Аппликация как средство формирования самостоятельности, развития творчества старших дошкольников
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о влиянии аппликации на развитие способностей старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_kak_sredstvo_formirovaniya_tvorchestva_starshih_doshkolnikov.docx | 487.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация как средство формирования самостоятельности, развития творчества старших дошкольников
Автор: Чернявская Василина Васильевна
Организация: ГБДОУ д\с20 Кировского района Санкт-Петербурга
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Поступление ребёнка в школу – переломный момент в его развитии: меняется содержание жизни, возрастает его самостоятельность, изменяется отношение к окружающим и самому себе. Ведущей деятельностью этого периода становится учебная деятельность. Ученые Г.И. Вергелес, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Б.Д. Эльконин выделяют следующие показатели развивающего влияния учебной деятельности: усвоение научных знаний и соответствующих им умений; начало формирования целостной картины мира, формирование социально значимых мотивов учения; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умений оценки и самооценки, умений работать в коллективе, устанавливать взаимоотношения с окружающими, формирование общечеловеческих качеств личности. Всё перечисленное выше имеет отношение ко всем младшим школьникам. Ученые мира подтверждают, что именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – благоприятные условия для развития творческих, исследовательских способностей ребёнка.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, никогда ранее не существовавшие, так как в процессе творчества придумывается автором нечто новое. Умение делать все самому, даже трудную работу – самостоятельность, важная черта личности, которую необходимо формировать и закреплять как можно раньше. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что именно в 6,7,8 лет успешно формируется активность, самостоятельность, на основе которых проявляется творчество в разных видах деятельности.
А.М. Матюшкин отмечает, что «к развитию творчества может привести деятельность, тесно связанная с положительными эмоциями, чтобы дети могли применить ранее усвоенные знания, навыки, умения и искали новые оригинальные решения, творческие подходы.» Л.С. Выготский писал, что «творчество отражает мысли, чувства, своё отношение к действительности, создаёт новое».
Через аппликацию, рисунок, движение, игру дети не боятся выражать своё отношение к миру, начинают комбинировать предметную среду, имеют возможность изучать и осваивать свойства различных материалов.
Приобретая навыки рисования, лепки, аппликации, моделирования, дети овладевают определёнными трудовыми операциями, умениями выполнять работу точно, быстро и красиво, отличать красивое от некрасивого, создавать прекрасное.
Участие в оформлении помещений группы, изготовление декораций к спектаклям, праздникам, изготовление сувениров – всё это вырабатывает эстетический вкус, трудовые навыки, развивает творческие способности дошкольников.
Целенаправленная система воздействия художественно-эстетическими средствами, ориентированная на развитие сенсорной культуры детей, формирование эстетической восприимчивости, развитие словесно-логического мышления, творческого воображения и речи – одна из направлений в современной дошкольной педагогике. Много времени отводится аппликационным работам. Сначала изготавливаются аппликации с одним предметом, сами предметы вырезаются по шаблону. Затем из готовых элементов создаются аппликации с несколькими предметами. Наиболее сложны аппликации на заданную тему, создаваемые по представлению. Материалом для аппликации может служить сначала бумага, затем ткань, кожа, природный материал и т.д. С детьми проводятся игры по ознакомлению с правилами, с элементами техники безопасности (режущие ножницы, колющие инструменты – шило-приучают класть острым концом от себя; иголки, булавки – в игольницы). Создавая аппликационные работы, дошкольники овладевают целым комплексом трудовых умений и навыков, как чисто физических, так и интеллектуальных, которые находят широкое применение на следующих ступенях школьного обучения.
Одна из общих интеллектуальных способностей, которая проявляется у дошкольников при решении самых разных задач – наглядное моделирование. Формирования действий наглядного моделирования происходит в таких видах деятельности, как игра, рисование, конструирование, аппликация и т.д.
Дошкольники способны создавать и использовать образы, отображающие общее строение предметов, соотношение их основных признаков и частей. Ребёнок, благодаря этой способности, может создавать в уме план будущей игры, постройки, рисунка, аппликации. Художественная аппликация как вид изобразительной деятельности позволяет создавать оптимальные условия для составления предварительного эскиза (модели), которая способствует воплощению замысла в материале, а также передачу через цветовые отношения выразительных элементов, авторского отношения к изображаемому. Известны такие формы (виды и техники) художественной аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др.
Развитие аппликации как особого вида художественного творчества шло от изображения элементов украшений на предметах одежды до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках.
Современные методики проведения художественной аппликации позволяют целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей дошкольного возраста. Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции, действия по обработке бумаги: сгибание и разгибание; резание и вырезывание; разрывание и обрывание, закатывание и кручение, сжатие; наклеивание и т.д.
Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили зависимость развития руки детей от степени развития тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Ручная моторика является эффективным средством для развития интеллекта и психики ребёнка, развивая сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребёнка. Движение пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности детей.
Нетрадиционные, художественные техники аппликации в современных условиях способствуют созданию новых ситуаций таким образом, чтобы дети могли применить ранее усвоенные знания, умения и искали новые оригинальные решения, творческие подходы, ведь именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание созидательно трудиться.
Благодаря своему многообразию, большим педагогическим возможностям подобные работы являются важным средством развития творческого воображения и фантазии детей, глазомера, чувства формы, ритма, понимания соотношения частей и целого, особенностей цвета, воспитания аккуратности, терпеливости, художественного вкуса, способствует приобретению воспитанниками умений действовать карандашом, ножницами, размещать детали на общем фоне, соединять детали в единое целое.
Список литературы:
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду; М; 1988.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М; 2006.
Малышева А.К, Ермолаева Н.В. Аппликация Ярославль, 2004.
Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М; Педагогика; 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»
Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобра...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...
Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"
Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"...
Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"
Данный материал может быть полезен воспитателям, занимающимся художественно-эстетическим развитием дошкольников как приоритетным направлением в своей ра...
Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...