«Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».
презентация к уроку по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Здравствуйте, коллеги.  Мне хотелось бы познакомить вас со своим опытом работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».

Воспитатель МБДОУ № 41 Игнатьева И.В.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

Здравствуйте, коллеги.  Мне хотелось бы познакомить вас со своим опытом работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.

Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

 В процессе знакомства дошкольников с народным костюмом, дети познают основы народно – прикладного искусства, устного народного творчества и т.д. Параллельно приобщаем детей к традициям, истории, быту русского народа: так, говоря о дымковской игрушке, даем  географические понятия (село Дымка и т.д.), бытовое назначение (игрушка или украшение), традициями (на примере пеленок или первой косоворотки для малышей), также мы способствуем обогащению пассивного словаря (при ознакомлении с костюмами) и вводим новые понятия в активный словарь дошкольников.

Как вы знаете, на протяжении всего дошкольного возраста мы знакомим детей с народным искусством в рамках образовательной деятельности с детьми. Если кратко перечислить формы, то это и занятия, и проекты, и совместная деятельность вне занятий, кружковая деятельность. В нашем ДОУ в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг функционирует кружок «Фантазия» (по художественно – эстетическому развитию). На протяжении двух лет я являюсь его руководителем. Кружковая работа направлена на развитие творческих способностей посредством пластилинографии. Пластилинография – это один из сравнительно недавно появившихся жанров в изобразительной деятельности.  Занятия пластилинографией способствует развитию высших психических функций детей, у детей развивается ручная умелость, укрепляется сила рук, согласовываются движения, совершенствуется дифференциация движения пальцев рук.

Цель работы кружка заключается в следующем: создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание художественно – эстетического вкуса.

Задачи: способствовать  развитию и совершенствованию движений рук, дифференциации движений пальцев рук;

Способствовать развитию глазомера, высших психических функций детей.

Форма организации:

Занятия проводятся во второй половине дня, группы небольшие - до 10 человек. В рамках кружковой работы мною проводятся занятия по ознакомлению дошкольников с народным костюмом. Здесь важно использовать алгоритм «от простого к сложному», а также принцип «минимакса» (хорошо известный тем, кто работал по программе «Школа 2100»). В своей работе, и не только в кружковой, я стараюсь придерживаться этого принципа, который Лидия Георгиевна Петерсон вывела из учения Л.С.Выготского. Согласно этому принципу стараюсь дать избыточные знания, которые дошкольники могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время главные понятия входят в минимум содержания (стандарт и требования программы) и должны под моим руководством усвоить дети. А это позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, все дети разные, и нет ориентировки ни на слабого, ни на сильного. А это индивидуальный подход, ведь минимум –всем, а с максимумом я помогу определиться каждому.  Во – вторых, это учит детей самостоятельно находить ответ, научает их действовать в ситуации относительных затруднений.

В программу кружка был внесен раздел «Бабушкин сундучок» (предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского народа и ее значением).

Глобальная цель данного раздела: 

создать оптимальные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами художественно – эстетического развития.

Ей соответствуют задачи:

Способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного быта;

формировать у дошкольников обобщенные знания (понимание детьми  характерных особенностей изделий народных промыслов);

учить детей передавать в своих работах характерные элементы, создавать выразительные узоры; развивать чувство цвета, композиции.

Данный раздел  составлен с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения  детей к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства  разные виды деятельности (изобразительной, художественно-речевой) с использованием народного фольклора.

Узко направленная цель - дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (это - «минимум»): об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке (это «максимум»).

Задачи:

• воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России;

• развивать эстетическое восприятие;

  • развивать творческие способности.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие,  происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

 Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей, вышивок.

Структура таких занятий следующая:

• Рассказ воспитателя по теме;

• Рассматривание иллюстраций;

• Дидактическая игра «Собери костюм»;

• непосредственно пластилинография – как вид детской творческой деятельности, где, используя технические приемы, мы воссоздаем костюмы, вышивки и т.д.

Знакомя детей с народным костюмом, обязательно привожу интересные факты, которые порой и для меня становятся открытием, так, например, первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери, ведь считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет в понева для девочек и штаны-порты для мальчиков. Или, что название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. А прототипом банданы была косынка «сорока».

    Говоря о знакомстве дошкольников с русским народным костюмом в рамках традиционных занятий,  следует отметить, что  начинать его необходимо  с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы определяются цели и задачи, а следовательно и пути реализации.

Так как возрастной ценз моих детей-кружковцев 5-6лет, то, опираясь на уже имеющуюся у них базу знаний о народном костюме, мною был запланирован и внедрен в перспективный план цикл «Бабушкин сундук», рассчитанный на 8 занятий. Изначально детям предложен видео сюжет о народном костюме - так называемая виртуальная экскурсия в музей одежды. Затем, используя мультимедийную презентацию, знакомлю детей с вышивкой, затем с отдельными элементами народного костюма. Далее дети пробуют самостоятельно составить костюм (часто использую прием «одномоментного вхождения» - предлагаю детям представить, что мы мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси. Дети делятся на 2 группы. Каждой группе предлагаю конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Им необходимо выбрать элементы костюма: украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон. В ходе работы помогаю определить, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале) либо использую дидактические игры: «Найди ошибку», «Найди отличия» и т.д. предлагаем вам отвлечься и попробовать определить на слайде какой костюм из южной губернии, а какой из северной.

Предлагаю вам определить на слайде, какой костюм относится к южной губернии, какой к северной и почему вы так решили. (

G:\ИННА\img23.jpgОТВЕТ: южнорусский поневный комплекс; северорусский сарафанный комплекс)

Хочу отметить, что ребятам очень нравятся такие занятия, главным доказательством является то, что дети стали приносить из дома рисунки костюмов, воспитатели групп говорят о тенденции детей - кружковцев украшать «вышивками» свои работы. А это значит, что наши занятия нашли отклик в душах детей.

В завершении хочу провести с вами небольшую викторину. Цель ее освежить Ваши знания, а может заинтересовать узнать побольше.

ВОПРОСЫ:

• Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);

• Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);

• Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);

• Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов);

• В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);

• Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);

• Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);

• Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).

Спасибо за внимание!!!

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Примерная картотека дидактических игр.

Дидактическая игра

«Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровое задание: Одеть куклу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

 Дидактическая игра        

«Русский народный костюм»

         Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении  цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

Дидактическая игра

«Подбери головной убор к сарафану»

         Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.

Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.

Дидактическая игра

« Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

Дидактическая игра

«Сложи картинку»

  Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

 Игровое задание:

1 вариант:

Составить картинку в точности по образцу.

2 вариант:

Составить картинку в точности по памяти.

Правила игры:

1 вариант:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

Дидактическая игра

"Русский народный костюм"

 Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.

Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 слайд.

Здравствуйте, коллеги. Хочу познакомить вас со своим опытом работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».  

2 слайд.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранят образы,

в которых воплощается Родина» (В.А.Сухомлинский)

3 слайд.

Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России.

4 слайд. 

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры.  

Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

5 слайд.

Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

6 слайд.

Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Приобщая дошкольников к народному искусству, мы знакомим детей с декоративно – прикладным искусством,

устным народным творчеством, 

музыкальным искусством и т.д. 

Знакомим детей с традициями, историей, бытом русского народа:

Говоря о дымковской игрушке, мы знакомим детей с

географическими понятиями (село Дымка и т.д.),

бытовым назначением (игрушка или украшение),

традициями (на примере пеленок или первой косоворотки для малышей), также мы способствуем обогащению пассивного словаря (при ознакомлении с костюмами) и вводим новые понятия в активный словарь дошкольников.

7 слайд.                        

На протяжении всего дошкольного возраста мы знакомим детей с народным искусством в рамках образовательной деятельности с детьми.        

   Формы ознакомления детей с народным искусством  

- Занятия

- Проекты

- Совместная деятельность вне занятий

- Кружковая деятельность

 8 слайд.

В нашем ДОУ в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг функционирует кружок «Фантазия» (по художественно – эстетическому развитию). На протяжении двух лет я являюсь его руководителем.

Кружковая работа направлена на развитие творческих способностей посредством пластилинографии.

Занятия пластилинографией способствует развитию высших психических функций детей,                                                              

развивается ручная умелость,

укрепляется сила рук,

согласовываются движения,

совершенствуется дифференциация движения пальцев рук.

 9 слайд.

Цель работы кружка :                                                                       

создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание художественно – эстетического вкуса.

Задачи: способствовать развитию и совершенствованию движений рук, дифференциации движений пальцев рук;

Способствовать развитию глазомера, высших психических функций детей.

10, 11, 12 слайд.

В рамках кружковой работы мною проводятся занятия по ознакомлению дошкольников с народным костюмом. Здесь важно использовать алгоритм «от простого к сложному», а также принцип «минимакса» (хорошо известный тем, кто работал по программе «Школа 2100»).                      Стараюсь дать избыточные знания, которые дошкольники могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить.

 Все дети разные, и нет ориентировки ни на слабого, ни на сильного.

13 слайд.

 По этому минимум знаний – всем, а максимум   определяю для каждого индивидуально.  

14, 15,16,17 слайд.

Это учит детей самостоятельно находить ответ, научает их действовать в ситуации относительных затруднений.

 18 слайд.

В программу кружка был внесен раздел «Бабушкин сундучок» (он предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского народа и ее значением).

 

Цель данного раздела: 

создать оптимальные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами художественно – эстетического развития.

Узко направленная цель - дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (это - «минимум»): об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке (это «максимум»).

Задачи:

• воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России;

• развивать эстетическое восприятие;

• развивать творческие способности.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.

19 слайд.

Стараюсь приводить интересные факты:

- первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери.

- Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери, ведь считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза.

- Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят.

20 слайд.

- Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани.

- В три года, первая рубаха из новины.

- В 12 лет в понева для девочек и штаны-порты для мальчиков.  

- Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

- Прототипом банданы была косынка «сорока».

21 слайд.

Возраст кружковцев 5-6лет.

В перспективном плане цикл «Бабушкин сундук», рассчитанный на 8 занятий.

  1. Изначально детям предложен видео сюжет о народном костюме - так

называемая виртуальная экскурсия в музей одежды.

  1. Затем, используя мультимедийную презентацию, знакомлю детей с вышивкой, 

22 слайд.

  1. затем с отдельными элементами народного костюма. 
  2. Далее дети пробуют самостоятельно составить костюм (часто использую прием «одномоментного вхождения» - предлагаю детям представить, что мы мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

23, 24,25слайд. 

Дети делятся на 2 группы. Каждой группе предлагаю конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Им необходимо выбрать элементы костюма: украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон. В ходе работы помогаю определить, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале) либо использую дидактические игры: «Найди ошибку», «Найди отличия» и т.д. 

26 слайд. 

А сейчас предлагаю вам определить на слайде, какой костюм относится к южной губернии, какой к северной и почему вы так решили.  

ОТВЕТ: южнорусский поневный комплекс; северорусский сарафанный комплекс)

Хочу отметить, что ребятам очень нравятся такие занятия, главным доказательством является то, что дети стали приносить из дома рисунки костюмов, воспитатели групп говорят о тенденции детей - кружковцев украшать «вышивками» свои работы. А это значит, что наши занятия нашли отклик в душах детей.

В завершении небольшая викторина.

Цель ее освежить Ваши знания, а может заинтересовать узнать побольше.

ВОПРОСЫ: 

27,28 слайд.

• Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);

слайд. – ответ на вопрос.

29, 30 слайд.

• Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);

31 слайд.

• Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);

32 слайд.

Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов);

33 слайд.

В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);

34 слайд.

Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);

Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);

Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).

35, 36 слайд.

Очень нравятся детям и игры типа «Одень куклу в народный костюм»

37 слайд.Спасибо за внимание!!!

38 слайд. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будущие художники Подмосковья. Развитие творческих способностей дошкольников через русское народное и мировое культурное наследие.

Когда мы только начинали работу над этим проектом в 2014 году, ― как это бывает всегда, ― существовала доля опасения, что та доля усилий, которую дети потратят на участие в нем, может несколько н...

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»

Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...

Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.

Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.

отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушк...