Программа кружка "Азбука тестопластики"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа ДПОУ по проведению занятий по развитию мелкой моторики с использованием цветного соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Программа ДОУ
Проведение занятий по развитию
мелкой моторики у детей
«Азбука тестопластики»
Составила:
Воспитатель: С. К. Макарова
г. Нижневартовск
1.Содержание
№ п/п | Наименование | Страницы |
Содержание | ||
Паспорт | ||
Пояснительная записка | 3 | |
3.1. | Цели и задачи программы | 4 |
3.2. | Планируемые результаты | 4 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 5 |
Содержание программы «Азбука тестопластики» | 6-25 | |
Организационно - педагогические условия | 26 | |
5.1. | Учебный план | 26 |
5.2. | Расписание занятий | 27 |
5.3. | Календарный учебный график | 28-29 |
5.4. | Программно- методическое обеспечение | 30-32 |
5.5. | Материально- техническое обеспечение | 32 |
Мониторинг | 33-34 | |
Список литературы | 34 |
- Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА ДПОУ проведения занятий по развитию художественно - эстетических способностей детей «Азбука тестопластики»» |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 61 «Соловушка» |
Составитель программы | Воспитатель: Макарова С. К. |
Цель программы | развивать мелкую моторику детей посредством лепки из соленого теста, развивается эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты. |
Задачи программы |
|
3.Пояснительная записка
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. « Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание решит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем существовать как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Предлагаемая программа «Азбука тестопластики» рассчитана на работу с детьми 5- 7 –го года жизни. Предлагаемые конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста под девизом: растем и развиваемся через познание, творчество и игру. Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – лепки из соленого теста. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций из соленого теста детьми 5- 7 –го года жизни к использованию разнообразных приемов.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию; развивают мелкую моторику рук, повышают общую ручную умелость; осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала; расширяются возможности изобразительной деятельности детей, а также развивается эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты.
В программе учтены и представлены все необходимые составляющие:
- она имеет развивающий характер, направлена на логическое системное и взаимосвязанное развитие эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности;
- заложена возможность коррекционной работы по развитию графомоторных навыков детей (мелкой моторики, координации движений рук и т. д.);
- предусмотрена интеграция различных знаний и способов познания с целью усиления развивающего эффекта практической деятельности;
- учтен оздоровительный компонент программы, направленный на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
В программе учтен и здоровьесберегающей фактор: используемый материал, включает разные варианты по одной и той же теме, с учетом реального уровня возможностей детей, т. к. форсированное воздействие является бесполезным и чрезвычайно вредным для развития, здоровья и жизни ребенка.
3.1.Цели и задачи
Цель программы: развивать мелкую моторику детей посредством лепки из соленого теста, развивается эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты.
Задачи:
- познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства - тестопластикой и научить воплощать свои замыслы в технике лепки из соленого теста;
- обучить различным приемам лепки из соленого теста;
- повысить сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
- учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности поделки (трубочки, печатки, стеки и т. д.);
- повысить общую ручную умелость, синхронную работу обеих рук;
- развивать любознательность, фантазию;
- воспитывать в ребенке творческую личность.
3.2.Планируемые результаты
В ходе реализации программы ребенок научиться:
К концу первого года:
умеют анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки;
- имеют навыки рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска;
- в достаточной мере владеют приемами декорирования лепного образа.
К концу второго года:
- умеют создавать динамичные выразительные образы, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования;
- умеют находить адекватные выразительно – изобразительные средства для создания художественного образа;
- проявление индивидуального «почерка» детских работ;
- склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
общая ручная умелость.
Итоги реализации программы представляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их учсатии в творческой жизни учреждения, в смотрах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Срок реализации программы – 2 года.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачам: подготовительный этап, этап формирования первичных практических умений и навыков, этап формирования творческих способностей. Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
3.3 Объем образовательной нагрузки
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации рабочей программы – 2 года.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в подгрупповой форме обучения, продолжительность занятия – 20 минут (для детей 5- го года жизни) - 25 минут (для детей 6-го года жизни).
4.Содержание программы
Перспективный план образовательной деятельности с обучающимися 5- го года жизни
Время проведения | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Приемы обучения |
октябрь | 1.«Знакомство с материалом» - приёмы лепки. | Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста. | мука соль обойный клей гуашь набор стеков | Показ приемов, экспериментирование. |
октябрь | 2. «Солнышко» | Учить лепить из соленого теста, передавая характерную форму круга. | соленое тесто стека фон | Рассматривание солнца, вылепливание и нанесение стекой декоративных элементов. |
октябрь | 3. «Подсолнух» | Учить лепить из соленого теста предметы из 2 – 3 частей, учить дополнять изображение деталями. | соленое тесто стека фон | Рассматривание, обследование формы, показ приемов лепки. |
октябрь | 4. «Божья коровка на листочке» | Учить изготавливать панно, устанавливать «божью коровку» на листочке. | соленое тесто стека фон | Рассматривание иллюстрации с изображением божьей коровки. Показ последовательности лепки и соединения частей панно. |
октябрь | 5. « Волшебный цветочек» | Учить лепить поделку с использованием круга большого и малого диаметра. | соленое тесто стека фон | Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь | 6. «Подсолнух» | Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук. | соленое тесто стека цветной картон | Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь | 7. «Корзинка с грибами» | Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус | соленое тесто стека | Рассматривание иллюстрации грибов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь | 8. «Птица» | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение | соленое тесто стека гуашь | Рассматривание иллюстрации птиц, показ последовательности лепки и соединения частей. |
ноябрь | 9. « Мышка» | Учить лепить поделку на основе овала, лепить мелкие детали. | соленое тесто стека гуашь | Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
ноябрь | 10. «Снежинка» | Учить лепить из теста сложные предметы конструктивным способом. | соленое тесто стека печатка | Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки. |
ноябрь | 11. «Украшения на елку» | Учить задумывать содержание своей работы на основе шара доводить задуманное до конца. | соленое тесто стека гуашь печатка | Рассказ о том, какими могут быть украшения на новогодней елке, индивидуальный показ способов лепки. |
ноябрь | 12. «Елочка» | Учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности. | соленое тесто стека печатка колпачки формочки | Рассматривание иллюстраций с изображением елочки. Показ последовательности лепки. |
ноябрь | 13. «Калачи из печи» | Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. | соленое тесто стека печатка колпачки формочки | Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки. |
ноябрь | 14. «Самовар» | Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус | соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки | Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
ноябрь | 15. «Ваза» | Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме | соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки | Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
ноябрь | 16. «Тарелочка» | Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности. | соленое тесто стека гуашь печатка | Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
декабрь | 17,18,19. Композиция «Зимняя сказка» | Учить лепить предметы сложной формы, использовать различные формы изобразительной деятельности (аппликацию, рисование). | соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки | Рассказ о красоте зимней природы, показ иллюстраций (зимний пейзаж). |
декабрь | 20. « Заяц» | Учить лепить, используя прием оттягивания. | соленое тесто стека | Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь | 21. «Пингвины на льдине» | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | соленое тесто стека гуашь печатка | Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь | 22. «Девочка в шубке» | Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки. | соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки | Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь | 23. «Мышка с сыром» | Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей | соленое тесто стека гуашь печатка | Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
декабрь | 24. ««Рождественские игрушки» (по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка) | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. | соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки | Рассматривание новогодних игрушек, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь | 25. «Змея на ветке» | Развивать навыки лепки на основе цилиндра, дополнять изображение деталями. | соленое тесто стека печатки | Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей. |
январь | 26. «Ежик» | Развивать навыки лепки на основе овала, умение доводить задуманное до конца. | соленое тесто стеки чесноковыжималка | Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
январь | 27. «Красивый подсвечник» | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус | соленое тесто стеки печатки | Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь | 28. «Зимние забавы. Снеговик" | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек) | соленое тесто стеки печатки | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
январь | 29. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность | соленое тесто стеки печатки | Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь | 30. «Забавные цыплята» | Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку. | соленое тесто стеки печатки | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
февраль | 31. «Дракончик» | Развивать навыки лепки с использованием приемов прижимания и вдавливания. | соленое тесто стеки | Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
февраль | 32. «Снеговик» | Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение дополнять поделку мелкими деталями. | соленое тесто стеки печатки | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
февраль | 33,34. «Овца» | Развивать навыки лепки предметов из 2 и более частей, умения декорировать поделку. | соленое тесто стеки печатки ситечко | Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки и декорирования. |
февраль | 35. «Собака» | Развивать навыки лепки животных. Учить передавать контрастное сочетание цветов. | соленое тесто стеки гуашь | Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки. |
февраль | 36. «Веселое сердечко» | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус | соленое тесто стеки печатки ситечко скалка | Рассказ о празднике, показ приемов лепки: налепы, процарапывание. |
февраль | 37. «Подарок папе» (рамка для фотографии) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | соленое тесто стеки печатки ситечко | Показ приемов рельефной лепки. |
февраль | 38.«Подарок папе» (украшение для рамки) | соленое тесто стеки печатки | ||
март | 39. «Шкатулка для мамы» (изготовление шкатулки) | Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки. | соленое тесто стеки печатки ситечки | Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки. |
март | 40. «Шкатулка для мамы» ( украшение шкатулки) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | соленое тесто стеки печатки ситечки | |
март | 41. « Подарок маме» | Учить задумывать подарок для мамы, лепить украшения, сувениры и расписывать их. | соленое тесто стеки гуашь печатки формочки | Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки. |
март | 42. «Древо жизни» | Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности. | соленое тесто стеки | Наблюдение за деревьями, рисование, показ приемов лепки. |
март | 43. «Гусеница» | Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение лепить мелкие детали. | соленое тесто стеки печатки ситечко | Рисование эскиза, показ способов лепки. |
март | 44. «Улитка» | Развивать умение преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму. | соленое тесто стеки | Рассматривание изображений, рисование улиток, показ разных способов лепки. |
март | 45,46. «Весна. Цветущее дерево» | Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики) | соленое тесто стеки | |
апрель | 47. «Рыбы» | Учить создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. | соленое тесто стеки колпачки | Рассматривание живых рыб, рисование с натуры, показ приемов лепки. |
апрель | 48. «Бабочки» | Развивать умение применять разные приемы лепки для создания красивых бабочек. | соленое тесто зубочистки колпачки | Рассматривание бабочек, индивидуальный показ способов лепки. |
апрель | 49. «Чудище» | Учить ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм, развивать комбинаторные способности. | соленое тесто стеки колпачки зубочистки | Рассматривание коллекции динозавров, показ способов лепки. |
апрель | 50. «Украшения» ( бусы) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки | Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель | 51. «Украшения» ( браслеты) | Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки | Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель | 52.«Медальон в подарок для выпускников» | Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки | соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки | Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель | 53,54. «Рыбы» | Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки. | соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки | Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей. |
май | 55, 56. Композиция «Цветочная поляна» 57,58. Композиция «Деревья» | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры, украшать налепами и прорезными рисунками. Побуждать к поиску средств выразительности для передачи пластики деревьев, самостоятельно находить способы лепки деревьев, развивать умение договариваться. | соленое тесто стеки ситечко печатки соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки | Рассматривание живых цветов, рисование эскизов, показ способов лепки. Индивидуальный показ способов лепки декоративных элементов. |
май | 59. «Насекомые» | Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей. | соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки | Рассматривание насекомых, рисование эскизов, показ способов лепки. |
май | 60. «Динозаврики» | Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. | соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки | Рассматривание динозавров, рисование эскизов, показ способов лепки. |
май | 61. «Лето в ладошке» | Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе. | соленое тесто стеки печатки трубочки | Индивидуальный показ приемов лепки. |
май | 62. «Решетка с цветами. Цветы» | Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка. | соленое тесто стеки печатки трубочки |
Перспективный план образовательной деятельности с обучающимися 6- го года жизни
5.Организационно - педагогические условия
5.1. Учебный план
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю возрастная группа | |
дети – 5-го года жизни | дети 6- го года жизни | ||
1 | Знакомство с материалом, техника безопасности | 1 | 1 |
2 | Лепка на основе круга, колец | 7 | 6 |
3 | Лепка предметов из 2-3 частей | 6 | 6 |
4 | Лепка на основе шара | 9 | 8 |
5 | Лепка на основе цилиндра, овала | 6 | 6 |
6 | Лепка конструктивным способом | 7 | 8 |
7 | Лепка рельефным способом | 8 | 7 |
8 | Лепка с использованием различных приемов (оттягивание, сглаживание, вдавливание и т. д.) | 12 | 6 |
9 | Лепка с элементами декорирования | 8 | 4 |
10 | Лепка панно и композиций | 8 | 7 |
11 | Лепка с помощью шаблона и формочек | 6 | |
12 | Лепка по замыслу | 7 |
5.2. Расписание занятий
Дни недели | Дети 5- го года жизни | Дети 6- го года жизни |
вторник | 16.30- 16.55 | 16.30- 16.55 |
четверг | 17.00- 17.25 | 17.00- 17.25 |
5.3. Календарный учебный график (1-ый год обучения)
№ | Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | Знакомство с материалом, техника безопасности | 1 | ||||||||
2 | Лепка на основе круга, колец | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
3 | Лепка предметов из 2-3 частей | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Лепка на основе шара | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Лепка на основе цилиндра, овала | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
6 | Лепка конструктивным способом | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
7 | Лепка рельефным способом | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||
8 | Лепка с использованием различных приемов (оттягивание, сглаживание, вдавливание и т. д.) | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Лепка с элементами декорирования | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
10 | Лепка панно и композиций | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||
ИТОГО | 8 | 9 | 9 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 | |
72 занятия 36 недель |
Календарный учебный график (2-ой год обучения)
№ | Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | Знакомство с материалом, техника безопасности | 1 | ||||||||
2 | Лепка на основе круга, колец | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
3 | Лепка предметов из 2-3 частей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
4 | Лепка на основе шара | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Лепка на основе цилиндра, овала | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
6 | Лепка конструктивным способом | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
7 | Лепка рельефным способом | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||
8 | Лепка с использованием различных приемов (оттягивание, сглаживание, вдавливание и т. д.) | 1 | 2 | 2 | 1 | |||||
9 | Лепка с элементами декорирования | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
10 | Лепка панно и композиций | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
11 | Лепка с помощью шаблона и формочек | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||
12 | Лепка по замыслу | 1 | 2 | 3 | 1 | |||||
ИТОГО | 8 | 9 | 9 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 | |
72 занятия 36 недель |
5.4. Программно – методическое обеспечение
№ п/п | Наименование услуги | Наименование программы |
| |
Проведение занятий по развитию художественно- эстетических способностей детей «Азбука тестопластики» |
| Программа И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет», допущена министерством образования и науки Российской Федерации |
Принципы, лежащие в основе программы
В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного образования:
- принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому» и т. д.;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип природосообразности: постановка задач художественно – творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип естественной радости: радости эстетического восприятия, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.
Формы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы и приемы:
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция;
3.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- математикой;
- развитием речи;
- художественной литературой.
Направления работы
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная ( в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Примерная структура занятий
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или
явления, сопровождает показ словами.
3. Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего
показать знакомый приём.
4. Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела,
руки, полотно бумаги.
5. Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги
показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
6. По окончании работы детские работы выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети
обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов отдельных деталей
5.5 Материально – техническое обеспечение:
Материалы:
∙ резиновые маты или клеёнка;
∙ набор стеков (пластмассовые и деревянные);
∙ алюминиевая фольга;
∙ лопаточки с тонким краем;
∙ пинцет. (для манипуляций с мелкими деталями);
∙ баночки с водой и кисточка;
∙ цветные краски;
∙ расчески с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек;
∙ зубочистки;
∙ деревянные палочка для суши.
Дополнительное оборудование:
∙ бисер и бусины (служат для украшения, декорирования);
∙ набор насадок для кондитерского шприца;
∙ маленькая скалка из детского набора для лепки
∙ набор фигурок и вырезок (можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки);
∙ проволока (нужная вещь для изготовления каркаса изделия);
∙ ложки;
∙ чеснокодавилка;
∙ шпажки для канапе;
∙ колесико для перевода выкроек (наносит очень красивые пунктирные насечки);
∙ природный материл и др.материалы.
6.Мониторинг результатов освоения программного материала
Разработка критериев оценки уровня сформированности навыков лепки и мелкой моторики включает в себя следующие компоненты:
- Проявление интереса к тестопластике.
- Самостоятельности при реализации замысла
- Составляет композицию из отдельных элементов.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Гармоничность в сочетании цвета.
- Сформированность технических навыков при создании лепного изделия.
- Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки
Соответственно были обозначены следующие уровни:
Низкий уровень (1 балл). Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.
Средний уровень (2 балла). Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты после работы приводит в порядок.
7.Список литературы
1. Зимина, Н.В. Шедевры из солёного теста / Н.В.Зимина - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г
2. И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М. Карапуз – дидактика, 2007 г.
3.И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», М. Карапуз – дидактика,2007 г.
4.И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» , М., Карапуз – дидактика, 2007 г.
5. И. А. Лыкова «Мастерилка», М. Карапуз – дидактика, 2002 г.
6.И. А. Лыкова «Букашки на лугу», М., Карапуз – дидактика, 2007 г.
7.И. А. Лыкова «Цветы на лугу», М., Карапуз – дидактика, 2007 г.
8.И. А. Лыкова «Кто пасется на лугу»,М, Карапуз – дидактика, 2007г.
9.И.А. Лыкова «Сказка», М., Карапуз – дидактика, 2007 г.
10. Хоменко, В.А. Лучшие поделки, шаг за шагом / В.А.Хоменко – Белгород: Издательство Клуб семейного досуга, 2009г.
11. Майорова, Ю.А. Поделки из соленого теста и пластилина/ Ю.А.Майорова - Нижний Новгород: ООО Издательство Доброе Слово, 2011г.
12. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли / И.А.Лыкова - ООО Карапуз – дидактика, 2007г.
13.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду./ Н. П Сакулина, Т. С. Комарова - М.: Просвещение, 1982г..
14. Фирсова, А. В. Чудеса из соленого теста./ А.В.Фирсова – М.: Айрис-пресс, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Тестопластика" в детском саду
Методическая разработка программы кружка "Тестопластика" в детском саду...

Авторская программа по тестопластике.
Предлагаю Вашему вниманию "Авторскую программу по тестопластике"...

Программа по тестопластике
Программа по тестопластике "Волшебные пальчики" Срок реализации на 2 года для детей 4-6 лет...

Программа по тестопластике "Веселое тесто"
Программа расчитана на дополнительное развитие творческих способностей детей, художественно - эстетического вкуса....

Программа по тестопластике
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по лепке из солёного теста) «Тестопластика» для детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС дошкол...

Авторская программа по тестопластике "Волшебные пальчики"
Данная авторская программа по тестопластике разработана для детей 4 - 6 лет. Дети познакомятся с приемами лепки, а так же научатся создавать поделки из соленого теста....
- Мне нравится (2)
Комментарии
Светлана Кузьминична,
Светлана Кузьминична, благодарю Вас за детально разработанную программу кружка! Великолепный материал! Спасибо, очень ценная и интереснейшая разработка! Творческих успехов Вам и всех благ!
Спасибо!
Спасибо!