Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным программным документом.
Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
Образовательные:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; - закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы;
- воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;
- воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;
- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Здоровьесберегающие:
- научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolye_ladoshki_gontova.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Принято: Согласовано: Утверждено:
Совет педагогов Зам. заведующей Заведующая МБДОУ
МБДОУ детского сада № 11 по УВР МБДОУ детского сада № 11
«Берёзка» детского сада № 11 «Берёзка»
Протокол № __ № 11 «Берёзка» Г. Я. Амерханова
от «__» ________ 20___ г. Е. В Тодоренко _______________
_____________
Парциальная рабочая программа
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебные ладошки»
Вторая младшая группа
один год
(срок реализации программы)
Составитель:
Гонтова Маргарита Энгельсовна
воспитатель МБДОУ
детского сада № 11 «Берёзка»
г. Гусиноозёрск
2016 г.
Структура
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи деятельности второй младшей группы по реализации Программы | 3 |
1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.3. | Значимые для разработки Программы характеристики | 6 |
2. | Планируемые результаты освоения программы | 7 |
2.1. | Ожидаемый результат | 7 |
3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 7 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
1. | Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки» | 9 |
2. | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми второй младшей группы нетрадиционных техник рисования | 10 |
3. | Взаимодействие взрослых с детьми | 11 |
4. | Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников | 11 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
1. | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | 13 |
2. | Перспективное планирование художественной деятельности | 13 |
3. | Перечень литературных источников | 17 |
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи деятельности второй младшей группы по реализации Программы
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству детей от 3 до 4 лет служит:
- Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11;
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Берёзка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт ДО;
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требование к устройству, содержанию и МБДОУ режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26 ОБэ
Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:
- И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
- Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
- Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 3до 4 лет»;
- А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
- Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
Образовательные:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; - закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы;
- воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;
- воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;
- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Здоровьесберегающие:
- научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Дети младшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический (Л.С. Выготский), личностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец) и системно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.3. Значимые для разработки Программы характеристики
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Возрастные особенности детей
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Развитие продуктивной деятельности
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; разноцветные листья; снежинки и т.п.)
Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать силуэты игрушек и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем узорами.
Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет «дождь» и т.п.).
Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) а разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, заборчик и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок и т.п.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Развивать умение располагать изображение по всему листу.
Развитие детского творчества
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, используя нетрадиционные техники рисования.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.
Приобщение к изобразительному искусству
Подводить детей к восприятию искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, форма, движение), подводить к различию разных видов искусств через художественный образ.
Развивать интерес к произведениям народного искусства, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина).
2. Планируемые результаты освоения Программы
2.1. Ожидаемый результат
- умеет подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками, различными материалами;
- владеет навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;
- выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- проявляет интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты, используя нетрадиционные техники рисования.
3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:
1. Содержание изображения.
2. Передача формы
3. Строение предмета
4. Передача пропорций предмета в изображении
5. Композиция
6. Цвет
7. Уровень самостоятельности
8. Творчество.
Выявление следующий уровень у детей:
высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.
средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла
низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки»
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,
образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).
На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.
На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).
Дети от 3 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, поэтому на занятиях лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
- Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми второй младшей группы программы кружка «Волшебные ладошки»
Разделы программы:
- Основы художественного изображения
- Художественный труд
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 3 до 4 лет (2-мл.гр.).
Срок реализации: 1 год обучения.
Формы организации образовательного процесса:
- Деятельность кружка ИЗО «Волшебные ладошки»
- Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
- Посещение детских выставок
- Участие в выставках и конкурсах
Организация образовательной деятельности в группе:
Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году). Общее количество учебных занятий в год – 36.
Длительность одного занятия: во второй младшей группе – 15 мин.
Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с образовательными областями
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Содержание и результаты области могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей. Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Познавательное развитие | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества |
Речевое развитие | Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие» |
Формы проведения
1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, тампонирование, рисование по крупе, печатка и др.
2. Выставки
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
Программа предполагает педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раз в год (вводный - сентябрь, итоговый – в мае).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ
- проведение открытого мероприятия
- проведение мастер-класса среди педагогов
- проектная деятельность
3. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
4. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений.
Планируемые результаты сотрудничества педагогов второй младшей группы с семьями воспитанников:
- Формирование у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
2. Перспективное планирование художественной деятельности
во второй младшей группе
№ п./п. | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Работа с песком | 1 | 1 | 2 |
2. | Рисование пальчиками и ладонью | 2 | 12 | 14 |
3. | Рисование в технике печатания | 2 | 8 | 10 |
4. | Работа с пластилином | 3 | 7 | 10 |
Итого: | 8 | 28 | 36 |
Содержание программы
1. «Картинки на песке»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.
2. «Весёлый человечек»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.
3.« Весёлые мухоморы»
Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
4. «Мой веселый звонкий мяч»
Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
5. «Разноцветные шарики»
Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).
6 .«Красивые листочки»
Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.
7. «Ягодка за ягодкой» (на кустиках)
Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками.
8. «Листочки танцуют»
Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма
9. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек»
Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию
10. «Моя любимая чашка»
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.
11. «Рябинка»
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приёмы рисования.
12. «Вот какие ножки у сороконожки»
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.
13. «Снежок порхает, кружится»
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
14. «Весёлые рыбки»
Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.
15. «Мои любимые домашние животные»
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью - учить имитировать шерсть животного.
16. «Полосатые полотенца для лесных зверушек»
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)
17.«Маленькой ёлочке холодно зимой»
Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
18. «Весёлый снеговичок»
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура
19. «Мои рукавички»
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
20.«Вот какие у нас сосульки!»
Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.
21.«Автомобиль для папы»
Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы
22. «Мимоза для мамочки»
Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.
23. «Солнышко лучистое»
Рисование ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.
24. «Нарядные матрешки»
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
25.«Цыплятки»
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов
26. «Божьи коровки на лужайке»
Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
27. «Птички – невелички»
Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).
28. «Цветочек радуется солнышку»
Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг. Развивать чувство композиции.
29. «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.
30. «Вот какой у нас салют!»
Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
31. «Разноцветные флажки»
Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета.
32. «Радуга-дуга»
Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.
33. «Одуванчики»
Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования. Учить создавать выразительный образ одуванчиков.
Развивать чувство композиции.
34. «Улитка, улитка, выпусти рога»
Продолжать формировать интерес к изображению предметов солёным тестом на плоскости.
35. «Воздушные шары»
Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
36 . Выставка работ.
Презентация подведение итогов года работы кружка.
3. Перечень литературных источников
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства - программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7. «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс»
9. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
10. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
11. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
12. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
13.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
14. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ» ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №16
ПРОГРАММА КРУЖКА ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...