венок» «Разные веночки» | Учить детей свивать из двух колбасок витую палочку; развивать творческое воображение, мелкую моторику. Закрепить навык раскатывания длинных колбасок, сплющивать их и сгибать в форму дуги; формировать интерес к работе с тестом. Учить детей соединять концы витой палочки; закреплять формообразующее движение – раскатывание цилиндра; развивать творческое воображение, мелкую моторику. Закреплять у детей навыки раскатывания длинных колбасок, витых веночков; формировать интерес к работе с тестом; развивать творческое воображение, мелкую моторику.
| Занятия с подгруппами. Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Игровое упражнение |
«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Март | |||
«медальон» (подарок для мам) «Украшаем Медальон» «Витое сердечко » «Украшение для куклы» | Учить детей сплющивать шарик при помощи всех пальцев; формировать интерес к работе с тестом. Учить детей отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику, воображение. Учить детей соединять концы витой палочки в форме сердечка; развивать творческое воображение, мелкую моторику. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя их между собой; развивать творческое воображение. | Занятия с подгруппами. Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Игровое упражнение |
«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Апрель | |||
« Снесла курочка яичко» «Пасхаль-ное яйцо» «Пасхальное гнездо» «Фенички» | Учить детей скатывать из теста шарик, видоизменяя его в эллипс. Закреплять умение скатывать из теста шарик, видоизменяя его в эллипс. Закреплять у детей навыки раскатывания длинных колбасок; формировать интерес к работе с тестом; развивать творческое воображение, мелкую моторику. Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя их между собой; развивать творческое воображение. | Занятия с подгруппами. Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами.
| «Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Май | |||
«Брошка» «Украшаем брошь» (налепы) «Раскраши-вание броши» «Волшеб-ные цветы» | Закреплять умение сплющивать шарик при помощи всех пальцев; формировать интерес к работе с тестом. Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику, воображение. Учить детей раскрашивать поделку гуашью. Продолжать закреплять умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику, воображение. | Занятия с подгруппами. Индивидуальные занятия. Занятия с подгруппами. Занятия с подгруппами. Игровое упражнение |
«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А.Янушко 2006г. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А.Лыкова |
Список литературы
1. Васина Н. С. Соленое тесто. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 66с.
2. Хананова И. Н. Соленое тесто. - М. : Аст - пресс - книга. - 104 с
3.Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.
Интернет: statya_kruzhok.odt kruzhok.odt
План кружка « Листопад в ладошках»
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Форма проведения занятий: групповые и индивидуальные. Индивидуальная работа проводится с целью закрепления приемов выполнения той или иной операции, а так же с учетом индивидуальных особенностей детей.
Виды аппликации:
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям с хорошо развитым воображением Они смогут отрезать лишнюю часть листочка, чтобы получилось то, что они задумали.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное ярусное изображение. Для создания образа в этой технике нужно брать листочки и наклеивать друг на друга слоями. Каждый последующий листок должен быть меньше по размеру и все листочки отличались по цвету.
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков.
Техника аппликации:
Симметричная аппликация. Этот способ применяется для создания образов или целых картин, имеющих симметричное строение или для получения двух одинаковых изображений (бабочка, стрекоза и т.д.)
Ленточная аппликация. Этот способ похож с предыдущим, но отличие в том, что он позволяет получить не одно или два изображения, а много одинаковых изображений (хороводы цветов, бабочек, ягод, грибов). Этот способ хорош для составления узоров на закладках, салфетках.
Для аппликации можно использовать такие природные материалы:
-Засушенная листва деревьев и кустарников;
-Лепестки цветов;
-Тополиный пух;
-Чешуйки шишек;
-Семена овощей, цветов;
-Косточки фруктов;
-Соломка, береста и т.д.
Сентябрь
Подготовка материала к работе (сбор и сохранение разными способами листьев, травы, цветов)
Октябрь (коллаж из осенних листьев)
1. Тема: «Подсолнухи» (засушенные листья березы, осины, тополя, готовые шаблоны, клестер).
Задачи: развивать умение детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
2 . Тема: «Цветочная полянка» (засушенные листья березы, клена, осины, готовые шаблоны, клестер)
Задачи: продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус.
3. «Насекомые» (листья клена, тополя, березы, травы)
Задачи: развивать умение создавать ритмический рисунок. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов.
4. «Осенняя фантазия» Коллективная работа (семена растений, сушеные листья, трава).
Задачи: продолжать развивать умение составлять образы из целых листьев или частей. Развивать чувство цвета и композиции.
Ноябрь. Тестопластика (скульптуры и рельефные картины из соленого теста)
1. «Дерево жизни» (соленое тесто, сушеные листья, трава).
Задачи: развивать умение детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал.
2. «Розочки» (соленое тесто , семена, крупа)
Задачи: закреплять приемы работы с тестом: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса.
3. «Крендельки» (соленое тесто, стека)
Задачи: развивать умение детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание, декорировать изделие, создавая единую композицию.
4. «Веселые зверята» (соленое тесто, крупы, семена)
Задачи: создавать образы животных, учитывая их характерные особенности. Закреплять навыки работы с пластичным материалом.
Декабрь. Различные техники.
1. «Красивые снежинки»
Задачи: познакомить с новой техникой - рисование манкой. Развивать умение рисовать снежинки клеем, а затем приклеивать манную крупу. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2. «Веселые комочки».
Задачи: познакомить с новым способом изображения - скомканной салфеткой. Учить располагать персонаж в середине листа.
3. «Гномики»
Задачи: упражнять в подборе листьев для создания образа гнома. Учить разрезать листок пополам по прямой линии. Закреплять умение работать ножницами, материалами для аппликации. Воспитывать аккуратность. Развивать творчество и фантазию.
4. «Волшебный завиток».
Задачи: развивать умение детей с помощью природного материала и крупы создавать различные узоры. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Развивать творчество и фантазию.
Январь
1.«Веселый снеговик»
Задачи: продолжать знакомить с новым способом изображения - скомканной салфеткой. Учить располагать персонаж в середине листа. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
2. «Елочка-красавица»
Задачи: познакомить с новой техникой рисования - отпечаток растения. Учить создавать небольшие сюжетные композиции. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
3. «Волшебная снежинка»
Задачи: продолжать знакомить с новым способом изображения – скомканной салфеткой. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
4. «Заснеженный домик»
Задачи: Упражнять в технике изображения скатанными комочками из цветной бумаги или салфеток. Учить аккуратно скатывать и наклеивать комочки. Развивать мелкую моторику рук.
Февраль
1.»Зимний букет»
Задачи: продолжать знакомить с новой техникой рисования - отпечаток растения. Учить выбирать самостоятельно растения для своей работы. Показать эффективность белого цвета на темном фоне. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2. «Морозные узоры»
Задачи: продолжать знакомить с новой техникой - рисование крупой. Познакомить с гречкой и пшеном. Учить рисовать клеем, а затем приклеивать крупу.
3. «Снегирь»
Задачи: совершенствовать умения работать с сыпучим материалом – пшеном. Учить аккуратно наклеивать крупу на изображение, дополнять изображение рисованием (клюв, ножки, глазки)
4. « Снеговичок»
Задачи: Знакомить с новым материалом для изображения - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием.
Развивать творчество и фантазию.
Март
1.»Зайка беленький»
Задачи: продолжать знакомить с новым материалом для изображения - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творчество и фантазию.
2. «Рыбки»
Задачи: продолжать знакомить с новым материалом для изображения - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием пузырьки, водоросли. Развивать мелкую моторику рук.
3.»Весеннее солнышко»
Задачи: совершенствовать умения работать с сыпучим материалом – пшеном. Учить аккуратно наклеивать крупу, дополнять изображение другим материалом (вата – облака). Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.
4. «Зимний пейзаж»
Задачи: продолжать знакомить с новой техникой рисования - отпечаток растения. Учить выбирать самостоятельно растения для своей работы. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Апрель
1.»Подснежник».
Задачи: продолжать развивать умение работать с сыпучим материалом – крупой. Учить создавать небольшие сюжетные композиции. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Развивать мелкую моторику.
2. «Весеннее деревце».
Задачи: развивать умение сочетать в работе различный материал: рисовать ствол и ветви дерева крупой, листву – комочками салфеток. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.
3. «Черепашка»
Задачи: продолжать знакомить с техникой - тестопластика и семена. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Развивать мелкую моторику.
4. «Весенние облака»
Задачи: продолжать знакомить с новым материалом для изображения - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, дополнять изображение рисованием пузырьки, водоросли. Развивать мелкую моторику рук.
Май
1»Весенняя бабочка»
Задачи: совершенствовать умения работать с сыпучим материалом. Знакомить с рисовыми зёрнами. Учить аккуратно наклеивать и составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук.
2. «Стрекоза»
Задачи: развивать умение использовать в работе различный материал (туловище - косточки дыни, крылья – засушенные листья). Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию.
3. «Совушка – сова, мудрая голова»
Задачи: совершенствовать умения работать с материалом для изображения - ватные диски. Учить аккуратно наклеивать ватные диски, работать ножницами при необходимости. Дополнять работу мелкими деталями (пуговицы – глаза, клюв – семечка). Развивать мелкую моторику рук.
4. «Сказочный луг»
Задачи: развивать умение использовать в работе различный материал: засушенный лист, ватный диск, салфетки цветные. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творчество и фантазию.
Литература:
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
- Новикова И. Аппликация из природных материалов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
программа дополнительного образовательной деятельности "Кружок самоцветы" (изобразительная деятельность)
Пояснительная запискаКружковая работа - это оригинальный способ организации деятельности дошкольников в составе малой группы (10) человек при участии педагога, инициирующего творческий характер деятел...
Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...
План работы Дополнительной образовательной деятельности «Мальвина» по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе « Светлячок».
Возможности театральной деятельности в детском саду очень значимы и широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленн...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...