Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"
методическая разработка
Мастер – класс для педагогов "Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogovproblemnye_situatsii.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"
Мастер – класс для педагогов
"Проблемная ситуация как средство формирования самостоятельности в интеллектуальной деятельности дошкольников"
Разработала:
воспитатель
Кондрюкова Олеся Анатольевна
Бердск-2018
Уважаемые коллеги, каждый человек на протяжении жизни встречается с огромным количеством проблем: некоторые решаются сиюминутно, а другие могут его сопровождать в течении длительного времени. Почему это происходит? Потому что часто мы зажаты стереотипами мышления, не можем освободиться от них и взглянуть на проблему с другой точки зрения. Проблемы бывают не только у взрослых, но и у детей. Например, на прогулке застрял в сугробе сапог, поссорился с другом или игрушка одна - а детей целая группа, или заблудился в магазине и другие. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно научить детей самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных и он должен сам их найти.
Я познакомлю вас с эффективным способом решения проблемных ситуаций, которые я успешно использую в работе с детьми. Практика показывает, что владение таким способом, иначе говоря алгоритмом, помогает детям в разнообразных житейских ситуациях.
Прежде всего важно развести понятия "проблема" и "трудность" Как вы думаете, это одно и то же? (ответы)
Конечно! "Проблема" - это когда "я хочу, но не знаю, как сделать". А "трудность" - это "я хочу и надо потрудиться, чтобы сделать"
Для усвоения детьми алгоритма решения проблемных ситуаций я использую вот такую модель (показ на доске), которая постепенно заполняется понятными детям знаками.
1 шаг алгоритма - обсуждение проблемного поля: что произошло? С чем мы имеем дело?
2 шаг - это формулировка проблемы.
В центре модели размещаю знак вопроса и мы обсуждаем в чем проблема и у кого она? При этом оценивание предложений детей не делается.
В основе любой проблемной ситуации лежит противоречие. 3 шаг - выявление противоречия. Мы его обозначаем - вот таким знаком (показ). И я размещаю его на модели.
Следующий 4 шаг - определение идеального конечного результата (ИКР и размещение в секторе). Что такое идеальный конечный результат? - это когда объект сам решает проблему, используя свои ресурсы без нашего вмешательства. Например, огромная лужа на участке. Каким может быть ИКР? Лужа исчезнет.
5 шаг - выявление ресурсов. Какими могут быть пути решения проблемы? (показ и размещение значка). При этом дети наговаривают большое количество вариантов решения проблемы. Обычно, чтобы не упустить какой-либо вариант, предложенный детьми, я коротко фиксирую рядом с моделью. Затем из многообразия предложенных детьми вариантов мы выбираем наиболее выгодные (показ значка МЗ - минимум затрат), при этом мы обращаемся к предложенным вариантам и каждый оцениваем с точки зрения затратности: времени, сил, денег..
Следующий 6 шаг - формулировка подзадач, которые необходимо решать для реализации принятого варианта (..............
И в завершении - рефлексия. Что делали? Как? Зачем?
Наблюдения за детьми показывают, что наиболее трудно детям разобраться в понятии "противоречие" и сформулировать его. Чтобы помочь детям, я провожу предварительную работу, такие игры , как "Скажи наоборот", "Хорошо - плохо", "Объяснялки" и другие. Они дают детям возможность понять, что в противоречии всегда есть противопоставление типа "хочет, но не может" и в дальнейшем у детей не возникает трудностей.
В чем я вижу преимущества использования данного алгоритма решения проблемных ситуаций? Такая совместная деятельность чрезвычайно привлекательна для детей, так как дает им радость самостоятельного поиска и открытия.
А сейчас я предлагаю решить проблемную ситуацию с использованием данного алгоритма: Вы возвращаетесь с озера Иссык -Куль и на одной с небольшой станции Казахстана вы видите, что на пироне продают очень привлекательные дыни. Вы берете кошелек, пакет, быстро покупаете дыню, но происходит задержка из-за сдачи. Когда вы, наконец, получаете свою сдачу, то видите, что проводники уже закрыли двери и поезд набирает ход. Как вы думаете это проблемная ситуация или трудность?
Таким образом, на конкретной житейской истории мы рассмотрели алгоритм решения проблемной ситуации. Какие будут вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...
МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...
Мастер - класс по теме: « Бизиборды как средство формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе детей с ОВЗ»
Цель мастер - класса: повысить мотивацию педагогов к работе по использованию бизибордов для формирования навыков по познавательно-исследовательской деятельности в разнов...
Мастер-класс для воспитателей "Сказки - как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Материал для воспитателей старших дошкольников.Ссодержит информацию о значении сказок в развитии математических представлений у детей и пример использования их в непосредственной образовательной...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...
Мастер-класс для педагогов «Использование бросового и природного материала в изобразительной деятельности дошкольниками как средство развития мелкой моторики»
Мастер-класс для педагогов «Использование бросового и природного материала в изобразительной деятельности дошкольниками как средство развития мелкой моторики» ...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
Мастер-класс васкрывает значимость кругов Луллия в работе с детьми...