Развивающая программа по тестопластике в старшей группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Кружок по тестопластике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_programma_kruzhka_st.gr_.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
заведующий МБДОУ
детский сад
№ 8«Зоряночка»
________С.Ю. Месикова
«__»___________20____ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебные ладошки» (тестопластика) в старшей группе.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № __4__
« » 2015
Составила:
Носова Н.В.
.
Срок освоения программы
1 год
2015-2016г.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить.
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Овладение дошкольниками разнообразными способами лепки дает им возможность создавать изображения предметов и явлений действительности, помогает творчески выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям.
В процессе занятий тестопластикой осуществляются различные стороны воспитания.
Занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников. В процессе самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, в этом учувствуют зрение, осязание, мелкая моторика рук. Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его мыслительная деятельность и развитие речи. Совершенствуется способность анализировать от боле общего различия до дифференцированного. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, крепче закрепляется в сознании.
Так же занятия лепкой способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. /форма, цвет, величина, положение в пространстве/
Лепка способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.
Актуальность программы:
Занятия тестопластикой оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Эта деятельность может быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит, выражает свою оценку, свое отношение. В работах заключен творческий замысел, глубокие чувства и переживания детей.
Коллективные занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Учат справедливо и благожелательно оценивать работы товарищей, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Для создания любого предмета необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть навыками общения с тестом, а также овладеть умениями лепить предмет той или иной формы и строения. Из этого следует, что Тестопластика включает в себя и трудовое воспитание. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Эта деятельность является средством развития и таких качеств, как сознательность, целенаправленность, самостоятельность в выполнении работы, настойчивость, умение довести начатое до конца, аккуратность, умение заняться полезным делом.
Особое значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий тестопластикой с разнообразными играми, познавательной деятельностью /напр.: создание изображений и изделий для игры в магазин, дом и т.д. (посуда, овощи-фрукты и пр.)./.
Т.о. использование в работе с детьми соленого теста способствует их всестороннему развитию, так как работа с тестом развивает мелкую моторику рук соответственно речь, мышление, а так же включает в себя все стороны воспитания: сенсорное, эстетическое, нравственное, трудовое.
Цели и задачи программы:
Цели:
обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.
Задачи:
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
• развивать творческие способности, фантазию, воображение.
• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе.
• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Принципы формирования программы:
Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
Принцип обогащения сенсорного опыта.
Последовательности и систематичности.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Технологии:
Игровое обучение
Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Формы:
Индивидуальные
подгрупповые
групповые.
Средства:
соленое тесто
стеки
доски
кисти
краска гуашь
шаблоны
Значимые характеристики программы
Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Она предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы с детьми. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Содержание деятельности по освоению программы
Образовательные:
- знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- учить соблюдать правила техники безопасности;
- учить стремится к поиску, самостоятельности;
- учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за
собой.
4
Отличительная черта программы:
Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста.
Описание основных приёмов, методов программы
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция;
3.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- математикой;
- развитием речи;
- художественной литературой.
Принципы реализации программы
- Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится, как игра.
- Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
- Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
- Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.
Методы и приемы обучения
- Наглядные – показ тематического материала, экскурсии, наблюдения.
- Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных играх.
Форма обучения:
1.Методическое обеспечение – программа, литература.
2.Обеспечение практическим материалом – мука, соль, инструментарий, различные украшения.
3.Создание развивающей среды.
4.Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.
Структура занятий
- Сюрпризный момент.
- Постановка задачи.
- Нахождение путей решения поставленной задачи.
- Показ техники выполнения работы.
- Физкультразминка.
- Выполнение работы.
- Итог занятия.
Перспективное планирование по работе кружка
Средней группы
Сентябрь | ||
1.Знакомство с замешиванием соленого теста, материалами и инструментами для работы |
Познакомить с организацией рабочего места, культурой труда. | |
2.Ветка рябины | Упражнять детей в умении лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение. Развивать мелкую моторику пальцев рук Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание). | |
ОКТЯБРЬ | ||
1.«Вводное понятие» | Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Виды и назначение теста. | |
2. «Листок с божьей коровкой» | Познакомить детей с понятием «Тестопластика», познакомить с изготовлением простейших поделок из теста. Заинтересовать детей изготовлением поделок из теста. | |
| Повышать интерес детей к изготовлению поделок из теста. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
| Продолжать учить детей мастерить поделки в технике лепки из соленого теста. Познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием с помощью воды. | |
НОЯБРЬ | ||
1.«Ежик» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок из теста. Продолжать учить передавать форму и строение предмета. | |
2.«Курочки в гнезде» | Продолжать знакомить с разными приемами и способами в тестопластике. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
| Учить создавать образ собачки. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
| Совершенствовать приемы работы лепки из соленого теста. Развивать мышление, фантазию. | |
ДЕКАБРЬ | ||
1.«Снеговик» | Продолжать знакомить со способом лепки в тестопластике, обогащать технические приемы работы. | |
2. «Зима нарядила природу в невиданные наряды» | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Использовать холодную гамму цветов для передачизимнего колорита. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
| Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Развивать стремление качественно выполнять задания. | |
| Учить лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра путем надрезания стекой и дополнения деталями. Показать возможность передачи движения фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног. | |
ФЕВРАЛЬ | ||
1.«Портрет» | Учить детей мастерить, совершая при этом большое количество операций. Развивать умение использовать разнообразный материал. | |
2. «Поляна сказок» | Закреплять навыки изготовления игрушек. Формировать настойчивость, развивать умение получать удовольствие от полученного результата своего труда. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. | |
3. «Коты на крыше» | Способствовать закреплению интеллектуальных навыков. Развивать представление, воображение, фантазию. Учить составлять композицию. | |
| Способствовать дальнейшему развитию навыков планирования работы. Совершенствовать умения делать композицию. Воспитывать любовь к птицам. | |
МАРТ | ||
1.«Корзина с цветами» | Познакомить детей с приемами работы, закрепить приобретенные умения и навыки, развитие умения сотрудничать в ходе коллективной работы. | |
2. «Подсвечник» | Учить детей делать подсвечник. Воспитывать настойчивость, прививать любовь и заботу к мамам и бабушкам. Познакомить с использованием в лепке бросового материала. | |
3. «Рамка» | Продолжать учить детей создавать поделки, получать удовольствие от конечного результата. Развивать эстетический вкус. | |
| Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение планировать этапы работы, развивать навыки самоконтроля, мелкую моторику пальцев рук. | |
АПРЕЛЬ | ||
1.«Бусы» | Закреплять умение работать с тестом. Формировать навыки коллективного труда | |
2. «Жили-были дед и баба» | Учить детей использовать рисунок в качестве образца. Формировать самостоятельность при выполнении. Умение использовать различные приемы в работе. | |
3. «Хозяюшка» | Воспитывать доброжелательное отношение в процессе работы над картиной. Развивать эстетический вкус, любовь к живой природе. | |
| Продолжать развивать самостоятельность. Умение использовать различные приемы в работе, продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
МАЙ | ||
1.«Медальон Корзина с фруктами» | Закреплять умения и навыки в изготовлении фруктов. Формировать настойчивость в достижении поставленной цели. | |
2. «Петух» | Продолжать знакомить с разными приемами и способами в тестопластике. Развивать творческое воображение. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3. «Лев» | Продолжать учить детей анализировать поделку. Формировать устойчивый интерес к данному виду труда. Развивать эстетический вкус. | |
| Укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время выполнения совместных действий. Уточнить и закрепить знания детей о свойствах теста. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Способы проверки результатов
- Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.
- Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)
Материалы и инструменты для работы с тестом:
Скалки, формочки для печенья, стеки, ситечко, чесноковыжималка, рельефные пуговицы, расческа, зубочистки, монеты, медальоны, пробки и прочие различные вещицы с интересным рельефом, нитки, бисер, пайетки, глазки, мука, соль, краски, кисти и т.д.
Форма обучения:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия зависит от возрастной группы:
- Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.
Ожидаемые результаты работы кружа:
1.Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.
2.Развитие творческих способностей детей.
3.Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.
Способы проверки результатов:
1.Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.
2.Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)
Результативность кружковой работы:
«Тестопластика»: Изготовление поделок требует от ребѐнка ловких действий и, если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всѐ это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с тестом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
Методическое обеспечение:
1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.
4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.
7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просве
щение», 1985 -140 с.
10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.
11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект нод по тестопластике в старшей группе "Солнечный цветок"
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на...
конспекты занятий нод по тестопластике в старшей группе .
Занятия по тестопластике с использованием разнообразных методов и приёмов в старшей группе ....
План работы кружка по тестопластике в старшей группе
Представляю план работы кружка по тестопластике в старшей группе. Почему я выбрала тестопластику? В первую очередь потому, что "тесто" доступно всем, ингридиенты для его приготовления есть на ку...
Конспект занятия по тестопластике в старшей группе на тему "Чудо-цветы".
Конспект занятия по тестопластике в старшей группе на тему "Чудо-цветы".Программное содержание: Увлечь детей тестопластикой, её возможностями. Научить детей наносить рисунок на подготовленн...
Конспект НОД по лепке (тестопластика) в старшей группе тема «Рязанский оберег»
Конспект НОД по лепке (тестопластика) в старшей группе тема «Рязанский оберег»...
Программа кружка «Тестопластика» в младшей группе «Лесная сказка» на 2019-2020 учебный год
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....