Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)
рабочая программа (старшая группа)

Борисова Екатерина Владимировна

Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством применения нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для развития творческой активности.

Цель программы - развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи программы:

ü     Развитие творческой активности и самостоятельности детей в технике «пластилинография».

ü     Умение находить новые способы для художественного изображения.

Умение передавать в работе свои чувства в технике «Пластилинография» с помощью различных средств выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_plastilin.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Морошка»

Дополнительная  образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Возрастной состав воспитанников: 5-6 лет

Продолжительность обучения 1 год

Автор - составитель: Воспитатель

Борисова Екатерина Владимировна

                                                                                 

Куть - Ях 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Волшебный пластилин» предназначена для детей 5-6 лет и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  стандарта дошкольного образования (утвержден приказом  Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384. Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.), где особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам стандарта относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности.

Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:

1. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Академия, 2009.

2. И.А. Лыкова. Парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М.: «цветной мир» 2017.

При разработке данной рабочей программы были использованы следующие нормативно – правовые документы:

  • ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Санитарно - эпидемилогические правила и нормы СанПиН

2.4.1.3049-13,  утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 г. №26.

Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания, остро стоит перед обществом. Воспитать творчески активную личность непросто, именно поэтому дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ её формирования.

Таким образом, необходимость развития творческой активности детей в процессе дошкольного обучения сегодня бесспорна, поскольку именно в творческой среде формируется высококультурная личность и развивается человек, что способствует эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством применения нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для развития творческой активности.

Цель программы - развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи программы:

  • Развитие творческой активности и самостоятельности детей в технике «пластилинография».
  • Умение находить новые способы для художественного изображения.
  • Умение передавать в работе свои чувства в технике «Пластилинография» с помощью различных средств выразительности.

Инновационный характер программы. Новизна, оригинальность, нестандартность. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Программа предусматривает использование современных оценочных средств диагностики. Опираясь на работы А.Н. Лука, мы использовали показатели и критерии развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, указанные в Приложении 1.

Содержание программы.

Технология проведения: Работу по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии необходимо начать с подбора методической литературы. Для этого можно использовать пособия «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева).

Мы рекомендуем осуществлять деятельность с использованием следующих методов и приёмов обучения:

  • предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
  • обыгрывание предметов;
  • анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
  • словесное описание предмета;
  • узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому необходимо стараться активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого используются:

- дидактическая игра;

- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь более слабому, а также тем, кто младше - им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Процесс рисования пластилином сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры). Кроме того, педагог должен живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Занятия организуются с учетом индивидуальных особенностей детей, в соответствии с уровнем сформированности их навыков пластилинографии (подбирались понятные и доступные для детей задания). В процессе обучения лепке используется полный показ всех приемов с сопутствующим объяснением. Работу можно проводить в виде подгрупповых занятий или как совместную деятельность взрослого с ребёнком (с детьми, которые совсем не владеют техническими и изобразительными навыками), иногда используя частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения.

При обучении детей пластилинографии педагогу на протяжении всей работы следует обращать внимание дошкольников не только на технические аспекты процесса, но и на выразительную сторону данной деятельности. Иными словами, необходимо учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке.

Процесс развития творческой активности ребенка и та среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Решая задачу формирования творческой активности детей дошкольного возраста и опираясь на один из аспектов предлагаемого нами принципа организации среды, а именно открытость культуре, необходимо наполнять предметно - пространственную среду детского сада с точки зрения художественной литературы.

Предметно – пространственная среда несет в себе один из фундаментальных признаков материального окружения. Моделирование среды тесно связано с понятием «художественная среда». Художественная среда понимается нами с позиции ее эффективного взаимодействия с ребенком, создающей условия для его творческой самореализации.

Для освоения детьми нетрадиционной техники «пластилинография»  в первую очередь необходимо создать условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечив предметную среду для  деятельности детей, изменяя и дополняя ее, используя  дополнительные природные материалы (ракушки, камушки, перья, семена), различные «сыпучие» вещества (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия) и бросовые (бисер, бусины, пайетки) материалы, используемые для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе, а также трафареты и картон разного цвета с нанесенным контурным рисунком и без него. Так, чтобы  дети могли  при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую  работу, реализовать свои замыслы.    

Средства и способы реализации программы

В образовательной деятельности по лепке нужно учить правильно применять пластилин, раскрывать его изобразительные возможности.

Изначально знакомим детей с первоначальными приёмами рисования пластилином:

- скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);

- раскатывание пластилина в форме цилиндра;

- сплющивание;

- слепление деталей друг с другом.

Во время лепки из пластилина нужно учить детей работать сразу всеми пальцами.

К основным приемам создания изображения относятся надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала учим детей приёму надавливания «Подснежники для мамы», «Зимний пейзаж», «Веселый клоун», затем - надавливать на пластилин в середине и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно нужно учить работать с пластилином нескольких цветов.

Затем, когда дети освоили этот приём, познакомить детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости нужно обращать внимание детей на то, чтобы пальчик ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями.

Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, можно объединить их темой занятий «Снегурочка», «Натюрморт из чайной посуды». Дети учатся размазывать пластилин от центра к краям, равномерно распределять по форме, параллельно учатся работать с пластилином нескольких цветов.

Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.

Дошкольникам сложно создавать коллективные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате.  Нанесение пластилинового слоя на всю площадь основания для создания фона - утомительный, кропотливый процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности.  Поэтому создается подмалевок: акварелью или гуашью (цветными карандаши, восковыми мелками) изображаем небо, землю, море, дальний план - в соответствии с замыслом. Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, основа ламинируется прозрачной лентой (скотчем).  Это поможет избежать жирных пятен, облегчит работу на скользких поверхностях.  Дети с помощью пластилина выполняют отдельные части рисунка: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и другие детали округлой или овальной формы, свернутые из пластилиновых шариков и слегка сплющенные пальцами, а затем размазанные - растянутые по поверхности листа до желаемого размера.

Знания, полученные в образовательной деятельности по другим видам продуктивной деятельности, переносятся педагогом для самостоятельного применения в пластилинографии. Например, умение создавать декоративные рисунки по образцу с элементами народной росписи (дымковская, филимоновская). Здесь большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

В самостоятельной деятельности дети использовали трафареты для своей работы, каждый их которых уложен на подготовленную основу и наполнен пластилином.  Когда трафарет полностью заполнен, он удаляется с основания - получается готовый рисунок, который дополняется деталями.  При нанесении штрихов, точек, линий остроконечной палочкой изображение становится более красочным.

В дальнейшем можно научить детей смешивать цвета, чтобы получить более светлый или более темный оттенок, овладеть техникой «вливания цвета в цвет», сочетать известные методы деятельности с новыми и искать альтернативные решения.  Дети овладеют всеми нетрадиционными приемами изображения, доступными дошкольникам, создавая более сложные рельефные композиции.

 «Пластилинография» позволяет:

-научить детей лепить с натуры и согласно представлению знакомых предметов, передавать их характерные черты.  

-научить передавать в моделировании выразительность изображения, лепить фигуры человека и животных в движении.  

-развивать чувство композиции у детей.  

-ознакомить детей с витражным методом - обратной пластилинографии.  

-в цветовой гамме научить детей получать «эффект мраморности», делать пластилиновый фон для работы.  Использовать для наглядности модели, схемы, алгоритмы.  

В работах Т.С. Комаровой выделяются следующие виды пластилинографии, которые в различной степени способствуют развитию творческой активности:

1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, помогает развить у детей такое свойство творческой активности, как любознательность.

В данной технике работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким  пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

2. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Помогает развивать у детей умение наблюдать и анализировать, делать выводы.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стекой, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. Данный вид пластилинографии помогает формировать у детей умения наблюдать и анализировать.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившийся рисунок на лист картона и  заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета - это можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

4. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. У детей, работающих в этой технике, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности, формируются потребности.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков. Работая с пластилином по данному виду пластилинографии, дети учатся  наблюдать и анализировать, делать выводы, у них начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности, формируются потребности.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины  с последовательным нанесением нескольких слоев. Данный вид пластилинографии помогает развить у детей творческое воображение и фантазию.

Преимущества  данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, леса и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков,  добиваясь тем самым 3Д - эффекта.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Наиболее сложный вид пластилинографии, в котором развиваются все составляющие творческой активности детей.

Барелье́ф (фр.bas-relief —низкий рельеф).

Барельеф - распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (отлат.contra— против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.

Условия реализации программы

Программа разработана для реализации с детьми 5-6 лет, посещающих дошкольную образовательную организацию. В состав группы входит не более 10 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Периодичность – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность: 30 мин с октября по май.

Планируемые результаты освоения программы:

  • активность и самостоятельность детей в пластилинографии;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Формы и методы обучения.

 Формы организации ООД:

  • Индивидуальная (самостоятельная учебная деятельность воспитанников).
  • Фронтальная (все воспитанники одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу).

Методы организации ООД:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
  • Наглядные (демонстрация).
  • Практические (упражнения).

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Выставки детских работ в детском саду.
  • Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах (очных и дистанционных).
  • Презентация детских работ родителям.
  • Творческий отчет педагога на методическом объединении.

Методические рекомендации

Важной составляющей работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии является работа с педагогами. Мы рекомендуем педагогу строить свою работу по следующим принципам:

1. Принцип развивающего обучения.

- обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди  развития;

- дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

- воспитывать у детей усидчивость, терпение, самостоятельность;

- закреплять у детей знания по световосприятию;

- развивать эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

- дать возможность самим решить, как будет оформлена их картина; 

- дать возможность выбрать подходящий на их взгляд материал.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

- признание ценности личности каждого ребенка и ориентировка на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход.

5. Принцип интеграции.

образовательных областей;

- видов изобразительного искусства;

- видов деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование и т.д.).

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

- обогащение активного и пассивного словаря детей;

- создание и обогащение предметно – пространственной среды;

-вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работу в соответствии с разработанными методическими рекомендациями мы предлагаем вести по трем направлениям: с детьми, родителями и педагогами. Для этого мы разработали:

  • перспективно - тематический план работы с детьми, направленный на

развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии (прил.2);

  • планы работы с педагогами и родителями по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, посредством пластилинографии (прил.3, 4).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Для этого целесообразно использовать наглядные папки-передвижки, консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития творческой активности в ДОУ и семье, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по этой теме, подготовить выставки детских рисунков по пластилинографии для родителей. 

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Родители могут принять участие в итоговом занятии по теме «Веселые матрешки»,  в котором одним из элементов является пластилинография.

В процессе работы родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который перерастает в содружество дошкольной организации и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

Методическое обеспечение

Материальное оснащение: мольберт, иллюстрации предметные и сюжетные, карандаши цветные, восковые мелки, краски, картон, пластилин, стеки, природный материал (ракушки, камушки, перья, семена), различные «сыпучие» вещества (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия) и бросовые (бисер, бусины, пайетки).

Методическое оснащение: «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева), Изобразительная деятельность в детском саду (автор Комарова Т.С.), Развитие дошкольника в изобразительной деятельности (автор Григорьева Г.Г.)

Кадровое обеспечение практики

Педагогические работники для реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, иметь дополнительные курсы повышения квалификации по художественно – эстетическому развитию в условиях реализации ФГОС, быть способны к инновационной профессиональной деятельности.

Возможность использования представленного материала

Предложенная программа может быть использована в других образовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования.

Данные результативности представлены на сайте

https://nsportal.ru/ekaterina-borisova 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou 
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
  3. Санитарно-эпидемологические правила и нормативы. СанПин2.4.1.3049-13. Екатеринбург 2017.
  4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  5. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. М.: академия, 2008.
  6. Лыкова, И.А. Парциальная программа художественно – эстетического развития для детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: «Цветной мир», 2017.
  7. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.:ТЦ-Сфера, 2010.

Приложение 1

Показатели  и критерии развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Критерии

Методики

Творческое мышление

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и необычным употреблением элементов.

Тест-игра «Незаконченный

рисунок» Коломенский Я.Л. и Панько Е.А

Творческое воображение

1) Оригинальность - ответы детей и способ изображения предмета, отличающиеся своей не традиционностью;

2) Беглость - определяется способностью высказывать широкое многообразие идей и способов их воплощения;

3) Гибкость - определяется разнообразием идей, высказываемых и демонстрируемых в ходе испытания;

4) Вариативность - определяется умением предложить различные идеи в том или ином виде изобразительной деятельности и ситуации.

Тест  креативности «Эскизы» Е. Туник

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла

- наличие оригинальных идей;

-  длительность и смысловая завершенность сюжета;

- сформированы умения задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций;

- может предложить оригинальные способы применения обычных предметов, строит предположения.

Тест  «Спрятанная форма» Е. Туник

Исходя из показателей и критериев, были определены уровни развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень (3-4 балла) – у ребенка редко возникает потребность в творчестве, быстро пропадает интерес, творческое воображение ограничено. Ребенок не может привнести в работу что-то свое, затрудняется найти способ изображения того или иного предмета, не оригинален в изображении, дорисовывании форм. Интерес к деятельности неустойчивый, создаваемые образы неотчетливые. Не умеет сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Минимальное количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, не умеет задавать информативные вопросы,  устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций. Не может предложить оригинальные способы применения обычных предметов, строить предположения. Отсутствует способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме.

 Средний уровень (5-7 балла) – ребенок довольно часто обращается к творческой деятельности, увлечен ею, у него развито творческое воображение. Он вносит в свои работы, придуманные им и не похожие на другие, образы, но допускает почти буквальное повторение (например, в тесте с дорисовыванием кругов преобразует многие круги в мордочки животных или оформляет круги в изображения часто встречающихся в жизни предметов - шарик, мяч, яблоко и т. п. С небольшими затруднениями преобразует уже знакомый материал, применяет известные способы изображения в новых ситуациях. Интерес достаточно устойчивый, образы живые, отчетливые. Но ребенок не всегда может сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Небольшое количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, редко задает информативные вопросы,  устанавливает возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций только при помощи взрослого. Редко предлагает оригинальные способы применения обычных предметов, строит предположения. Плохо сформирована способность к выполнению действий, не умеет планировать в уме.

 Высокий уровень (8-9 балла) – ребенок часто обращается к творческой деятельности, доставляющей ему удовольствие своими результатами. Он с упоением рисует, он как бы живет в своей работе. Такой ребенок наделяет предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения, ведет самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, создает новые комбинации из усвоенных ранее элементов. Воображение устойчивое, образы живые и отчетливы. Умеет сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно  формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме. Большое количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета. Хорошо сформированы умения задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций. Может предложить оригинальные способы применения обычных предметов, строит предположения.

Приложение 2

Перспективно - тематический план работы с детьми

Тема занятия

   Программное содержание

Оборудование и материалы

Октябрь

1

«Осенние деревья»

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

(Приложение № 2 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

 плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя — желтого или коричневого цвета), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки.

Ноябрь

2

«Веселый клоун»

Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии.

Развивать чувство цвета.

(Приложение № 3 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

плотный картон, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации о цирке, набор шляп, колпаков, набор обуви взрослого человека, несколько мячей, пуговицы, бусины.

Декабрь

3

«Снегурочка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения - пластилинографию.

Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А 4,

блёстки для украшения,

кукла Снегурочка для рассматривания,

стека, салфетка для рук.

Январь

4

«Зимний пейзаж»

Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, развивать у детей творческую активность, чувство композиции, образное мышление и воображение.

(Приложение № 5 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

плакат по теме зимний пейзаж, затонированный ватман, набор пластилина, стека, салфетки для рук. Музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».

Февраль

5

«Натюрморт из чайной посуды»

Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на

поверхности предмета.

Развивать творческую активность, художественно-эстетическое восприятие. (Приложение № 6 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

плотный картон синего цвета размером в половину альбомного листа, набор пластилина, стека, салфетка для рук,

посылка с чайником и чайной парой (чашка с блюдцем), баранки.

Март

6

«Подснежники для мамы»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать творческую активность. (Приложение № 7 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

Плотный картон оранжевого (розового) цвета, размер - 15х20 см;

набор пластилина, стека,

доска для лепки, влажная салфетка для рук, иллюстрация с изображением подснежников.

Апрель

7

«Рыбки в аквариуме»

Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). Развивать творческую активность. (Приложение № 8 «Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»)

Ватман с силуэтом аквариума тонированного  синего или голубого цвета с нарисованным контуром рыбок, набор пластилина, стека, салфетки для рук, картинки аквариумных рыб, схема выполнения работы, «аквариум» 

Май

8

«Веселые матрешки»

Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластилинографии.

плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушка-матрешка, сундучок.

Итоговая выставка работ за год

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Срок проведения

Мероприятия

1.

Октябрь

Оформление папки – передвижки

«Пластилинография – рисование пластилином».

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования пластилинография.

2.

3.

Ноябрь

Консультация. «Роль пластилинографии в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: обогатить знания родителей о значении пластилинографии  в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации «Важные секреты по работе с пластилином».

Цель: дать родителям рекомендации о технике рисования пластилином с детьми дома.

4.

Декабрь

Конкурс «Новогодняя открытка».

Совместное с детьми изготовление новогодних открыток с использованием техники пластилинография.

Цель: стимулировать желание родителей к совместной деятельности с детьми.

5.

6.

Январь

Мастер - класс «Рисование пластилином»

Цель: продемонстрировать технику рисования и приемы работы с пластилином. Объяснить, что работа с пластилином развивает творческую активность.

Буклет «Пластилинография»

Цель: познакомить родителей с видами пластилинографии.

7.

Февраль

 Ознакомление  с картотекой «Дидактические игры и игры с пластилином».

Цель: познакомить родителей с разнообразием дидактических игр и игр по пластилинографии.

8.

Март

Консультация «Как правильно выбрать пластилин».

Цель: познакомить родителей с видами пластилина и как правильно его выбрать .

9.

Апрель

Выставка работ детей и родителей

«Волшебная пластилинография».  

Цель: стимулировать желание родителей к совместной деятельности с детьми.

Результатом продуктивной деятельности совместно с родителями по пластилинографии могут стать:

- выставки творческих работ для родителей, выполненные в технике рисования пластилином «Волшебная пластилинография»;

- коллективная художественная лепка: «Осенние деревья», «Рыбки в аквариуме», «Зимний пейзаж».

Приложение 4

Перспективный план работы с педагогами

Срок поведения

Мероприятия

1.

Октябрь

Консультация «Пластилинография в работе педагога»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности пластилинография.

2.

Ноябрь

Выступление на педсовете.

Доклад «Развитие творческой активности детей старшего и подготовительного к школе возраста посредством пластилинографии»

Цель: раскрыть значение пластилинографии  в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческой активности

3.

Декабрь

Мастер - класс  «Чудеса пластилинографии»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

4.

Январь

Консультация «Как разнообразить уголок художественного творчества в группах»

Цель: проконсультировать педагогов по созданию в группе условий для творческой активности детей, возникновения и развития самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

5.

Февраль

Ознакомление  с картотекой «Дидактические игры и игры с пластилином».

Цель: познакомить педагогов с разнообразием дидактических игр и игр по пластилинографии.

6.

Март

Делимся опытом. Открытое  НОД «Подснежники для мамы».

Цель. Дать представления педагогам об организации занятий, методах и приемах, используемых мною в работе с детьми над темой «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии»

7.

Апрель

Оформление стенда совместных работ педагогов с детьми:

«Пластилиновая сказка».

Результатом работы с педагогами по данному направлению может стать:

- Открытый просмотр НОД «Подснежники для мамы».

-Оформление стенда совместных работ педагогов с детьми «Пластилиновая сказка».

Таким образом, мы считаем, что данные методические рекомендации могут помочь педагогам ДОО в решении задач развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста и оказать благотворное влияние на уровень ее развития у воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации кружковой деятельности по художественно - эстетическому развитию «Волшебные ладошки» (пластилинография) с детьми 3-4-го года жизни

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает р...

Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Наименование практики по художественно – этетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

laquo;Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством прим...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию "Волшебная бумага"

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспит...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....