План реализации кружковой деятельности по художественно - эстетическому развитию «Волшебные ладошки» (пластилинография) с детьми 3-4-го года жизни
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_volshebnye_ladoshki.docx | 212.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»
(МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»)
Центральный мкр., дом 1, пгт. Талинка, Октябрьский район, ХМАО - Югра, Тюменская обл., 628195
тел/факс. 8 (34672)4-90-83; 4-97-89, e-mail: Forestskazka-ds@oktregion.ru,
ОКПО 52057274; ОГРН 1028601501114; ИНН/КПП 8610011030/861401001
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «ДСОВ |
«Лесная сказка» _________О.А.Гребенникова |
План реализации кружковой деятельности
по художественно - эстетическому развитию
«Волшебные ладошки»
(пластилинография)
с детьми 3-4-го года жизни
в ходе реализации ООП МБДОУ "ДСОВ "Лесная сказка"
(срок реализации 2018 - 2019 учебный год)
Воспитатель: Котова Е.В.
гп.Талинка
Октябрьский район
ХМАО-Югра
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………................3
1.2. Цели, задачи реализации Программы………………………………….................4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………................5
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников........5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы………………...........................7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности кружка «Волшебные ладошки»…..7
2.2.Перспективный план занятий…………………………………………..................7
2.3.Формы и методы обучения……………………………………………….........…17
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………..............17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация режима занятий…………………………………………..................17
3.2.Описание материально - технического обеспечения…………………................17
3.3. Методическое обеспечение....................................................................................18
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды……........................................................................................................................18
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Лепка это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Волшебные ладошки» основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка «Волшебные ладошки» способствует более успешному освоению образовательной программы. Дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
1.2. Цель и задачи кружковой деятельности:
Цель:
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
1.3.Программа строится на принципах дошкольного образования
(предусмотренных в ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников (3-4 лет).
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память - непроизвольны.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.5.Планируемые результаты освоения Программы:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности кружка:
1. Подготовительный этап.
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной этап
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый этап
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
2.2. Перспективный план кружковой работы:
Сентябрь
Тема «Детский сад!»
Сроки реализации: 1-2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | « Вот такой пластилин» | Познакомить детей с пластилином и его свойствами, научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Ход НОД : стр. 15, Е.А.Янушко. |
2 | «Вот какое тесто» | Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук, формировать у них интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. | Тесто, подкладные доски, влажные тряпочки. Ход НОД: стр. 11, Е.А.Янушко. |
Тема «Осень» Сроки реализации: 3-4 неделя | |||
3 | «Мухомор» | Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 5 - 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией) по кол-ву детей, белый пластилин, игрушка (мухомор). Ход НОД: стр. 29, Е.А.Янушко |
4 | «Дождик» | Продолжать знакомить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Материал: Листы картона серого или голубого цвета формата А-5, пластилин синего цвета. Ход НОД: стр. 35, Е.А.Янушко. |
Октябрь
Тема «Я в мире человек»
Сроки реализации: 1-2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование | |
1 | «Пирожки для Машеньки» | Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывание их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Учить слушать сказку и понимать ее содержание. | Русская народная сказка «Машенька и Медведь», иллюстрации к ней. Вырезанный из картона силуэт короба, пластилин желтого цвета, дощечка для моделирования. Ход НОД: стр.17, Д.Н. Колдина. | |
2 | « Нос для снеговика» | Продолжать учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней; раскатывать толстый столбик, а затем с одного конца заузить столбик в конус, передавая удлиненную форму морковки. Развивать внимание и восприятие. | Натуральная морковь. Пластилин оранжевого цвета, вырезанный из картона снеговик без носа, дощечка для моделирования. Ход НОД: стр. 15 , Д.Н. Колдина. | |
Тема «Мой дом» Сроки реализации: 3 - 4 неделя | ||||
3 3 | «Щётка» | Научить детей вдавливать детали в пластилин в определенном порядке, создавать объемную поделку, анализируя представленный образец, формировать интерес к работе с пластичными материалами, развивать мелкую моторику. | Основа для щетки, вылепленная из пластилина, палочки или спички, образец поделки. Ход НОД: стр. 54, Е.А.Янушко | |
4 4 | «Окно для петушка» | Продолжать учить детей раскатывать из пластилина прямыми движениями рук приблизительно одинаковые столбики и соединять их концы. Учить четко и громко произносить слова пески; понимать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Вырезанный из картона домик с нарисованными или наклеенным петушком, дощечка для моделирования. Ход НОД: стр. 25 , Д.Н. Колдина. |
Ноябрь
Тема «Посуда»
Сроки реализации: 1-2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Красивая тарелка» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5 – 7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Заготовки из картона (белые круги диаметром 15 – 20 см по количеству детей); пластилин разных цветов. Ход НОД: стр.42, Е.А.Янушко. |
2 | «Конфеты на тарелке» | Продолжить знакомить детей с пластилином и его свойствами, учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона белого цвета формата А-4, пластилин красного, оранжевого, желтого цвета, скатанный в маленькие шарики д.7-8 мм, 2-3 резиновые игрушки. Ход НОД: стр. 26, Е.А.Янушко. |
Тема «Мои любимые игрушки» Сроки реализации: 3 – 4 неделя | |||
3 | «Шарик» | Продолжить учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, способствовать развитию фантазии. | Материал: Пластилиновая основа небольшого размера любого цвета, пуговицы. Ход НОД: стр. 51, Е.А.Янушко. |
4 | «Неваляшка» | Научить детей действовать поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Куски пластилина оранжевого и красного цвета: один большой (для туловища), другой поменьше (для головы), два маленьких кусочка (для рук), пластилиновые шарики черного, желтого и красного цвета (соответственно глаза, нос и рот, для последних деталей вместо пластилина можно использовать бусины); горох для «пуговиц» или другие подходящие материалы; игрушка – неваляшка; доска для моделирования. Ход НОД: стр.74, Е.А. Янушко. |
Декабрь
Тема « Зимушка зима»
Сроки реализации: 1 – 2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование | ||
1 | «Покормим птиц» | Продолжить знакомить детей с тестом и его свойствами, научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. | Тесто, поднос или подкладная доска, разделочная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Ход НОД: стр. 14, Е.А.Янушко. | ||
2 | «Снег идет» | Продолжить учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикреплять его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона серого, синего цвета, пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики д.7 мм. Ход НОД: стр. 28, Е.А.Янушко. | ||
Тема « Новый год. Ёлка» Сроки реализации: 3 – 4 неделя | |||||
3 | «Наряжаем елку» | Продолжить знакомить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона формата А-4, А-5,пластилин разных цветов. Ход НОД: стр. 41, Е.А.Янушко. | ||
4 | «Салют» | Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона черного цвета формата А-4, пластилин ярких цветов. Ход НОД: стр. 34, Е.А.Янушко. |
Январь
Тема « Удивительный мир животных»
Сроки реализации: 2 - 4 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Рыбка» | Продолжить учить детей вдавливать детали в тесто, создавая изображение, способствовать развитию воображения, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. | Основа из теста в форме рыбки любого яркого цвета, горох, семена подсолнуха. Ход НОД: стр. 52, Е.А.Янушко. |
2 | «Ежик» | Продолжить знакомить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 5-7мм, учить детей, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона а светлого цвета формата А-4, с изображением контура ежика, пластилин серого или черного цвета, скатанный в шарики д. 7мм, игрушечный ежик. Ход НОД: стр. 37, Е.А.Янушко. |
3 | «Колобок» | Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Учить понимать содержание сказки. Развивать речь и мышление. | Резиновые или мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса. Желтый пластилин, горох, фасоль, большая пуговица с ушком, дощечка для моделирования. Ход НОД: стр. 21, Д.Н. Колдина. |
Февраль
Тема «Мой дом»
Сроки реализации: 1 – 2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Самолет» | Продолжить учить детей раскатывать на дощечки движение вперед – назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать внимание. | Картинки с изображением самолета, машины и корабля. Пластилин, картонка – подставка для готовой поделки, дощечки для моделирования. Ход НОД: стр. 24, Д.Н. Колдина. |
2 | «Витамины» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин разных цветов, разделенный на маленькие кусочки; прозрачная пластмассовая банка (с крышкой) с широким горлышком; настоящие витамины (можно использовать аскорбиновую кислоту в драже); игрушки. Ход НОД: стр. 64, Е.А. Янушко. |
Тема «Папин праздник» Сроки реализации: 3 – 4 неделя | |||
3 | «Волшебная картина» | Научить детей намазывать пластилин на картон, вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Плотный картон большого формата; разноцветные предметы и материалы – крупы, крышки, пуговицы, бусины, камешки, ракушки и др. Ход НОД: стр. 56, Е.А. Янушко. |
4 | «Салют» | Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона черного цвета формата А-4, пластилин ярких цветов. Ход НОД: стр. 34, Е.А.Янушко. |
Март
Тема «Мамин день»
Срок реализации: 1 – 2 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Цветы» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5- 7 мм. Надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикреплять его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе (цвет можно подобрать с детьми) по количеству детей; пластилин разных цветов; игрушка – кукла. Ход НОД: стр. 40, Е.А.Янушко. |
2 | «Букет» | Продолжить учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, способствовать развитию воображения, развивать мелкую моторику. | Пластилиновая основа большого формата, крышки от пакета сока, от бутылок разного цвета. Ход НОД: стр. 53, Е.А.Янушко. |
Тема «Народная игрушка» Срок реализации: 3 – 4 неделя | |||
3 | «Неваляшка» | Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей. Развивать образное мышление. | Пластилин, 2 горошины, картонка – подставка, дощечка для моделирования. Ход НОД: стр. 29, Д.Н. Колдина. |
4 | «Божья коровка» | Продолжить знакомить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, соблюдать симметричность рисунка, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона белого цвета формата А-4 (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией), пластилин красного, зеленого, желтого цвета, скатанный в маленькие шарики д. 7-8 мм. Ход НОД: стр. 32, Е.А.Янушко. |
Апрель
Тема « Весна»
Срок реализации: 1 – 4 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Солнышко» | Продолжать знакомить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона синего или голубого цвета формата А-5, пластилин желтого цвета. Ход НОД: стр. 36, Е.А.Янушко |
2 | «Витамины в баночке» | Продолжить знакомить детей с пластилином и его свойствами, учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Лист картона белого цвета, пластилин яркого цвета, скатанный в маленькие шарики д.7-8 мм. Ход НОД: стр. 27, Е.А.Янушко |
3 | «Гусеница» | Научить детей действовать по показу – скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин разных цветов, разделенный на кусочки; готовая поделка – гусеница; тонкие палочки (можно использовать ушные палочки без ваты); лист картона или дощечка. Ход НОД: стр. 73, Е.А. Янушко. |
4 | «Яблоки» | Продолжить знакомить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона белого цвета формата А-4 (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией), пластилин красного, зеленого, желтого цвета, скатанный в маленькие шарики. Ход НОД: стр. 30, Е.А.Янушко. |
Май
Тема «Лето»
Срок реализации: 1 – 3 неделя
№ | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
1 | «Вишенки» | Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина (среднего размера); научить вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин красного (вишневого) цвета, разделенный на кусочки; палочки длиной около 5 – 6 см(можно использовать палочки от леденцов, ушные палочки без ваты или спички без серы); пластмассовая тарелка; натуральная вишня на черешке (или муляж, или готовая поделка из пластилина); кукла. Ход НОД: стр. 65, Е.А.Янушко. |
2 | «Одуванчик» | Продолжить учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку, формировать интерес к работе с пластичными материалами, развивать мелкую моторику. | Шарики из пластилина желтого цвета, короткие длинные палочки, одуванчик (настоящий или картинка). Ход НОД: стр. 55, Е.А.Янушко. |
3 | «Яблоки» | Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина; научить вдавливать детали в пластилин, прижимать пластилиновые детали; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин красного или желтого цвета, разделенный на кусочки средней величины, и пластилин зеленого цвета (маленькие кусочки); натуральное яблоко или его муляж; палочки длиной 2,5 – 3 см; пластмассовая тарелка или маленькая корзина (коробка); игрушки. Ход НОД: стр. 66, Е.А. Янушко. |
4 | «Море» | Продолжить знакомить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики д. 7-10мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Листы картона желтого цвета половинка формата А-4 (с заранее подготовленным рисунком), пластилин синего, скатанный в маленькие шарики. Ход НОД: стр. 68, Е.А.Янушко. |
2.3. Формы и методы обучения.
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
2.4 Сотрудничество с семьями воспитанников.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении пластилинографии.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Организация занятий кружка:
Кружковая деятельность «Волшебные ладошки» рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня (среда в 15:45ч.).
Продолжительность занятия во 2 младшей группе:15 минут.
Количество занятий: 36
Раз в месяц организуются выставки детских работ для родителей.
3.2.Материально - техническое обеспечение.
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, экран для показа видео и мультимедийных материалов.
3.3.Методическое обеспечение:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Методика Н. А. Курочкиной, Е. И. Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки), 2014г.
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1, 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2012г.
4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – с.160. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая),2013г.
5. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 2015г.
6. Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014 г.
7. ЯнушкоЕ.А. Лепка с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - с.80.
8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозайка-Синтез, 2012. – 56 с.
9.Методика Н. Б. Халезовой (вопросы развития творческих способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста) , 2015г.
10. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
11. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика - Синтез», 2013.- 53 с.
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В организации развивающей предметно-пространственной среды учитываю принципы, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155).
1) Насыщенная – соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
2) Трансформируемая – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональная – включает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
- наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
4) Вариативная среда – это наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступная среда - включает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасная предметно-пространственная среда соответствует всем элементам требований по обеспечению надежности и безопасности их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Волшебный клубочек».
План-конспектобразовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Волшебный клубочек»....
Рабочая программа кружка по художественно - эстетическому развитию "Волшебные ладошки"
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....
Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)
Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредство...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Волшебное пёрышко" с детьми подготовительной к школе группы
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Волшебное пёрышко" с детьми подготовительной к школе группы...
Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ладошки»
Программа «Волшебные ладошки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструировани...