Программа кружка "Тестопластика" в детском саду
методическая разработка по аппликации, лепке по теме

Сидорова Ольга Александровна

Методическая разработка программы кружка "Тестопластика"  в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Тестопластика".docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

     

Введение

   Программа кружка   основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством (Приложение 1).

  Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

 Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

  Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  детей с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным

   Важное  воспитательное  значение  народного искусства  неоднократно подчеркивала  в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование  народного искусства в детском саду никогда не было  только  случайным побуждением или  модой, а всегда  выступало в тесной связи  с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом  способствовало  народное искусство.

   Так же,  важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании,  отмечали многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного  творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова и  др.). Они убедительно показывают,  что ознакомление с произведениями народного  творчества,  побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова,  Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

   Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и  различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому  раскрытию изучаемой  темы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цели:

1)  образовательные:

    расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

    освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

2) развивающие:

    развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.

    раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

  1. ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  2. информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам
  3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми
  4. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению
  5. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

  1. формирование представлений о народных  промыслах
  2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура
  3. овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов
  4. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  5. обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
  6. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. развитие интереса к изучению народных промыслов
  2. повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ
  3. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  4. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  5. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций
  6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
  4. стремление к  поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости  качественного выполнения образа

    конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера

  1. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре
  2. самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

2 младшая группа:

  1. отделять от большого куска небольшие  комочки
  2. раскатывать  комок теста  прямыми движениями;
  3. раскатывать комок теста круговыми движениями;
  4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  5. соединять концы;
  6. сплющивать между ладонями комок теста;
  7. соединять 2-3  знакомые формы;
  8. защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средняя группа:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание  края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. пропорции;
  8. оттягивание части от основной формы;
  9. сглаживание поверхности формы;
  10. присоединение  части;
  11. прижимание;
  12. примазывание;
  13. вдавливание для получения полой формы;
  14. использование стеки.

Старшая  группа:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. лепка из целого куска;
  4. сглаживание поверхности формы;
  5. устойчивость изделия;
  6. выразительность образа;
  7. динамика движения;
  8. лепка из нескольких частей;
  9. пропорции;
  10. роспись;
  11. налепы;
  12. углубленный рельеф;
  13. использование стеки.

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3  раза в год.

    Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.

    Все это способствует успешной  работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует  овладению  навыками  учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково Тверской области

Примерная образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково. В основе ее комплексная программа авторского коллектива Т.Н. Дороновой  "Из детства в отрочество"...

Программа развития детского сада

Программа Развития для малокомплектного сельского детского сада...

Программа сотрудничества детского сада и семьи «Вместе с ребёнком»

В современной педагогике накоплен большой практический опыт взаимодействия с семьёй: методики изучения семей, технологии организации родительских собраний, проведения дней «открытых дверей» и досугово...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...